Беседа на тему "Жизнь вне Земного шара", ч.2, в рамках ТВ программы "Новая жизнь". Мои собеседники - ...
 
 
(с) warshКак функционирует одна из немецких школ, кто назначает учителей и платит им зарплату, каким образом ученики и их родители интегрированы в учебный процесс? Об этом я поговорил с заместителем директора общеобразовательной школы поселка Кисдорф (земля Шлезвиг-Гольштейн)
Зёнке Радецки. - Господин Радецки, сколько учеников в вашей школе?- 560 учащихся, которые ходят в школу и 570, с учетом домашнего обучения. А вместе с начальной школой – 620.
- Как давно вы работаете заместителем директора?- Пять лет. Некоторое время я был руководителем, директором школы, а потом мы получили нового руководителя и я стал заместителем директора.
- В России идет процесс укрупнения школ. Есть ли у вас что-то подобное и как вы к этому относитесь?- Конечно, есть стремление укрупнить школы и у нас, в Германии, чтобы сократить расходы и конечно, есть некоторые школы, которые стремятся сохранить свою самобытность, остаться маленькими школами. Они считают, что это более комфортно и удобно для обучения каждого учащегося, к которому находится индивидуальный подход.
- Каким образом в Германии осуществляется контроль качества обучения?- У нас пытаются найти механизмы контроля с помощью экзаменов, проводимых в школах. Например, есть экзамен Pisa (тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся), для того, чтобы посмотреть навыки учеников. Или, например, проводятся такие срезы знаний по всей земле Шлезвиг-Гольштейн, в ходе которые учащиеся пишут тестовые работы, одинаковые для всех школ. А дальше сравниваются результаты, которые достигла та или иная школа. И если школа по каким-то предметам дает худший результат, тогда педагогический коллектив думает: какую сторону обучения нужно усилить, что нужно изменить, чтобы улучшить результаты по этим предметам. При этом каждый родитель может получить представление о способностях и приобретенных навыках своего ребенка.
- Бывают ли случаи, когда учителя завышают оценки своим ученикам, чтобы выглядеть лучше?- Так не должно быть.
- А есть ли независимая система оценки тех или иных учеников?- Нет, такого контроля нет. Все работы, которые пишут учащиеся, представлены на рассмотрение и для проверки руководством школы. Работы проверяются таким образом, чтобы каждый ученик провел аналитическую работу по своим ошибкам и для себя решил: что ему нужно сделать, чтобы улучшить результат.
 
 
(с) warsh - Какова система школьного управления в Германии? Например, в вашей земле?- В земле Шлезвиг-Гольштейн существует министр культуры и образования, который выделяет деньги округам на содержание учителей. Большинство из них являются государственными служащими. Так как у меня должность замдиректора школы, то меня наняли в министерстве образования (которое располагается в столице земли Шлезвиг-Гольштейнг городе Киле). А если бы я был просто рядовым учителем, то нанимался бы на работу в департаменте образования округа.
В свою очередь, в каждом округе есть свой департамент образования, который распределяет деньги между школами. В зависимости от количества учебных часов и количества учеников. За качеством обучения следит институт педагогического мастерства земли.
- Как часто увольняют учителей?- Довольно редко. Это может произойти, если идет нарушение школьного этикета и законов. Например, если учитель в коммуникативном плане не справляется со своими обязанностями, у него нет контакта с учениками и родителями. Такому учителю рекомендуют поменять школу.
- В наших школах есть такой общественно-управляющий орган, как Управляющий совет, куда входят представители и администрации и родители и ученики. Есть ли у вас аналог?- У нас есть такая организация, она называется школьная конференция, возглавляет ее директор школы. В ней принимают участие по 10 человек от учащихся, родителей и учителей. И если принимаются какие-то правила для школы, изменения в распорядок школы и так далее, то эти правила должны быть приняты абсолютным большинством. Что касается чисто педагогических вопросов, учебного процесса, то здесь прерогатива отдается учителям. Их голос весомее остальных.
Например, в зависимости от количества учеников министерство культуры и образования решает, сколько будет преподавателей в этой школе. Если мы сообщаем в феврале-марте о том, что на следующий учебный год у нас планируется 600 учащихся, тогда министерств культуры и образования нам говорит, что у нас должно быть в штате 40 учителей – и 1000 учебных часов. И мы двое, директор школы и я, решаем, сколько часов будет в каждом классе.
Если же рассматриваются вопросы общешкольного поведения, например, где можно звонить по мобильному телефону, а где нельзя – это на школьной конференции решают все вместе, ученики, родители и педагоги.
- А если встает вопрос о ремонте крыши или класса, чья это прерогатива?- Эти вопросы решаются в департаменте образования округа, где от каждого района или поселка (откуда учащиеся ходят в школу), имеется свой представитель. На своих заседаниях, которые проводятся обычно 4-5 раз в год, рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности. В частности, там рассматривается, какой из поселковых советов может профинансировать тот или иной вопрос. Обычно в октябре планируется бюджет на следующий год, а в ноябре конкретно решается, сколько денег получит каждая школа округа. Бывают в течение года еще заседания, посвященные неотложным, срочным проблемам. Например, если что-то нужно перестроить или отремонтировать.
 
