В субботу, 29 июня, на территории музея-заповедника "Коломенское" состоится татаро-башкирский праздник "Сабантуй". Гостей ждет интересная, разнообразная программа: концерт мастеров искусств Москвы, Татарстана и Башкортостана, веселые конкурсы и игры, состязание по национальной борьбе "Көрәш". Желающие смогут приобрести национальные сувениры, изделия народных художественных промыслов, сладости и выпечку, полакомиться татарским чак-чаком и отведать душистый башкирский мед. Давний и надежный партнер московского Сабантуя - город Набережные Челны Республики Татарстан. В этом году из автограда в Москву для организации и участия в Сабантуе-2013 приедут более 200 человек. На территории музея-заповедника челнинцы установят импровизированную татарскую деревню, где за плетеной изгородью будут представлены деревянная татарская изба с натуральными надворными постройками. Башкортостан представят город Стерлитамак и Абзелиловский район республики. Для знакомства москвичей с культурой и бытом башкирского народа они установят фольклорно-этнографический музей под открытым небом.
Сегодня (из-за волокиты с написанием поста – уже вчера) был второй день исторического фестиваля "Времена и эпохи" в Коломенском парке. В прошлом году мне там довелось побывать впервые, мне очень понравилось, – и потому в этом году было решено всё повторить.
Конечно, дважды в одну и ту же реку не войти, эту хрестоматийную истину знают все; это я к тому, что если понравилось год назад, то не гарантия, что впечатление повторится. Но в этот раз мудрость пролетела мимо; в этом году впечатления были примерно такие же, как в прошлом, хотя погода максимально постаралась подгадить: было холодно, ветрено и уныло из-за плотного слоя туч. Хорошо в этом отношении было реконструкторам, которые ходили в плотных одеждах, мехах и головных уборах.
Если учесть, что аутентичные костюмы типа самого правого должны делаться простёганные войлоком (а костюмы типа ландскнехтовских – и вовсе набитые конским волосом), то понятно: в таком не простудишься.
В первый день мы с подругой хотели пойти на средневековую музыку; но наткнулись на гостей-белорусов, называвшихся "Плутовской театр ДиГриза". Это было полноценное представление – зрители сидели полукругом на траве, а актёры показывали своё умение на расстоянии вытянутой руки. Репертуар у них разнообразный: танцы, фокусы с огнём, акробатика, трюки – и очень хороший конферанс.
Товарищ в красно-голубых штанах и есть главный зажигатель, говорун и конферансье, и всё это он делал очень здорово. Умеет и зрителей завести, и внимание удержать, – и при этом демонстрировал хорошие акробатические данные.
Ну а дальше и вчера, и сегодня мы бродили, знакомились с обстановкой и дышали старинным воздухом. Хорошо, когда удавалось уловить атмосферность, когда при взгляде в сторону создавалось впечатление окошка в другое время.
Впрочем, ролевики сами охотно свою же атмосферу и разрушали. Половина разгуливала в очках, вторая половина – с фотоаппаратами и видеокамерами. Нет, никаких претензий – что же делать, если человек плохо видит; но смотрелось это смешно.
А вообще впечатления и хорошие, и плохие. Хорошие – ярко, интересно, цепляет. Видя в натуре воссозданные костюмы, начинаешь по-другому ощущать историю. Но и плохого действительно много. Очень много коммерческого: такое впечатление, что это не фестиваль, а способ подзаработать. Ну я понимаю, когда продают самодельные луки или плетёные пояса; но когда за N рублей тебе дают возможность помахать мечом или пустить стрелу в мишень – это уже вопрос. Такое впечатление, что за бесплатно в этом мире уже ничего нельзя сделать.
На турнире – очень впечатляющее зрелище, кстати – вход на трибуны был, естественно, по билетам. И так нелепо смотрелись зияющие пустые места по соседству с давящейся за ограждением толпой. И стражи порядка, выгоняющие детей из-под трибун, – маленькие хитрецы нашли способ хоть чуть-чуть бесплатно посмотреть.
Сами участники турнира были на высоте – скакали, лихо рубили капусту, пронзали копьём кольца и поднимали кончиком копья с земли платок. Вечером должно было быть сражение, но я на него не осталась. Жаль, что из-за холодного света на плёнке не передаётся ощущение пестроты, сочности костюмов.
Отдельного упоминания стоят, конечно, торговые ряды. В них можно было увидеть как действительно нужные для игр вещи – скажем, натуральные ткани с естественными окрасками и рисунком, из которых можно изготавливать исторические костюмы, или всякие аутентичные украшения, – так и ларьки, по принципу "до кучи" торговавшие куклами, металлическими статуэтками, стандартными украшениями "из натуральных камней" и прочим в том же духе. У меня возникла ассоциация с Арбатом, и сразу же после этого на глаза попался примостившийся на обочине мужик, рисовавший портреты знаменитостей. Вот так-то.
В ЖЖ среди отзывов о фестивале нашла мнение, что из него исчезла искра. Хоть на ролёвках бывать мне не довелось, всё же соглашусь. Это было скорее позирование, фотографирование в костюмах, чем что-то настоящее. Да, очень красиво и эффектно, но вяловато, что ли. Хотя это не отменяет того, что в следующем году я всё равно сюда снова пойду. Имеющиеся минусы не отвратили меня от желания созерцать сие действо. Да и, к тому же – а вдруг в следующем году будет лучше?