Просмотреть увеличенную карту
Основание и возвышение
Кладрубский бенедиктинский монастырь возник в краю, который еще не был густо заселен славянами,
в 1115 году. Его основатель –
князь Владислав (Вацлав) I выделил монастырю обильные земли, в основном в треугольнике между реками Мже, Углавкой и приграничным лесом.
К первым чешским монахам достаточно быстро присоединилась и группа миссионеров из немецкого Цвифальтена. Монастырь несколько раз становился и местом дипломатических встреч – например, в 1219 году, во времена обострения борьбы чешской церкви за выход из-под господства светских феодалов. Здесь король Пржемысл Отакар I встречался с представителем Римской курии.
Изначально монастырская церковь была построена по романским традициям, но 1233 году она была перестроена на готический лад. Примерно в том же году, во времена аббата Рейнера в непосредственной близости возник и поселок под названием Кладрубы. Монастырские службы постоянно расширялись благодаря предприимчивости Рейнера и были сосредоточены, в основном, рядом с монастырем. Новые привилегии, дарованные монастырю, а также постоянный поиск и использование новых методов хозяйствования привели не только к росту поселка, но и усилению влияния обители во второй половине 14 века. В то время кладрубский аббат обладал 128 деревнями под управлением трех пробстов в Кладрубах, Тоушкове и Пржестице. Неоднократно обитель принимала в своих стенах и императора Карла IV.
Святой Ян Непомуцкий
Однако вскоре монастырь стал местом, где пересеклись интересы первых лиц государства, эти были связаны и с высоким положением обители в церковной иерархии. Император Карл, коронованный в Чехии как король Владислав (Вацлав) IV, решил ослабить позиции своего давнего недруга, пражского архиепископа Яна из Йенштейна, учредив новое епископство и посадив туда подконтрольного ему человека. Этому епископству должны были отойти и владения монастыря Кладрубы. Однако, в 1393 году, противники монарха, не смотря на его решение, сразу после смерти престарелого аббата Рацека, учредили новые и достаточно скорые выборы нового настоятеля. Результат выборов был одобрен архиепископским викарием Яном из Помука. Острая внутриполитическая интрига, которая возникла в результате, довела архиепископа до изгнания, а Яна – в камеру пыток, а затем и на дно Влтавы, куда он полуживым был сброшен с Карлова моста. Впоследствии поступок Яна был переосмыслен, он был причислен к лику святых под именем Яна Непомуцкого и с тех пор считается покровителем Чешских земель.
|
Экспозиция в монастыре, посвященная Яну Непомуцкому. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Надо отметить, что о причине мучений Яна Непомуцкого существует еще одна легенда, красивая, и связана она с тайной исповеди жены императора Карла. Но об этом – отдельный рассказ.
Упадок и новое возвышение
Гуситские революционные события означали для монастыря в первую очередь большие финансовые затраты, ведь он должен был помогать императору Сигизмунду Люксембургскому в его борьбе с гуситами. В 1421 году монастырь, лишь частично укрепленный, был взят войском Яна Жижки, а монахи с наиболее ценным имуществом были вынуждены бежать в Регенсбург.
Потом братия снова возвращалась и снова бежала, так как не могла защитить монастырь от местной шляхты. Почти до самого конца 15 века продолжался упадок обители, усиленный опустошением в 1467 году после боев между крестоносцами, защищавшими интересы католической церкви в Чехии и войском приверженца гуситских церковных обрядов короля Йиржи из Подебрад.
Ситуация улучшалась лишь понемногу. В конце 15 века появились признаки оздоровления монастырского хозяйства – открылись и заработали шахты, развивалось рыболовство и снова стали расти городки Тоушков и Кладрубы.
Возвышение обители, которое внешне проявилось в дорогостоящем ремонте храма Девы Марии и дипломатической активности, было недолгим. Положение монастыря оставалось все еще слишком шатким и вполне успешные аббаты не смогли противостоять целому ряду неприятных событий. Сильный пожар 1590 года превративший в пепел все монастырские постройки, преждевременные отречения настоятелей, непрекращающиеся внутренние распри показывают, что 16 век не был временем идиллического развития обители.
Во время Тридцатилетней войны монастырь несколько раз переходил из рук в руки, от одной из враждующих сторон к другой и был неоднократно разграблен. Однако после войны монастырь смог успешно использовать конъюнктуру католической церкви и, благодаря быстрому восполнению прошлых затрат, в 1653 году провести очередное, масштабное восстановление церкви Девы Марии. Во время восстановительных работ был открыт гроб основателя монастыря, князя Владислава I и его останки перенесены в боковой неф, откуда потом, при перестройке 1728 года они вновь были перенесены к главному алтарю.
