... , что современные
зарабатывают в городе ...
В город Тракай (30 км от Вильнюса) туристов обычно привозят посмотреть на замок - действительно впечатляющий замок 14 века, расположенный на острове, внутри очень богатый музей с исторической экспозицией плюс выставками трубок, стекла, бисера. Но и кроме замка Тракаю с его 5000 жителей есть, чем удивить гостей. Это - культурный и религиозный центр исчезающего народа караимов, которых когда-то позвал в Тракай Витовт. Сейчас их осталось всего 60 человек, но в городе действует кенасса (караимский храм), есть караимские кладбища, школа, создан этнографический музей и несколько ресторанов караимской кухни
Как нам сразу пояснили, караимы - не татары, хотя переселились вместе с татарами тоже из Крыма и тоже по приглашению Витовта. Но это отдельная национальность. Язык у них относится к тюркской группе, религия своя собственная, хотя и смахивающая на иудаизм (в языке, кстати, находят влияние идиша). Занимались караимы в Тракае испокон веков торговлей, ремеслом, ростовщичеством и арендой, считается, что община внесла много в развитие города. В конце 90-х в Литве даже отмечался 600-летний юбилей поселения в ВКЛ (великом княжестве литовском) караимов и татар. В музее есть выставка про тех и других в некоем сравнении-противопоставлении. Вот караимы.
И они же у входа в тематический ресторан
Маленькие чашечки на подносе (первое фото) - для особой крепкой настойки, которой гостю подавали единственную крошечную порцию сразу с порога, дабы развеселился. А больше уже ни-ни. Теперь настойку по этому рецепту варят в одном из ресторанов караимской кухни, Кибинларе
Там же подают знаменитые караимские пирожки - кибины. Они - ближайшие родственники чебуреков, которые готовили испокон веков и готовят до сих пор крымские караимы. Но кибины на вкус другие, менее жирные, как будто жарятся без масла. Начинка та же - баранина, говядина, курица. Вообще караимская кухня сытная, мясная, особенно много в ней баранины
Кенасса - храм, куда, конечно, туристов не пускают. "Правильного" священнослужителя, который должен отучиться в строго определенном месте, у тракайских караимов больше нет - умер несколько лет назад. Его дом теперь показывается туристам, как дом последнего караимского священника
Улиц в Тракае всего две - и одна из них, собственно, караимская. Дома когда-то переехавшая община строила принципиально одинаковые - чтобы по-честному. Архитектурный проект прост: три окна. Одно для бога, другое для Витовта, третье для добрых людей (то есть, для самих караимов). Вот типичный дом
Караимов, как и татар, в Тракае никогда не притесняли - не зря же позвал сам князь. Вымирали они исключительно добровольно, ибо браков сочетались только между собой. И только недавно, когда поняли, что осталось их всего 60 человек, разрешили молодежи жениться и выходить замуж не за караимов. Теперь Тракай может похвастаться уже несколькими смешанными браками.
