Это цитата сообщения Юрий-Киев Оригинальное сообщение«Места моей души» Прогулка по цветаевским местам в Праге.
Однажды в студенческие годы я переписала от руки «Поэму Горы» и «Поэму Конца» (сборник был библиотечный и на руки не выдавался) и вскоре заметила, что знакомые слова звучат немного иначе... как будто все это происходило со мной. Так вошла в мою жизнь Прага.
Давайте прогуляемся по этому городу вслед за теми многими, кто делал это до меня
«Чехия осталась у меня в памяти как один синий день и одна туманная ночь. Бесконечно люблю Чехию...»
М. Ц.
Эта скульптура стоит прямо над рекой Влтавой, у Карлова моста. «У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом. Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела. Ему около пятисот лет и он очень молод: каменный мальчик. Когда Вы будете думать обо мне, видьте меня с ним." (Из письма Бахраху, 1923 г.)
"Для меня он — символ верности (себе! не другим)." (Из письма Тесковой, 1925)
Легенду о рыцаре Брунцвике историки сравнивают с "Одиссеей" и немецкой "Песней о Роланде". Рыцарь Брунцвик, сын короля, на третьем году своего правления отправился на поиски приключений на свою голову. Страну и молодую жену он оставил ради того, чтобы… добыть льва для чешского герба. Вернулся он домой спустя семь лет с верным львом и волшебным мечом, которому для победы достаточно было скомандовать, сколько вражеских голов нужно срубить. После этого Брунцвик долго и счастливо жил с женой (которая в его отсутствие чуть было не вышла замуж за другого), правил своей страной, а перед смертью велел тайно замуровать меч в пилон Карлова моста – туда, где сейчас установлена скульптура рыцаря со львом.
Легенда гласит: если когда–нибудь настанут для Чехии по-настоящему трудные времена, рыцари св. Вацлава поедут по Карлову мосту под предводительством самого наследника, конь которого споткнется и вытащит копытом из камней меч Брунцвика. Его возьмет св. Вацлав, поднимет над головой и воскликнет: «Всем врагам головы с плеч!» И тогда на чешской земле наступит мир и покой.
Напомню, что чешский период жизни и творчества М. И. – это меньше трех с половиной лет, с 1922 по 1925 гг. М. И. Цветаева приехала в Прагу к Сергею Эфрону, который учится в Карловом университете, 1 августа 1922 года. Как и многие другие эмигранты из России, из–за недостатка средств они жили в окрестностях Праги, в Дольних и Горних Мокропсах, во Вшенорах. В Чехии М. И. написала, может быть, лучшие свои произведения. Здесь родился ее сын Георгий – вымечтанный и обещанный Сергею.
В 1928 г. она напишет Анне Тесковой уже из Франции: "С щемящей нежностью вспоминаю Прагу... Ни один город мне так не врезался в сердце".
Петржин - прообраз горы из «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца». В один из мартовских дней – это было воскресенье – мы поднимались на гору Петржин пешком, под перезвон колоколов. Внизу оставалась Прага.
Где сроки спутаны, где в воздух ввязан Дом - и под номером не наяву! Я расскажу тебе о том, как важно В летейском городе своем живу.
Я расскажу тебе, как спал он, Не выспался - и тянет стан, Где между водорослью и опалом День деворадуется по мостам.
Где мимо спящих богородиц И рыцарей, дыбящих бровь, Шажком торопится народец Потомков - переживших кровь.
Где честь, последними мечами Воззвав, - не медлила в ряду. О городе, где всe очами Глядит - последнего в роду. («Прага», 1923 г.)
А о горе Петржин Цветаева вспоминала перед самым отъездом из Парижа в Советский Союз: «12 июня 1939 года, в ещё стоящем поезде. ...А самый счастливый период моей жизни — это — запомните! — Мокропсы и Вшеноры, и ещё — та моя родная гора». (Из письма А. Тесковой)
В Париже, узнав о немецкой оккупации Чехии, Цветаева пишет цикл "Стихов к Чехии". Строки из этих стихов выбиты на памятной доске, установленной в ноябре 1989 года на том самом доме, который мы искали и нашли, спустившись с горы Петршин. Дом этот находится в одном из самых спокойных районов Праги под названием Смихов (Прага 5, Шведска улица, 51). Здесь со 2 сентября 1923 года до конца мая 1924–го жили М. Цветаева и С. Эфрон.
Этот же дом с другой стороны:
Малостранское кладбище находится рядом, в том же Смихове. На нем перестали хоронить с 1884 года, и сегодня это парк с могильными камнями и памятниками. Рассказывают, что именно здесь любила гулять Цветаева, здесь она в одиночестве читала письма своих корреспондентов.
