... реки Поли,
имело благоприятные ... большое крестьянское поселение
Это урочище сейчас связывают с полуразрушенной церковью - Рождества Христова, построенной помещиком А.К. Поливановым в середине XIX века в деревне Илкодино. После крестьянской реформы 1861г. село быстро развивалось, поскольку оно было расположено на оживлённой в то время дороге «Коломенка», совсем недалеко от переправы через Клязьму. В конце XIX в. здесь проживали 210 мужчин и 249 женщин. В селе имелись постоялый двор, почтовая станция, торговые и питейные заведения. В престольный праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе устраивалась богатая ярмарка. Церковный приход состоял из деревень Селищи, Передел и Мишунино. Располагаясь на торговом тракте недалеко от реки Поли, Илкодино имело благоприятные перспективы для развития хозяйственной деятельности и процветания жизни сельчан. Но в 1953 году в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех жителей села вынудили переселиться в другие места.
Дальнейшее описание взято с сайта http://www.shaturyane.ru/
Село Илкодино находилось в 55 верстах от губернского города и в 50 верстах - от уездного. Оно расположилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый.
Через некоторое время совершенно неожиданно из-за леса показался полуразрушенный храм в честь Рождества Христова. Наш автобус въехал в бывшее село Илкодино. Картина порушенной церкви была удручающей...
Совсем иная картина представилась известному русскому писателю-народнику Николаю Николаевичу Златовратскому. В 1864 году он был направлен Владимирским губернским комитетом по крестьянскому делу для оказания населению деревень Покровского уезда помощи по землеустройству.
Писатель вспоминал, как оказавшись на правом берегу Клязьмы, он был буквально очарован красотой окрестностей широкой и быстрой в этих местах реки и, как во сне, проехал по дороге мимо пахучего разнотравья заливных лугов и углубился в вековой лес Мещёрского края. Через несколько вёрст из-за леса показались золотые главы Храма Рождества Христова, на пути лежало большое крестьянское поселение Илкодино.
После постройки церкви в селе была открыта школа, в двух верстах от села на реке Поле была построена новая мельница.
К концу XIX-го века село намного выросло, шла бойкая торговля, были открыты питейные заведения, постоялый двор со сменой лошадей для проезжего люда из Владимира и обратно.
Местность, которую занимал Илкодинский приход по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане «Ловчего пути», изобиловала лесами и была слабо заселена. Правительство, по местному преданию, разрешало здесь селиться беглым от помещиков крестьянам, посему население здесь составилось из различных элементов. В переписных книгах 1705 года за окольничим Семёном Фёдоровичем Толочановым записаны - деревня Илкодино и Мишунино, в первой 45 дворов - 127 душ мужского пола, во второй: 14 дворов - 76 душ.
Образование Илкодинского прихода относится к концу первой половины XIX-го века. До 1843 года деревни, составившие Илкодинский приход, были приписаны к церкви села Николы-Пустого поля, но дальность расстояния от приходской церкви (12 вёрст) побудила жителей позаботиться о постройке отдельного храма. Местом для храма была выбрана деревня Илкодино.
Каменный храм начали строить в 1841 году на средства помещика Александра Константиновича Поливанова, при финансовой поддержке хозяина Мишеронского завода Семёна Григорьевича Костерёва и на пожертвования жителей окрестных деревень. Храм строился, не хватало средств, снова были внушительные взносы А.К. Поливанова и С.Г. Костерёва.
В 1843 году деревня Илкодино была переименована в село Илкодино. Начались первые службы в новом храме, хотя полностью постройка его была закончена в 1851 году.
Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма, композиция - трёхчастная осевая, односветный четверик церкви был перекрыт купольным сводом с люкарнами (люкарна - оконный проём в купольном покрытии), изначально увенчивавшимся декоративной главкой. С востока к храму примыкал полукруглый алтарь (алтарь - вся восточная часть храма, отделённая иконостасом), с запада примыкала двухпридельная трапезная и колокольня. Декоративное убранство было весьма сдержанно, боковые фасады украшены пилястровыми портиками.
В храме было устроено три престола: главный - в честь Рождества Христова (освящён в 1851 году), в тёплой трапезе - в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы (освящён в 1844 году) и святого Николая Чудотворца (освящён в 1846 году).
Утварью, ризницей и святыми иконами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон наиболее значительными были:
икона Нерукотворного Образа
икона Знамения Пресвятой Богородицы
икона Спасителя
икона Божьей Матери
Ризы на этих иконах были серебряные вызолоченные. Первые две иконы пожертвовал Александр Константинович Поливанов; риза на иконе Спасителя была сделана в 1788 году, а на иконе Знамения в 1769 году. Заслуживала внимание довольно большая картина, изображавшая пригвождение Иисуса Христа к столбу для бичевания; писана была эта картина с итальянского оригинала человеком Поливанова - крепостным Бухвостовым. За свой труд живописец был отпущен помещиком на волю.
ИЛКОДИНСКИЙ ПРИХОДВ храме Рождества Христова причта по штату было положено: священник, дьякон и псаломщик. На их содержание получалось:
а) процентов с причтового капитала - 38 рублей;
б) от земли пахотной и сенокосной - до 50 рублей;
в) от службы и требоисправлений - до 850 рублей;
г) от хлебного сбора с прихожан - до 50 рублей,
а всего - до 1000 рублей в год.
Дома у членов причта были собственные на церковной земле.
Земли при церкви было: усадебной - около 2 десятин, пахотной - до 18 десятин и сенокосной - 13 десятин.
Приход состоял из села Илкодино и деревень: Мишунино (6 вёрст от церкви), Селищи (4 версты), Передел (7 вёрст), в которых по клировым ведомостям числилось 778 душ мужского пола и 896 женского ...
Выше я отметил, что местность, которую занимал Илкодинский приход по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане Ловчего пути. Чтобы пролить свет на это понятие, коснусь вкратце истории охоты на Руси.
Кратчайший путь к церкви лежит от Мишеронского и составляет 13км и два с половиной часа пешей неспешной прогулки по широкому песчаному грейдеру туда, и соответственно столько же обратно. Это идеальный вариант для тех, кто хочет взять тайник одним днем. Благо электрички до Шатуры и автобусы до Мишеронского ходят довольно часто. Однако, если вы решили провести в Мещере больше времени, и выбрали другой, более длинный путь, то имейте ввиду, что мост через Клязьму в Костерево принадлежит военным, и они его время от времени закрывают, если не хотите испытывать судьбу – переходите Клязьму под Петушками. Если же вы решили подойти к церкви с востока, со стороны Владимирской области, то имейте ввиду, что мост через Полю находится по дороге в Селищи, в остальных же местах – броды. Глубина, в зависимости от времени года и осадков, варьируется от “по щиколотку” до “по грудь”.