... , посвященная празднованию победы
Святослава над каганатом ...
... пишу в "
советском" о ... пишу в "
советском" о ...
Я сейчас пишу в "Князе советском" о Шахтинском процессе. О том, как Сталин и Ко консолидировали страну, назначив для нее "врагов" - инженеров, которые якобы пытались уничтожить угольную промышленность СССР. Сталинская охота на ведьм началась именно с Шахтинского процесса...
У человеческого общества есть особенность: если власть заставляет людей делать подлости ради сохранения служебного положения, то очень скоро они к этому привыкают. При этом они начинают бояться чужих подлостей и бьют первыми, чтобы заранее оградить себя от беды. Или просто - из мести, по глупости, из садистского любопытства... Болезнь распространяется стремительно и поражает целое поколение, а реабилитация занимает не одно десятилетие.
Вроде бы все это давно отошло в прошлое. Как бы не так. Восемьдесят четыре года спустя очередной показательный процесс, очередная дикая и нелепая в своей жестокости ахинея. Без смертных приговоров (возрадуемся же этому!) -- но механизм тот же самый: сверху скомандовали "фас!" и тут же нашлась целая стая шавок, готовых травить кого угодно и за что угодно. Лишь бы хозяин погладил по голове и лишь бы самому ненароком не попасть под раздачу.
Читать репортаж Елены Костюченко в "Новой газете". И желательно давать на него ссылку в своих блогах. Такие вещи надо знать.
... прописываю в "
советском" историю ...
Эти детские картинки в точности передают дух времени в конце 1920-х - начале 1930-х годов.
Население СССР в ту эпоху -- это миллионы бывших солдат, калек, одиноких женщин, беспризорников, нищих, "лишенцев" и мигрантов, растерявших все социальные связи... Уголовщина, чудовищная коррупция и мышиный, каждодневный страх за свою жизнь, за работу, за комнату в коммуналке. Сталинский СССР до нелепого напоминал огромный квартал, где орудует мафия: эдакие наглые братки, повязанные друг с другом родством и взаимным укрывательством, имеющие оружие и не признающие никаких законов, кроме воли Верховного Дона и его "поддончиков". А население полностью зависело от них: потому что именно мафия определяла, кто и где будет работать, сколько и на что отстегивать из своего заработка, на ком можно жениться и кто достоин высшего образования. Если ты не согласен, тебя и твою семью выкинут в мороз на улицу -- иди куда хочешь. И это в лучшем случае. В худшем ты отправишься валить лес в Архангельскую губернию и через несколько месяцев помрешь в лагере от пневмонии. А твои дети будут воспитываться в детдоме, который мало отличается от лагеря.
Старшее поколение, пережившее две войны подряд, было совершенно запугано, тянуло лямку и лечило души кто как мог -- водкой, религией или восторженным энтузиазмом. А молодежь мечтала построить новый мир, но считала, что для начала надо сломать все старое -- от древних церквей до моральных норм. Скажем, родного отца можно и нужно предавать, если он является "буржуазным охвостьем".
"Антирелигиозная азбука" - это совершенно типичная учебная литература эпохи Великого Перелома. Основная задача - научить ребенка ненавидеть.
Я как раз прописываю в "Князе советском" историю, как пионерка Тата учит уму-разуму четырехлетнюю Китти, дочку иностранного журналиста, работающего в Москве. Вот по такой книжке:
aquatek_filips
... в честь умерших
во время тризны ...
... . Вообще после "
советского" я ... -шников в "
советском". У ...
Те, кто воспитывался в Союзе, привыкли смотреть на события Второй мировой войны только со своей, советской стороны. А знания о противнике в основном черпались из сериалов вроде "Семнадцать мгновений весны" и книжек, написанных членами Союза писателей СССР. А это, понятное дело,
не то.
Герой этой книги -- погибающий Берлин. Гитлер принял его после Веймарской республики и превратил столицу свободомыслия в город развалин во всех смыслах этого слова: развалин зданий, развалин общества и развалин-людей..
