
«Олимпия» Мане
В 1865 году на Парижском салоне разразился чуть ли не самый крупный скандал за всю его, на тот момент почти двухвековую, историю. Перед одной из картин пришлось выставить вооруженную охрану, чтобы защищать произведение от негодующей толпы. Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. Критики клеймили картину за цинизм и разврат и заклинали оградить от этого чудовищного зрелища беременных женщин и юных дев.
Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке? Но его Олимпия не была ни персонажем мифа или древней истории, ни аллегорией, ни отвлеченным примером женской красоты. Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»; это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам. Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента, и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа.
Поза героини и композиция картины — прямая отсылка к «Венере Урбинской» Тициана Вечеллио.
На то, что Олимпия – куртизанка, указывало несколько деталей:
Мюли или пантуфли. Такие туфли без задников — распространенная домашняя обувь того времени. Снятая туфля — эротический символ, знак утраченной невинности.
Волосы Олимпии украшает афродизиак — орхидея.
Жемчуг – атрибут Венеры, богини любви.
Кошка – символ женской сексуальной распущенности. На картине Мане она на том же месте, где на полотне Тициана собака — символ супружеской верности («Венера Урбинская» посвящена радостям брака, изначально предназначалась для украшения сундука с приданым невесты).
Букет – традиционное подношение куртизанкам от их клиентов.
Служанка – в то время как на картине Тициана наперсницы Венеры-невесты раскладывают по сундукам ее приданое, у Мане служанка несет хозяйке своеобразный «задаток» от клиента. Некоторые дорогие проститутки в Париже XIX века держали темнокожих прислужниц, чья внешность навевала ассоциации с экзотическими удовольствиями восточных гаремов.
via

Работа «Птица в космосе» скульптора Бранкузи
Когда ее пытались ввезти в США, таможенный чиновник отказался признать в ней произведение искусства (пошлина за художественные работы не взымалась). Он провел скульптуру по графе «Металлическая больничная утварь и предметы домашнего обихода» и заставил заплатить $4000. Возмущенный Бранкузи подал в суд.
Таможню поддержали художники — члены Национальной академии, отстаивавшие традиционные приемы в искусстве. Они выступали на процессе свидетелями защиты и категорически настаивали на том, что попытка выдать «Птицу» за произведение искусства — просто жульничество. Один из приглашенных экспертов заявил о работах Бранкузи: «Если это искусство, то я – каменщик».
Журнал Time писал о процессе в 1928 году: «Произведения искусства беспошлинны. Но у птицы скульптора Бранкузи нет ни головы, ни ног, ни перьев. Это кусок бронзы высотой четыре с половиной фута, отдаленно напоминающий струю пламени. Таможенный инспектор Краке заявил, что это не искусство, а просто «кусок металла» и обложил его 40% адвалорной ставкой таможенной пошлины.
И все-таки Бранкузи выиграл суд. Процесс интересен и тем, что судье пришлось дать определение – что считать искусством (скульптурой): «Это произведение искусства в силу своей симметричной формы, художественного контура и красоты отделки».
p.s.
В 2005 году на аукционе Christie «Птица в космосе» ушла (улетела?) за 27,4 миллионов долларов.

Иуду Искариота часто изображают рыжим только на том основании, что в Германии начиная с XII века его прозвище Искариот (по-немецки Ischariot) - человек из Кариота, поселения южнее Хеврона - было разложено на ist gar rot (то есть «совершенно красный»). И красный стал цветом Иуды: в его сердце полыхает адское пламя, и изображать его следует с пламенеющими волосами, то есть рыжеволосым, ибо рыжий цвет является знаком коварной природы и свидетельствует о его предательстве.
Пастуро «Символическая история европейского средневековья»
фейсбук

Для любителей оскорблений:
Примерное IQ идиота (от др.-греч. ἰδιωτεία (idioteia) — «невежество») – 0-25
имбецила (от лат. imbecillus — слабый, немощный) – 26–50
дебила (лат. debilis — «слабый») – 51–70
via
p.s.
В 2010 году в США был принят «Закон Розы», заменивший во врачебных документах определение «умственно отсталый» на «интеллектуальный инвалид»
фейсбук