Ответственность за других До того как еврейскому народу была дарована Тора, Бог судил весь мир в совокупности, не налагая на каждого человечества ответственность только за его собственные дела. Хотя после дарования Торы суд совершается над каждым евреем в отдельности, каждый из нас сохраняет определенную меру ответственности за свой народ и несет наказание, если не помешал другому согрешить. Полная ответственность за тайные грехи друг друга наступила, лишь когда израильтяне перешли Иордан под предводительством Йошуа бен Нуна а и дали обет взаимной ответственности.
Желание Бога даровать добро гораздо сильнее Его желания карать. Поэтому воздействие чьих-то добрых дел помогает его потомкам во всех поколениях, как говорится далее в Торе: «И милость творящий тысячным (поколениям) любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди» (Шмот 20:6). Заслуги родителей и прошлых поколений могут даровать защиту.
Таким образом, заслуги родителей и предков человека могут помочь ему и защитить его. Точно так же заслуги наших праотцов помогают и спасают нас от разрушения. Поэтому сказано в Торе: «И вспомню Мой завет с Яаковом, и также Мой завет с Ицхаком, и также Мой завет с Авраамом вспомню, и землю вспомню» (Ваикра 26:42). Именно поэтому заслуги Патриархов часто упоминаются в молитве, как видно из воззвания Моше к Богу: «Помяни (заслугу) Аврааму, Ицхаку и Исраэлю, твоим рабам, …» (Шмот 32:13).
Хотя заслуги прародителей помогают, не следует полагаться лишь на них, необходимы и собственные усилия. Того, кто грешен, не спасут даже родители, как говорится об этом: «Человек не выкупит брата своего, не (может) он дать Б-гу выкупа за себя.» (Теилим 49:8). Поэтому даже заслуги Праотцов не помогут злодею, и полагаться ему следует лишь на милосердие Бога. И наоборот, заслуги за собственные усилия помогут даже там, где не помогают заслуги праотцов.
Абсолютная справедливость Основополагающим принципом для понимания всех наград и наказаний в этом мире является то, что Бог справедлив ко всем. Царь Давид выразил этот принцип так: «Судить будет Он вселенную справедливостью и народы – праведностью» (Теилим 98:9). Бог судит каждого, и судит всех одинаково. Поэтому ни в коем случае нельзя подозревать Бога в какой-либо несправедливости.
Только неверующий может сказать, что нет Судьи, и нет окончательной справедливости. Описание такого человека приводит Теилим: «Забыл Б-г, скрыл лицо Свое – не увидит вовек» (Теилим 10:11). Если человек безразличен к Божественному влиянию и считает его простой случайностью, Бог будет продолжать наказывать его еще более серьезными и опасными «случайностями».
Необходимо понимать: все, что ни делает Бог, делается ради нашего же блага, и привыкнуть говорить: «Что Бог ни делает, все к лучшему». Даже благополучие злодеев и страдания праведных являются частью окончательного замысла Бога, несущего благо. Бог не желает вины ни одного из созданий. Он лишь судит мир во благо, и вместе с тем Он судит человечество по делам его. источник: www.imrey.org
Тора обязала каждого еврея отделять от урожая, который вырос на территории земли Израиля, труму и маасер.
Трума – это часть урожая, которую отделяют для коѓена. Тора не устанавливает размер трумы, однако мудрецы установили определённый размер отделяемого урожая для трумы. Подробней о труме и ее законах читайте в статье «Трума». Кроме трумы, необходимо отделять две десятины – «маасер ришон» и «маасер шени» или «маасер ани» (ани – бедный), левит обязан отделить от «маасер ришон», который он получает, еще один маасер, который называется «трумат маасер» и дать его коѓену. «Маасер ришон» дают левитам, «маасер шени» еврей обязан взять в Иерусалим и есть там, а «маасер ани» дают бедному еврею. «Маасер ани» отделяют в третий и шестой год семилетнего цикла шмиты, а «Маасер шени» – во все остальные годы (за исключение самой шмиты, в которую не отделяют трумот и маасерот вообще). Каждому из этих маасерот посвящена отдельная статья. От каких плодов отделяют
Тора обязала отделять трумот и маасерот только от урожая из 5 видов злаков (Пшеница, ячмень, гречиха, рожь, овес), маслин (включая оливковое масло) и винограда (включая вино и виноградный сок). Однако наши мудрецы обязали отделять от любого урожая, который служит пищей для человека.
