no_rss
id:499497
Современные кочевники – это такая «вещь-в-себе»: смотреть можно – трогать нельзя. Клановые традиции, кодексы поведения, браки среди своих. Их можно сфотографировать, купить у них сувенир и признать их права на обустройство стоянки трейлеров и кибиток там, где им захочется поселиться. На некоторое время.
И кажется, все им немного завидуют: ни паспортов, ни будильников, ни «планов». А этих свободных ребят остается все меньше и меньше.
Ирландские тревеллеры называют себя Minceir или Pavees – «гуляющие». Британцы их называют «ирландскими цыганами», хотя этнически цыганского в них ничего и нет. Всего по Британии, США и Ирландии гуляет где-то 50 тысяч человек, хотя статистика не очень-то умеет переписывать тех, кто перемещается с места на место.
Власти их, понятное дело, не любят и периодически выселяют из местечек, где тревеллеры решают остановиться. В этом году «гуляющим», например, приходится покинуть поселок Дэйл Фарм в Бэлилдон (Подлондонье, 50 км.от столицы), им отрубают электричество и воду и сносят их временные укрепления.
Основные поселения – в Англии, в городках Харрой и Брент: часть живет в муниципальных домах, часть в «домах на колесах» или самострое: долго ли умеючи. Но оседают, в основном, женщины, которых заботит образование их детей, остальные – гуляют дальше. С образованием пока проблемы, но борьба с дискриминацией ведется.
Репутация у ирландских джипси не очень хорошая, но сами о себе они вполне высокого мнения – произошли от ирландских королей или кельтских менестрелей. Те, кто выгоняют их из стихийно возникающих то там, то тут поселений, считают их, по меньшей мере, разбойниками и нарушителями общественного порядка. Британия и Ирландия издают законы, запрещающие лагеря «гуляющих», а те в ответ бурно протестуют, мол их культуре менестрельской угрожают почем зря.
Несколько тысяч живут в Америке – основные кланы зимой бродят по Техасу, Южной Каролине, Калифорнии, а весной могут перекочевать и в Северные штаты. Самое большое поселение - тысячи две с половиной – в деревне Мерфи рядом с городом Северная Огаста, штат Южная Каролина.
Говорят они на своем диалекте (помесь ирландского, греческого, иврита и английского). Работают в основном странствующими «золотыми руками»: кровельщики, художники, строители, маляры, жестянщики и все такое прочее. Еще они собирают металлолом, профессионально разводят борзых и играют в азартные игры – тоже профессионально.
«Гуляющие» редко женятся вне группы, сохраняя «чистоту породы», и, в основном, исповедуют католичество. Есть даже «Кодекс Тревеллера», детали которого широкой общественности не разглашаются, но вроде как запрещены браки с не-тревеллерами, с двоюродными родственниками, с людьми намного старше или моложе.
Мы бы знали о тревеллерах еще меньше, если бы британский канал Channel 4 не снял документальный сериал Big Fat Gypsy Wedding, который побил все рекорды обсуждаемости в Англии, Ирландии и большой части Европы. После фразы Джоржа из «Большого куша» Гая Ричи: «I fucking hate pikeys!», отражающей отношение большинства к «кочующим»,
кино «Большая толстая цыганская свадьба», тем более – документальное, немного изменило картинку в сознании зрителей.
Всем стало понятно, что эти светлокожие, светловолосые ребята – не очень-то цыгане по национальности , что сообщество их очень сплоченное, и они друг друга в обиду не дадут, хотя любят и друг друга побить – отношения здесь часто выясняются боями «один на один».
Парни носят обычную европейскую одежду, а вот женщины одеваются очень броско с юного возраста. Этакая смесь хиппи-стайл, цыганского количества украшений, плюс макияж в пять слоев с детства, мини и пуш-апы, шпильки в 20 см со стразами – и все танцуют, как Шакира.
Но при этом – правила поведения вполне патриархальны. Замуж выходят девственницами и только, причем рано – 20 лет – уже старая дева. До замужества пить нельзя, после – некрасиво (мужчинам можно – как угодно), работать после замужества – позор семье. Разводы – редкость, но домашнее насилие – обычное дело.
