Сегодня Яндекс открыл бета-версию Островов — платформы с интерактивными ответами и новым интерфейсом, который упрощает людям решение задач. Опробовать Острова можно на странице beta.yandex.ru.
Создавая Острова, мы ставили перед собой задачу сократить расстояние между пользователем и его целью. Решить эту задачу в старом интерфейсе было невозможно, поэтому мы его полностью переосмыслили. Мы стремились:
• приблизить решение задачи к пользователю; • выделить самое важное; • сохранить привычность интерфейса.
Анонсируя Острова в мае, мы лишь мельком показали наш новый интерфейс, а сегодня хотим показать больше и донести до пользователей своё видение.
Умный ответ
Работа над интерфейсом началась с переосмысления ответов на странице результатов поиска. Базовая идея: ответ — это нечто большее, чем фрагмент найденного в интернете документа, это некий умный виджет, который помогает вам решить задачу. Например:
По запросу [лев толстой дата рождения] поиск даёт быстрый ответ на вопрос. В то же время по результату поиска понятно, что на сайте Википедии можно найти подробности — сведения о жизни и творчестве писателя.
Выделение ключевой информации в ответе — отличный инструмент упрощения поиска нужной информации. К примеру, если человек ищет отзывы о товаре, поиск группирует однотипные ответы и выделяет отзывы — их ключевую часть. Это упрощает задачу пользователя — сразу видно, куда идти за положительным отзывом о товаре, а где прочитать отрицательный:
Если в запросе распознаётся задача, то поиск предложит варианты её частотных решений. Например, за запросом [nikon j1 цены] стоит задача покупки фотоаппарата, поэтому предлагаются варианты её решения — магазины и цены. Вполне вероятно, что среди них будет тот, который вам подойдёт:
А если поиск понимает, что в запросе есть параметры задачи (например, [nikon j1 чёрный купить с доставкой]), то ответ становится интерактивным— в нём появляется инструмент для решения задачи. В данном случае это форма заказа:
Новый интерфейс будет сопровождать пользователя не только на странице результатов поиска, но и на других сервисах. Благодаря этому перемещаться по порталу станет проще. Взять, к примеру, такую комплексную задачу, как покупка фотоаппарата. Она не сводится только к посещению поиска и выбору одного сайта — перед покупкой человеку интересно почитать отзывы, видеообзоры, посмотреть сделанные фотоаппаратом снимки, узнать цену и мало ли что ещё. Яндекс знает, что задачи у пользователя могут быть разными, и помогает сократить его путь до цели всем интерфейсом.
В будущем мы видим портал как умное приложение с единым интерфейсом, в котором количество той или иной информации продиктовано текущей потребностью пользователя.
Единый продукт на всех платформах
Думая о единстве интерфейса, мы не могли обойти стороной мобильные устройства. Многие из нас одновременно используют ноутбук, планшет и смартфон. В момент, когда нам нужно решить задачу, мы пользуемся тем, что есть под рукой. Поэтому всё, что мы делали, мы делали сразу на трёх платформах. Мы хотим, чтобы решение задач было лёгким везде.
Планшет мы рассматриваем как следующую версию персонального компьютера, поэтому на нём доступен весь функционал, который присутствует на обычном компьютере. Смартфоны — это, конечно, другая история, но и здесь мы хотели сохранить максимальную преемственность. Есть та же самая «шапка», контекстные запросу диалоговые подсказки, блоки на выдаче, ну и, конечно же, интерактивные элементы внутри ответов.
Острова для всех
Анонсируя Острова, мы говорили, что это и интерфейс, и платформа, которая позволит вебмастерам создавать интерактивные ответы на Яндексе. С момента анонса вебмастера создали несколько тысяч тестовых островов. Из них мы отобрали около ста полезных примеров, и в бета-версии уже работает чуть больше десяти. Например, такой:
Полученный от вебмастеров материал очень помог нам в дальнейшей работе. Благодаря примерам островов мы сформулировали наши требования к ним. Сейчас все Острова «собираются вручную», но в будущем этот процесс будет автоматизирован на основе правил, которые мы вырабатываем. Подробная информация об этом есть в блоге для вебмастеров.
На пути к запуску Островов у нас будет много экспериментов. Сегодня мы делаем первый шаг — запускаем бета-версию, чтобы получить обратную связь от пользователей и отладить взаимодействие с вебмастерами — это очень важно для нас. В бета-версии можно опробовать новый островной интерфейс Поиска, Картинок и Видео. Сейчас мы аккуратно начинаем с базового продукта с небольшим количеством интерактивных ответов, но вселенная Островов будет постепенно расширяться. Она будет расти не только за счёт количества реализованных островов, но и за счёт новой функциональности, которую мы будем предоставлять.
Для большинства пользователей Яндекс начинается с поисковой строки. По сути это просто поле ввода информации — такое же, как, например, табло калькулятора. И хотя возможностей у поисковой машины гораздо больше, чем у калькулятора, иногда результат поиска точно так же однозначен и универсален, как результат простых вычислений: как сумма чисел 45 и 23 всегда равна 68, так и масса Земли всегда одинакова. Чтобы отвечать на такие однозначные вопросы быстрее, мы придумали умные поисковые подсказки.
Подсказки знают не только константы вроде массы Земли, но и факты, актуальные в данный момент времени — например, погоду за окном и текущий балл пробок. Поиск давно показывает балл пробок в крупных городах, а сегодня научился подсказывать ещё и пробки на крупных магистралях. Теперь по запросу [пробки ленинградское шоссе из центра] или [пробки кутузовский проспект в центр] ответ вы получите прямо в подсказках.
