... минском Большом "
" ставили ... изумительны были все -
, Брунгильда, Меме, Вотан ...
"Зигфрид" Софийского театра хорош невероятно - и голосами, и режиссурой, и новаторскими декорациями-костюмами. И, хотя обычно я не отдыхаю летом, обдумываю, не слетать ли в Болгарию в конце июня, когда тот же Пламен Карталов на местной сцене покажет все четыре оперы "Кольца Нибелунгов". В минском Большом "Зигфрида" ставили впервые, поэтому во всех смыслах было событие, даже не верится, что я такое сумела увидеть и услышать... Даже не смогу ответить на вопрос, кто впечатлил, поскольку изумительны были все - Зигфрид, Брунгильда, Меме, Вотан, Альберих... ну вот, я уже просто перечисляю... но ведь и в маленьких ролях Эрды и птички певицы сумели блеснуть - как же не перечислить... Не знаю, где Карталов собрал такой блестящий состав. Дирижер был немец, Эрик Вахтер.
Количество драгоценностей минимум втрое превышало обычное, количество женских брюк, напротив, было почти нулевым. Платья начинались от кэжуал и заканчивались практически бальными в пол. Немало было локонов, море клатчей (как положено, без ручек), а что особенно приятно - духи в разумном количестве. Очень понравилась мне красивая девушка сложения валькирии - высокая и крупная - на ней было черное платье в пол с кожаным корсетом, черные волосы локонами струились по спине. У ее спутника в "плюшевом" костюме, когда он убирал длинные пушистые волосы за ухо, блеснула серебряная необычная серьга на ушной раковине. И еще видела двух девушек в платьях из той коллекции БЦМ, которая мне особенно понравилась - отлично смотрелись.
В туалете, как всегда, напевали арии и сравнивали - это как всегда привело меня в восторг.
Из категории "очевидное-невероятное" - сзади нас (т.е в партере в 4 ряду) сидели две тетушки лет по 60. Они "жгли" еще до начала, пока вслух читали программку, ухитряясь переврать все имена и удивляясь содержанию оперы (особый шок у них был, когда они узнали, что "Зигфрид" - всего лишь третья часть :)). Потом до середины увертюры (пока Иван не обернулся) обсуждали детей, которые не так строят квартиры и не так в них живут. Потом выяснилось, что им не нравится - слишком длинно.
- Какой кошмар! Кошмар какой! - трагически шептала одна, пока все апплодировали, - кто мог знать, что это на 4 часа? Как долго, ужас, просто ужас, как долго
- Не понимаю, зачем такие длинные оперы делать, - согласилась другая, - ну час, ну два, но тут сколько же можно. Кошмар!
Певцы вышли, тетушки достали очки
- А вон та баба, она валькирия, да? - поинтересовалась одна
- Какая?
- Ну вон та, рядом с той бабой, которая богиня
Рядом с Эрдой стояла Брунгильда
- Нет, не валькирия. Она так.
- А какая валькирия?
- Другая какая-то. Может, в другой опере, мы же читали, там этих опер четыре штуки. Там где-нибудь валькирия.
... пойдем на "
". Мне уже ...
Осталась всего неделя - и мы пойдем на "Зигфрида". Мне уже спокойно не сидится, я вся в предвкушении, мне даже котькин день рождения хочется "промотать", чтобы скорее перейти к опере. Вагнер - он... он... он как Ницше, который все равно один, хотя есть много изумительных философов, как "Черная книга Арды" со всеми ошибками Мелькора, как Гумилев, которого некоторые "одаренные" ухитряются "перерасти", он не хуже и не лучше, он просто единственный.
Я помню, как в первый раз услышала отрывок из "Кольца". Вроде бы, не была дикой девочкой из глухих лесов: дома звучала классика, меня водили в консерваторию и зал Чайковского по абонементам, я уже училась в музыкальной школе, казалось бы, слух подготовленный и даже избалованный шедеврами типа "Лебединого озера". Но это было откровение. Ощущение было такое, как будто сердце пронзили мечом - и дальше может происходить, что угодно - сердце никогда не станет прежним, останется шрам, останется фантомная боль, останется память. Потом я прогуливала музыкальную литературу, когда проходили биографию и творчество композитора. Учительница у нас была очень тактичная женщина. Она меня поймала где-то в коридоре и тихо спросила, что случилось. Я не помню, каких глупости наговорила. У меня тогда не было слов, чтобы объяснить правду - я не выдержала бы процесса познания. Сбивчивых ответов по вехам жизни. Прослушивания кусочков произведения, остановок (ОСТАНОВОК!!!) и технического разбора мелодий. Проверочного диктанта.
Вагнер навсегда остался для меня цельным. И особенным.