Зарабатывают мужчины, тратят женщины. Зато мужчина в «доме» ничего не делает: порядок – женское дело. Трейлеры вылизаны до блеска, все сияет, все выстирано и выглажено. Да, и заходить мужчинам в трейлеры в гости неприлично – все равно, что в спальню, а подружкам жены можно, сколько угодно. И туалеты у них – только на улице.
Дети, если и учатся, то рано бросают школы, так что читать и писать умеет едва ли каждый десятый. Ну и не зря сюжет сериала крутится вокруг свадьбы – что цыганские, что IT – свадьбы - это главное и самое масштабное событие жизни. Платья с 20-метровыми шлейфами или с мигающей подсветкой, сотни гостей и обязательные драки – почти как в наших деревнях, только в сто раз разноцветней и пышней. На русский язык фильм пока не переведен, но в сети найти его можно – затягивает даже без перевода (подробнее).
В Швейцарии, Австрии, Франции, Германии и Бельгии живут ениши (Jenische – нем.), частично кочующие и не признанные ни одной страной Европы, кроме Швейцарии, как нацменьшинство, в отличие от ирландских тревеллеров.
Они отделают себя от цыган, говорят на своем енишском жаргоне (швейцарский диалект немецкого). Швейцария вообще – наиболее лояльна к кочующим, здесь есть «Общество путешествующих на колесах по большой дороге», представляющее интересы енишей, рома и синти (цыган), и получающее материальную помощь от государства. Местные власти обязаны предоставлять им места для стоянок и переездов и решать школьный вопрос.
Увидеть большую тусовку европейских кочующих можно на Фирвальдштетском озере в Герсау (Gersau), где ежегодно проводится праздник «феккерхильби» – ярмарка – гуляния – развлечения. Собираются и ениши, и ромы и цыгане-синти. И все желающие.
В сентябре 2011 года ярмарка прошла в Бриенце, так что может быть и в следующем году кочующие соберутся там же.
Что касается настоящих цыган, то мир делится на ром и гаджо (цыган – не цыган), и это – основа их мировоззрения. Этот древний народ кочует по миру уже больше 1000 лет вместе с мифами, предубеждением против них и безусловным очарованием цыганской романтики: в табор к костру да с песнями порою нестерпимо хочется.
Сегодня их, наверное, миллионов 12, но кочуют только небольшие группы, остальные осели, хотя и обособленно – цыганскими деревнями и кварталами, куда приличные гаджо предпочитают не соваться. Большинство кочующих – как правило, это отдельные семьи – сменили кибитки (кстати, Чарли Чаплин родился именно в цыганской кибитке) на трейлеры, переезжают с места на место с переносными телевизорами и отмечают Всемирный День Цыган 8 апреля.
У них даже свой флаг есть: синяя полоса наверху – небо, зеленая внизу – трава, а посередине красное колесо. Есть и свой язык, а с алфавитом как-то не сложилось, поэтому, где живут, теми буквами и пишут.
Гадание по руке цыгане привезли из Индии, да и вообще – появились они в Северной Индии, где их и по сей день больше всего. А Южную Европу они заселили веке в 14-ом, и ай-на-нэ прижилось и в музыке и в общей культуре в Молдавии, Сербии, Венгрии Румынии и Боснии.
У ромов есть деление на своеобразные касты по роду занятий: свой бизнес, торговля, милостыня. Гадание – женское дело, внекастовое. Но самые уважаемые – интеллигенция – творческие династии. А баронов у цыган нет, это гаджо так назвали уважаемых людей, авторитетов, или «боро» – по-цыгански.
Совершенно особые кочевники – бедуины. Всего их около 2 миллионов и живут они в Северной Африке, Израиле и Иордании. И если бедуины – христиане (Израиль и Иордания) чаще ведут оседлый образ жизни и уже не отличаются особо впечатляющими традициями, то некоторые кланы мусульманских бедуинов, действительно, живут совершенно необычной планетой со своими законами.
Вся жизнь – вокруг верблюда (шерсть, молоко, мясо, шкура, навоз на кизяки для огня и транспорт), стало быть, пока верблюду есть, что есть – бедуины остаются на месте, затем уходят дальше в пустыню. В бедуинском языке слова «красота» и «верблюд» – однокоренные. Власти Египта и Ливии, а именно здесь их кочует наибольшее количество, никак этот народ не учитывают и в дела его не вмешиваются. Пара-тройка «туристических» бедуинских деревень не в счет.
