Всякий раз, когда на арене политической борьбы вскипают страсти, а в прицелах телекамер начинают ...
Всякий раз, когда на арене политической борьбы вскипают страсти, а в прицелах телекамер начинают мелькать герои революций, я думаю о том, сколько судеб будет разрушено в пожаре борьбы и сколько жизней погребено под обломками баррикад. Самое страшное в такой миг – оказаться в жерновах кафкианского безразличия. Меня пугает, как легко мы забываем об уроке чеховского героя, пришедшего к выводу, что «равнодушие – это паралич души». История Влада Компанийца из украинского города Черкассы, которую я расскажу вам сегодня, – характерный пример общественного равнодушия. Блестящий интеллектуал, студент-стипендиат Академии наук, внешне – типичный ботаник, из которых вырастают новые «Сергеи Брины» и «Марки Цукерберги», идет по улице во время беспорядков – и попадает в цепкие лапы милиции. За экстремизм. В СИЗО – к уголовникам.
И где же волна народного гнева, где правозащитники, где десятки телекамер? Пока все тусят на баррикадах, жизнь Влада практически висит на волоске. И вот почему. Владислав – инвалид детства ІІ группы, он перенес тяжелую операцию на органах пищеварительного тракта, у него удалена часть желудка. Любые физические нагрузки для него опасны, а питаться он должен строго по расписанию и по особой диете. Периодически у него случаются резкие приступы нестерпимой боли. И вот следующие два месяца до суда по статье, которая предусматривает до 10 лет лишения свободы, Владу предстоит провести в СИЗО вместе с теми, кто сидит по уголовке и бытовухе. И не факт, что он доживет до этого момента.
Участие Владислава в беспорядках не доказано (да и как физически может участвовать в штурме местного Дома советов юноша, недавно вышедший из больницы?). Милиция просто задержала его под горячую руку. Он оказался чем-то вроде того, что американцы называют «сопутствующими потерями». Два дня Влад провел в КПЗ. Затем состоялось судебное заседание, на котором адвокат просил не выбирать мерой пресечения заключение под стражу, ведь у подозреваемого серьезные проблемы со здоровьем. Опять же, какова вероятность, что студент 3 курса и президентский стипендиат Малой академии наук Украины бросится в бега? Но судья эти аргументы проигнорировал.
Я помню Владислава по игре «Самый умный», в которой он принимал участие с 2006 по 2008 год. Тогда это был подросток с горящими глазами, который обладал потрясающей эрудицией и знал географию на университетском уровне. Владислав – из простой семьи, и у его родителей не было денег на дорогостоящих репетиторов, но он сам поступил в ЧГТУ. Сейчас близкие Влада пытаются добиться изменения меры пресечения и подали апелляцию, но пока суд не назначил даже даты заседания.
«У меня было одно свидание с сыном. Чувствует он себя плохо, но передать ему питание мне не разрешили. Диетическая еда под нормативы СИЗО не попадает. Один раз у Владислава уже был приступ, но «скорую» ему вызвали только после того, как вмешался уполномоченный по правам человека. Мы очень боимся, что если ему понадобится медицинская помощь, то никто об этом просто не побеспокоится и мы потеряем мальчика», – рассказала мне его мама.
По словам Елены, ее главной надеждой был закон Верховной Рады об амнистии участников беспорядков. Но по его условиям оппозиция должна освободить улицы и захваченные здания в течение 15 дней, а лидеры оппозиции идти на этот шаг не готовы. Единственное, что остается Владиславу, – это ждать, хотя каждый час, проведенный за решеткой, играет против него.
В ключе событий, которые сегодня происходят на Украине, история Влада Компанийца кажется мне очень симптоматичной. Не хотелось бы бросаться громкими словами, но во всем мире таких молодых людей, как Владислав, причисляют к интеллектуальному капиталу нации. Именно от таких, как он, зависит наше будущее. Однако пока политики вовлечены в свои сложные игры на большой шахматной доске, о реальных судьбах живых людей никто особо не думает. И особенно больно, что на фоне этих дрязг холодное безразличие проявляет правоохранительная система, которая должна была бы простых людей защищать.
Я очень надеюсь, что местные суд и органы власти разберутся в ситуации Владислава. Нельзя, чтобы эта история окончилась для него трагически. И я лично приложу к этому все силы.
Призываю всех журналистов, как российских, так и украинских, обратить внимание на этот вопиющий случай. Никакая революция не стоит человеческой жизни. В наших силах оказать давление на силовые структуры и добиться освобождения Компанийца из-под стражи.