в котором он обитает. Если служение Творцу совершает- ся неохотно, через силу, то это отражается и ...
в их духовном развитии, поскольку чувствуем, что это негативно скажется на нас самих: возмож- но, ...
... выдающихся — рав
Сакс. Он многие ...
автор текста: р. Меир Брук (США)
Среди современных ортодоксальных раввинов один из наиболее выдающихся — рав Йонатан Сакс. Он многие годы был главным раввином Англии, а недавно вышел на пенсию и сконцентрировался на преподавании и написании статей и книг. Каждую неделю он выпускает и рассылает на английском языке комментарий к Торе. Вы можете найти его материалы и также подписаться на рассылку через его сайт www.rabbisacks.org.
Особую ценность материалам рава Сакса придает то, что он часто объясняет религиозные идеи с помощью самых современных исследований в психологии, антропологии, экономике и других важных науках. Современные ученые часто придумывают очень ценные эксперименты, которые раскрывают глубины человеческого сознания.
В одной из последних статей рав Сакс собрал материалы, которые показывают важный аспект пользы религиозного сознания.
Мы кратко перескажем суть материала.
В мире есть понятие «общее добро/имущество». Имеется в виду ситуация, когда множество людей совместно пользуются каким-то ресурсом. Это, например, общее пастбище, где все выпасают своих овец, или общий водоем, где все могут ловить рыбу. Ученые рассмотрели ситуацию, когда ресурсы становятся ограниченными и общество должно ввести лимиты, чтобы ресурс себя не исчерпал.
Затем ученые рассмотрели ситуацию из жизни, когда некоторые люди поддаются искушению не ограничивать себя. Что происходит далее? Если скрытых нарушителей мало, то они получают большую выгоду из-за отказа от самоограничения, а если при этом народа много, то ущерб делится на многих и почти незаметен. Но если эгоизм будет преобладать и таких нарушителей станет много, то может произойти катастрофа. Эту ситуацию назвали «проблемой безбилетника» (free rider) — человека, получающего выгоду, но не вносящего вклад в используемый ресурс.
Многие ученые моделировали и исследовали эту проблему в том числе с помощью экспериментов.
Когда участники экспериментов находили «безбилетника», то у них возникало желание наказать его. Ученые назвали феномен «альтруистическое наказание», так как наказывающие не получали прямой выгоды от наказывания. Когда к мозгу испытуемых подключили датчики, то с помощью MRI обнаружили, что «альтруистическое наказание» связано с центрами удовольствия в мозгу.
Затем ученые провели следующий эксперимент. Они привлекли к ситуации религию.
Участники эксперимента могли действовать как «безбилетники», обманывая систему. Но при этом испытуемым (которые были религиозными) напоминали о Б-ге — или показывая слова, связанные с Б-гом, или, например, упоминая о Десяти заповедях. Оказалось, что в этом случае количество обманов резко уменьшилось.
Интересным фактором оказалось то, что для результативности эксперимента была важна не столько вера в Б-га, сколько напоминание о Нем перед тестом, которое включает осознание.
Есть религии, фокусирующиеся главным образом на наказании, а есть такие, которые фокусируются на прощении. Оказалось, что те, кто верит в наказывающего Б-га, обманывали меньше, чем те, кто верит в прощающего Б-га. То есть религия может помочь обществу уменьшить количество проступков.
Таким образом, мы видим, что религия может помочь обществу удерживаться в рамках закона.
Вспомним, что когда Советская власть «отменила» религию, то это повлияло на моральный климат в стране. Или, более точно выражаясь, в среде интеллигенции культурность людей позволяла им жить в рамках правил, но среди людей простых искушение было гораздо более опасным.
Кстати, это в некотором смысле оправдывает Сталина, потому что для компенсации отсутствия религиозного фактора системе пришлось резко усилить фактор наказания, осуществляемого государством.
В завершение ученые сравнили действия остальных членов группы и пришли к интереснейшему открытию: те, кто верил в наказывающего Б-га, наказывали сами меньше, чем те, кто верил в прощающего Б-га. То есть верящие в наказывающего Б-га чаще оставляли наказание Б-гу. А те, кто верил в прощающего Б-га, были более склонны к воздаянию или мести.
Также ученые сравнивали народы, которые имели религиозные представления об аде и рае. В странах, где вера в ад была в приоритете, жители были более законопослушными. Но там, где вера в рай была на первом месте, больше преуспевали в привлечении к религии.
В иудаизме Б-г совмещает строгость и прощение, следовательно, правильно «настроенная» религия может эффективно регулировать общество.
... , аранжировка и исполнение
Разэль. 18 по ...
"Ещё день", стихи Рахель Шапиро, музыка Мати Каспи, аранжировка и исполнение Йонатан Разэль. 18 по гематрии - это жизнь. Видео под катом.
Дальше
Связка двух аккордов – ступеней четвертой и первой -, а языком совсем уж отдаленно-музыкальным – субдоминантового и тонического – никогда не застает врасплох незавершенностью вопроса. Размеренность и предвосхищаемость гармоний, как запись в некой давнишней книге, чьи фразы терпеливы своим однолюбством. Дуэт, просуществоваший недолго, родившийся, как сказал бы подвернувшийся хроникер, "в недрах Парижа", двух мотаемых по ветру и по свету еврейских трубадуров, ох, простите, музыкантов. Просто так легко перепутать эпохи, когда мы тут говорим о вечном и возвращающемся. Если ты ждешь разъяснений, уважаемый читатель, я, конечно, их дам. И имена, и даты, и сама музыка – под катом. А о "вечном и возвращающемся" – у каждого выбор свой. У Яира Клингера – это его Земля. Даже если её нужно отыскивать взглядом из недр. Ну, которые, парижские. И не только.
Вот наступают дни... И возвращу я изгнанных народа моего, Израиля... И отстроят ... города и поселятся в них, и насадят виноградники и будут пить вино их... И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей...
Книга пророка Амоса, 9 глава
Фотография сделана Рыжим
Дальше