Поэт Евгений Долматовский выступает перед советскими воинами у Бранденбурских ворот в Берлине, 1945 год. Фото: Евгений Халдей / ТАСС Всю войну Евгений Халдей прошел с фотокамерой в руках. Снимки военкора ТАСС фигурировали в качестве обвинительных документов на Нюрнбергском процессе. В петербургском Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО развернута персональная выставка классика советского репортажного снимка, военного корреспондента Фотохроники ТАСС Евгения Халдея, приуроченная к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. В экспозицию включены уникальные материалы из фондов РОСФОТО и личной коллекции дочери фотографа — Анны Халдей.
Евгений (Ефим) Халдей родился в 1917 году в Юзовке (ныне Донецк). Первый снимок он сделал самодельной (из картона) камерой в 13 лет, а 18-летним уже печатался в украинских газетах. Вскоре его снимки появились и в московских изданиях. Халдей снимал великие стройки социализма (Днепрострой), передовиков и новаторов производства (Алексей Стаханов), жизнь и быт советских граждан. Настоящая известность к нему пришла во время Второй мировой, когда Халдей стал военным фотокорреспондентом.
Руины сгоревшего Мурманска. 1942 год. Первый снимок, открывающий экспозицию «Знамя Победы», автор назвал «Завтра была война». Сделан он 21 июня в лермонтовских Тарханах: на фоне закатного неба, с тяжелыми, как танки, нависающими над храмом тучами, стоит (спиной к зрителю) обыкновенная русская женщина, усталая, опустив натруженные руки. Следующий снимок датирован 22 июня: москвичи слушают сообщение Молотова о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Фотографию разрушенного до основания Мурманска Евгений Ананьевич сопроводил подписью: «Зачем война?» Так назовет он и снимок, сделанный в мае победного 45-го в поверженном Берлине: у разрушенного дома отдыхают от долгих скитаний по дорогам войны два пожилых немца, слепой и его поводырь.
Севастополь. 12 мая 1944 года. — Фронтовые корреспонденты — те же солдаты, — сказала приехавшая на вернисаж дочь легендарного фотографа Анна Халдей. — Они находились в равных условиях с пехотинцами, моряками, летчиками, а иногда и в более сложных — летящие на задание самолеты папа снимал, забравшись в бомболюк. У них на касках не было написано «Пресса».
Снимал Халдей и бои за Крым. Снимал освобождение полуострова. Одна из фотографий, сделанная в освобожденном Севастополе, не публиковалась по цензурным соображениям более 60 лет. Назвал ее Евгений Ананьевич «Снова жизнь»: улыбающиеся мужчины и женщины в купальных костюмах загорают на руинах города-героя.
Снимал Халдей в Болгарии (вот Ванга обнимает советского солдата-освободителя), в Югославии, Венгрии, Австрии. Снимал на Ялтинской и Потсдамских конференциях. Снимал героев и рядовых, военачальников и политических деятелей — Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта.
Фотографии Евгения Ананьевича фигурировали в качестве обвинительных документов на Нюрнбергском процессе. И там он, разумеется, тоже снимал.
Евгений Халдей. Фото: Валентин Мастюков / ТАСС Военный архив Халдея насчитывает свыше 6 тыс. снимков. Самый, пожалуй, известный вошел в историю как «Знамя победы над Рейхстагом». Анна Халдей рассказала историю ее создания:
— Папу называли фотографом Победы. К концу войны он не возвращался из командировок без снимков с флагами над освобожденными или взятыми городами — Новороссийском, Керчью, Севастополем. У отца зародилась мечта: запечатлеть красный флаг над поверженным Берлином. И такой случай представился.
«Флаг Победы» (так правильнее было бы назвать снимок) — это такая самосочиненная папой фотография. Он прилетел в Москву из Вены и узнал, что завтра утром ему лететь в Берлин. А так как с текстилем, вообще с любым, в Москве были большие проблемы, Халдей отправился в Фотохронику ТАСС, где, как он помнил, были красные сатиновые скатерти — ими во время всевозможных собраний и заседаний покрывали столы. «Дай мне три скатерки на время. Я верну», — попросил он завхоза Григория Любинского. Тот усомнился в последних словах — и правильно сделал. Тогда папа купил их у него за две бутылки водки.
Наш родственник, портной Израиль Кишицер, у которого папа в то время жил в Леонтьевском переулке, за ночь сшил три флага. Звезду, серп и молот папа собственноручно вырезал из простыни. Утром 2 мая 1945 года он обернул флагами свое тело и — на самолет.
Первый флаг Халдей установил на крыше аэродрома «Темпельгоф», второй — на Бранденбургских воротах, третий — на Рейхстаге. К тому времени там уже было много разных флагов. Как потом говорили, не меньше сорока. Это и понятно. Не только каждый генерал, но и каждый солдат мечтал водрузить свой.
У Бранденбургских ворот. 1945 год. В окрестностях Рейхстага еще шел бой. Папа пробрался в здание и остановил первых встретившихся ему солдат, попросил помочь. Самопроизвольно команда подобралась интернациональная: киевлянин Алексей Ковалёв, дагестанец Абдулхаким Исмаилов и минчанин Леонид Горичев.
Поднялись на крышу. Купол еще горел. Хорошую точку для съемки удалось найти не сразу. Чтобы Ковалёв ненароком не свалился вниз, его за ноги придерживал Исмаилов. Халдей стоял на самом краю крыши, и щелкал, щелкал, щелкал затвором камеры. Отснял две кассеты. Спустились вниз, вышли на улицу. Папа посмотрел туда, где они только что были, увидел свой флаг и понял: не зря рисковали!..
Знамя Победы над Берлином. 1945 год Читай ещё
Репортаж военкора
Оружие особого рода.
ertata