Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Купон на iPhone. Начало конца — 2 | купон на скидку iphone2013-11-22 01:15:14купон на скидку iphone Эфир телеканала «Москва 24″. 21.12.11. Сюжет о выдаче iPhone 4s в ... + развернуть текст сохранённая копия купон на скидку iphone Эфир телеканала «Москва 24″. 21.12.11. Сюжет о выдаче iPhone 4s в Bigbuzzy. Ведущий программы «Экономика» Денис Елаховский купил купон и наконец получил свой… купон на скидку iphone Тэги: iphone, video, конца, купон, начало, скидку Политическая теория и политическая практика большевизма(2)2013-07-24 22:22:39... ", написанной в конце 1924 г. в ... + развернуть текст сохранённая копия Публикую вторую,заключительную часть первого параграфа из второй главы научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава вторая. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ (ЛЕНИНСКОЙ) КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ В ПЕРИОД ДО 1917 г.: РОДОСЛОВНАЯ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, КОНТЕКСТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ 2.1.Политическая теория и политическая практика большевизма: проблема аутентичной интерпретации и объективации. "Марксизм” - "большевизм" - "ленинизм": субординация и координация понятий(2) И еще два обстоятельства, сугубо относящихся к текстам В.И. Ленина. 6.Тексты В.И.Ленина, написанные в годы НЭПа, особенно в последние месяцы активной деятельности вождя большевизма, вплоть до 6 марта 1923 г., нуждаются в меньшей степени в корректировке, чем написанные в предыдущие пять лет, хотя это и не линейная зависимость. По свидетельству Н.В.Валентинова, в свою очередь, ссылающегося на рассказ заместителя председателя ВСНХ М.К.Владимирова, В.И. Ленин призывал отрешиться от "революционной поэзии", говоря о социализме. <<"Если к самым важным вопросам мы после пяти лет революции не научимся подходить трезво, по-деловому, по-настоящему, значит, мы или идиоты, или безнадежные болтуны... Давая волю языку, я тоже могу ляпнуть, - приводил смысл слов В.И.Ленина М.К.Владимиров в изложении Н.В.Валентинова, - что в самом непродолжительном времени, даже меньше десяти лет, мы войдем в царство коммунизма ..." ... Владимиров раза три, если не больше, - продолжал Н.Валентинов,- со всякими вариациями и дополнениями рассказывал мне о полученном им "напутствии" Ленин>>29 . Дело здесь, по нашему мнению, не сводится лишь к изменению социально-политических и экономических взглядов В.И.Ленина, как может заметить читатель. Правдоподобно предположить, что велика вероятность того, что "революционного поэта", в которого порой превращался В.И.Ленин, под влиянием сиюминутного настроения, самоэкзальтации "заносило" чаще в речах и статьях, чем того же В.И.Ленина - "революционного реалиста", а это как раз и означало, что не все, произнесенное или написанное вождем большевизма, соответствует его убеждениям. И наоборот, в последние года и месяцы В.И.Ленин выступал в роли "революционного поэта" все реже и реже, а значит, все реже и реже проявлялся "разрыв" по этой причине между убеждением и словом-текстом. 7.Существование седьмого фактора гипотетично. Он связан с тем размягчением ряда участков коры головного мозга В.И.Ленина, которое обнаружилось при вскрытии30. Конечно, только специалисты могут ответить на вопрос, какова вероятность того, что указанные поражения не только ослабили его интеллект или отразились на убеждениях, но и сказались на способности адекватно выражать убеждение в слове. 8.Частный случай проблемы аутентичной интерпретации политической доктрины большевизма касается слов-текстов оппозиционеров из рядов РСДРП(б) - РКП(б) - ВКП(б). Думается, во многом (хотя и не на 100%) можно согласиться с воззрениями на этот счет Н.В.Валентинова. "История идей оппозиции обычно составляется на основании данных, имеющихся в советской печати, - отмечал он, - и, сверх того, по мемуарам Троцкого, так как никаких других мемуаров больше нет. Этого совершенно недостаточно. К тому же Троцкий, защищая и прославляя себя, в своих мемуарах дает многому совершенно искаженное представление. Для понимания самой сути идей оппозиции необходимо знать то, что не публично и не в печати, а в интимных беседах мне довелось слышать от такого виднейшего ледера оппозиции, как Пятаков"31. В подтверждение правильности взгляда Н.