Наша гостиница совсем не случайно находилась на тишайшем острове Кампа, рядом с Мальтийской площадью и Храмом рыцарей мальтийского ордена, построенным в 1158 году, который также появляется в «Поэме Конца» («Серебряной зазубриной /В окне — звезда мальтийская!»)
Остров Кампа
Малая Сторона, набережная между Карловым мостои и мостом Легий, по которой бродят герои поэмы («Я таких не знаю набережных/ Кончающихся…») – это берег того же острова Кампа, откуда по тротуарам в шашку рукой подать на Смихов с его корпусами фабричными, а по улицам, что слишком круты - к дому на склоне Петршина.
Кафе «Славия» всегда было местом встреч литераторов, художников, музыкантов. M. И. Цветаева ходила сюда чаще всего из близко расположенной редакции «Воля России». Кафе находится возле моста Легий, напротив Национального театра. Вот какой была «Славия» почти сто лет назад, такой ее видела М.Ц.
И вот как выглядит это кафе сегодня. Не правда ли, почти ничего не изменилось?
Градчаны. Когда говорят, что Цветаева любила гулять в этом районе города, совершенно понятно же, что бродила она не по Градчанской площади с ее роскошными ренессансными и барочными дворцами, а по самым укромным и романтическим улочкам Градчан, тишайшему Новому Свету - этой маленькой деревушке в центре большого города.
Староместская площадь со знаменитыми пражскими курантами «орлоем» и самым удивительным, на мой взгляд, готическим сооружением Праги – храмом Девы Марии перед Тыном - особенно прекрасна ночью и на рассвете, когда туристы спят. Это же относится и к Карлову мосту. Трудно обойти это место стороной, вот и М. И. часто здесь бывала. Об «орлое» она вспоминает в «Поэме Горы».
Еврейское кладбище в районе Старого города – место довольно любопытное само по себе. Оно было основано в первой половине XV века. Здесь находится почти 12 тысяч каменных надгробий, в том числе могила выдающегося ученого и педагога, которого называли рабби Лёв. С его именем связана легенда о создании Голема.
«Помню одну изумительную прогулку на еврейское кладбище, в полный цвет сирени...» — читаем в одном и писем М. Цветаевой к А. Тесковой.
Замок Карлштейн в окрестностях Праги - место хранения королевских сокровищ и цель частых прогулок Марины Цветаевой. Даже накануне рождения сына Марина Ивановна с Ариадной совершили пешую прогулку из Вшенор в Карлштейн и обратно. А утром нужно было срочно вызывать доктора...
Вот примерно такой увидела Марина Ивановна Чехию, и эту Чехию она полюбила. Потом она скажет: «Таруса... Коктебель да чешские деревни – вот места моей души. По ним соберете».
Это цитата сообщения красавицу_видеть_хотите Оригинальное сообщениеДайте мне музей и я его заполню... Picasso Pablo
На этом фото - знаменитая сова из птичьей коллекции Пабло Пикассо. Он всегда держал у себя, помимо домашних животных, много птиц. Этого совенка подобрал в Антибе и подарил Пикассо его приятель, франузский фотограф и скульптор Мишель Сима.
Из книги Франсуазы Жило "Моя жизнь с Пикассо" У совенка был поврежден один палец. Мы забинтовали его, и постепенно он зажил. Купили ему клетку, возвращаясь в Париж, взяли его с собой и поместили на кухне, в квартире на ул. Великих августинцев, вместе с канарейками, голубями и горлицами. Были с ним очень обходительны, но он лишь злобно сверкал на нас глазами. Как только мы заходили на кухню, канарейки встречали нас щебетом, голуби воркованием, горлицы смехом, но совенок упорно хранил молчание или в лучшем случае фыркал.
Сова в интерьере
Пах он ужасно и не ел ничего, кроме мышей. Поскольку мастерская Пабло кишела ими, я поставила там несколько мышеловок. Как только попадалась мышь, несла ее совенку. Пока я находилась на кухне, он не желал замечать ни мышь, ни меня. Днем, разумеется, совенок видел прекрасно, несмотря на распространенное поверье относительно зрения сов, но, видимо, предпочитал держаться отчужденно. Едва я выходила из кухни хотя бы на минуту, мышь исчезала.
Сова в клетке
Натюрморт с совой
Темная сова
Сова на стуле
Стоило совенку фыркнуть на Пабло, он выкрикивал: "Cochon, Merde" и прочие непристойности, показывая птице, что грубостью он превосходит ее. Просовывал палец сквозь прутья клетки, и совенок клевал его, но пальцы Пабло были огрубелыми, хоть и маленькими, и это не причиняло ему вреда. В конце концов совенок стал позволять Пабло почесывать ему голову, садился ему на палец, но все-таки выглядел очень несчастным. Пабло несколько раз писал его, делал рисунки и литографии..."
