... народа.
убегает из ... подобно истории с
.
Творец ... и реакция
на спасение ...
Б-г говорит пророку, что делать, а тот знает: тогда произойдет беда для еврейского народа и решает пожертвовать собой ради народа.
Йона убегает из Израиля, но Б-г настигает его в море, и из чрева кита пророк взывает к спасению, выполняет волю Творца, а потом все происходит, как он предполагал, беда для народа.
Царь Хизкия отстраняется от женщин, чтобы не родить сына-злодея, и Б-г собирается умертвить его за невыполнение первой заповеди всему живому «плодись и размножайся», он раскаивается, и рождается злодей Менаше, который, став царем, разрушает все хорошее, что он сделал прежде для народа.
Но есть еще аспект, который мне указала жена – дело не только в нежелании исполнять эту общую заповедь, но и в нарушении воли Творца, о которой он узнал, попытки обойти, отменить пророчество – родить этого сына, подобно истории с Йоной.
Творец может выбрать любого пророка и исполнить все, что угодно, любым путем, но мы обязаны исполнять все, что на нас возложено.
А как должен был поступить праведный царь?
Мне кажется, когда он узнал, что у него должен родиться сын-злодей, он должен был сразу же начать исполнять предреченное – жениться и родить, и лучше не одного сына. Чтобы второй мог исправить то, что наделал первый сын, или воспрепятствовать ему.
Или даже взять двух жен, чтобы у него было два первенца – от двух жен, и тогда передать царство тому, кто заслуживает. Ведь у нас было много прецедентов с праотцами и Давидом. Нельзя сказать, что это хороший вариант, но все же лучший, чем единственный сын-злодей.
Тем более, Хизкия должен был спешить, чтобы иметь больше времени для воспитания и направления сына. Ведь, когда, наконец, при смерти он согласился жениться, Б-г ему дал еще пятнадцать лет жизни. То есть он растил Менаше, в лучшем случае, если сын родился в первый же год, только до 14 лет. А это возраст, когда подростки делают все наоборот – как и стал делать Менаше, как только воссел на царство.
А если бы Хизкия жил еще ряд лет, воспитывая сына, Менаше бы прошел переходный возраст, и под руководством и благодаря молитвам деда – пророка Ишайи и праведного отца мог выправиться и тоже стать праведником.
Как учат, царь Хизкия был достоин и мог стать Машиахом, и не стал им, только потому, что не воспел хвалебную песнь Б-гу. А почему не воспел?
Может быть, зная, что потом его сын-злодей разрушит всего его достижения, уведет народ от Б-га и вернет к идолопоклонству. В таком состоянии трудно славословить Творца.
Но здесь, на мой взгляд, и кроется ошибка.
С одной стороны, если человек идет по узкому мосту жизни, постоянно повторяя «вот, вот я упаду», то непременно свалится. И это секрет канатоходцев – смотреть вперед и верить в то, что можно пройти над пропастью.
С другой стороны, Б-г не всегда исполняет то, что сказал. Да, не всегда. Когда обещает беды, может их отменить, если люди раскаются. Как и рассказывает история о пророке Йоне.
И если бы Хизкия, преисполненный непреходящей симхи, радости служения Творцу, исполнения Его заповедия, скорее бы женился, как бы тяжело это ни было, Творец мог бы отменить приговор по молитвам отца и деда. И Менаше не стал бы злодеем или раскаялся еще, будучи подростком, не став царем, и не принес бы этих бед.
Аналогично, я думаю, была ошибочной и реакция Йоны на спасение Нинве. Вместо сокрушения ему следовало преисполниться радости и благодарности к Творцу. Если уж Ниневия раскаялась, если ее простил Творец – тем более Израиль. И надо с новой силой молиться Ему и просить, и славить Б-га в надежде на хороший исход на все лучшее, что исходит от Источника всего добра в мире.
Нам дана свобода – не слушаться Творца, убивая себя тем или иным образом. Но это лишь путь смерти в этой дарованной Им жизни. Предреченное все равно исполнится – а нам придется рано или поздно сполна заплатить за свой выбор или получить за него награду.
© Gedalia Spinadel
того, кто оправдывает ближнего, Всевышний оправдает.
... скидка 10$ Кфар-
скидка 5 долларов ...
... скидка 10% Кфар-
скидка — без ...
... скидка 12% Кфар-
скидка — без ...