Имеются ли у людей персональные ангелы-хранители? Что по этому поводу говорится в Торе?
Ответ:
Мудрецы учат, что у каждого человека есть ангел-хранитель. И не только у каждого человека, но даже у каждого растения есть ангел, охраняющий его. Так говорят мудрецы (Зоар, Берешит 251, а; также мидраш в Берешит Рабба 10, 6 от имени рабби Симона): «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы ангела-управителя наверху, он охраняет её, ударяет её и говорит ей: “Расти!”». Величайший каббалист Аризаль в книге «Шаар а-глильгулим» (Предисловие 25) добавляет, что даже и у неодушевленного предмета есть свой ангел-управитель.
Сказали мудрецы (Мегила 3 а): если человек вдруг ощущает «беспричинный» страх, следует прочесть Шма Исраэль, чтобы избежать опасности — сам человек не видит опасности, но, может быть, ангел его видит, поэтому и испытывает человек внезапный страх[1].
[1] Ещё об этом читайте «Что делать, если ощущаешь беспричинный страх?».
Не так давно состоялся аукцион, на который были выставлены … очки Хазон Иша.
Угадайте, за какую сумму они были проданы?
За 20.000 долларов!
Хазон ИшКакова же история этих очков? Каким образом они попали на аукцион?
Как-то один бедный еврей посетовал великому мудрецу Торы Хазон Ишу на то, что его финансовое положение очень тяжело. Между прочим, он добавил, что у него нет денег даже на то, чтобы купить себе очки.
Хазон Иш сразу же выдвинул ящик стола, достал оттуда очки и сказал:
— Это мои субботние очки (Хазон Иш опасался, что с обычными очками запрещено выходить в шабат в такое место, где нет эрува, и приспособил для этой цели специальные очки, которые не создавали в связи с этим никакого беспокойства). Сегодня только середина недели. До шабата еще далеко, и я успею купить новые очки. Возьми эти очки для себя!
И он протянул их бедному еврею.
Бедный человек взял очки Хазон Иша, поблагодарил его и начал пользоваться ими. Надевал очки и читал, когда это было необходимо!
Прошли годы. После того, как еврей, когда-то посетовавший великому мудрецу на свою бедность, скончался, его дети, унаследовавшие состояние отца, и в том числе «знаменитые» очки, решили выставить их на аукцион – на продажу.
И выставили.
20 000 долларов было заплачено за эту вещь. автор текста: рав Реувен Куклин
Мудрецы обязали нас зажигать к шабату свечи. Из слов Талмуда и поским видно, что есть две основных причины для зажигания: 1) наслаждение шабатом, 2) мир и спокойствие в доме.
Разберем эти смыслы. Наслаждение шабатом
Субботние свечиСубботнее наслаждение умножается, если во время трапезы на столе стоит свеча, свет которой позволяет хорошо разглядеть вкушаемую еду. Талмуд в трактате Йома (74б) сообщает нам, что в человек воистину может насладиться пищей только в том случае, если он ее видит. Талмуд говорит, что по этой причине человеку не стоит употреблять пищу в абсолютной темноте (и это – даже в будничный день). Также Талмуд утверждает, что по этой причине слепые никогда полностью не насыщаются от съеденный пищи. Мир и спокойствие в доме
Субботние свечиНеприятно находиться в неосвещённом доме. Свечи делают пребывание в помещении более приятным. Кроме того, в хорошо освещённом жилище можно спокойно ходить, не боясь споткнуться.
Из слов наших мудрецов мы знаем, что Тора придает наиважнейшее значение миру в доме и в семье. Из этого мы учим и о великой важности заповеди зажигания субботних свечей. Талмуд в трактате Шабат (23б) сообщает нам, что, если финансовые возможности человека ограничены и он стоит перед выбором – купить ему свечи или вино на кидуш, – следует ему купить субботние свечи. Также и в Хануку, говорит Талмуд, – если перед евреем стоит выбор, купить ему субботние или ханукальные свечи, следует ему купить субботние свечи. И причина тому – мир в доме.
В соответствии с этим объяснением следовало бы обязать нас зажигать свечи во всех комнатах дома. Но в наше время мы оставляем освещение в разных частях дома, и тёмные комнаты освещаются через открытые двери, поэтому сегодня мы не зажигаем свечи во всех комнатах (Респонса «Ор ле-Цион»). Благословление на зажигание субботних свечей
Зажигание субботних свечей. Субботние свечиПоскольку зажигание субботних свечей является заповедью, следует сопроводить заповедь: «Барух Ата Адо-най Эло-hейну Мелех hаолам ашер кидшану бемицвотав вецивану леhадлик нер шель Шабат кодеш» («Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам зажигать субботние свечи»).
