Идея роликов возникла, когда подруга попросила меня немного подсобить с не традиционными для ульпана текстами для чтения. Плейлист "актуалия" предназначен не для начинающих, а длятех, кто уже читает без огласовок, но не уверен в себе, или не понимает смысл прочитанного пока еще. Я планирую и другие тексты, и форматы, но в этом будет смысл, только если будут подписчики и активность. В общем, кому интересно, подписывайтесь.
Путь веры избрал я, законы Твои поставил (пред собой).
Праздник Симхат Тора отличает особенная радость, основанная на исполнении заповедей Торы. В дни праздника традиционно читают книгу Коhелет (Екклесиаста) и обязательно Теhилим (Псалом) 119 (118). Рассмотрим сегодня один из замечательных стихов Теhилим 119:30. В синодальном переводе этот стих звучит так: «Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои.» (Пс.118:30) Слово «истина» на иврите произносится, как אֱמוּנה (эмуна) и означает верность, надёжность, доверие. Итак, в оригинальном тексте речь идет о пути доверия или, по-другому, веры Господу.
Следующее слово, на которое стоит обратить внимание, - מִשְפָט (мишпат). В синодальном издании это слово, перевели, как «суд», а в переводе Сончино, как «закон». Слово מִשְפָט (мишпат) имеет ряд значений: суд; правосудие, справедливость, правда; закон, устав; приговор, постановление (суда), осуждение. При анализе контекста стиха и значения слова מִשְפָט (мишпат) становится очевидным, что речь идет о том, что псалмопевец оценивает свою веру, исходя из того, как он их исполняет: будет ли его стиль жизни попадать под осуждение Божьей Торы, или под благословение и блаженство от ее исполнения. Также стоит обратить внимание на слово שוה (шава), которое обычно переводят, как «ставить перед собой», но более точное значение этого слова - быть равным, быть похожим, уравниваться, сравниваться, быть равным, быть подобным. Давид стремится равняться на заповеди Божьего Царства, делая свою жизнь подобной заповедям Божьим. Другими словами, псалмопевец отождествляется с законом Божьим и это считает путем веры. Он не стремится жить своими откровениями, снами, видениями или желаниями. В первую очередь он стремится отождествляться с тем, что Господь сказал о Себе через заповеди. Таким образом, псалмопевец соединялся с Господом в Духе Святом. Через заповеди мы прилепляемся к Божьему естеству, и Руах hаКодеш (Дух Святой) дает нам возрастание во всяком познании и чувстве, которые даются нам в процессе нашего отождествления с Его Торой. Об этом молился рав. Шауль, говоря:
9.И вот о чём я молюсь: чтобы ваша любовь всё больше и больше возрастала в полноте познания и глубине проницательности,
10.чтобы вы могли распознавать лучшее, и, таким образом, были чисты и неповинны в День Мессии,
11.наполнены плодами праведности, приходящей через Мессию Йешуа, - чтобы Бог был прославлен и превознесён. (Фил.1:9-11)
Псалмопевец стремился распознавать лучшее и отождествляться с ним, а это, в свою очередь, давало возможность Всевышнему преображать личность, принося, таким образом, достойные плоды через его жизнь, прославляющие Мессию. Иешуа Мессия сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Иоан 14:15) Любовь – это вершина отождествления. Любящий живет уже не для себя, а для личности, ради которой он готов совершать подвиг веры. Будем верить, будем отождествляться с Иешуа, исполняя Его заповеди.
Чтобы больше узнать о том, как созидать место пребывания имени Божьего, вы можете прочесть следующие места Писания: Второзаконие 11, Псалом 118, Иоанна 15.
И построил этот дом имени Г-спода, Б-га Исраэйлева
Во время праздника Суккот мы живем в шалашах, чувствуя холод, ветер, дождь и другие внешние воздействия, от которых обычный дом нас защищает. Порой, живя в прочных домах, мы приобретаем ощущение надежности и стабильности. Через Суккот мы возвращаемся к реальности. В этом мире все крайне нестабильно, только Господь и Его Слово дают реальную стабильность и уверенность, которая строится на Его слове. Он - Царь жизни и всего творения! В Нем мы можем чувствовать себя стабильно даже в сукке. Мы вспоминаем, что в течение 40-а лет наши праотцы жили в шалашах, находясь под постоянным покровом Божье славы. Целое поколение жило в шалашах, питалось манной, пило воду из скалы ради нашей уверенности в Господе. Глядя на их жизнь, мы понимаем, что мы в безопасности, когда следуем за Мессией, ища Его Царства и правды его. Именно для этой цели Мошэ вывел сынов Израиля. Они вышли из Египта для того, чтобы стать народом царей и священников, ищущих правды Царства Божьего. Иешуа также вдохновляет нас удаляться от греха через поиск Его царства.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Матф.6:33)
Суккот напоминает нам цель нашей жизни. Наша жизнь подарена Господом не для мучения от того, что у тебя чего-то нет или тебе чего-то сильно хочется. Господь дал нам временные тела, чтобы мы взыскали Его вечного Царства. Царь Давид и Соломон понимали это. Они стремились построить дом имени Господа Израилева. В языческой традиции богу строили дом, подобно как если бы он был человек. В случае со Всевышним – это невозможно. Его не вмещает вселенная! Земля – песчинка перед Ним! Поэтому Соломон говорит: Я построил дом имени Господа Бога Израилева. Соломон построил дом, который должен был напоминать Израилю имя Господа. Сегодня многие люди сосредоточены на поиске особенного, тайного имени Божьего. Но царь Давид по вдохновению от Духа сказал великую истину:
Поклонюсь храму святому Твоему и восславлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, потому что возвеличил Ты слово Твое больше имени Твоего. (Пс 137:2)
Слово о Царстве Божьем (Тора) выше любого имени, с которым Господь открывался Израилю. В данном случае имя имеет значение Божьего характера. Тора описывает характер Всевышнего. Без Его заповедей мы не могли бы понять, как любить Господа и ближнего. Оказывается, Иерусалимский храм был построен для того, чтобы, возвеличив слово Божье, вдохновить народ Израиля на живое общение с Господом. Ведь храм должен был быть домом молитвы для всех народов.