Вряд ли кто из них точно знает свой возраст и уж тем более дату своего рождения. Да и день рождения здесь празднуется однажды – лет в шесть, если ребенок дожил до шести-семи, значит – бедуинский гражданин состоялся. За детьми здесь особо смотреть не принято, и лет с двух они предоставлены самим себе под условным присмотром одной-двух женщин из клана.
Понятия любви, как такового, здесь нет. Мужчина, заработавший на одного-двух верблюдов (это дело небыстрое) и на выплату приданого семье невесты выбирает себе девушку так: в ветреную погоду (женщины здесь закутаны довольно основательно) девушку выставляют так, чтобы примерно были понятны очертания тела на ветру. Чем невеста толще, тем лучше, хотя полные тут редкость – много физического труда и весьма умеренное питание. Но окончательно вопрос брака решает шейх – глава клана, он просто назначает жену.
Дальше – жесткие мусульманские традиции. Самое страшное для жены – развод, талак-талак-талак, который обрекает ее чуть ли не на изгнание из общины. Но это – редкое дело, надо уж очень сильно напортачить до талака.
Женщина выполняет всю тяжелую работу. И если идет караван от стоянки к стоянке, то картина маслом: мужчины верхом на верблюдах, а женщины - рядом, несут всю поклажу, причем на голове. Руки должны быть свободны, чтобы в случае необходимости, поднести мужу лепешку или воду.
В истории бедуинов есть несколько упоминаний о случаях неверности. Если мужчина и чужая жена обращали внимание друг на друга, то с ними поступали крайне жестоко: закапывали по плечи в песок, закидывали камнями и оставляли долго мучительно умирать. Многоженство разрешено аж до четырех штук, но мало кто может себе это позволить, только самые богатые, поскольку у каждой жены должно быть полное обеспечение и имуществом и вниманием, последнее – по очереди, каждый день, без предпочтений.
Рожать бедуинка уходит подальше от деревни, на вершину горы. Считается, что чем выше родился ребенок, тем он ближе к богу. Рожает и приносит младенца в деревню. И ни одна настоящая бедуинка ни разу не была в городе, да вообще нигде не была. В остальном – обычный быт: ходят в гости из шатра в шатер, любуются звездным небом и очень верят в Аллаха. Они – вне политики, вне войн, новостей и ни от кого не зависят.
Несмотря на их замкнутость – это очень гостеприимный народец. Заходим, снимаем обувь в знак того, что не спешим, и хозяин – это дело традиции – варит бедуинский кофе с кардамоном. И если пристально не смотреть на их женщин – то лучшего места для «погостить» не найти.
Посмотреть кино о тревеллерах и других кочевниках:
Моя большая толстая цыганская свадьба
The reaches
Trojan Eddie
Pavee Lackeen
Traveller
no_rss
id:544909
Для чего были сделаны эти мегалитические штуковины – никто не знает, поэтому и называют их дольменами (от бретонского: tol – стол и men – камень). Они и правда похожи на каменные столы или ящики с плоской плитой наверху и аккуратной дыркой в стене, в которую вставлялась пробка. Большинство пробок выпали со временем и потерялись., но сохранившиеся подогнаны идеально. И вообще – то, как безупречно сидят друг на друге эти тяжеленные плиты – самая большая загадка, потому что неясно, как их и делали, и воодружали, а главное – зачем?
Адыгейские легенды называют их домами для карликов, которые въезжали в отверстия верхом на зайцах, что вряд ли. Еще по одной версии – это такие радары или локаторы (они реально генерируют ультразвуковое излучение), но что именно они улавливали пять тысяч лет тому назад – загадка. Ну и не без легенд об Атлантах, конечно же, без них – никуда. Пришли, мол, Атланты, и наваяли каменных ящиков с дырками для своих атлантских чудес.
