бесконтрольным. Кроме того, с оккупированных Германией территорий шел поток контрабандного немецкого кокаина. Способствовал популярности наркотиков и сухой закон, введенный на время войны.
В мае 1917 года в Москве была раскрыта крупная банда наркоторговцев. Ее главарь, известный как Абрашка Вольман, получал немецкий кокаин через Швецию. В Петрограде шайка реализовывала свой товар в чайной «Десятка», а также устраивала «вечеринки секты сатаны» на конспиративных квартирах. Среди наркоманов ходила легенда, что председатель Временного правительства Александр Керенский тоже был знаком с кокаином не понаслышке.
Наряду с кокаином употребляли и более привычные для России наркотики, например, эфир. Управляющий делами Петроградского совета в годы Гражданской войны Борис Каплун угощал конфискованным большевиками эфиром представителей творческой богемы, в том числе живописца и графика Юрия Анненкова и поэта Николая Гумилева.
Предписанием Совета народных комиссаров от 31 июля 1918 года «О борьбе со спекуляцией кокаином» было постановлено «беспощадно арестовывать» всех, кто наживается на торговле стимулятором. В июне следующего года был выпущен Декрет Всероссийской центральной исполнительной комиссии, допускающий расстрел продавцов кокаина во внесудебном порядке. Наркоторговцы перестали рисковать жизнью только 17 января 1920 года, когда ВЦИК отменил применение высшей меры наказания.
Первый Уголовный кодекс советского государства, принятый в 1922 году, не устанавливал ответственности за распространение наркотиков.
Впрочем, пробел в законодательстве пытались компенсировать с помощью различных постановлений. Так, в 1924 году СНК запретил свободный оборот всех сильнодействующих наркотиков, которые теперь должны были поступать в Народный комиссариат здравоохранения и только потом распределяться им и его местными органами. Нарушение государственной монополии на опий и другие сильнодействующие препараты каралось принудительными работами на срок от полугода или штрафом до 500 рублей золотом.
Нелегальное изготовление, хранение и сбыт кокаина, опия, морфия и эфира, а также содержание заведений, где продают или употребляют эти вещества, стало караться лишением свободы на срок до трех лет (статья 140-д Постановления ВЦИК от 5 мая 1925 года «О дополнении и изменении Уголовного кодекса РСФСР»). Нарушителям также грозил запрет на проживание в Москве, Ленинграде и ряде других крупных городов сроком до трех лет.
Однако на практике уголовно наказуемой оказывалась только деятельность наркоторговцев, а ответственность за изготовление и хранение наркотиков для собственного потребления не была предусмотрена.
Эта особенность сохранялась в советском законодательстве на протяжении 50 лет.
В 1920-е годы для желающих приобрести наркотики существовала масса возможностей, причем самым опасным вариантом была покупка веществ в аптеке по поддельным рецептам. Наркотиками торговали беспризорники на рынках и проститутки в публичных домах. Среди опрошенных в 1924 году юристом и исследователем проблем преступности Михаилом Гернетом представителей социальных низов 82 % признались, что употребляли кокаин.
Дальнейшая политика советской власти по отношению к наркоманам была на удивление либеральной. Власти отказались от идеи создания лагерей для принудительного лечения наркозависимых.
В Свердловске потребители наркотиков могли купить вещества в любой аптеке, пока в 1929 году их не прикрепили к одной, где наркотики отпускались по рецептам наркопункта. Органы здравоохранения проводили людям с наркотической зависимостью профилактику, также им оказывалась психологическая помощь.
Наркотический бум пошел на спад с отменой в 1925 году сухого закона. Люди возвращались к привычной для них водке, чему способствовало и ужесточение таможенного контроля. Постановление ВЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 года ограничивало список предприятий, имеющих право производить и продавать наркотические вещества, необходимые в лечебных целях, а свободное их обращение было запрещено. В 1934-м УК РСФСР был дополнен статьей 179а, вводившей ответственность за возделывание опийного мака и индийской конопли — до двух лет лишения свободы.
Право на гомосексуальность
Впервые гомосексуализм стал законодательно наказуем при Петре I. В 1706 году в воинском уставе появилась норма, что согрешивших мужеложством военнослужащих надлежит сжигать на костре (по опыту папы римского Павла IV, поступавшего так в XVI веке). Через десять лет сожжение было заменено телесными наказаниями или пожизненной ссылкой, в зависимости от тяжести преступления.