 
(с) warsh - Общаетесь ли вы с коллегами из других земель? Насколько ваши учебные программы отличаются друг от друга?- Довольно сильно отличаются и поэтому мы не контактируем друг с другом. В 1996 году мы преобразовались в объединенную школу и я, например, в Штутгарте выступал об этом с докладом на партийном съезде Социал-демократической партии Германии. Потому что эта партия хотела реформировать в рамках Бундестага школьную систему.
- А в чем смысл преобразований в вашей школе?- Раньше, после начальной школы, в зависимости от способностей, ученик направлялся для обучения либо в основную школу, либо в реальную. В первом варианте школьник мог после окончания этой школы начать работать или продолжить обучение в профтехучилищах. Во втором случае, он продолжал обучение в гимназии, после чего получал право поступления в университет и мог стать обладателем высшего образования. Мы объединили все эти системы, чтобы школьники могли друг у друга чему-то поучиться. Например, в реальной школе были сильнее уроки физкультуры, а у гимназистов было лучше поставлено преподавание математики. Трехсоставная система приводила к тому, что один ребенок считался лучшим, а другой – худшим.
Наша система позволяет выявлять и раскрывать способности каждого. Нет ни лучших, ни худших, есть просто разные люди. Это школа равных возможностей. Например, у нас наравне с остальными учатся дети-инвалиды, аутисты. Раньше они обучались в спецшколах, и потому им очень непросто давалась учеба. Им просто было тяжело учится друг у друга. Теперь они интегрированы в общешкольный учебный процесс, они понимают, что являются несколько другими, чем все остальные и чему-то учатся у них.
В свою очередь, когда дети с младшего возраста общаются инвалидами, они понимают, что должны к ним относиться, как к нормальным (пусть несколько другим) людям. И если, например, на уроке физкультуры инвалид не может быстро бегать, это понимают другие школьники и в итоге, у них нет каких-то расслоений. И это достижение для общества, что люди понимают – они не хуже и не лучше, они разные.
- В России есть такой анекдот. «Абитуриента на вступительных экзаменах в педагогический институт спрашивают: - Назовите три причины, по которым вы хотите стать учителем? – Июнь, июль, август». Господин Радецки, а какие ваши три причины, по которым вы связали свою судьбу со школой? - Во-первых, потому, что каждый день не похож на другой. Во-вторых, общаясь с молодежью, сам дольше остаешься молодым. Есть вещи, в которых ты был раньше абсолютно убежден, вдруг это подвергается сомнению, и ты приходишь домой, раздумывая над этим. И, в-третьих, мне нравится помогать людям найти свой путь. Я часто встречаю бывших своих учеников 10 лет спустя, когда они уже взрослые, со своими детьми. Я наблюдаю за развитием человека, и мне доставляет это несказанное удовольствие.
Беседовал
Сергей Варшавчик.
Число компаний, привлекающих зарубежных специалистов, сократилось в России за два года в шесть раз, ...
9 и 10 сентября в Петербурге на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом& ...
... Youtube. Цель моих
– познакомить ...