Роман, на мой взгляд, очень сложный, сложный не по восприятию, читается он как раз достаточно легко: хороший слог, красивая манера изложения - а сложный с точки зрения характеров, персонажей, не зря даже сестра писательницы Шарлота говорила, что Эмили изобразила «яростные и беспощадные натуры», «грешные и падшие создания». На первый план выходят чувства и переживания героев, их не всегда объяснимое законами логики и разума поведение, я бы даже сказала, как правило, не объяснимое.
Повествование начинается с приезда мистера Локвуда в место под названием Грозовой перевал. Место, прямо скажем, производящее отнюдь не радостное впечатление, а как раз наоборот, очень удручающее, уже в этот момент в романе прослеживаются элементы готических произведений: напряженная атмосфера, во многом мистическая, как будто злой рок некогда повис над этим местом. Спустя какое-то время наш герой узнает из уст местной служанки Нелли историю Грозового перевала и его обитателей, историю, наполненную болью. Главным героем повествования становится Хитклифф, «черноволосый оборвыш», мальчик-сирота, которого некогда приютил хозяин Грозового перевала - Эрншо. Вырос Хитклифф в атмосфере, мягко говоря, не очень дружелюбной: сын Эршно Хиндли мальчика не любил и всячески над ним издевался. Но с его сестрой Кэтрин у Хитклиффа сложились очень теплые отношения. Здесь то и завязывается основная интрига романа: любовь героя к Кэтрин – нельзя сказать, что безответная, но все же такая, какой не суждено было воплотиться в земной жизни. По ряду причин молодые люди не поженились и не могли жить вместе, но это был осознанный выбор героини, нельзя сказать, что обстоятельства вынуждали наших героев поступить именно так, а не иначе. Откровенные метания Кэтрин между Хитклиффом и своим мужем Эдгаром, к которому она, кстати, тоже очень тепло относилась, в конце концов сводят ее с ума, да и Хитклифф уже давно охвачен любовной лихорадкой. Я не знаю, можно ли назвать это любовью, ведь когда любят, желают добра объекту своей любви, но в данном случае, есть только болезненное желание обладать, а в случае невозможности этого, желание обидеть, причинить боль, растоптать. Это похоже скорей на болезнь. Вообще поведение всех героев на протяжении романа можно назвать болезненным, во многом сумасшедшим, каждый из них как будто погряз в болоте своих желаний и страхов, в первую очередь, конечно, Хитклифф. Этот персонаж внесет свою разрушительную лепту в судьбу не только Кэтрин, но и остальных действующих лиц, всех без исключения, каждый ощутит на себе разрушительную силу «любви». За этим, действительно, жутко наблюдать, и мне не столько хотелось думать о любовных отношениях героев, сколько о том, почему этот человек стал таким? Откуда такая ненависть, жестокость, демонические черты? По-моему, очевидно, что во многом это вина именно окружения, именно люди, находившиеся рядом с детства, «сломали» его.
Не могу не обратить внимание на описание природы автором, если герои произвели на меня очень двоякое впечатление, и симпатией к ним я не прониклась, то пейзажные зарисовки, на мой взгляд, просто прекрасны, они полностью передают атмосферу Англии, реалистичны картины вересковых пустошей Йоркшира. Я ощутила полное присутствие на месте происходящих событий.
Вот такой неоднозначный роман, со сложными сюжетными переплетениями, большим количеством метаний и слез, но очень атмосферный, а, к тому же, очень знаковый. В свое время он шокировал современников, перевернул представления о романтической прозе. Многие выступали с неодобрительной критикой, некоторые поддерживали Эмили и восхищались ее талантом, как бы то ни было, роман вызывал интерес, и не только в первые годы после его создания, насколько я знаю, существует 14 экранизаций этого произведения, оно является классикой английской литературы и входит в списки самых лучших книг по мнению многих изданий. Прочтите, может быть, вы не внесете роман в список своих любимых произведений, как произошло в моем случае, но вряд ли он оставит вас равнодушным.