2014-09-24 00:42:48
... договорились об инспекционных полетах над ... построить новое поколение инспекционных машин — ...
+ развернуть текстсохранённая копия
У России есть свой авиапром и есть свои гражданские самолеты. По разным причинам они редко используются в коммерческом сегменте, и законное желание наших авиастроителей выйти со своей продукцией на мировые рынки пока еще только в планах.
Однако самолеты отечественных моделей продолжают выпускаться, и в последнее время на них явно повысился спрос со стороны государственных структур. В нынешней сложной политической обстановке для госнужд предпочтительней техника отечественного производства.
Мы в гостеприимной Казани, где маленькую делегацию «ПМ» встречают в Казанском авиационном производственном объединении имени С. П. Горбунова. Нас пригласили посмотреть на совсем новый и второй по счету Ту-214 с индексом ОН. ОН — значит «открытое небо». Участником Договора по открытому небу Россия стала в 2001 году, а первые подписи под документом появились на десятилетие раньше — в 1992-м. Ради укрепления мер доверия по окончании холодной войны несколько десятков стран, включая на сегодняшний день почти всю Европу, а также США и Канаду, договорились об инспекционных полетах над территориями стран-участниц. Цель — контроль за военными объектами, проверка соблюдения договоров о сокращении вооружений, выявление возможных военных приготовлений.
Самый современный
Согласно договору по «Открытому небу» инспектируемая страна вправе выбирать: разрешить ли инспектирующей стороне использовать свой самолет или предоставить ей местный. Первыми самолетами для инспекций в России стали фоторазведчики Ан-30 и специально переоборудованный Ту-154М с индексом ЛК-1. Но коль скоро речь идет о международных отношениях, и не ударить в грязь лицом — здесь не последний резон, было решено построить новое поколение инспекционных машин — комфортных и оборудованных по последнему слову техники. Министерством обороны было заказано два самолета Ту-214ОН, и первый полет этой серьезно модифицированной машины состоялся в 2011 году. Второй борт был готов к отправке заказчику этим летом: когда мы его увидели, он уже гордо нес на себе ливрею с символикой «Открытого неба». Нашим провожатым стал заместитель технического директора КАПО Сергей Шмаров. «Ту-214ОН создан на базе серийного самолета Ту-214 — рассказывает он, — путем его переоборудования по дополнительному техническому заданию. Самолет соответствует всем нормам ИКАО и имеет разрешение летать над территорией ЕС и Североамериканским континентом. Можно сказать, что по навигационно-пилотажным параметрам, шумам, эмиссии это самый современный гражданский самолет, сделанный в России».
Знакомство с самолетом начинаем с пилотской кабины. Выглядит она вполне современно: многофункциональные ЖК-дисплеи, компьютеры управления полетом — по одному на первого и второго пилотов. Управление осуществляется электродистанционно (fly-by-wire) с многократным резервированием; в частности, штурвальное управление — четырехканальное. Но вот рабочих мест в кабине непривычно много. Даже в базовой модели Ту-214 экипаж состоит из трех человек — КВС, второго пилота и борт-инженера.
Кабина пилотов, которая в штатном Ту-214 имеет три рабочих места (командира, второго пилота и бортинженера) в версии ОН дополнена также креслами бортинженера и радиста. Кабина оснащена современными средствами индикации и управления.
Вот, кстати, и одна из причин того, почему лайнер российского производства не очень популярен у коммерческих перевозчиков: зарплаты членов летного экипажа нынче весьма высоки, а самолеты западных конкурентов (типа Boeing 727), в которых экипаж состоял из трех, а не двух, как сейчас, человек, давно сняты с производства. Но поскольку Ту-214ОН не предназначен для коммерческой эксплуатации и разработан для решения весьма специфических задач, в кабину экипажа добавили еще два места. Появилось кресло штурмана и еще одно рабочее место, которое изначально прочили переводчику, но затем посадили туда радиста.
Мягкие столики
Инспекционный полет на Ту-214ОН может продолжаться до девяти часов, а потому проектировщики салона, вероятно, стремились создать на борту все условия для длительной и интенсивной работы, но без особых излишеств. В середине салона — рабочие места операторов систем наблюдения. По одному оператору закреплено за цифровыми фотокамерами, телевизионными камерами, системой наблюдения в инфракрасном диапазоне и РЛС «РОНСАР». Пятое операторское место — контрольное. Рядом с каждым из этих рабочих мест есть свободное кресло. В любой момент участник иностранной миссии может подсесть к любому из операторов и совместно следить за данными, получаемыми по тому или иному каналу.
Самым комфортабельным помещением на самолете можно признать комнату руководителя миссии и его заместителя. Это что-то вроде железнодорожного купе СВ, только попросторней: дверь на роликах, два дивана, поставленных друг напротив друга, а между ними — стол. Стол большой, полированный, но сейчас полировки не видно из-за толстого чехла с поролоном внутри. Подобные чехлы укрывают и другие столики в самолете. Как нам объяснили, во время взлета и посадки рекомендуется чехлы оставлять на столах, дабы не удариться чего доброго о красивую полированную поверхность. В каюте руководителя миссии и его заместителя установлены два дисплея, куда они могут вывести информацию с любого операторского места.
Есть в салоне еще два кухонных блока, комната отдыха сменного экипажа, ряд других помещений и около семи десятков обычных пассажирских кресел. Покинуть салон можно с помощью либо обычного аэродромного трапа, либо электрического, которым оборудован самолет. Лестницу выдвигают, если вдруг на каком-нибудь летном поле в отдаленных районах трапов не окажется.
