... описание человека в
«Критика и обоснование ...
Людей можно делить по любым критериям.
Например, всего по двум: мужчины и женщины, взрослые и дети, умные и глупые, интроверты или экстраверты, лиса или еж. Можно по трем (ахматовским): кофе-кошка-Мандельштам или чай-собака-Пастернак. Можно по четырем: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Можно по двенадцати: знаки зодиака. И так далее. Чем подробнее классификация и чем точнее она описывает индивида, тем неудобнее ею пользоваться – представьте описание человека по нескольким сотням параметрам.
Интересно описание человека в книге «Критика и обоснование справедливости» (Люк Болтански, Лоран Тевено). В ней описаны шесть миров. Шесть систем ценностей, поняв которые, вам будет проще разобраться с внутренним миром человека и с аргументами, к которым он будет восприимчив.
1. Мир вдохновения
В мире вдохновения состояние и положение людей переменчивы и зависят от их восприимчивости, то есть способности в любой момент всецело отдаться вдохновению. Этот мир неустойчив и слабо оснащен предметами и средствами. Такие инструменты, как, например, меры измерения, правила, деньги, иерархии, законы, при помощи которых в других мирах поддерживается эквивалентность людей или вещей, здесь не принимаются во внимание и не ценятся. Величие в мире вдохновения неподвластно мнению других. Вдохновенная личность равнодушна к презрению.
В мире вдохновения люди являются более или менее великими (то есть занимают более или менее высокое положение в порядке величия) в зависимости от того, довелось ли им или нет испытать наивысший подъем чувств, порыв вдохновения и познать состояние высшего совершенства и счастья.
Положение, или состояние, великого можно распознать по признакам самого вдохновения, например таким, как озарение. Озарение — щедрый дар, который дается свыше, извне, и вместе с тем оно переживается человеком как внутренний опыт, как движения души.
Говоря о своих качествах, вдохновенная личность не смущается прибегать к терминам, которые для других людей и в другом контексте имели бы чисто отрицательное значение и рассматривались бы как недостатки, например иррациональное поведение. В мире вдохновения люди и вещи не поддаются измерению, разуму, определению, их нельзя познать при помощи прописных истин техники. Экстравагантность им дороже здравого смысла.
Страсть, движущая людьми, дает им желание творить, которое пробуждается вместе с вдохновением, но она также вызывает и волнение, беспокойство, сомнение. Страсть порождает как любовь к заветному предмету, так и страдания, муки. Великие люди мира вдохновения часто презираются в обществе. Они жалки, бедны, беспомощны, никчемны. Но это жалкое, ничтожное состояние как раз и дает им возможность познать истинную гармонию мира.
В мире вдохновения, где ценится своеобразное и уникальное и где наиболее общим значением обладает то, что считается наиболее оригинальным, великие люди являются одновременно уникальными и универсальными, всеобщими. В своем личном имени собственном они воплощают человечество: Бодлер, Кокто, Эйнштейн, Галилей, Моцарт, Шекспир и так далее.
Состояние величия является результатом стечения обстоятельств, «единичных случайностей»: «Ни один художник, ни один музыкант, ни один писатель, ни один ученый не может рассчитывать на то, что у него всегда все будет получаться... Он прекрасно знает, что ему придется терпеть неудачи, топтаться на одном месте, начинать каждый раз заново, снова и снова, прежде чем ему удастся добиться желаемого результата»
В силу своей оригинальности и особенности, в силу своей личной гениальности эти люди служат другим людям и общему благу. Они не могут идти за стадом — они должны сбросить иго, искать индивидуального освобождения, но не с эгоистической целью, а с тем, чтобы способствовать реализации человеческого достоинства через восстановление подлинных, искренних отношений между людьми. В мире вдохновения естественные отношения — это отношения творчества, созидания, творения. Каждый человек творит и одновременно отдается во власть творчества других людей.
Нужно быть открытым, готовым к принятию и восприятию вдохновения. Вдохновенная личность расположена к поиску, исканиям. Она ищет эмоциональных отношений — единственных отношений, способных создавать атмосферу теплоты, неординарности, творчества в отношениях между людьми. Такая личность склонна мечтать, «давать волю воображению» (то есть «придумывать то, что не существует»), творить (в искусстве, кинематографе, литературе, живописи, театре). Она ищет новых встреч, «задается вопросами». Она любит играть словами, острословить, увлекать за собой «в другой мир — мир возвышенного, потустороннего», перевоплощаться.
Приключение в мире вдохновения — это внутреннее приключение. А настоящее путешествие — это духовное странствие, движение мысли, искания. Этот способ передвижения отличается, таким образом, от форм движения, характерных для других миров и, в частности, для научно-технического мира, где движение определяется заданной траекторией, являющейся предсказуемой и, следовательно, «скучной». Путь к вдохновению — «это не начертанный, проторенный путь, а путь извилистый, полный неопределенности, встреч и неожиданных развилок». Это таинственный путь, путь фантазии, изобретения, позволяющий странствовать «вне установленных границ», отдаваясь духу приключений и следуя зову «манящих далей». Пойти по этому пути означает «найти свой собственный путь».
Уход из мира грез приводит к падению. «Простые» люди квалифицируются в терминах мира репутации. Они ищут уважения со стороны других людей и придают «значение» «социальному положению» и «внешним признакам успеха». «Простые» люди и вещи характеризуются при помощи таких качеств и свойств, как заданность, предопределенность, воспроизводство одного и того же (в отличие от создания оригинального), оцепенение, фиксация, стабильность, которые сдерживают порыв вдохновения и подъем чувств. «Простые» люди и вещи застывают в однообразном повторении рутины (научно-технический мир), они находятся во власти привычек (патриархальный мир). Как пленники, они не могут бежать, вырваться и ограничиваются воспроизводством уже известного.
продолжение следует