... с другой —
судебная практика ... возрастающая роль
суда и ...
Свод права эпохи Киевской Руси и феодальной раздробленности. В основе его лежат преимущественно национальные источники, в ряду которых выделяются, с одной стороны, нормы обычного права (мести, выкупа, круговой поруки, холопства и т.д.), с другой — княжеские уставы и княжеская судебная практика (в первую очередь Ярослава, его сыновей, Владимира Мономаха). В «Русской Правде» наблюдается также определенное влияние византийского канонического права.
Документ известен в трех редакциях: «Краткой», «Пространной» и «Сокращенной». Древнейшей формой является «Краткая Правда» (XI в.), состоящая из «Правды Ярослава» («Древнейшей Правды»), «Правды Ярославичей», «Покона видного» и «Урока мостника». «Пространная» редакция возникла не ранее 1113 г. и связана с именем Владимира Мономаха. Она разделялась на «Суд» Ярослава и «Устав» Владимира Мономаха. «Сокращенная» редакция была составлена в середине XV в. из переработанной «Пространной» редакции.
«Русскую Правду» следует рассматривать по преимуществу как процессуальный кодекс, так как в качестве руководящей идеи в ней выступали не закон, право или санкция, а правосудие и его органы: целью свода было установление правил прекращения споров. Вся классификация норм сводится к распределению предметов споров; сами нормы формулируются как руководство для суда.
«Русская Правда» — кодекс частного права, все ее субъекты являются физическими лицами, поэтому за отсутствием понятия юридического лица в ней нет преступлений против государства. В древнерусском кодексе провозглашена защита частной собственности, регулируется ее передача по наследству, по обязательствам и т.д. Примечательно, что в «Русской Правде» отсутствует (по крайней мере, не провозглашается) смертная казнь. Высшей мерой наказания является конфискация имущества и выдача преступника в рабство.
«Русская Правда» отражает эволюцию древнерусских общественных отношений XI—XIII вв., она фиксирует систему феодальных отношений и факты имущественного и сословного неравенства. В ней отражена возрастающая роль княжеского суда и в целом княжеской власти. В документе определяется правовой статус отдельных групп населения, критерием выделения которых являются фиксируемые в тексте юридические привилегии. Анализ степени важности и размеров последних в «Русской правде» дает следующую картину социальной структуры древнерусского общества: 1) князья и приближенные к княжескому двору слои (бояре, тиуны, огнищане); 2) свободное население: посадское (боярство, духовенство, купечество, ремесленники, мелкие торговцы и др.) и смерды- общинники; 3) зависимые сословия: некоторые категории смердов, закупы, холопы. Предусматривался также целый ряд промежуточных и переходных категорий.
Нормы «Русской Правды» действовали до конца XV в. (до введения Судебника 1497 года).
Публикации
Русская Правда // Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси / Отв. ред. тома B.JI. Янин. М., 1984.
Правда Русская / Под общ. ред. Б.Д. Грекова. Т. 1. М.; JL, 1940. Правда роськая (1) 1. Убьеть муж (ь) мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову; аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изъгои будеть, любо Словении, то 40 гривен положити за нь.
2. Или будеть кровав или синь надъражен, то не искати ему видока человеку тому; аще не будеть на нем знамениа никотораго же, то ли приидеть видок; аще ли не можеть, ту тому конець; оже ли себе не можеть мьстити, то взяти ему за обиду 3 гривне, а летцю мъзда.
3. Аще ли кто кого ударить батогом, любо жердью, любо пястью, или чашею, или рогом, или тылеснию, то 12 гривне; аще сего не постигнуть, то платити ему, то ту конець.
4. Аще утнеть мечем, а не вынем его, любо рукоятью, то 12 грив¬не за обиду.
5. Оже ли утнеть руку, и отпадеть рука любо усохнеть, то 40 гривен.
6. Аще будеть нога цела или начьнеть храмати, тогда чада смирять.
7. Аще ли перст утнеть который любо, 3 гривны за обиду.
8. А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне.
9. Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тьи гривну положить.
10. Аще ли ринеть мужь мужа любо от себе любо к собе, 3 гривне, а видока два выведеть; или будеть варяг или колбяг, то на роту.
11. Аще ли челядин съкрыется любо у варяга, любо у кольбяга, а его за три дни не выведуть, а познають и в третии день, то изымати ему свои челядин, а 3 гривне за обиду.
12. Аще кто поедеть на чюжем коне, не прошавег[о], то по[ло] жити 3 гривне.
13. Аще поиметь кто чюжь конь, любо оружие, любо порт, а познаеть в своемь миру, то взяти ему свое, а 3 гривне за обиду.
14. Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: мое, нъ рци ему тако: поиди на свод, где еси взял; или не поидеть, то поручника за пятьднии.
15. Аже где възыщеть на друзе проче, а он ся запирати почнеть, то ити ему на извод пред 12 человека; да аще будеть обидя не вдал будеть, достойно ему свои скот, а за обиду 3 гривне.
16. Аще кто челядин пояти хощеть, познав свои, то к оному ве¬сти, у кого то будеть купил, а той ся видеть ко другому, даже доидеть до третьего, то рци третьему: вдаи ты мне свои челядин, а ты своего скота ищи при видоце.
17. Или холоп ударить свободна мужа, а бежить в хором, а господин начнеть не дата его, то холопа пояти, да платить господин за нь 12 гривне; а за тым, где его налезуть удареныи той мужь, да бьють его.