Только от урожая, который вырос на территории Святой Земли, необходимо отделять трумот и маасерот.
Порядок отделения Отделять трумот и маасерот необходимо по порядку: вначале трума, потом, маасер ришон, а потом маасер шени (или маасер ани).
Как отделяют О том, каким образом с практической точки зрения следует отделять трумот и маасерот, читайте в статье «Как самостоятельно отделять трумот и маасерот?»
Неотделенный урожай Неотделенный урожай называется «тевель» и его запрещено употреблять и получать от него любые виды выгоды. На нашем сайте есть отдельная статья, посвященная тевелю.
В наше время Мнение большинства ришоним, что обязанность отделять трумот и маасрот в наше время из слов мудрецов (а не из Торы), поскольку Тора обязала отделять трумот и маасрот только от урожая, который вырос на Святой Земле в то время, когда все евреи находятся в ней. источник: www.imrey.org
Шват — одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с Тишрей, от Рош Гашана.
Тора и Танах называют его «одиннадцатым месяцем».
Новомесячье Швата продолжается только один день, поскольку предшествующий ему месяц Тевет всегда неполный. Соответственно, месяц Шват всегда полный и продолжается тридцать дней.
Швату соответствует созвездие Водолея (на иврите Дли — «ведро»). В Торе сказано (Бамидбар, 24): «Переполнятся его [Израиля] ведра водой…»
Володей - созвездие месяца Шват Поскольку к месяцу Шват обычно выпадает большая часть дождей, то водоемы в это время полны водой; поэтому воду не приходится зачерпывать в глубине колодцев — ведра и так поднимаются переполненными…
Первого Швата Моше, находясь в степях Моава, на восточном берегу реки Иордан, начал читать Израилю Книгу Дварим («Второзаконие»), полную горьких, но справедливых упреков — ведь евреи многократно ослушались Вс-вышнего за почти сорок лет, проведенных в пустыне.
В этой книге вновь излагаются многие из заповедей, которые Моше получил за все эти годы, — на горе Синай и в Мишкане — а также новые заповеди, о которых еврейский народ еще не знал. Он передал сынам Израиля благословения и проклятия, которые они должны будут произнести, войдя в Эрец Исраэль, рассказал им о том, каким образом нужно будет завоевывать Святую землю, а также благословил их в предвидении своей скорой смерти.
Моше говорил с народом в течение тридцати семи дней и закончил передачу Израилю Книги Дварим седьмого Адара. Первого Швата он начал говорить с Израилем, произнеся слова Торы «Полно вам жить у этой горы» (Дварим, 1), и седьмого Адара закончил словами «Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ спасаемый Г-сподом…» (Дварим, 33)
Поэтому мудрецы сравнивают день первого Швата с днем Дарования Торы. Хотя, как известно, Тора и заповеди были даны Вс-вышним еврейскому народу шестого Сивана, первого Швата в сердцах сынов Израиля как бы открываются новые источники Торы, и в течение тридцати семи дней — вплоть до седьмого Адара — они удостаиваются новых откровений.
Этот материал был опубликован на сайте Толдот.ру. источник: www.imrey.org
Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик.
грустный мальчик«Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни.
У меня у самого дочка была такого возраста, около трех лет и каждое утро я по дороге отводил ее в детский сад. Мы спешили, я брал ее на руки и получал в подарок несколько минут общения и близости с ребенком. Это так приятно и полезно для обоих. Прошло много лет с тех пор, наши хорошие отношения с ней уходят в те минуты. Когда я на руках нес ее в садик. Баловал?