В.Валентинова сошлемся прежде всего на хрестоматийный эпизод из истории оппозиций и их идей в большевистской партии. Л.Д.Троцкий в 1925 г. в 16 номере журнала "Большевик" печатно отверг существование политического завещания В.И.Ленина (как известно, включающего в себя 8документов32 ): "Никакого "завещания" Владимир Ильич не оставлял, и самый характер его отношения к партии, как и характер самой партии, исключает возможность такого "завещания". Под видом "завещания" в эмигрантской и иностранной буржуазной и меньшевистской печати упоминается обычно (в искаженном до неузнаваемости виде) одно из писем Владимира Ильича, заключавшее в себе советы организационного порядка. XIII съезд партии внимательнейшим образом отнесся к этому письму, как и ко всем другим, и сделал из него выводы применительно к обстоятельствам момента. Всякие разговоры о сокрытом или нарушенном "завещании" представляют собой злостный вымысел и целиком направлены против фактической воли Владимира Ильича и интереса созданной им партии"33. В том же номере было опубликовано Письмо в редакцию газеты “SundayWorker” H.К.Крупской, также отвергавшей существование предсмертных политически важных неопубликованных документов В.И,Ленина34. Обе публикации появились в связи с изданием на Западе книги американца М.Истмена "После смерти Ленина", в которой автор на основе личных наблюдений во время двухлетнего пребывания в России и бесед с видными большевиками, в том числе с Л.Д.Троцким, достаточно точно изображает политическую борьбу вождей большевизма после отхода В.И.Ленина от непосредственного руководства, а затем и его смерти. Какими бы мотивами ни руководствовались оба большевистских деятеля, печатно распространяя ложь, дезинформируя партийную массу, ясно, что судить по подобным публикациям в советской печати о политических взглядах и оппозиционеров, и самого В.И.Ленина нельзя. Теоретическое обоснование такой позиции прозвучало еще на XIII партсъезде, где Л.Д.Троцкий фактически попытался обосновать тезис о том, что критерием истины в полемике оппозиции с большинством руководства партии для большевика является не практика, как это принято считать в марксизме, а партия, что означало в конкретных условиях партийного режима середины 1924 г. вечную правоту высших партийных бонз - большинства политбюро ЦК ВКП(б). "Никто из нас не хочет и не может быть правым против своей партии. Партия в последнем счете всегда права, - продекламировал Л.Д.Троцкий,- потому что партия есть единственный исторический инструмент, данный пролетариату для разрешения его основных задач... Я знаю, что быть правым против партии нельзя. Правым можно быть только с партией и через партию, ибо других путей для реализации правоты история не создала"35. Любопытно отметить, что И.В.Сталин, хотя объективно ему, как генсеку,тезис о вечной правоте партии был выгоден, в той конкретной ситуации, исходя из логики борьбы с главным политическим противником, вполне убедительно опроверг его: "Неверно, что партия никогда не ошибалась. Партия нередко ошибается. Неумной хитростью и дипломатничанием, - обращался Сталин к Троцкому,- вам не провести съезд"36. Если троцкистов речь их главы на съезде привела в неприятное смущение, то один из лидеров группы "демократического централизма" Т.Сапронов назвал ее "интеллигентски-лакейскими брызгами”37 . Вскоре Л.Д.Троцкий сам пришел к выводу, что его примиренческая позиция ему ничего ие принесла и явилась ошибкой. В своей статье "Об уроках Октября", написанной в конце 1924 г. в Кисловодске,он дезавуировал тезис “о вечной правоте партии", фактически доказывая, что, "только идя против партии, борясь с ее консерватизмом , отсутствием политического чутья, можно было в 1917 г. взять подлинно революционную линию и осуществить великую Октябрьскую революцию38 . Однако теперь тезис о "вечной правоте партии" был подхвачен и конкретизирован на ХIVпартсъезде сторонниками И.В.Сталина. На немА.И.Рыков, Г.К.Орджоникидзе и другие аргументировали, что истиной для большевика является то, что примет съезд. Можно целиком согласиться с автором вступления к воспоминаниям Н.Валентинова С.