Пообщаться нам удалось только с одним караимом, зато он прекрасно говорил на русском. Вообще, у меня сложилось впечатление, что современные караимы зарабатывают в городе исключительно... парковками. Объясняю: город вытянут вдоль реки, на одной стороне дома, на другой стороне река. Туристов много. Парковаться объективно негде. Все караимы, живущие вдоль трассы, выходят к дороге с соответствующими табличками - и за небольшие деньги разрешают на целый день загнать машину прямо на участок. Иные деятели набирают на огороде 8-10 машин, подпирающих окна дома. Вот так
Или вот так
Переходим в замку - в конце концов, туристы обычно едут в Тракай не ради караимов :) Тут спешу признаться, что именно в Тракае, как в первой точке нашего маршрута, состоялась эпохальная битва бобра с козлом меня с фотоаппаратом, в которой я победила далеко не сразу. Именно поэтому все видовые фотографии оказались синими, и я вам покажу только одну, дабы не позориться. Для общего впечатления о сохранности замка вполне достаточно
Замков, если быть точной, в Тракае два - замок на полуострове и замок на острове. Первый из-за неудачно выбранного расположения был быстро разрушен и сейчас тоже пребывает в упадке, а вот второй имел реальное оборонительное значение, и в 14 веке был резиденцией Великого князя Витовта. Сейчас в замке устраиваются рыцарские турниры, проходят народные гулянья - в общем, весело
Один из залов до сих пор регулярно снимают для свадеб - откровенно говоря, в каменных сводах холодно даже, когда на улице +35
Открыты все залы и галереи - во всех музеи, даже в подвалах. Здесь можно увидеть портреты великих князей, старинное оружие и доспехи, клады, найденные на этой территории, предметы быта
Огромное панно изображает трагическую судьбу Витовта, который так и умер великим князем, но не получил короны. По легенде корона задержалась в пути, да не сама по себе, а по вине брата Витовта, который счел, что достаточно королей на одну семью
В стенах бывшей тюрьмы тоже музей.
Тюрьмой, собственно, служил вот этот колодец. Бросали - и дальше, как повезет, могли покормить, могли забыть...
Обширная экспозиция стекла
Обойдя все галереи и музеи замка, мы надумали сесть на теплоходик и осмотреть окрестности замка.
Например, увидеть парк Ужутракис и дворец Тышкявичюса, построенный в 19 веке
Выбравшись с Караимской улицы, мы попали к костелу Явления Пресвятой Девы Марии. Он был построен в 15 веке при непосредственном участии Витовта и знаменит своей чудотворной иконой.
Здания в этой части города тоже старые, но уже не напоминают о караимском стиле
Вот здесь в кафе продают конфеты ручной работы и шоколад производства местной фабрики
А также наливают очень вкусный кофе большими кружками
Это место раньше было рыночной площадью. Часовня св.Иоанна Непомука, помогающего рыбакам и покровителя городов, расположенных на воде
Иногда в его записках встречаются неточности, причины которых очевидны: скудость источниковой базы, слабая научная разработанность большинства тем, касающихся исторического прошлого Крыма, доверие легендарным рассказам. Первый город, который Мурзакевич увидел с борта корабля, — Евпатория. Здесь его внимание привлекли христианская церковь, мечеть Джума-Джами (возведенная в 5 0- 60-х гг. XVI в. по образцу константинопольской Айя-Софии), караимская Далее...
Запись Мурзакевич Н.Н.: Евпатория — Первый город, который Мурзакевич увидел с борта корабля впервые появилась Крым сквозь время.
В Керчи осматривали грязевые сопки, в Никите любовались розами и виноградом, в Алупке разместились во дворце, побывали в сталактитовых пещерах и на «пещерных городах», в живописных долинах и на Южном берегу, «ярким венком тропической зелени выделяющимся из морской синевы» ( «берег, не уступающий в изяществе сицилийской и итальянской природе»). Отвлечемся от путешествия Музракевича, чтобы узнать Далее...
Запись Мурзакевич Н.Н.: путешествие по живописным долинам и на Южном берегу впервые появилась Крым сквозь время.
... были татары, армяне,
.
появились в Кырк ...
Крепость Кырк-Ор. Это место было обитаемо с очень ранних времен, крепость же основали, возможно, в VI в. н.э. До сер. XIV в. она принадлежала гото-аланам, федератам Византии. В дальнейшем ее обитателями были татары, армяне, караимы. Караимы появились в Кырк-Оре, видимо, в конце XIV в. Генуэзской крепостью Мурзакевич называет Кырк-Ор по ошибке. Каралёзская долина (Узун-Тарла, Карши-Кая, Далее...
Запись Крепость Кырк-Ор. / Каралёзская долина. / Херсон-Корсунь. / «Овидеополь» впервые появилась Крым сквозь время.