Мастерская на улице Великих Августинцев, Париж,1952 г.
Picasso Pablo (1881 - 1973) можно по праву назвать одним из самых удивительных и неподражаемых художников. Он всегда был разным, но всегда – шокирующим.
Пикассо у себя на вилле Калифорния в Каннах, в образе моряка Попая 1957 г.
Он настолько отдавался своим произведениям, что не замечал своего стилистического непостоянства. Да и не это главное в произведениях испанского живописца. Пабло Пикассо умело сочетал на холсте такие необыкновенные материалы как металл, камень, гипс, уголь, карандаш или масляные краски. Великолепный художник не останавливался ни перед чем. Возможно, поэтому картины Пикассо так удивляют своей эмоциональностью и смелостью.
Пикассо в маске клоуна. Вилла Калифорния, Канны, 1957 г.
* Если ты изберешь путь солдата, говорила мне мать, быть тебе генералом, если захочешь быть священником, станешь папой. Но я избрал путь художника - и стал Пикассо.
* Дайте мне музей, и я его заполню.
Портреты друзей. Хайме Сабартес (Jaime Sabartes)
Портрет мужчины в соломенной шляпе
* Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого ещё меньше.
Под снегом
Гурман
* Художник - это человек, который рисует то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продает то, что рисует.
* И среди людей больше копий, чем оригиналов.
Siesta
* С пилотом разговаривать запрещается. Кубизм – это просто полет. Полет фантазии. Полет мысли.
Обнаженная
Купальщицы с искусственной лодкой
На пляже
Бегущие по пляжу
* Мне нравится жить бедно… но с кучей денег в кармане. * Жизнь продлевают только работа и женщины.
Необъяснимые на первый взгляд поступки мужчин на самом деле обусловлены особенностями мужской психологии. Зная десять основных комплексов-синдромов, которые могут настичь любого мужчину, женщина не окажется беззащитной перед “странностями” сильного пола.
Синдром царя Давида
Если мужчина выбирает себе в партнерши юную красотку, он должен быть готов к любым неприятностям. Самая незначительное из них — необходимость постоянно отвечать на вопрос: “Это ваша дочь, не так ли?”. Синдром получил свое название от библейского царя Давида, который, чтобы согреться, клал к себе в постель юных красоток. Современные же мужчины думают, что с юной партнершей они и сами помолодеют и смогут начать жизнь сначала. Некоторым, возможно, это и удается, но остальным полезно освежить в памяти сказку “Конек-горбунок”. Там очень доходчиво описано, чем заканчиваются такие эксперименты над возрастом.
Синдром “босса”.
Закладывается в характер мужчины практически с рождения. Родители бессознательно стимулируют у детей развитие “мужских” черт и пренебрежительно относятся к “женским”. Тем самым мужчина всю жизнь оказывается вынужденным защищать свое превосходство. 70 процентов мужчин страдают, если попадают под начало женщины. 64 процента комплексуют, если жена зарабатывает больше их. 58 процентов испытывают чувство лютой зависти к профессиональным успехам подруги жизни. Избавиться от этого синдрома практически невозможно.
Синдром Наполеона.
Маленький рост — настоящая драма для мужчин. Но в подавляющем большинстве случаев этот “недостаток” компенсируется огромным тщеславием и сумасшедшими амбициями, причем сплошь и рядом им сопутствует успех. Канонический пример, разумеется. Наполеон (157 см), но и наши современники — певец Принс (158 см}, Диего Марадона (167 см), Дастин Хоффман (163 см) — могут дать фору любому субъекту баскетбольного роста. “Мал золотник, да дорог” — вот о чем должны помнить женщины и почаще напоминать это мужчинам.
Синдром потерянного времени.
Добиться успеха и признания можно и после 50 лет, как это произошло, например, с художником Пабло Пикассо. Но человек так устроен, что ему хочется всего как можно раньше, а еще лучше — немедленно. Поэтому горьким разочарованием оборачивается для 80 процентов мужчин необходимость уменьшать нагрузки, “снижать обороты” после 50 лет. В подобных случаях они становятся еще более ранимыми, и тактичная женщина всегда найдет возможность намекнуть, что количество, по-видимому, перешло в качество, и все от этого только выигрывают.
Синдром бессилия.
Утверждение о том, что мужчина “всегда готов” — не более чем миф, причем в любом возрасте. Чем старше становится мужчина, тем больше он боится “оказаться не на высоте”, то есть утратить “естественное” доминирование над женщиной. И разочарование в собственных силах может оказаться куда болезненнее, чем любая социальная неудача. Но это, кстати, один из немногих мужских синдромов, с которыми вполне может справиться заботливая и тактичная женщина.