С. Волк, что, принятый "руководством партий за один из основных мировоззренческих канонов, этот тезис сыграл впоследствии роковую роль, превращая коммунистов в слепых исполнителей решений вышестоящего руководства”39. К этому добавим, что тем самым был легализован режим двоемыслия, точнее разрыва между убеждением и словом вначале в партии, а затем в стране, и именно поэтому судить о подлинных взглядах оппозиционеров по их публичным словам-текстам во второй половине 20-х гг. уже нельзя. Своеобразным апогеем, закономерным итогом следования тезису о вечной правоте партии, фактически означающим раболепие ее члена, является эволюция по этому поводу взглядов Пятакова, к середине 30-х гг. полагавшего, что "во имя партии можно... заставить себя считать черное белым"40. Проблему выявления подлинных политических убеждений, воззрений вождей большевизма следует отличать от герменевтической (в узком смысле слова) проблемы аутентичного прочтения, понимания текстов деятелей большевизма41.
Мы в данном разделе вели речь (за исключением вопроса о менталитете) о первом случае - трудностях, сложностях аутентичной интерпретации политической доктрины большевизма вследствие того, что слова-тексты лидеров большевизма не отражали адекватно их политических воззрений, так как большевистские вожди сознательно стремились скрыть, завуалировать или исказить свои убеждения в силу действия ряда факторов, но всегда исходя из политической целесообразности. Во втором же варианте, герменевтическом, речь идет о случае, когда политическая мысль оформляется, материализуется в слово, сообразуясь сама собой, автоматически с менталитетом субъекта политики, культурно-историческим контекстом, мировоззренческим фоном. Данный аспект выходит за рамки нашего исследования. Вместе с тем оба варианта интерпретации не следует смешивать с третьим, с проблемой объективации в жизнь, в практику, в делотеоретической системы и сопутствующих этому возможных искажениях доктрины, идеи. Анализ политической доктрины осуществляется здесь не через политический текст, а через политическую практику, идя в обратном направлении: дело, практика - слово, текст - мысль, идея, убеждение.. Указанный ракурс также создает трудности аутентичного выявления политической доктрины большевизма. На него обратил внимание, в частности, Р.Такер в своей книге "Политическая культура и лидерство в Советской России": "Большевизм Ленина представлял собой совокупность идеальных и реальных моделей культуры, иначе говоря, утверждений относительно того, какому политическому курсу должна следовать марксистская революционная партия (идеальные модели), и реальных политических действий, которые она осуществляла. Попросту говоря, большевизм включал в себя, с одной стороны, набор теоретических идей и доктрин (идеология), связанных с политикой, стратегией и тактикой, которыми руководствовалась марксистская партия в борьбе за власть и после ее захвата в 1917 г., с другой - программу действий, или направлений, которым партия следовала"42. Данный аспект, хотя мы специально подробно на нем не останавливались (за исключением четвертого пункта), конечно же, крайне важен как для историографа, сопоставляющего практику партии с ее идеологией, так и для политолога, анализирующего процесс претворения в жизнь политических идей. Для нас третий аспект проблемы существенен потому, что предостерегает от отождествления теоретических постулатов с программными положениями, а тем более с политической, практикой. Во вводной главе мы, анализируя отношение тандема историков Г.А.Бордюгов - В.А.Козлов к "доктринальному" алгоритму, уже отмечали, что следует отделять субъективную логику и мотивы принятия решения субъектов политики от объективной "логики" исторического процесса, от объективного результата действия многих факторов политической практики, среди которых политическая идея является хотя и важной, но лишь одной из многих. В цепи субъектно-объектных отношений политического процесса следует различать отдельные ступени, звенья, этапы: политическая теория большевизма - восприятие той или иной большевистской идеи тем или иным субъектом политики, преломление (и аберрация) этой идеи сквозь культурно-психическую специфику и состояние внутреннего мира субъекта43 и следование в процессе принятия решения соответственно воспринятой и понятой "реципиентом" идее, то ли действительно высказанной или заключенной в тексте большевизма, то ли другой идее, не содержащейся в высказывании или тексте, но воспринимаемой или