Помните пьесу Евгения Шварца «Снежная королева» и фразу Атаманши: «Детей надо баловать. Только тогда из них вырастут настоящие разбойники». Прочитав эту фразу мы убеждаемся в своей правоте. Разбойников растить нельзя, значит и баловать мы своих детей не имеем право. Будем строго воспитывать, и все только из любви к детям. Для их же пользы. Так мы из одной крайности впадаем в другую. Становимся жесткими родителями. Атаманша была жестокой по отношению ко всему миру и добра, даже слишком добра к своим детям. Баловала их. А мы часто внимательны и добры ко всему миру и жестоки к нашим детям. Мы часто ведем себя как атаманши наоборот. Послушаем слова, которые звучат в адрес детей. Нам в голову не придет разговаривать так с друзьями и коллегами.
Мы детей кормим и одеваем. Отапливаем дома, в котором живем. Мы очень хорошо понимаем, что без нашего участия, нашей поддержки, нашей заботы не вырастит ребенок. Никому в голову не придет сказать: «Сам выживет! И поесть сам найдет». И часто не задумываемся, что для выживания нужна еще одна вещь. Такая же важная, как еда и тепло. Нужно ребенку общение, внимание, привязанность.
А мы часто заботу о наших детях заменяем жестким контролем, неправильной строгостью. Часто излишней. И все прикрыто заботой о них, о наших детях. Ведь мы живем ради них. Не так ли? И безгранично удивляемся, получив совсем обратный результат. Но часто ожидаемый. Как сказал герой одного старого советского фильма: «Если вы хотите вырастить несчастного ребенка, вам нужно его критиковать и лишить проявления любви. И результат гарантирован!»
Откуда у нас появляется строгость и жесткость к нашим детям, если наши намерения так хороши и мы полны заботой о них? Может что-то в нас самих мешает вырастить наших детей счастливыми и успешными?строгие родители
Наша тревожность. Боимся мы за них, переживаем, и это волнение переполняет нас. Вы слышали как родители говорят своим чадам, другие родители, конечно я не имею ввиду вас, в приказном тоне обращаются: «Не ходи туда, не лезь, не делай, не смей!»
— Но почему мне нельзя, почему ты мне все запрещаешь, мама?
И маленькая девочка или маленький мальчик, который сидит в нас и который в своем детстве слышал подобные приказы, повторяет их своим детям. Жестко, дидактично, безапелляционно. Только так и никак иначе. Нас так воспитали, и мы продолжаем эту традицию. Задайте себе вопрос, научитесь задавать себе вопросы. Очень полезно спрашивать себя о причинах поступков. Что наши родители имели в виду, когда нам запрещали? Возможно, что им так было удобнее, спокойнее. Ребенок должен послушно сидеть в песочнице и лепить куличи. Пока мама беседует с подругами или папа читает газету. И мы, получив этот страх в наследство, передаем его дальше. Может у родителей был повод для этого страха, спросите их. А у вас он тоже есть? Или это дань традиции? А может это ваш страх? Вспомните. Возможно, был случай в вашей жизни, происшествие, которое заставляет вас излишне волноваться. Этот случай мог породить устойчивый страх. Вам нужно что-то делать с этим воспоминанием, и совсем не обязательно перекладывать это на своих детей. Вы часто запрещаете своим детям? Правильно, нельзя все разрешать, нужно уметь держать границу на замке. Но попробуйте запрещать не так часто. Перед тем как сказать привычное «Нельзя» спросите себя, а, может, на этот раз таки можно. Чтобы ребенок услышал, когда действительно будет нельзя. Лучше, чтобы он знал, что если его родители говорят «нет», это действительно «нет». А не повод поклянчить и вынудить родителей согласиться. Или вызвать громкий скандал.
Наша тревожность порождает стереотип поведения. Что это такое умное – «стереотип поведения»? А это трамвай, который в отличие от автомобиля или автобуса едет по рельсам. Проложили рельсы много десятков лет назад и так и ездят по ним. Ни повернуть, не развернуться. Вся жизнь в колее. С одной стороны жизнь идет как по рельсам. Все предсказуемо, привычно. Никаких сюрпризов. Все как сто лет назад, когда рельсы легли на землю. Пробок нет. Знаем, что вовремя доедем до нужной остановки. Расплачиваемся за это спокойствие отсутствием полета. Не самолет все-таки! Просто трамвай.