Талмуд в трактате Шабат (23а) спрашивает: каким образом мы можем, обращаясь к Творцу, сказать «Ты заповедовал», ведь обязанность зажигать субботние свечи – это заповедь мудрецов? Объясняет Талмуд: Творец заповедал нас прислушиваться к словам мудрецов и выполнять их заповеди (как сказано в книге Дварим, 17, 11: «По учению, какое укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево»), поэтому, выполняя заповеди мудрецов, мы выполняем заповедь Творца. Время для зажигание субботних свечей
В трактате Шаббат (23 б) приводится чудесная история, из которой возможно выучить ответ на этот вопрос. И так сказано там: когда рав Йосеф увидел, что его жена припозднилась с зажиганием субботних свечей, сказал ей: «В то время, как сыны Израиля шли по пустыне, днем пред ними шел Облачный Столп, а с наступлением ночи он сменялся Столпом Огненным, однако два этих столпа не заменяли друг друга сию же минуту: сначала Огненный Столп дополнял собой Столп Облачный, и некоторое время они сопровождали сынов Израиля вместе, и лишь через какое-то время Облачный Столп исчезал, и Огненный Столп сопровождал евреев в самостоятельно. Подобным же образом происходило наутро, когда наставал черед Облачного Столпа заменять собой Столп Огненный». «На этом примере мы учим», — продолжил рав Йосеф, – «что коль скоро речь идет о действиях, выражающих любовь (ведь Облачный и Огненный Столпы – не что иное, как проявление любви Всевышнего к народу Израиля), следует несколько предвосхищать их совершение, а не исполнять их скомкано, одно за другим. То же относится и к зажиганию субботних свечей (которые олицетворяют нашу любовь к Святой Субботе). Наилучшим образом можно исполнить заповедь о субботних свечах если зажечь их еще при свете дня, а не в то время, когда Суббота вот-вот наступит».
По пустыне, исходПоскольку женщины особенно любят красоту, слова рава Йосефа запали в душу его жены, поэтому она решила в следующий раз зажечь свечи очень рано. Но тут явился ей один старец (есть мнение, что это был пророк Элияу), который сказал, что и зажигать слишком рано также нехорошо, ведь зажигание свечей задолго до наступления Царицы Субботы не выглядит как зажигание в ее честь.
Из этих слов Талмуда мы учим: неверно зажигать свечи впритык, близко к субботе, также неправильно зажигать их слишком рано, задолго до ее наступления.
Время, наиболее подходящее для зажигания субботних свечей, 20-40 минут до захода солнца.
В любом случае, постфактум, если зажгли свечи со времени плаг минха (это время постоянно меняется, и его можно выяснить в еврейском календаре), заповедь о зажигании субботних свечей была выполнена. Если по какой-то причине человек вынужден зажечь свечи рано, следует взять такие свечи, которые будут продолжать гореть и во время субботней трапезы.
Тот же закон, если субботние свечи были зажжены близко к заходу солнца, заповедь о зажигании свечей выполнена. Однако следует быть предельно осторожным и, если уже зашло солнце, ни в коему случае не зажигать субботние свечи!
Шульхан Арух добавляет важную деталь: если человек, зажигая субботние свечи, принимает на себя субботу, ему разрешено зажигать их со времени плаг минха. Причина на это: поскольку с зажиганием свечей он принимает на себя субботу, такое зажигание, несомненно, выглядит в честь субботы. Если женщина пропустила…
В Шульхан Арухе приводится обычай: если женщина по халатности забыла зажечь субботние свечи (либо намеренно их на зажгла) и ее муж также не зажег их вместо нее и в доме не горело во время наступления субботы никакого света, с тех пор женщина должна зажигать каждую субботу на одну свечу больше, чем она обычно зажигала. Цель этого обычая – чтобы женщина не пренебрегала зажиганием свечей.
Поскольку цель этого обычая – помочь женщине с большей осторожностью относиться к зажиганию субботних свечей, если она не зажигала свечи, когда она была нерелигиозная (и еще не выполняла заповедь о зажигании свечей), после того, как она сделает тшуву, не будет обязана зажигать дополнительные свечи. автор текста: рав Реувен Куклин
2017-04-21 15:53:03
... было непоколебимое утверждение иудаизма, что человек ... были просто вероотступниками иудаизма; они стали ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вековой спор между иудаизмом и христианством: что выше: вера или закон? Иудаизм утверждает, что без закона этика и мораль чахнут Вопрос жизни и смерти для иудаизма и христианства.