Одни дольмены – большие, величиной с комнату или домик, а другие – совсем маленькие, меньше метра высотой. Близкие родственники пирамид и Стоунхенджа, каким-то образом связаны с солнцем – ориентированы по сторонам света и отмечают дни солнцестояний и равноденствий. Эх, жаль никто из строителей нам не оставил записку, как правильно пользоваться этими каменными прибамбасами. Все они были построены примерно в одно и то же время (4-2 тысячелетие до н.э.) в самых разных странах: на Кавказе (больше 2000 штук), в Ирландии, Испании, Германии, Португалии, на Корсике, в Палестине, Северной Африке и Южной Корее.
И все живут недалеко от воды, стоят лицом к солнцу и построены только в Местах Силы. К ним едут медитировать, получать ответы из Космоса на самые сокровенные вопросы, чистить карму и сновидеть. Некоторые приезжают лечиться, считая, что стоит прижаться к дольмену больным местом, и исцеление начинается моментально.
Общение с Местом Силы – дело очень личное. Кто-то едет загадать желание, кто-то ощутить воздействие особой энергии, некоторые ложатся спать прямо внутри дольмена, чтобы не мешать Вселенной своими внутренними диалогами. Метод у каждого свой, но дело не в нас, а в том, что каким-то удивительным образом такие места «работают» и что-то действительно меняют: в теле и в сознании происходит какое-то волшебство.
Куда ехать? Наши кавказские дольмены можно найти на всем побережье Черного моря, от Анапы до Абхазии, и всюду есть хорошо знающие дорогу местные, которые все покажут и расскажут. Но на всякий случай – вот точные адреса нескольких магических местечек Силы.
Пара дольменов у горы Нексис. От Геленджика на автобусе до поселка Светлый, повернуть перед ним налево, не доходя до горы и пройти по тропе до горы Дольмен вдоль хребта Нексиса. Дольмены стоят прямо по пути на расстоянии ста метров друг от друга.
Группа из трех дольменов у реки Жане – по той же дороге от Геленджика ехать до поселка Возрождение, а дальше недолго прогуляться по ущелью вдоль реки Жене вверх, на восток.
Пшадские дольмены (их тут много) – едем по трассе М4 (Е97) от Геленджика или Туапсе до Пшады. К самому большому дольмену можно проехать прямо на машине, свернув на указателе на дольмен.
У горы Яцунов Бугор – можно пешком дойти от дольменов гор Нексис и Дольмен до участка дороги между мостами через реку Шебс и ручей Ачибс. Примерно посередине между этими мостами появится тропа с северной стороны дороги, пройти по ней полкилометра и не доходя вершины горы повернуть направо.
Сухумский дольмен (Абхазия) рядом с Сухумским ботаническим садом, если стоять лицом ко входу, то он прячется справа среди деревьев.
Израиль – здесь несколько сотен, а может и тысяч дольменов на Голанских высотах – Гиват Безек и Гамла.
Италия – неподалеку от городка Бишелье в 20 км. от Бари – дольмены Ла Кьянка и Фризари, очень симпатично расположившиеся в зарослях опунции среди оливковых рощ. И «мегалитический сад» Италии – в Джурдиньяно (Giurdignano) провинции Лечче. Тут пять дольменов и 18 менгиров – это такие высокие каменные штуковины.
Испания – область Экстремадура, провинция Касерес в районе города Валенсия-Алькантара, практически на границе с Португалией.
Ирландия: рядом с городом Баллина в устье реки Моу на небольшом холме у железнодорожного вокзала – дольмен Four Maols. Еще около 70 дольменов – в нескольких километрах южнее города Ballyvaughan в нагорье Буррен на северо-западе Клэр.
Англия может предложить не только Стоунхендж, но и Lanyon Quoit, дольмен, стоящий прямо у дороги, ведущей от Madron к Morvah. В этом же районе много других мегалитических мест Силы: Mên-an-Tol, Mên Scryfa, Chûn Castle and Chûn Quoit.
Ну и точный адрес самого известного в мире каменного круга – Стоунхенжа: на равнине Солсбери к западу от Amesbury, между трассами A303 и A344. Проще доехать на поезде до Солсбери и оттуда 20 минут на такси или автобусе, который подбирает каждые полчаса туристов в центре города и в Эймсбери, билет 17 фунтов, действителен в течение всего дня. Прямо из Лондона можно съездить на экскурсию за 65 фунтов (от отеля до Стоунхенджа и обратно).