В 1670 году была завершена большая реконструкция здания конвента, в 1664-1670 годах построена прелатура и
монастырь стал местом паломничества.
|
Старая прелатура. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Конец 17 и начало 18 века знаменовали собой эпоху наивысшего расцвета в истории кладрубского монастыря, который навсегда и поистине пышно записал себя в историю края и чешской архитектуры. Эти времена знаменовали собой и переход к завершающей стадии, стадии последних «великих аббатов» и строителей обители: Мавра Финтцгута, Йозефа Зибера и Аманда Штеера.
|
Храм Вознесения Девы Марии. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Предпосылки этой кульминации были созданы благодаря приобретению городка Пржестице в 1705 году. Так было, в сущности, завершено обновление монастырских владений.
В 1712году монастырь смог позволить себе великолепную перестройку своего храма, связанную с именем уникального архитектора эпохи барокко –
Яна-Блажея Сантини-Айхеля.
|
Внутреннее убранство храма. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Именно в Кладрубах достиг своей чешкой кульминации архитектурный
стиль «барочной готики» представленный, прежде всего, Сантини.
|
Купол храма. Фото с сайта www.turbina.ru |
Кладрубский храм Девы Марии, один из самых больших в Чехии, был достроен и освящен в 1726 году, а постройка монастырского ареала продолжилась. К 1770 году были построены новый конвент и прелатура.
|
Свод купола храма. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Однако деятельность «великих аббатов» проявлялась не только в строительстве. Им удалось стабилизировать расходы обители, укрепить порядок и дисциплину, повысить ценность монастырской библиотеки и поднять престиж кладрубского монастыря приобретением святых мощей и произведений искусства, а также получением дополнительных привилегий.
|
Новый конвент. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
От времен императора Иосифа II к современности
Государство, стремящееся к «просвещенному способу» управления, все чаще вмешивалось в монастырские правомочия и все чаще стали проявляться признаки, выражавшиеся в роспуске монашеских орденов и отдельных монастырей на территории империи, что будет упразднена и обитель в Кладрубах. Император Иосиф II все-таки сделал этот шаг в 1785 году, через два года после смерти аббата Штеера, который не имел преемника. Монастырская мебель была распродана с аукциона, монахи разошлись кто куда, а хозяйством, представленным 38 деревнями, 15 дворами и 9 мельницами стал управлять Религиозный фонд империи. Как мы видим, и в Кладрубах все было так же, как и на Сазаве и в Пласах. С 1798 года здания обители стали использоваться как военный госпиталь, потом там короткое время жили монахи-трапписты из Франции, которые вскоре ушли дальше, в Россию. В 1800 году там снова было расквартировано войско, потом – снова госпиталь, снова казарма, а в 1818 году – дом инвалидов.
|
Распятие. Фрагмент алтаря. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
На состоявшемся в 1825 году аукционе монастырь с земельными угодьями площадью больше, чем 18200 акров купил фельдмаршал князь Альфред I Виндишгрец за 275500 золотых. Однако заплатил он только половину, остальная часть ему была прощена за заслуги перед австрийской монархией (подавление антигабсбургских восстаний в Праге, Вене и в Венгрии). Виндишгерцы не особо заботились о бывшей обители, центром притяжения их интересов было родовое имение в Тахове, расположенном неподалеку. В 1918 году в результате земельной реформы и смерти главы рода Виндишгрецы теряют Тахов и, оставшийся во главе рода Аладар Виндишгрец, переезжает в Кладрубы, куда перевозит свою обширную библиотеку и семейный архив.
|
Своды собора. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Виндишгрецы владели Кладрубами до 1945 года, пока их имущество не было конфисковано и национализировано. В 1946 году правительством республики было принято решение вернуть монастырь бенедиктинскому ордену, но бенедиктинцы монастырь назад не приняли.
С 1967 года бывшая обитель бенедиктинцев в Кладрубах находится в ведении государственного учреждения по охране памятников и открыта для посещений.
Начиная с 1970-х годов в монастыре проходит обширная реставрация.
В монастыре проводятся экскурсии на русском языке, стоимость посещения для одного взрослого - от 150 чешских крон.
Официальный сайт: http://www.klaster-kladruby.cz