Так и в нашей жизни, часто мы лишены полета, свободы выбора. Одинаковые ситуации вызывают наши привычные реакции. Как правило, негативные. Вспышки гнева или, например, приступы страха. Помогает такое наше поведение воспитанию ребенка? Нет, но помогает контролировать его. Душить его инициативу. Разберитесь с собой. Почему вы предпочитаете ездить вместо комфортабельного автомобиля на старом дребезжащем трамвае? Привычнее, удобнее? Заплатил три копейки и едешь себе до кольца.
Почему именно негативные реакции нам привычней? Хороший вопрос. Ближе они к поверхности. За ними не нужно спускаться в глубокий подвал. Обратите внимание, что когда мы ругаем кого-то, мы полны энергии, не ищем слов. Все происходит стремительно и с напором. А когда нам нужно похвалить мы долго подбираем выражение. Произносим похвалу или комплимент тихим голосом без воодушевления. А лучше как раз наоборот.
Стереотипы поведения закрепляются и передаются в поколениях. И дети тоже сядут в тот же трамвай и будут гневаться в подобных ситуациях, нервничать, как мама. Бить посуду или убегать от проблем к бутылке водки, как папа. «Ой, он как папа, чуть что — сразу кричать»!
Задайте себе вопрос, нравилось ли вам, когда ваш папа на вас сердился или кричал? Нет? А почему вы ведете себя так же? Не обращали внимание? Вероятно, вы говорили себе в детстве, что когда вы будете родителями, то никогда так не будете строги и жестки со своими детьми. И сейчас из всех возможных вариантов поведения выбрали знакомый и родной, знакомый с детства стиль отношений с ребенком.
У нас есть шанс помочь нашим детям вырасти спокойными и уверенными в себе людьми. Успешными и добрыми. И чтобы сделать это, нужно заняться воспитанием. Только не детей. Детей нужно любить. Права была атаманша. Нужно заняться воспитанием себя. Кто еще нам ближе всех на свете, кроме нас самих. На кого мы можем немного повлиять? На окружающих? Только на самих себя….
Начнем с себя? Начали?
Эта статья была опубликована на сайте http://pantelat.com/ источник: www.imrey.org
Одним из основополагающих принципов еврейской веры является убежденность в том, что Бог в конце концов вознаграждает добро и наказывает зло. В Торе в связи с этим говорится: «Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все пути Его правосудны; Б-г верный, и нет кривды, праведен, и прямо это. (Дварим 32:4).
Однако в силу того, что мир существующий (Олам аЗе) должен служить средой для испытаний и достижений, и в силу этого вмещать в себе зло, местом для вознаграждения он служить не может. Поэтому Бог создал другое измерение, будущий мир (Олам аБа), совершенно не похожий на этот мир, преисполненный добра, и именно он является местом для вознаграждения.
Таким образом, мир, в котором мы живем, по сути представляет собой коридор, или же место для подготовки, в котором человек должен заслужить свою награду, а будущий мир – это место получения окончательной награды.
Хотя основная награда за добро ожидает человека не в этом мире, Бог все же дарует определенные блага и здесь, чтобы поощрить праведных, показывая им, что добро вознаграждается. Царь Давид, молясь о таком поощрении, сказал: «Сотвори для меня знамение к добру, увидят ненавидящие меня и устыдятся, ибо Ты, Г-сподь, помог мне и утешил меня.» (Теилим 86:17). Точно так же Бог карает в этом мире нечестивых, что служит предостережением и для них, и для тех других, кто мог бы поддаться искушению и последовать их примеру. Бог вознаграждает человека, создавая ему такие условия, в которых он сможет совершить больше добрых дел.