пропагандируемой как идея текста - процесс объективации и адаптации идеи к конкретному культурно-историческому контексту времени и места (в том случае, когда объективируется именно данная идея, а не другая, искаженная в процессе понимания или принятия решения) - объективный результат политической практики, являющийся следствием воздействии множества факторов, среди которых есть и политическая идея, опосредствованная в процессе воплощения в политическую практику через (повторяем): а) процесс корректировки (модификации, трансформации, метаморфозы) уже сформулированной и адекватно интерпретируемой политической идеи в ходе воплощения ее в политическую практик б) процесс восприятия и понимания политической идеи; в) процесс принятия решения; г) процесс адекватного действия (согласно именно данному решению субъекта политической деятельности; д) политическую практику (результирующее следствие взаимодействия множеству объективных и субъективных, сознательных и стихийных, внутренние и внешних факторов). Поэтому, к примеру, ленинская концепция авангардной партии "нового типа" до своего воплощения в жизнь должна была бы пройти и прошла целую цепочку опосредствований, влияний, воздействий, и конечный результат ее объективации в силу указанных причин не мог не отличаться от первоначального замысла основателя большевизма.Но в этом ни заслуги, ни вины "отца" идеи нет. Резюмируем сказанное.В силу целого ряда факторов, которые мы тезисно обозначили, некоторые - гипотетически, крайне сложно аутентично интерпретировать, реконструировать подлинные политические идеи большевистской политической доктрины. Вместе с тем столь же трудно по делам, политической практике большевизме судить о тех идеях, которыми руководствовались в своих действиях большевики как вследствие объективной многомерности, противоречивости, многоступенчатости самого процесса воплощения в политическую жизнь политической идеи, так и в силу, с одной стороны, политического прагматизма вождя большевизма, зачастую руководствовавшегося только политической целесообразностью, а не теоретической максимой, с другой стороны, того, что некоторые из этих дел совершались спонтанно, стихийно охлосом, хотя пусковой механизм порой и находился в руках большевиков, с третьей стороны, того, что в ряде ситуаций определяющую роль сыграл иррациональный, а не рациональный момент. Поэтому выявление подлинных политических,взглядов большевиков - результат сложного, длительного, кропотливого» исследования как их текстов, высказываний, так и процесса воплощения их идей в жизнь, а также самой политической практики, идя от нее в обратном порядке к политической теории, памятуя при этом о всех опосредсвованиях и преломлениях. Мы в основном ограничимся текстуальным анализом, а два других аспекта - анализ процесса воплощения идеи и самой практики - осуществим спорадически. Хотя, несомненно, мы осознаем, что без уяснения, по справедливому замечанию Е.Плимака, таких проблем, как "истоки тех или иных идей; сфера и пути их распространения"44, наша работа будет неполно? и незаконченной. В завершение данной темы прежде, чем мы приступим к исследованию основного вопроса главы, необходимо, если и не сформулировать несколько рабочих определений, то хотя бы обозначить предварительную авторскую позицию (частично выявленную еще во вводной главе) к соотношению содержаний пар понятий: марксизм-большевизм; марксизм-ленинизм; большевизм-ленинизм. Если в западной литературе указанные соотношения давно и многократно свободно исследовались, то в советском официальном обществознании, естественно, была представлена единственная и неизменная точка зрения, согласно которой: а) ленинизм как теория есть такое творческое и органичное развитие марксизма, что можно и даже необходимо говорить об едином двучленном термине "марксизм- ленинизм", о ленинизме как марксизме XX в.; б) политическая теория большевизма и политическая теория ленинизма - практически тождественные системы, несовпадения касаются лишь тех редких случаев, когда кратковременно позиция В.И.Ленина не была господствующей во фракции большевизма; в) соответственно пункту "б" большевизм также относится к марксизму, как и ленинизм. В противовес сказанному мы предварительно, в качестве гипотезы сформулируем два тезиса. Первый.