Я как-нибудь выставлю подборку фотографий -- каким Берлин был до того, как его сначала изуродовали нацисты, а потом разнесли бомбардировщики Союзников.
Читаешь истории из жизни актеров UFA, рабочих, учителей, аристократов, политиков - и прикидываешь: а что бы ты делала, если бы в твоей стране к власти пришло откровенное зверье?
Самое грустное - совершенно неважно было, что ты сама думала о нацизме. Радовалась ли реваншам за поражения в Первой мировой войне... Брала ли в прислуги угнанных из Украины и России женщин... Закладывала ли соседей, которые слушают вражеское радио, или спасала евреев... Угораздило родиться немкой - значит, твой дом будет уничтожен, а большая часть родственников-мужчин старше пятнадцати и младше шестидесяти, будет либо убита, либо искалечена во славу Рейха.
Если смотреть на макрокартину, все совершенно понятно: почему и как случилось то, что случилось. Массовая урбанизация, нехватка ресурсов, поражение в Первой мировой войне и уничтожение среднего класса гиперинфляцией начала 1920-х годов породили особую породу люмпенов: необразованных, жестокосердных, не перенявших практически ничего от великого культурного наследия Германии. Огромную роль сыграло то, что после 1918 года в общество влились миллионы безработных, больных на голову фронтовиков. Нищая голытьба и разочаровавшиеся полуинтеллигенты - вот вам и социальная среда для фашизма. Это ведь очень по-человечьи: если ты чувствуешь себя ничтожеством, пытаться объявить ничтожеством других.
С другой стороны была старая немецкая аристократия, так и не сумевшая перестроиться в новых условиях и живущая по законам даже не 19-го, а 18-го столетия. Для них идеи фашизма тоже звучали соблазнительно, т.к. поддерживали их любимый тезис об избранности.
Все объяснимо, если смотреть на Германию 1930-1940-х годов с высоты птичьего полета: гонения на евреев, реваншизм и типичный для эпохи колониализма тезис "Кто сильнее, тот и прав". Понятно злорадство дураков, наблюдающих массовый исход интеллектуальной элиты в конце 1930-х годов. Они же считали, что Эйнштейн - фуфло, а Геббельс - молодец...
Непонятно одно: как после всего, что случилось с Германией, она смогла восстановиться? Ведь это были не только колоссальные человеческие и материальные потери. Это была полная потеря ориентации, сокрушительный удар по национальному самосознанию. Каково это -- осознавать, что твоя нация стала причиной самого жуткого кошмара в Европе со времен Черной смерти? И даже если ты лично никого не пытала и не расстреливала, ты все равно ела отобранные у кого-то масло и хлеб.
* * *
Следующая наша поездка будет по Германии -- хочу на все посмотреть своими глазами. Вообще после "Князя советского" я задумывала написать роман о Берлине времен Веймарской республики. Но этот план придется отложить на несколько лет.
Я меняю курс и придумываю себя заново: ставлю новые цели и просчитываю, как до них добраться. Когда будут первые результаты, расскажу, что происходит.
На поверхности новости такие:
* мы заключаем контракт на издание "Белого Шанхая" на английском языке,
* вышла испанская версия "Эльфишки и Непрошеный гость",
* доделываем сразу три книги для Айфонов из эльфишкинской серии -- они все пойдут бесплатно и будут окупаться за счет рекламы,
* пишу про ОГПУ-шников в "Князе советском". У меня там очень колоритный дядя вырисовывается. Он смотрит на партию, как на религиозный орден, а на марксизм -- как на Новейший Завет. В дядечке этом прелюбопытным образом сочетается сентиментальность, служебное рвение, скептицизм и острое, болезненное понимание того, что и почему происходит в Советском Союзе.
Вообще тому поколению весьма свойственна двойственность: есть мир идей -- и он настолько прекрасен, что за него не жалко отдать жизнь (и свою, и чужую). А есть мир вещей и людей: он настолько плохой, что его просто надо разрушить. При этом ценность вещей, а уж тем более - людей полностью отрицалась. Отсюда произрастает и советский светлый пафос, и удивительная жестокость по отношению к ближним.