В эти дни мы сооружаем храм в виде шалаша. Этот храм не выглядит грандиозно и величественно, но у него есть одно из важнейших достоинств: он возведен по слову Божьему, а значит, имя Всевышнего пребывает в нем. А для нас открыто живое общение с Господом Израиля. Хаг Суккот самеях!
Чтобы больше узнать о том, как созидать место пребывания имени Божьего, вы можете прочесть следующие места Писания: 3 Царств 8, Захария 14, Римлянам 15.
Веселитесь, язычники, с народом Его; ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою [и] народ Свой! (Втор.32:43).
В переводе Сончино и Давида Йосифона в этом месте говорится: Прославьте народы, народ Его, ибо за кровь рабов Своих отомстит он, и мщение совершит над врагами их, и искупит землю Свою и народ Свой. (Дварим 32:43)
Для слов, переведенных как “веселитесь” и “прославьте”, на иврите используется слово רנן (ранан) - кричать (от радости или от горя), восклицать, ликовать, вопиять, рыдать, восклицать, провозглашать. Итак, слово רנן (ранан) описывает принятие всем сердцем радости и горя, как отдельной личности, так и целого народа. Это слово говорит о соучастии и близком контакте с народом Израиля в том, что делает Всевышний. Призыв Мошэ относится к другим народам и вдохновляет их стать соучастниками в славной истории Израиля и в том спасении, о котором стоит веселиться, и о тех скорбях, которые необходимо пережить, чтобы совершать свое спасение. Также слова Мошэ сродни тому, что сказала Рут, когда выразила свою веру и посвящение Богу Израиля и Его народу. Рут поверила Богу Израиля и решила совершать свое спасение. Могла ли Рут пройти путь доверия Господу Израиля, если бы сказала: Твой Бог будет моим Богом, но твой народ не будет моим народом? В таком случае она бы приняла только одну часть Евангелия – принятие Бога Израиля. Но такой подход выглядел бы полнейшим абсурдом: любить Бога и равнодушно относиться к Его народу. Это подобно тому, что говорить о любви к Богу и в то же время ненавидеть своего ближнего. Сегодня многие хотят просто верить в Бога, не вспоминая о Боге Израиля, или верить в Господа, но не вспоминая о Господе Израиля или в Христа (Мессию), не вспоминая о Мессии Израиля. Но как можно веселиться о Господе, не радуясь вместе с Его народом? Бога Израиля невозможно оторвать от Его народа, поскольку Он подарил путь спасения, через Свой народ. Потому веселиться о Боге Израиля возможно только, подключаясь к веселию Его народа. Также прославлять Бога Израиля верующий может только через прославление Мессии в контексте народа завета. При рождении Мессии, пророк Шимон сказал:
28. Шимон взял его на руки, произнёс браху Богу и сказал: 29. "Теперь, Адонай, согласно Твоему слову, Ты отпускаешь своего слугу с миром; 30. ибо я видел своими глазами твоё Йешуа (Спасение),
31. которое Ты приготовил перед лицом всех народов – 32. свет, который принесёт откровение гоим и славу Твоему народу Израилю"
(Луки 2:28-32)
Мошэ говорил это откровении о Мессии, приносящее спасение народам и радость вместе с народом Израиля. Язычники должны прославлять Бога за народ, который Он создал для их спасения. Мы прославляем Бога за Мессию, Тору, за Авраама, Исаака, Иакова, Мошэ и многих других, через верность и служение которых мы спасаемся от Божьего гнева. Это понимала Рут и Раав и не осталась постыженными. Понимает ли сегодня это современный верующий?
Чтобы больше узнать о том, как радоваться вместе с народом Израиля о Мессии, вы можете прочесть следующие места Писания: Второзаконие 32, Руфь 1, Римлянам 15.