2017-01-30 21:10:20
... протесты против передачи Исаакиевского собора Русской ... поле против передачи Исаакиевского собора РПЦ. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Прошедшие в Северной столице в минувшие выходные протесты против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви показали приверженность местной оппозиции всё тем же образцам 2012 года, ориентированным на акции Pussy Riot и использование антицерковной тематики для мобилизации протестного электората для сугубо политических целей.
— Представители оппозиционных движений устроили акцию против передачи Исаакия РПЦ в самом храме во время службы, — сообщила вечером 28 января «Фонтанка». — Активисты развернули бумаги с надписью «Музей — городу!» и начали фотографироваться на фоне священников. Среди примерно двух десятков протестующих, пришедших в музей после митинга на Марсовом поле, замечены представители ЛГБТ-движения (по данным FlashNord, они и составили большинство участников акции. — Прим Лайфа) и анархисты.
Геи Петербурга устроили акцию в Исаакиевском соборе https://t.co/fD3DgMHc02pic.twitter.com/RSCJEG6rTV
— FlashNord (@flashnord) 28 января 2017 г.
— Активисты уточнили, что они будут регулярно приходить в Исаакиевский собор с мирной акцией, — добавляет журналист VistaNews.
Из всего времени работы собора-музея протестующие почему-то выбрали тот редкий период, когда он закрывается на богослужение, а для коллективных фотографий — место у икон и царских врат, то есть самой сакральной, священной для верующих части храма.
Все мы хорошо помним «панк-молебен» Pussy Riot в храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года. Тем более что, как заявляли перед этим участницы группы, они были завсегдатаями не только акций «Стратегии-31» (главных сборов оппозиции до Болотной) и антифашистских маршей 19 января, но и гей-парадов. Так что, в сущности, контингент всех этих акций один. Да и место выбрано ими тоже знаковое, и, скорее всего, не только в связи с его передачей РПЦ.
— В Москве — храм Христа Спасителя, а здесь по статусу такой патриарший собор — именно Исаакиевский собор, — отметил ранее Лайфу председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин.
Участники самого митинга 28 января, прошедшего в формате встречи депутатов Заксобрания с избирателями, не требующей согласования, принесли с собой многочисленные оформленные под балаклавы воздушные шары, демонстрируя тем самым близость к акциям одетых именно в них кощунниц 2012 года (нынешние их эпигоны пока что в подобные одеяния не облачались). Над шариками, которые держали участники митинга, возвышался ещё один, огромный насыщенно-жёлтый, цвета балаклав плясавших в 2012 году у алтаря храма Христа Спасителя «пусей».
Всё это дополнялось плакатами с матерными заявлениями в адрес РПЦ и соответствующими жестами руками со стороны «прекрасных умных европейских людей с открытыми добрыми лицами» (как предпочитает позиционировать себя наша либеральная оппозиция).
А также флагами и прочей символикой «ингерманландских сепаратистов», уже начиная с «Марша несогласных» 2007 года выступающих за отделение Петербурга и окрестностей от России.
И, наконец, лидеры оппозиции даже не стали скрывать, что борьба с РПЦ за якобы столь дорогой их сердцу собор — не более чем очередной повод для мобилизации людей с целью политической перетряски в городе, чем действующие и бывшие яблочники Резник и Вишневский и глава местного филиала «Открытой России» (до этого обегавший отделения всех либеральных партий в городе) Андрей Пивоваров заняты уже не первый год.
.
Ингерманландия
28 янв в 20:17
Действия
И стар, и млад — лица ингерманландцев с сегодняшнего несанкционированного митинга. Более 5 тысяч петербуржцев вышли на Марсово поле против передачи Исаакиевского собора РПЦ. Регионалисты Ингрии выступают за сохранение статуса Исаакия как музея, доступного всем людям, независимо от их вероисповедания. Недавно гауляйтер Полтавченко заявил, что с Исаакиевским "вопрос решён". Что ж, а мы решим вопрос о смене губернатора. Подключайтесь! #Ингерманландия #Марсово #ИсаакийМузей #ИсаакийГороду #ИсаакийНаш
4:57
Электрические партизаны–Вольная Ингрия
Синхронно с митингом в Интернете начали активно раскручивать сайт «Полтавченко.нет» с требованием отставки губернатора города. Ради этого и устраиваются все публичные истерики про «разжигание костров инквизиции». Потом будет другая повестка, точно так же как болотников выводили сначала «за честные выборы», потом «против закона Димы Яковлева», потом забывали их и начинали ещё про что-нибудь.
