Xануман — сын бога ветров, один из самых могущественных предводителей обезьяньего рода. Его верность Раме вошла в, поговорку, и Ханумана считают символом верности и самоотречения.
< ...
Три огромные фигуры, рядом с которыми живые люди кажутся карликами (верхний снимок), — это картонные изображения трех главных демонов «Рамаяны» («десятиглавого» Раваны, в центре, Мепсданы и Кумбхакарны), играющие заметную роль в индийском празднике Дасахра, символизирующем победу добра над злом. После торжеств, посвященных богине Дурге, которая помогла Раме в его борьбе против Раваны, праздник завершается сояокением чучел, начиненных пиротехническим веществом, вспыхивающим от огненных стрел Рамы.
Эпические поэмы Древней Индии — это не только повествования, полные романтики и трагизма, не только средоточие философских и моральных учений; в не меньшей степени это и замечательные поэтические произведения, лиризм которых проявляется в описании красивой природы: прекрасного, полного тайн мира животных и бесконечного разнообразия цветов, растений, деревьев.
Поэтому для художников и скульпторов многих стран эти поэмы издавна служили неиссякаемым источником вдохновения. Эта цветная репродукция — миниатюра художника XVIII века, иллюстрировавшего персидский перевод «Махабхараты». На ней изображена отдыхающая в летнем саду прекрасная Дамаянти, которая пленила сердце несравненного царя Наля. Рассказ о злоключениях, выпавших на долю этой четы, — один мз самых замечательных и широко известных эпизодов «Махабхараты».
Кумбхакарна - ракшас великан, который очень долго спал, затем много ел. С большим трудом был разбужен Раваной и от безысходности принял участие в битве с Рамой. На поле боя он был очень силён, поедая кучки обезьян и давя их своими ногами. С ним пытались сражаться Хануман, Нала, Нила, Ангада и Сугрива, но все они не могли справиться с мощью великана. Тогда сам Рама решился вступить в бой, достав свой лук Коданду с неиссякаемыми стрелами, и войско ракшасов начало быстро редеть. Осознав это, Кумбхакарна направился к нему, но, встретив ливень из стрел, пал в бою, и, так как в последнюю минуту жизни видел перед собой божество (Раму), он попал в Рай, где находятся все храбрые воины.
Почти в каждом доме Индии висит на стене дешевая картинка-репродукция: Рама, покоряющий океан, или Кришна, наставляющий своего ученика Арджуну на поле битвы Курукшетре, перед которыми ежедневно молятся обитатели этих ломов, те, кто раз в год благоговейно собирается на проходящие под открытым небом традиционные празднества и танцевальное представление — «Рамалилу».
В горном районе Чамба, у отрогов Гималаев, девушки терпеливо вышивают на муслине сцены из «Махабхараты», готовя себе приданое. Кукольники индонезийского театра теней (ваянг-пурво), как и столетия назад, все с тем же мастерством манипулируют фигурками героев эпоса — Арджуны, Бхимы, Кунти. В Таиланде сюжеты представлений грезнего театра масок (кхон) попрежнему основываются главным образом на темах сказания о Раме.