... снова краешек
, граница ... самый юг республики
) через "поля ... пересекли границу
и ...
И снова краешек Карелии, граница с которой была пройдена пешком, а обратно - проехана на пассажирском сиденье мотороллера по одному из давних спецучастков ралли "Ладога". О том, что можно извлечь из ситуаций, когда, казалось бы, рушатся первоначальные планы и как вступает в действие
"то, благодаря чему все мы - несмотря ни на что" (с) - М. Жванецкий
Озеро Ястребиное, Большие скалы - уникальное место как альпинистско-скалолазный полигон и сопутствующий ему социокультурный феномен. У каждой альпсекции или клуба - свои традиционные оборудованные стоянки под палатки, самым старым из которых уже около семидесяти лет, с традиционными же названиями - Университет, Политех, ЛЭТИ, ЛИАП, ЛИТМО, ЛИСИ, Технолог, Горняк и другие (прошу простить те поляны, которые не перечислил). В каждом - свой костёр, своя компания, свои исполнители песен. Дружеское межклубное общение и миграция между лагерями поддерживаются, но при этом понятие "чести марки" культивируется из поколения в поколение по умолчанию.
Число людей, регулярно проходящих местыми тропами, исчисляется тысячами (ленинградская скалолазка старшего поколения Татьяна Коваль продемонстрировала мне фестивальную майку со "Скалолазания для всех 2005" с порядковым номером 1280 - это те, кто зарегистрировался и оплатил стартовый взнос). И при этом мусора на озёрах и скалах практически нет! В местах "массового отдыха" с гораздо меньшей популярностью и посещаемостью локальных "следов цивилизации" на порядки больше.
Ну а о красоте северной природы говорить излишне.
Традиционные пути на озеро Ястребиное - из Кузнечного (самый север Ленинградской области) по так называемой "тропе Хо Ши Мина" десять километров (по лесам и болотам) или из Куликова (самый юг республики Карелия) через "поля", от которых пять километров. До Кузнечного из Петербурга ходит электричка; до Куликова ещё 20 км по асфальту могут подвезти местные таксисты (в сухую погоду машина может проехать и сразу до "полей"). А ещё из Кузнечного по отдельному расписанию и не каждый день ходит рабочий дизель-поезд (он же "подкидыш", "подкид") до карельской Элисенваары, и платформа 168 км - это как раз Куликово. Пройти по "Хо Ши Мину" считается престижнее и спортивнее, а если повезёт с погодой и будет сухо - ещё и быстрее.
Для альпинистско-скалолазной общественности нашего городка N наиболее популярным направлением майских выездов является южное - Крым (а теперь ещё и Турция, и греческий Калимнос; отдельные эстеты распробовали гору Индюк под Туапсе и даже французский Вердон). А ещё резкий взлёт популярности в те же майские праздники 2014 года испытывает "Ред Фокс Эльбрус рейс", но это снежно-высокогорно-беговая тема. Когда стало ясно, что эта вылазка из N в Карелию будет "соло", мне предстояло раствориться в петербургском тематичном сообществе и стать в нём "своим".
Вариант "соло" подтвердился, как обычно бывает, впритык к выезду. В Северную столицу полетели сообщения с вопросом, не может ли кто-нибудь взять на хвост от города до скал. Татьяна Коваль ответила, что едет, рюкзак уже собрала. Но - ДТП за день до моего приезда в Питер, разбитая машина и сотрясение мозга. Тем не менее, Татьяна Евгеньевна предоставила приют, накормила, вооружила гайдбуком по Ястребиному и контактными данными людей, кто помог бы сориентироваться по дороге и на месте.
От Ржевского лесопарка, сделав в полной походной выкладке крюк в "Трамонтану" на Бронницкой, я отправился на Финляндский вокзал. Накануне трех (а у кого-то - и четырех) празднично-выходных дней пришлось проявлять определённую прыткость и ловкость, чтобы взять билет на электричку.
Два с половиной часа дороги было проведено на ногах в тамбуре, но по уровню комфорта пригородный поезд Санкт-Петербург-Кузнечное далеко обогнал имевшийся в моей биографии "бросок" на "Московский марш-бросок" одним тёплым весенним вечером пятницы или летним субботним утром - до Рязани.
Фактор гор как объединяющей среды сработал и на этот раз. С Мишей "Кузьмичом" из ПМК "Спасатель", которому я напросился на хвост через третьи руки и с которым мы встретились в том самом тамбуре, уже после Девяткино нашлись общие темы для долгой доверительной дружеской беседы, а после Токсово даже обнаружилось несколько общих знакомых.
В тот вечер, как выяснилось снова в последний момент, дизель-"подкид" из Кузнечного через Куликово ходил, что оставляло возможность попасть на Ястребиное более расслабленным способом.
- Нет, мы пойдём по "Хо Ши Мину"! Хочется именно технично пройтись по тропе! - не оставив пространства для колебаний Михаил.
Рекомендованных ранее резиновых сапог у меня, конечно, не было. Их роль отводилась "берцам" и надежде, что болота проходимы.
- По-разному бывает! Иногда почти на всём протяжении жидкая чёрная грязь вперемешку с лужами; с брёвнышек, бывает, наворачиваются и по колено в воду... А ещё - буреломы. После сильного ветра деревья падают, и фиг перелезешь. Начинаешь обходить - уходишь в какие-то дебри и теряешь тропу. Один из местных девизов - "Оставь подошвы всяк, сюда входящий!"