Заявление Петра Толстого о протестующих против передачи Исаакиевского собора Церкви правнуков, выскочивших "из-за черты оседлости с наганом в 1917 году" оказалось настолько мощным сейсмическим толчком в информационном поле, что круги от него расходятся до сих пор. Даже премьер-министр наш не промолчал и высказался об искоренении антисемитизма.
Но прежде чем искоренять неплохо бы разобраться в предмете искоренения. Договориться о терминах для начала. Чтоб искоренять правильно, не ошибиться, как герой песенки Высоцкого "Антисемит":
Решил я - и, значит, кому-то быть битым, Но надо ж узнать, кто такие семиты,- А вдруг это очень приличные люди, А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет!
Но друг и учитель - алкаш в бакалее - Сказал, что семиты - простые евреи. Да это ж такое везение, братцы,- Теперь я спокоен - чего мне бояться!
Кто не в курсе, семиты - это не только евреи, это ещё и арабы, амхарцы (эфиопы), мальтийцы и ещё несколько этносов.
Из этого следует, что ненависть к евреям называть антисемитизмом не очень то правильно. Более уместным термином в данном случае может быть слово "юдофобия" - но не прижилось почему-то.
Антисемитизм в изначальном смысле слова, с расистским уклоном, породил сумрачный германский гений. И произошло это ещё до появления на свет Розенберга и Гитлера. В фундаментальном труде Теодора Моммзена (1817-1903) "Римская история" поражение карфагенян в Пунических войнах объясняется тем, что Ганнибалу не удалось склонить на свою сторону недавно завоёванные Римом племена Апеннинского полуострова. Причина, по мнению Моммзена, в неприязни арийцев к семитам.
Всё это наталкивает на подозрение, что подмена понятий - юдофобии и антисемитизма, в данном случае не просто само по себе сложившееся историческое недоразумение. Возможно. это попытка приписать юдофобии расистскую мотивацию, тем самым, отодвинув на второй план мотивации бытовые и культурно-исторические.
Нелюбовь к евреям - явление в России (и не только в России), на самом деле распространённое. Но попробуйте найти у нас человека, который не любит евреев и заодно всех семитов. Такие, конечно есть, но они ненавидят вообще всех "чужих" - "чёрных", "хачей", "узкоглазых" и т.п. А это уже не антисемитизм. а ксенофобия.
Сегодня депутат Госдумы РФ Виталий Милонов подал заявку в Смольный на организацию десятитысячного мероприятия в поддержку передачи Исаакиевского собора Церкви. 11 февраля планируется провести крестный ход от Казанского собора до Исаакиевского.
"Это делается не в пику тем, кто собирался на Марсовом поле. Мы просто хотим показать свою мирскую радость от передачи храма", – отметил Милонов.
Он также обратился к митрополиту Варсонофию с просьбой благословить проведение крестного хода.
2017-01-18 12:47:56
... ведомства (при Исаакиевском соборе постоянно приходится ... комиссию по Исаакиевскому собору для ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Союз музеев России выложил на своем сайте историческую справку под названием «К вопросу о полной передаче Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви».
Эту справку активно цитируют СМИ: авторитет Союза музеев весом. Особенно веско звучат в этой справке две фразы, относящиеся (судя по контексту) к событиям до января 1871 года:
«Православная церковь настаивала, чтобы кафедральный собор в центре столицы был передан ей в полное ведение. По указу императора была создана специальная Комиссия, возглавил её А.И. Резанов, которая «отклонила полную передачу здания в безраздельное управление Духовного ведомства (при Исаакиевском соборе постоянно приходится проводить сложные работы как в техническом, так и в художественном отношениях)»[8]».
Подпись под справкой лаконична, но тоже веска: «Толмачева Н.Ю., кандидат искусствоведения». Ценителям петербургской истории знакома книга Наталии Толмачевой, посвященная как раз Исаакиевскому собору.
В общем, прочитав две ключевые фразы, некоторые СМИ сделали уже определенный вывод, вынесенный прямо в заголовки: «В Союзе музеев России доказали, что Исаакиевский собор никогда не принадлежал РПЦ».
Однако что ж это за восьмерочка в конце важной цитаты?
Ссылка на источник, ясное дело. И вот странность: события начала 1870-х, речь о решении специальной Комиссии, которая не могла возникнуть без ведома монарха — а в качестве источника выступает изданный в 1911 году «Отчет М. Т. Преображенского по командировке собранием Академии художеств в Междуведомственную комиссию по Исаакиевскому собору для выяснения необходимого ремонта по зданию и исчислению потребных на то средств».
Михаил Тимофеевич Преображенский – человек уважаемый, конечно, академик архитектуры, но что же это за «отчет по командировке», на который твердо опирается кандидат искусствоведения?