Орудия разведки
Но где же наблюдательная аппаратура? Основные элементы Бортового комплекса авиационного наблюдения (БКАН), разработанного ОАО «Концерн радиостроения «Вега»», размещены под салоном, там, где у стандартного Ту-214 багажное отделение. В отсеки для оборудования можно попасть прямо из салона через специальные люки, вырезанные в центральной дорожке. Вот технический отсек номер 1: здесь расположены фотоаппараты и видеокамеры. Комплект и тех и других состоит из трех штук, что неудивительно: надо смотреть вправо, влево и вбок. Первоначально предполагалось, что, как и на самолетах ОН предыдущего поколения, будет использована отечественная пленочная фототехника. Но, вероятно, естественное для XXI века желание получать картинку немедленно, а не дожидаться проявки на земле оказалось сильнее стремления применять на борту только российскую аппаратуру, и… цифровые фотоаппараты закупили в Германии. Что касается телевизионных, инфракрасных камер, а также комплекса РЛС бокового обзора «РОНСАР» — все они отечественного производства. БКАН вобрал в себя, таким образом, полный спектр наблюдательной аппаратуры, разрешенной в рамках договора «Открытое небо». Разумеется, комплекс включает и центральный бортовой вычислитель, который позволяет осуществлять фотографирование в привязке к местности по всем координатам, а также проводить первичную аналитическую обработку данных. Вся полученная в ходе полета информация записывается на электронные носители и пригодна для последующей обработки в наземных центрах.
Спрашиваем Сергея Шмарова, насколько серьезно пришлось переработать базовую конструкцию Ту-214. «Переделка очень большая, — отвечает нам конструктор. — Чтобы установить аппаратуру авиационного наблюдения, необходимо было вырезать дополнительные иллюминаторы. Пришлось также доработать фюзеляж для установки антенны РЛС. Стала другой компоновка самолета. Для питания всех систем БКАН пришлось внести изменения в систему электропитания: на борту установлены дополнительные электрогенераторы, самолет оборудован преобразователями, позволяющими подавать на аппаратуру ток с нештатным для самолета напряжением 220 В. Модифицированная машина прошла сначала летно-конструкторские, а затем сертификационные испытания. По результатам было выдано дополнение к сертификату типа».
ТУ-214ОН: внутри и снаружи
Пост оператора
В самолете предусмотрено пять рабочих мест для операторов — четыре работают с видео- и фотокамерами, инфракрасными камерами и РЛС. Еще одно место считается контрольным, и на него может выводиться информация со всех каналов.
Технический отсек № 1
Там, куда в обычном самолете закатывают контейнеры с багажом, в Ту-214ОН размещена аппаратура наблюдения. В центре снимка одна из трех цифровых фотокамер. Наблюдениями в оптическом диапазоне заняты также три телевизионные камеры.
Иллюминатор наблюдения
Чтобы наблюдательная аппаратура могла выполнять свою работу, потребовалось «влезть» в конструкцию Ту-214 и сделать в его фюзеляже несколько специальных иллюминаторов. Такое вмешательство не могло пройти просто так: потребовались новые летно-конструкторские и сертификационные испытания.
Глубокая модификация
Кроме создания новых иллюминаторов были внесены другие серьезные доработки, в частности появились новые антенны. Наиболее существенное изменение — установка дополнительных электрогенераторов, работающих от двигателей. Таким образом, система электропитания на борту была усилена и зарезервирована.
Самолет non grata
Весной этого года на волне охлаждения отношений России и США из-за кризиса на Украине несколько американских парламентариев, а также представители Пентагона потребовали отказать России в сертификации Ту-214ОН в качестве инспекционного самолета на том основании, что его слишком хорошая оснащенность — включая инфракрасные камеры и РЛС с ФАР — может угрожать безопасности США. Таким образом, хоть формально Америка и не может воспрепятствовать российским инспекциям в рамках «Открытого неба», она настроена не разрешать проводить их на Ту-214ОН. Скандал повлек за собой взаимную отмену инспекционных полетов под разными «благовидными предлогами», однако 21 апреля Россия все же выдала американцам разрешение легально за нами пошпионить. Единственный плюс этой истории заключается в том, что американские политики и военные, очевидно, по достоинству оценили качество оборудования Ту-214ОН.
Размах крыла: 42,00 м // Длина самолета: 46,20 м // Масса пустого самолета: 59 000 кг // Высота самолета: 13,90 м // Масса максимальная взлетная: 110 750 кг // Тип двигателя: 2 ТВРД ПС-90А // Тяга: 2 х 16 000 кгс // Макс. скорость: 850 км/ч // Крейсерская скорость: 830 км/ч // Практическая дальность: 6500 км/ч // Практический потолок: 12 000 м
2012-10-04 11:53:37
... завершен ежегодный инспекционный контроль соответствия ... о прохождении инспекционного контроля в ...
+ развернуть текстсохранённая копия
ОП ИСО-Центр вывесил фотки
На Холопеничском маслосыродельном заводе завершен ежегодный инспекционный контроль соответствия действующей системы менеджмента безопасности пищевых продуктов принципам HACCP. Ввиду должного состояния системы менеджмента, комиссия Экспертного Центра Сертификации (руководитель Рачковский А.Я.) приняла решение о выдаче Холопеничскому маслосыродельному заводу Свидетельства о прохождении инспекционного контроля в системе добровольной сертификации «Евро-Стандарт».
Комиссия Экспертного центра сертификации систем менеджмента (руководитель Рачковский А.Я.) провела плановый инспекционный аудит системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов на основе принципов HACCP ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» (г. Мстиславль, Могилевская область, Республика Беларусь).