18. А иже изломить копье, любо щит, любо порт, а начнеть хотети его деръжати у себе, то приати скота у него; а иже есть изло¬мил, аще ли начнеть приметати, то скотом ему заплатити, колько дал будеть на нем.
Правда уставлена руськои земли, егда ся съвокупил Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенег, Микыфор Кыянин, Чюдин Микула(2).
19. Аще убьють огнищанина в обиду, то платити за нь 80 гривен убиици, а людем не надобе; а в подъездном княжи 80 гривен.
20. А иж[е] убьють огнищанина в разбои, или убиица не ищуть, то вирное платити, в ней же вири голова начнеть лежати.
21. Аже убиютъ огнищанина у клети, или у коня, или у говяда, или у коровье татьбы, то убита в пса место; а то же покон и тивуницу.
22. А в княжи тивуне 80 гривен. [...]
24. А в сельском старосте княжи и в ра (та) инем 12 гривне.
25. А в рядовници княже 5 гривен.
26. А в смерде и в хо[ло]пе 5 гривен.
27. Аще роба кормилица любо кормиличиц 12.
28. А за княжь конь, иже той с пятном, 3 гривне, а за смердеи 2 гривне, за кобылу 60 резан, а за вол гривну, а за корову 40 резан, а третьякь 15 кун, а за лоныцину пол гривне, а за теля 5 резан, за яря ногата, за боран ногата.
29. А оже уведеть чюжь холоп любо робу, платити ему за обиду 12 гривне.
30. Аще же приидеть кровав мужь любо синь, то не искати ему послуха.
31. А иже крадеть любо кон (ь), любо волы, или клеть, да аще будеть един крал, то гривну и тридесят резан платити ему; или их будеть 18, то по три гривне и по 30 резан платити мужеви.
32. А в княже борти 3 гривне, любо пожгуть любо изудруть.
33. Или смерд умучать, а без княжа слова, за обиду 3 гривны; а в [о]гнищанине, и в тивунице, и в мечници 12 гривъне. [...]
36. А в голубе и в куряти 9 кун, а в утке, и в гусе, и в жераве, и в лебеди 30 резан; а продажи 60 резан.
37. А оже украдуть чюжь пес, любо ястреб, любо сокол, то за обиду 3 гривны.
38. Аще убьють татя на своем дворе, любо у клети, или у хлева, то той убит; аще ли до света держать, то вести его на княжь двор; а оже ли убьють, а люди будуть видели связан, то платити в немь.
39. Оже сено крадутъ, то 9 кун; а в дровех 9 кун.
40. Аже украиуть овъцу, или козу, или свинью, а их будеть 10 одину овьцу украле, да положать по 60 резан продажи; а хто изимал, тому 10 резан.
41. А от гривни мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а от 12 гривну емъцю 70 кун, а в десятину 2 гривне, а князю 10 гривен.
42. А се поклон вирныи: вирнику взяти 7 ведор солоду на неделю, тъж[е] овен любо полот, или две ногате; а в сред[у] резану въже сыры, в пятницу тако же; а хлеба по кольку могуть ясти, и пшена; а кур по двое на день; коне 4 поставите и сути им на рот, колько могут зобати; а вирнику 60 гривен и 10 резан и 12 веверици, а переде гривна; или ся пригоди в говение р[ы]бами, то взяти за рыбы 7 резан; тъ всех кун 15 кун на неделю, а борошна колько могуть изъясти; до недели же виру [ссберу] ть вирници; то та урок Ярославль.
43. А се урок мостьников: аще помостивше мост, взяти отдела ногата, а от городници ногата; аще же будеть ветхаго моста под-твердите неколико доек, или 3, или 4, или 5, то тое же. [...]
Примечания:
1) «Правда роськая» («Русская Правда») - открыта В.Н. Татищевым в 1738 г. в списке Новгородской летописи конца XIV в., впервые издана в 1767 г. А. Шлецером. На сегодняшний день известно более 100 списков XIII-XVIII вв.
Фрагменты текста публикуются по изданию: Русская Правда / / Российское законодательство х-хх веков: В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси / Отв. ред. тома В.Л. Янин; Текст подг. Т.Е. Новицкой, я.н. Щаповым. М., 1984. С. 47-63.
2) Правда уставлена... - речь идет об официальном характере принятия Правды Ярославичей, составленной в 1072 г. Среди упоминаемых лиц - принимавшие участие в совещани сыновья Ярослава 1 Мудрого (978-1054) Изяслав, Всеволод и Святослав.
Изяслав (1024-1078), старший из Ярославичей, был киевским князем в 1054-1073 и 1076-1078 гг. Святослав (1027-1076), третий сын Ярослава, сначала княжил в Чернигове, а в 1073-1076 гг. - в Киеве вместо изгнанного им Изяслава. Всеволод (1030-1093) был переяславским князем, киевский престол занимал в 1078-1093 гг. Кроме них присутствовали представители киевской и вышегородской знати. Коснячко - воевода Изяслава во время киевского восстания 1068 г., Микыфор Кыянин - влиятельный киевлянин, о дворе которого упоминается также в Ипатьевской летописи. Именем Чюдин Микула, по мнению ряда исследователей, на самом деле обозначены два лица - Чюдин, бывший в 1072 г. главой Вышгорода, и Микула, упоминающийся в Успенском сборнике ХII в. как «старейшина огородником». Лицо, названное Перенегом, неизвестно.
ertata
Важные факты о здоровье в программе о самом главном от 17 апреля 2013 года: Как правильно готовить ...