К счастью, в книжных хранилищах отчет этот имеется. Мне удалось почитать его самолично. De visu, как говорят в библиотечных кругах.
Отчет невелик, меньше сорока страниц, но информативен.
1871-й? О да, были в этот год важные для Исаакиевского события: храм передали из ведения Министерства путей сообщения и публичных зданий в ведение МВД. Но вот дискуссий о том, передавать ли его Духовному ведомству, в этот год не было.
Дискуссии были двенадцатью годами позже — в 1883 году. После освящения московского храма Христа Спасителя Особое Совещание разработало порядок управления обоими кафедральными храмами: чтобы «в хозяйственном отношении» они были подчинены Ведомству Православного Вероисповедания, а «в техническо-художественном» — МВД.
Дальше — цитирую дословно.
«При выработке названного положения был поднят вопрос о передаче обоих зданий соборов в безраздельное управление Духовного Ведомства, и Их Высокопреосвященства Митрополиты обеих столиц изъявили свое согласие принять здания соборов в свое непосредственное заведывание под ближайшим наблюдением причтов и церковных старост, находя при этом особый техническо-художественный надзор излишним. Однако энергичное выступление бывшего ректора Императорской Академии Художеств А.И. Резанова остановило эту передачу».
Православная церковь, отметим, не «настаивала, чтобы» (версия Н.Ю. Толмачевой и Союза музеев России), а «изъявила свое согласие».
А вот и Резанов – двенадцатью годами позже, и не глава Комиссии, а выступающий. Александру Ивановичу довелось достраивать храм Христа Спасителя — и он тревожился, что у Духовного ведомства не хватит средств содержание храма-памятника в одиночку. Особая Комиссия, выслушав его доводы, «постановила: отклонить полную передачу зданий соборов в безраздельное управление Духовного Ведомства и оставить оба собора в техническо-художественном отношении в ведении Министерства Внутренних Дел».
Именно так звучит в отчете академика Преображенского ключевой момент, на который опирается Наталия Толмачева. Соборы во множественном числе. И только в «техническо-художественном отношении», отметим этот момент.
После Особой Комиссии вопросом занялся Государственный Совет – а 25 мая 1883 года «мнение Государственного Совета» было высочайше утверждено императором Александром III.
В третьей части Полного собрания законов Российской империи этот документ значится под номером 1600. Название его – «О порядке заведывания кафедральными соборами Исаакиевским в С.-Петербурге и Христа Спасителя в Москве». Кто хочет, может прочитать самостоятельно.
Документ этот не длинный, вполне конкретный. «Для заведования хозяйственной частью и для распоряжения всеми денежными средствами» обоих кафедральных соборов повелено было создать особые управления под председательством настоятелей. Спорные вопросы решать простым большинством голосов. А «штатные суммы» назначить по сметам МВД и Святейшего Синода».
Совместное ведение, вот о чем шла речь. В «техническо-художественном отношении» собором заведовало министерство внутренних дел, в хозяйственном отношении – Синод, сиречь ведомство православного исповедания, сиречь Духовное ведомство.
И в 1911 году эта же форма – подтверждает М.Т. Преображенский – продолжала действовать. В том же 1911-м вопрос «о передаче зданий столичных кафедральных соборов в полное управление Ведомства Православного Исповедания» возник снова – в том числе из-за сложностей управления зданиями, «когда налицо имеются два самостоятельных хозяина» (цитата из отчета). Однако новых решений принято не было.
Вот, собственно, и все о цифре 8 в справке Союза музеев России.
Не настаивала, не возглавил, совсем не в том году и не совсем в той форме. И во множественном числе.
Вообще же «отчет по командировке», на который так любезно указала общественности Н.Ю. Толмачева, наводит вот на какую мысль: фактически сегодня речь идет о той же форме управления собором, какая была установлена в XIX столетии: как уже не раз заявлено, РПЦ планирует получить храм в пользование, а собственником его было и останется государство. А КГИОП, как он это должен делать всегда, будет надзирать за состоянием памятника, его реставрацией и использованием.
Совместное ведение.
Ничего нового.
Дмитрий Шерих, главный редактор газеты "Петербургские Ведомости"
2017-01-17 18:04:40
Позиция сторонников передачи Исаакиевского собора Русской ... такие объекты как Исаакиевский собор - это ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Позиция сторонников передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церуви, как православных, так и неправославных, и в т.ч. атеистов (есть и такие) проста и понятна - храм должен быть храмом, а закрывать двери собора для неправославных никто не собирается. Единственная ошибка, которую допускает группа поддержки Церкви - попытка причесать одной либеральной гребёнкой всех кто против. Это неправильно, да и обижаются они. Намедни попался на глаза крик души одного юзера: "так теперь все кто против передачи Исаакия - русофобы?"