У начала тропы есть символическая свалочка брошенной старой обуви. А в пятидесяти метрах от входа в лес на ветках висит табличка "улица Хо Ши Мина", свинченная с жилого дома на одноимённой улице в Питере.
Нам повезло - тропа оказалась в целом сухой. Баланс на брёвнышках ловился, прыжки с кочки на кочку были посильными. После пыльной дороги мимо щебёночных карьеров, где работали БелАЗы, запах леса был как лекарство.
Спустя два с половиной часа мы вышли к первому озеру - Светлому. У южного берега, на наклонной гранитной плите, Миша остановился.
- Это моя персональная традиция! - он достал из рюкзака кружку и зачерпнул воды из озера. - Как приветствие этим местам. Держи, хлебни тоже!
Стоянки, где мы стали лагерем, располагались около Светлого, над скалами Спартака. Отворотку с основной тропы на озеро Клюквенное ещё надо знать где искать. Вехушка заросшего мхами массивчика покрыта подушками из белого ягеля. Местечко хорошо защищено от холодного воздуха с озера, незаметно с "магистральной" тропы. Разве что за водой его обитателям надо ходить дальше остальных.
К изучению того, куда я попал, удалось приступить только на следующий день.
Холодные и твёрдые граниты не щадят рук, весьма требовательны к постановке ног и становятся очень скользкими даже при небольшой влажности.
С первого раза гораздо удобнее и быстрее ориентироваться в трассах, когда им присвоены порядковые номера, а не (как часто бывает на фестивалях) названия. Не приходится лишний раз лезть в гайдбук и сверяться с таблицами.
Пользуясь светлыми сумерками - отголосками приближающихся белых ночей - в пол-десятого вечера мы отправились полазать ещё. В качестве напоминания, что через сутки необходимо быть на вокзале в ста шестидесяти километрах отсюда, пошёл дождь. "Только бы за ночь сильно не размокло", - подумал я, и эта фраза вертелась в голове почему-то с финским акцентом.
Дождь барабанил по тенту палатки всю ночь, короткими зарядами разной интенсивности.
- Ладноо, утроом гляянеем, - с тем же финским акцентом выдало сознание и провалилось в глубокий сон.
А утро порадовало солнечными лучами и громадными "полями" голубого неба - невероятное разнообразие после предыдущих суток одинаково "светлого времени" с 8 до 22 часов.
Эвакуировался через озеро Клюквенное, "поля" и деревню Куликово в надежде на попутный транспорт до Кузнечного. Сначала хотелось успеть на 14-часовую электричку, чтобы быть в Питере в пол-пятого.
На часах было 13:30, под ногами простирался укатанный грейдер из "полей" в деревню, а с трафиком до станции вопрос оставался открытым. Выданный мне телефон таксиста предательски молчал; продавщица магазина, прозвонив номера из своей тетради, развела руками. Блестящая иномарка с кодом региона "777" не отреагировала на мой сигнал с обочины. И тут с соседней лесной дороги вырулил местный рыбак на мотороллере.
- На станцию? Садись, подвезу! - он переставил свой рюкзак себе под ноги, освобождая место на сиденье. - Ноги на подножки, держаться можешь за плечи.
Рюкзак как "крупный негабарит" нависал над асфальтом, встречный ветер трепал дождевую накидку.
- Не замёрз? Хочешь горячего кофейку из термоса?
- Не-е, у меня опыта маловато с рюкзаком и на ходу творить такие вещи!
- Ну ладно. Но ведь всё равно-то лучше плохо ехать, чем хорошо бежать!
Так мы пересекли границу Карелии и Ленобласти и выехали на трассу Приозерск-Сортавала.
- Не против, если не поедем через Пески? Там карьер, бетонка, пыльно очень, неприятно...
- Да как удобнее, мне бы лишь до Кузнечного!
Мотоциклист свернул на лесной грейдер. Очередной холмик мы брали с натугой, но немолодой японский моторчик вытянул.
- На этой дороге у нас как-то ралли проводили. Вот за теми деревьями мостик есть, но к нему такая S-образная связка поворотов, и все узкие. Многие промахивались и вниз с моста улетали.
- Да тут вот и в ёлки можно...
- Да в ёлки - это как раз не страшно...
На станции мы оказались в 14:15.
- Кофейку выпей, дитя асфальтовых джунглей! Ну, удачи!
В деревянном станционном домике, где располагалась касса, свежий глянцевый информационный щит с эмблемой РЖД и дублированием надписей на английском соседствовал с печкой-буржуйкой и пятном от копоти под потолком.
К половине четвёртого на станцию пришли ребята из нашего лагеря, стартовавшие на двадцать минут раньше меня и выбравшие путь по "Хо Ши Мину". Как бы ни расходились траектории, все, кто идёт в одном и том же направлении, так или иначе сближаются.
Впервые Петербург сыграл для меня чисто транзитную роль. Времени оставалось как раз, чтобы заскочить ещё раз к тёте Тане Коваль на поклон, принять человеческий облик из лесного и снова пуститься в путь - уже на Московский вокзал. Детально изучить и проникнуться красотой ландшафтно-архитектурного стиля типовых кварталов из панельных многоэтажек из окна трамвая было уже затруднительно. Поэтому просто: до следующего раза, Питер, до свидания!
Сумской Ям – это одно из достоверно известных мест, где проходила Осударева Дорога. Именно ...
Сумской Ям – это одно из достоверно известных мест, где проходила Осударева Дорога. Именно ...
... дорога через всю
, до Онежского озера ...
... ;. Кстати, туризм в
был популярен Далее ... относительно отдыха в
впервые появилась Крым ...