Зачастую Бог вознаграждает людей за добрые дела, создавая им условия, в которых они смогут творить больше добра. Иногда с этой целью Он увеличивает материальное благосостояние такого человека. Если после этого человек с умом использует свои блага, они могут возрастать еще и еще, до тех пор пока он не будет в состоянии достичь добра и в этом мире, и в следующем…
Все награды, получаемые праведниками в этом мире, — это безусловный дар, как процент за совершаемые ими дела. Поэтому они никоим образом не уменьшают его будущую награду. Истинное вознаграждение праведных находится в Будущем мире, и уменьшить его не может никакая сила на земле…
Человеку не дано знать, получит ли он свою награду за добрые дела в этом мире или же в последующем, ведь решение этого вопроса всецело в руках Бога. Точно так же нельзя просить награды для себя исходя из справедливости, так как Бог ничего не должен никому из людей за творимое ими добро. Достаточной наградой человеку за все его благие дела служит уже тот простой факт, что Бог дает ему жизнь и заставляет солнце светить над ним … Добро и зло не исключают друг друга
Окончательная награда за добро – бесконечна, а наказание за зло – временно. Из-за такого несоответствия совершаемое человеком добро ни в коем случае не компенсирует собой то наказание, которого он заслуживает за свои злые дела.
Поэтому нас учат, что Бог не примет подкуп в виде добрых дел ради уменьшения наказания. Даже если человек поспособствует тому, чтобы добрые дела совершали многие, его все равно ждет наказание за грехи. Тем не менее добрые дела могут отсрочить наказание, чтобы дать ему шанс раскаяться, или уменьшить его страдания, если он уже раскаялся.
И наоборот, зло не сводит на нет добро, и даже очень нечестивый человек все равно получит награду за совершённое добро, если он его совершал. Лишиться награды за добрые дела может лишь тот, кто сожалеет о том, что их совершал, как сказано: «А если отступит праведник от праведности своей и станет совершать несправедливость, делая все те гнусности, какие делает нечестивый? И будет он жив? Все благие дела его, которые он совершил, не будут вспомянуты; за вероломство его, с которым предал, и за грех его, которым согрешил, – за них умрет. » (Йехезкел 18:24). Не наказание, а последствия
Точно так же, как Бог создал самоподдерживающуюся систему законов физики, Он создал и самоподдерживающуюся систему духовных законов. Бог сотворил мир таким, чтобы благо для человека совершалось не как награда за его дела, а как непосредственный результат его дел. То же относится и к злу, настигающему человека. Поэтому сказано: «Правда хранит идущего непорочным путем, а нечестие губит грешника» (Мишлей 13:6)…
Обычно Бог делает результат соответствующим деянию, но в противоположную сторону. Так, к примеру, человеку, ищущему почестей, часто бывает в них отказано, а тот, кто сторонится признания, будет в почете у окружающих. Поэтому сказано: «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (Мишлей 29:23).
Так же, как Бог наказывает человека в соответствии с его грехами, Он проявляет и милосердие, соответствующее его наказанию, показывая тем самым пример, как следует исправлять причиненный вред. Поэтому наши мудрецы учат нас, что Бог исцеляет тем же, чем поражает… Божественное происхождение
Изучение Торы чрезвычайно важно для выживания еврейского народа. Пренебрежение ею может привести к краху. Поэтому Бог сказал своему пророку: «за то, что оставили они Тору Мою, которую Я дал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему» (Йирмиягу 9:11-12).
С другой стороны, изучение Торы служит для защиты еврейского народа, как поодиночке, так и всех вместе, ведь сказано: «Древо жизни она для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы» (Притчи 3:18).
Цели Бога при сотворении мира были исключительно альтруистическими: безусловно дарить свое бесконечное добро. В самом деле, так как ни одно существо, имеющее свои пределы, не может заслуживать такой доброты за одни лишь собственные достоинства, это было целиком и полностью деяние любви и милосердия. Поэтому сказано: «Мир милостью устроен» (Теилим 89:3). Все же замысел Бога даровать свою доброту безусловно уравновешивается Его желанием, чтобы человек мог наслаждаться этой добротой через удовольствие от собственных свершений, то есть в качестве награды за добрые дела.
Так как абсолютное милосердие делало бы доброту Бога бессмысленной, а неуклонная справедливость делала бы ее осуществление невозможной, Бог сделал так, чтобы Его вселенная основывалась на правилах как справедливости, так и милосердия. И все же во всех случаях Его милосердие имеет преимущество перед Его справедливостью, как видно из Писания: «Справедливость и правосудие – основание престола Твоего; милость и истина пред Тобой» (Теилим 89:15).
Любое наказание, налагаемое Богом, совершается с мудростью и любовью. источник: www.imrey.org