На музыкально-световом действе «Рахманинов. Песнопения Литургии» в Исаакиевском соборе 03.11.2011.
С русофобами из либерального лагеря полемизировать скучно, с ними давно всё ясно. "Тайновидец" наш Виктор Пелевин в одном из последних своих опусов внёс свою лепту в список нетленных афоризмов о российских либералах: "Российский либерал - вовсе не носитель политического (или хотя бы бытового либерализма. Это человек, свято верящий, что миром правит всесильное жидомасонское правительство, с энтузиазмом берущий на себя функции его российского агента (как он их понимает) - но при этом яростно отрицающий существование такого правительства, так как оно, по убеждению российского либерала, желает оставаться секретным". Определённо, для таких русская Церковь - бельмо на глазу.
Позиция красных "русофилов" тоже понятна и кристальна чиста. Для них такие объекты как Исаакиевский собор - это памятники жертвам классового концлагеря. Авторы параграфов о Древнем Египте в советских и некоторых постсоветских учебниках истории рисуют жуткую картину. Миллионы рабов, обречённых на лишения и недоедание, одурманенные опиумом для народа, создали великую и высокую цивилизацию, движимые страхом подвергнуться жестоким наказаниям от эксплуататоров. В общем, деваться несчастным было некуда, потому и приходилось им творить высокое и вечное - от безысходности. Закончившим советскую школу, в большинстве своём, до сих пор трудно поверить в то, что пирамиду Хеопса построили не рабы.
В общем, реакция на возвращение Исаакия Церкви у "врагов народа", коммуно-патриотов и воинствующих безбожников была предсказуема. Но вот отношение к обсуждаемому событию некоторой части "друзей народа" у многих православных вызвала недоумение. Речь идёт религиозно-индифферентной части активничающей в соц. сетях патриотической общественности. Их претензии к Церкви ничем не отличается от претензий либералов: дескать, "финансовые потоки" не так потекут, татары с бурятами обидятся, попы не смогут содержать и пр., и как крайний аргумент задаётся вопрос такого рода: "вам же не запрещают проводить в соборе богослужения, так к чему вся эта затея?" Вот на этом пункте хотелось бы остановиться поподробнее. В самом деле: какая принципиальная разница между музеем-храмом и храмом-музеем?
А дело в том, что когда Исаакий вновь станет храмом, внутри его стен сменится духовный контекст - это пространство вновь станет сакральным. Когда я при посещении собора осенял себя крестным знамением перед алтарём или иконами, я чувствовал себя инородным телом в толпе экскурсантов, погружённых в общение с прекрасным, делящихся впечатлениеями со своими спутниками, делающих селфи на фоне культурно-исторического наследия, в общем, занятыми приятным времяпрепровождением. С переменой статуса собора всё будет наоборот - экскурсанты будут чувствовать себя не совсем в своей тарелке среди молящихся, ставящих свечи, совершающих поклоны верующих.
Этот маленький дискомфорт, по большому счёту, не такая уж мучительная проблема, так в чём причина столь болезненной реакции у т.н. "светских людей"? - Всё дело в том, что для них Исаакий тоже своего рода храм - храм Культуры. Что бы о себе не думал человек, он почти физически нуждается в посещениии какого-нибудь храма и вере в Бога, или, если угодно, в Абсолюта. Для общечеловеков таковым Абсолютом, объектом веры является некое Всесовершенное Благо, которое понимается по-разному. в зависимости от мировоззренческих и идеологических предпочтений: либеральных, коммунистических, националистических, постмодернистских и прочая и прочая... Это разноцветье в чем-то напоминает христианство, поклоняющегося единому Абсолюту - Христу, но разделившееся на православных, католиков и тьму протестантских деноминаций, как когда-то гуманистический миф, зародившейся во времена раннего Возрождения в интеллектуальных кружках Флоренции со временем трансформировался в либеральный, коммунистический, нацистский мифы.
Подлинная причина столь душераздирающего плача Ярославны, рвущегося из антиклерикальных окопов состоит в том, что здесь речь идёт скорее не о возвращении храма в его стены, а об отъёме храма у одной конфессии и передачи его в другую. У гуманистов отняли храм, в котором они общались с Прекрасным - одной из ипостасей Всесовершенного Блага.
Для православных заканчивается стоящая где не должно мерзость запустения (в духовном смысле). В воображении гуманистов мерзость запустения (в грубой материалистической форме) наступит тогда, когда храм Культуры, отлучённый от "благодати" её верных Хранителй, начнёт гнить и разваливаться на части. Вступать в споры с доморощенными футурологами, желающими доказать что именно так и будет категорически не намерен. Увольте.