Вопрос об относительных ценностях закона и веры не был и не является просто вопросом мнений. Это вопрос жизни и смерти как для иудаизма, так и для христианства.
Иудаизм решительно утверждал, что поступки имеют первостепенную важность; только действиями можно выразить свою веру или отношение к чему-либо. Христианство же твёрдо убеждено, что вера — превыше всего; те действия, что приняты в качестве религиозной обрядовости, враждебны настоящей вере и служат лишь для того, чтобы сбить человека с пути от его намеченных целей.
Характерным примером и первопричиной этого столкновения было непоколебимое утверждение иудаизма, что человек никогда не может стать евреем без обрезания, которое является знаком завета, внешним признаком внутреннего перерождения. Новые христиане на пороге тысячелетия не могли рассчитывать на обращение язычников в их веру, если бы настаивали на обрезании как на необходимом условии. Поэтому они объявили обрезание совершенно ненужным и бесполезным элементом для религиозной жизни христианина, который больше склоняется к «духовности», нежели к практической части.
В самом начале еврейские «христиане» рассматривались как сектанты, оставаясь в рамках иудаизма, однако теперь, когда христиане упразднили требование обрезания, мудрецы постановили, что отказ от практической части Торы не может быть одобрен и что сторонники этой идеи больше не могут рассматриваться в рамках еврейской религии. Они уже не были просто вероотступниками иудаизма; они стали публичными предателями, которые извратили веру, а затем отвергли её. Благая весть?
Отречение от Торы и провозглашение себя преемником, превосходящим её, утверждались христианами с самого начала. Апостольское «евангелие» главным образом заключалось в том, что оковы «закона» упразднились верой. Нападение апостола Павла на иудейский закон являетсяфундаментальной основой в христианстве.
Закон стал первым камнем преткновения, унаследованным от иудаизма, и его пришлось отбросить как нечто абсолютно ненужное и даже вредное. В то время, как иудаизм утверждает, что этика и мораль утверждаются законом, христианство считает, что закон их уничтожает. Этот спор не утихает и по сей день; это и есть причина ложных слухов, которую повторили христиане: «Ветхий завет» раскрывает нам Б-га мести и гнева, а «Новый завет» являет нам Б-га любви.
Эта точка зрения не выдерживает никакой критики, когда мы обращаемся к истории религиозных войн, которая наглядно раскроет нам, был ли это закон или вера, продиктованная любовью.
Таким образом, закон навечно станет сильнейшим яблоком раздора между иудаизмом и христианством, поскольку существование закона — это отрицание христианства, а отмена закона — отрицание иудаизма. автор текста: Рав Морис Ламм
Тора разрешает евреям есть мясо только жвачных животных, у которых раздвоенные копыта. Что можно в связи с этим сказать о жирафах? Есть ли у них необходимые признаки кашерности?
Обратимся с этим вопросом к зоологам и получим от них утвердительный ответ – да, у жирафов в наличии все признаки кашерности: это жвачные животные (они жуют жвачку), и у них раздвоенные копыта.
Исходя из этих признаков, мы можем сделать логический вывод: жираф является кашерным животным и разрешен к употреблению. ПОЧЕМУ ЕВРЕИ НЕ ЕДЯТ ЖИРАФОВ?
Почему мы не находим мясо жирафа на трапезах у евреев?
Причина проста: мясо жирафа, которого необходимо зарезать кашерным образом, окажется баснословно дорого: жираф –это очень редкое животное (как известно, единственное место обитания жирафа – пустыня Сахара).
Есть еще одна причина, по которой евреи-ашкеназим не станут его употреблять: ашкеназские евреи едят мясо только таких животных, о кашерности которых известно из еврейской традиции, и не полагаются только на признаки кашерности, упомянутые в Торе. Таков обычай, а обычай следует соблюдать. ГДЕ ЖЕ УПОМИНАЕТСЯ ЖИРАФ В ТОРЕ?
В книге Второзаконие (глава Ръэ — Дварим, 14, 5) мы читаем о том, что есть всего лишь семь видов диких животных, которые годны к употреблению. Как было отмечено выше, жираф является кашерным диким животным, и тогда нам важно понять, каким именем жираф называется в этом стихе?
Расаг пишет, что животное под именем «земер» — это жираф. И так считают Радак и Рашбац.
Рав Амитай Бен Давид в книге Сихат Хулин доказывает также, что животное, именуемое «тахаш», кожей которого пользовались для покрытия переносного Храма — Скинии Завета, — это жираф. автор текста: Рав Реувен Куклин.