... отделом Московской патриархии
Ксения Чернега, ... полгода. Смелый почин
Ксении –& ...
"Патриархия с открытым забралом начинает крестовый поход против светского государства"
/ Коммерсантъ
Ввести в Уголовный кодекс РФ статью, наказывающую за оскорбление чувств верующих, предложила заведующая юридическим отделом Московской патриархии инокиня Ксения Чернега, выступая на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Осужденных по этой статье предлагается наказывать лишением свободы. Политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Станислав Кучер размышляет, к чему могут привести подобные шаги церкви.
У каждого века свое средневековье, заметил Станислав Ежи Лец. Попытку навязать средневековье в России XXI века мы наблюдаем в последние полгода. Смелый почин инокини Ксении –– шаг закономерный. Церковь всерьез увлеклась борьбой за власть над неокрепшими душами миллионов россиян. Еще в феврале Всеволод Чаплин призывал внести в УК статью за оскорбление чувств верующих. Учитывая харизму однофамильца великого артиста, тогда еще можно было иронизировать над серьезностью намерений Московской патриархии. Теперь у меня нет сомнений: Патриархия с открытым забралом начинает крестовый поход против светского государства.
Я столь уверенно говорю об этом, потому что понимаю: когда в Уголовном кодексе появится статья с такой формулировкой, ни о каком гражданском мире, ни о каких гражданских свободах говорить уже не придется.
Что понимать под словом "оскорбление"? А под словом "чувства"? А как трактовать термин "верующий"? Появление подобной статьи автоматически означает торжество трагикомического абсурда и правового беспредела. Можно, как известно, верить и в отсутствие веры. Считать ли верующим атеиста, чьим Евангелием является научный коммунизм? И если да, то не окажется ли оскорблением тонких чувств атеиста крестный ход под его окнами? Значит ли это, что он сможет привлечь по уголовной статье любого, кто назовет его богохульником и бросится цитировать, к примеру, Нагорную проповедь? Если православный священник начнет чересчур увлеченно дискутировать с мусульманином, и мусульманин сочтет свои чувства оскорбленными, сможет ли он добиться "посадки" зарвавшегося, на его взгляд, оппонента?
Попробуйте представить себе "Эвересты" исковых заявлений и уголовных дел, коими будут завалены суды. А теперь вообразите, какие чистки начнутся в медийном пространстве! Из фильма "Бриллиантовая рука" будет немедленно вырезана сцена с проходом Андрея Миронова по воде, вы хоть на секунду сомневаетесь, что среди легионов нереализованных эго найдется десяток, чьи чувства эта сцена оскорбит и позовет в "бой за веру"?
А что случится с фильмами Тарковского? Об "идеологических диверсиях" с Запада типа "Страстей Христовых" или "Последнего искушения Христа" можно забыть уже сейчас. Я не сомневаюсь, чувствительные к тенденциям продюсеры многих каналов уже ни за какие "откаты" не поставят эти картины в сетку.
Символично, как совпали во времени три события. Во вторник ––шоу на РТР, которое легко могло оскорбить чувства верующих в честную журналистику россиян. В среду –– статья Михаила Прохорова, светского, как он сам себя назвал, человека с призывом к разработке Кодекса, который раз навсегда четко сформулирует отношения Церкви и общества. Статья, которая, к слову, легко могла задеть особенно чувствительных верующих. И вот, в четверг, как выражались в 90-е, "чисто конкретная предъява" со стороны Московской патриархии.
Лично у меня во всей это набирающей обороты истории вызывает чувство досады вот что. Настоящую веру нельзя поколебать. Истинно верующего в Бога невозможно оскорбить. Вместо того чтобы воспитывать сильных духом, наши церковные иерархи уверенно множат ряды униженных и оскорбленных.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2021499