Принятый в царствование Николая I в 1845 году первый Уголовный кодекс России — «Уложение о наказаниях» — грозил мужеложцам лишением всех прав, состояния и ссылкой в Сибирь на срок от 4 до 5 лет (параграф 955). Согласно принятому в 1903 году новому «Уложению о наказаниях» за сексуальный контакт мужчины с мужчиной грозило не менее трех месяцев тюрьмы, а с отягчающими обстоятельствами — от трех до восьми лет. По сути своей параграф 955 действовал до 1917 года, когда после революции законы Российской империи перестали работать.
С этого времени сексуальные отношения между людями одного пола никак не преследовались на протяжении 16 лет. Для сравнения: в Германии средневековое наказание за «разврат, совершенный против природы», было зафиксировано в 175 параграфе Уголовного кодекса, просуществовавшем до 1994 года. Британский закон 1861-го, предусматривающий пожизненное тюремное заключение за сексуальные контакты между мужчинами, был отменен в 1967-м.
В советское уголовное право наказание за гомосексуальные связи вернулось в 1934 году, после того, как на докладной записке главы ОГПУ Ягоды, рапортовавшего об облавах на «педерастов», занятых «развращением совершенно здоровой молодежи, красноармейцев, краснофлотцев и отдельных вузовцев», появилась резолюция Сталина: «Надо примерно наказать мерзавцев, а в законодательство ввести соответствующее руководящее постановление».
Общественное мнение было подготовлено к криминализации гомосексуальности пропагандистской кампанией, в частности статьями Максима Горького, который называл гомосексуальность проявлением буржуазного гниения.
«В стране, где мужественно и успешно хозяйствует пролетариат, гомосексуализм, развращающий молодежь, признан социально преступным и наказуемым, а в "культурной" стране великих философов, ученых, музыкантов он действует свободно и безнаказанно. Уничтожьте гомосексуалистов — фашизм исчезнет», —
предлагал писатель в статье «Пролетарский гуманизм».
В УК РСФСР мужеложство относилось к преступлениям против личности, которое наказывалось лишением свободы до пяти лет, а с отягчающими обстоятельствами — до восьми. Соответствующая 121-я статья УК действовала в России до 1993 года.
Право на жизнь
В 1917 году смертную казнь в России отменяли дважды. 12 марта 1917 года Временное правительство утвердило постановление о повсеместной отмене высшей меры наказания. Однако через четыре месяца смертная казнь была восстановлена на фронте за военные преступления, убийство, разбой и измену.
Вторая попытка радикальной гуманизации наказаний была предпринята большевиками после Октябрьской революции, когда
смертную казнь отменил декрет II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 года.
Но и на этот раз гуманная законодательная норма действовала только четыре месяца — в феврале 1918 года был издан декрет «Социалистическое отечество в опасности!», согласно которому «неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления». В июне революционным трибуналам предоставили право выносить приговоры к расстрелу, не связывая их при этом никакими ограничениями. 5 сентября Совет народных комиссаров вынес постановление о «красном терроре», в котором эта мера признавалась необходимой для борьбы с контрреволюцией. Советскую Республику планировалось «обеспечить от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях», а все заговорщики и мятежники подлежали расстрелу.
Страны Европы стали массово отказываться от смертной казни в 1990-х годах. В Великобритании она была окончательно отменена в 1998 году, хотя последний осужденный был повешен еще в 1973-м. Франция ввела мораторий на смертную казнь в 1981-м, а в 2007-м запретила ее на уровне конституции. Среди развитых стран сегодня активно используют высшую меру наказания только США и Япония; за 2012 год в Штатах было казнено 43 заключенных. В России последний осужденный был расстрелян в 1996 году. Смертная казнь не отменена до сих пор, но на нее действует мораторий.
 
 
© waralbum.ruВ декабре 1944 года во время наступления немецких войск в Арденнах, оберштурмбаннфюрер СС Скорцени был назначен ответственным за операцию «Гриф», во время которой около 2000 переодетых в американскую форму англоговорящих бойцов были направлены в тыл наступающих американских войск сеять панику и совершать диверсии, в том числе уничтожить генерала Эйзенхауэра. Главных целей эта операция не достигла: многие подчинённые Скорцени были схвачены и расстреляны.
17 декабря 1944 года, например, в плен попало трое диверсантов 5-й роты 12-го парашютного полка: обер-ефрейтор Вильгельм Шмидт (1920—1944, справа), обер-фенрих Гюнтер Биллинг (1923—1944, в центре) и унтер-офицер Манфред Пернасс (1921—1944, слева). Они были допрошены, судимы военно-полевым судом в бельгийском городке Анри-Шапель и 23 декабря 1944 года расстреляны.
Отсюда и отсюда.