Синдром Лота.
Еще один библейский персонаж, который после катаклизма — уничтожения городов Содома и Гоморры — удалился в пещеру со своими двумя дочерьми и там возродил человеческий род. Неосознанная мечта многих отцов, имеющих дочерей. И дело не в каких-то сексуальных извращениях, а в чисто инстинктивном стремлении рассматривать друга дочери, как своего соперника. К счастью, этот синдром проявляется крайне редко, и с ним достаточно легко справиться.
Синдром Геркулеса.
А это уже из области древнегреческой мифологии. Полубог Геркулес (Геракл), совершив множество невероятных подвигов, попал в рабство к царице амазонок, которая заставляла его выполнять чисто женские работы — например, прясть.Этот синдром возникает тогда, когда мужчина попадает в полную зависимость от женщины и вынужден заниматься не свойственными ему делами в ущерб другим, более важным - пусть только с его точки зрения. Основная причина конфликтов в современных семьях, кстати.
Синдром Котовского.
Почему некоторые мужчины выбривают головы? Потому, что эти взрослые дети уверены: облысение — это позор и катастрофа. Утрату волос на голове они тесно связывают с утратой мужской силы, хотя это абсурд с любой точки зрения. А вот добровольно выбритая голова — символ мужественности и... надежная маскировка пробивающейся плеши.
Синдром Дон Жуана.
Самый, пожалуй, распространенный синдром, с которым, однако, в последнее время стало легче бороться. Ни один нормальный мужчина не согласится с тем, что разрыв любовных отношений — привилегия женщин. Бросать — это мужское дело. Но сейчас все можно списать на бурное развитие эмансипации и этим успокоить травмированную мужскую душу.
Синдром Александра .
Самый, пожалуй, экзотический, поскольку мужчины его больше всего стыдятся. Мало кому известно, что мужчины больше всего боятся того, что их посчитают недостаточно мужественными... другие мужчины. Проще говоря, посчитают гомосексуалистом. При этом специалистам известно, что не меньше 21 процента представителей сильного пола имеют соответствующие наклонности, а 30 процентов — даже опыт, приобретенный в молодости (как Александр Македонский, в честь которого комплекс и назван). Курьезно, но факт: почти половина мужчин считают, что наибольший стресс у них вызывает подозрение окружающих в их “голубизне”. Что тут скажешь?! Все вышеизложенное лишний раз убеждает нас в том, что мужчин нужно беречь. Попробуй выживи с таким количеством “чисто мужских” комплексов.
Умная женщина должна периодически обижаться, чтобы держать мужчину в тонусе, добрые самаритянки никому не интересны. Чтобы тебя всегда любили и хотели, выноси время от времени мозг!..
Учусь, стараюсь, практикую... правда пока слабова-то выходит...
Это цитата сообщения lady_confidence Оригинальное сообщениеЧитая по брошкам...
ЧИТАЯ ПО БРОШКАМ...
Всем известна любовь Мадлен Олбрайт к брошкам. Также известно, что каждая брошь была посланием.
На совещаниях Большой Восьмёрки она была единственной женщиной. И всегда надевала эту брошь в виде группы людей без пола.
Дизайнер неизвестен, изготовлена в Мексике. Серебро.
Брошь "Змея" – её М. Олбрайт надела на заседание по Ираку, после того как Саддам Хуссейн назвал её змеёй.
Дизайнер броши неизвестен, брошь 1860 года
Шпионские игры: Олбрайт надевала эту брошь на встречу с российскими официальными лицами,после того как получила отчёт от спецслужб США, что обнаружен "жучок" в зале заседаний.
Брошь Жук, дизайнер Iradj Moini (USA), 1997
Глаза в виде циферблатов на броши сигнализировали о необходимомсти придерживаться точного регламента во время совещаний. Брошь "Свобода",
Дизайнер Gus Bakker, Нидерланды,1997
Женщина-лиса: Эту рыжую лису Олбрайт надела на встречу с официальными лицами Южной Кореи. Один из корейских министров заявил, что рад её визиту из-за возможности прижаться к её "фирменному бюсту"(!)
Не только у нас идиоты в политике.
Огромную пчелу Олбрайт надела на встречу с Ясером Арафатом. "Она отражала моё состояние в тот момент"
Брошь неизвестного дизайнера,1980 год
У Олбрайт огромная коллекция брошей в виде американского флага. Но в Северной Корее она надела самую большую.
Дизайнер Robert Sorrell, 2000
Этого очаровательного мишку Олбрайт надевала в 2008 году на форум об изменении климата.
А вот эту брошь она надела на встречу с Путиным. По её словам, Путин жутко разозлился.
На встрече с Нельсоном Мандела. Это послание мне показалось грубым.Нет?