Эти подсказки работают для крупных улиц в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Ростове, Челябинске, Тюмени и Киеве. Как в «большом» поиске, так и на мобильных устройствах.
Подсказки умеют переводить с одного языка на другой, отвечать на вопросы [какой сейчас день недели] или [какой сегодня день года по счёту], знают курс доллара, время в Бостоне, фазы Луны и тысячи самых разных фактов: от глубины Байкала до веса слона. Что ещё вы хотели бы знать здесь и сейчас? Количество ног у сороконожки? Массу снежинки? Скорость ласточки? Пишите — мы планируем развивать подсказки и дальше и обязательно учтём пожелания пользователей.
Современные поисковые системы неплохо умеют находить документы, однако людям не всегда нужна только информация. Часто они обращаются к поиску, чтобы решить какие-то повседневные задачи — оплатить счет, найти адрес, забронировать столик или просто посмотреть кино. Чтобы упростить людям решение задач, мы запускаем платформу «Острова» и приглашаем владельцев сайтов принять участие в формировании ответов поиска.
«Острова» позволяют по-новому представить сайты в поиске Яндекса — в виде интерактивных ответов. С их помощью пользователи смогут начать взаимодействовать с ресурсом прямо в результатах поиска. Представьте, что вы хотите зарегистрироваться на авиарейс по интернету. Как это происходит сейчас? Сначала вы ищете сайт авиакомпании, а только потом переходите к регистрации. С «Островами» вы сразу окажетесь у цели: форма онлайн-регистрации будет ждать вас прямо в результатах поиска.
Сравните:
Обычный ответ
Интерактивный ответ
С помощью новой платформы любой владелец сайта может создать на Яндексе свой интерактивный блок — остров. Он может разместить на нем кнопки или формы своего сайта, которые могут пригодиться пользователю. Острова позволяют в режиме реального времени транслировать в поиск актуальную информацию – например, анонсы или данные о наличии товара. Так, сайт по продаже театральных билетов может вынести на остров анонсы спектаклей и форму заказа билетов. Человек прямо в результатах поиска увидит то, что ему нужно, и начнет взаимодействовать с сайтом. В выигрыше будут обе стороны: пользователь быстро решит свою задачу, а владелец сайта — увеличит число клиентов. Вот как могут выглядеть острова:
Концепцию «Островов» невозможно было воплотить в рамках старого дизайна. Привычный список ссылок не в состоянии вместить разнородный контент, который могут предложить сайты. Поэтому у поиска Яндекса будет новый дизайн. При его разработке мы руководствовались двумя основными принципами — «релевантность интерфейса» и «важное видно сразу». Это значит, что интерфейс будет меняться в зависимости от содержания запроса, а главные акценты будут сделаны на самых важных ответах. Сами ответы, как уже говорилось, будут представлены в виде интерактивных блоков. Подробнее о новом интерфейсе можно узнать в нашем посте на Хабрахабре, а увидеть — на этом скриншоте:
«Острова» не меняют поисковых алгоритмов, поэтому запуск новой платформы не повлияет на позиции сайтов в результатах поиска. Наилучшие места, как и раньше, будут занимать самые полезные пользователям ответы. Однако в долгосрочной перспективе «Острова» способны изменить расстановку сил. Ресурсы, которые повысят свою популярность у пользователей с помощью новых интерактивных ответов, займут более высокие позиции в результатах поиска.
Новая платформа будет доступна на всех устройствах: компьютерах, планшетах и смартфонах. На каком бы устройстве ни открыл Яндекс пользователь, он увидит привычный интерфейс. Бета-версия «Островов» появится уже этим летом. А чтобы вебмастера и владельцы сайтов могли попробовать создать свой остров на Яндексе уже сегодня, мы открываем для них экспериментальную площадку. Мы уверены, что будущее поиска – за поиском решений, и приглашаем всех владельцев сайтов создавать новый поиск вместе с нами.
Если верить рекламе «Почты России», каждый современный человек должен уметь писать свой почтовый индекс. Но для начала его нужно узнать, и Яндекс поможет вам сделать это легко.
Теперь вам не придётся лезть на верхнюю полку за пыльным справочником или копаться в громоздкой базе данных. Просто спросите у Яндекса, например, [как узнать свой индекс], а затем уточните адрес:
Яндекс поможет узнать индексы российских городов. Вы также можете набрать в поисковой строке [индекс Москва, Веселая улица, 11] и сразу получите нужный и точный ответ на странице результатов поиска.
Если вы знаете индекс – найдёте адреса, знаете адрес – Яндекс подскажет индекс.
С сегодняшнего дня подсказки Яндекса стали трилингвальными, научившись мгновенно переводить французские и немецкие слова на русский и vice versa. Если вы не знаете, что такое vice versa, спросите у Яндекса — англо-русский и русско-английский перевод в подсказках работает с прошлого года.
Вызвать толмача-подсказчика очень просто: введите в поиске иностранное слово и начните набирать «перевод».
В обратном направлении новые подсказки работают примерно так же: набираете нужное русское слово и добавляете «по-немецки» или «по-французски».
Если отдельных слов недостаточно, введите целую фразу вместе со словом «перевод», и прямо в результатах поиска вы увидите работу Яндекс.Перевода:
Помимо английского, немецкого и французского, машинный переводчик Яндекса знает испанский, итальянский, польский, турецкий и украинский языки.