Марксизм как политическая теория является лишь одним из источников политической доктрины ленинизма и большевизма, наряду с политическими идеями радикального народничества, якобинства, бабувизма, бланкизма и т.д. Понятно, что данное гипотетическое предположение касается лишь конкретной составной части - политической теории. Другие составные части, концепции марксизма - гносеология, социальная философия, экономическая теория и т.д. - и соответственно эти же части ленинизма и большевизма могут находиться и находятся друг с другом в иной преемственной связи, что должно быть в каждом отдельном случае специально и конкретно исследовано. Более того, В.И.Ленин в своей интерпретации политической доктрины марксизма исказил, а проще и точнее говоря, сфальсифицировал ряд идей некоторых текстов основоположников марксизма, что мы текстуально уже аргументировали в первой, главе. Таким образом, мнение, согласно которому политическая теория ленинизма или большевизма является творческим развитием политической доктрины марксизма, весьма далеко от действительного соотношения их содержаний и не соответствует истине.Последнее наше утверждение, естественно, касается не соотношения политической теории больвевизма-ленинизма в целом и марксизма, а соотношения определенных текстов вождей большевизма, определенных моментов эволюции их политических воззрений и политической доктрины марксизма. Второй.Парадоксально, но официальная позиция идеологизированной историографии большевизма/ленинизма, упоминаемая нами под пунктом "б", в определенном отношении близка и истине. В нормальной парламентской партии нельзя редуцировать политическую теорию и идеологию партии к взглядам ее лидера, сколь бы авторитетен он ни был. Обычно в партии существует, несколько фракций, и политическая платформа является компромиссом их воззрений. Обратное - крайне редко и кратковременно. В большевистской же фракции, а затем в авангардной партии "нового типа" воззрения В.И.Ленина на протяжении длительных периодов их (фракции, партии) деятельности были господствующими, приобретали статус официальных, а политические убеждения других лидеров в случае их несогласованности с мнением родоначальника большевизма имели мало шансов по сравнению с его политическими взглядами стать официальными. Тем не менее все известные случаи разногласий, полемики, дискуссий должны быть изучены. Строго говоря, политические взгляды И.В.Сталина или Г.Е.Зиновьева, Н.И.Бухарина или Н.Осинского, в случае их несовпадений с позицией В.И.Ленина, имеют в неменьшей степени основания, право называться большевистскими, чем идеи, высказанные родоначальникам. Конечно, за исключением тех моментов, когда соратники вождя явно порывают с большевистской политической традицией. Но последнее - тоже недостаточно ясный критерий. Детальнее этот вопрос уточнится в ходе конкретного исследования. Однако очевидно, что, исходя из концепции периодически возникающего, но каждый раз кратковременно существующего - из-за непримиримости Ленина - политического плюрализма большевизма, все основные точки зрения большевистских лидеров составляют его содержание. В данном же пункте следует провести четкое различие между теорией и практикой большевизма/ленинизма. В первой части раздела мы уже указывали, что в силу комплекса причин существует своеобразный "разрыв", несоответствие между политическими убеждениями и воззрениями вождей большевизма и их высказываниями, текстами, что создает проблему аутентичной интерпретации политической доктрины большевизма. Так же мы отмечали, что имеется и вторая проблема, прямо не касающаяся целей нашего исследования: проблема объективации политической теории в политическую практику и сопутствующая этому процессу проблема возможных искажений политической доктрины. Эти искажения могут быть обусловлены рядом объективных и субъективных факторов, например, аберрацией идей, проходящих через множество "голов" субъектов политики. В нашу задачу не входит исследование всей системы факторов. Но от проблемы объективации идей следует отличать случаи сознательного игнорирования тех или иных политических идей или манипулирования ими большевистскими вождями. И хотя природа этих двух случаев различна, для нас важна сама по себе констатация, что судить по политической практике большевизма об его политической доктрине трудно или же вообще невозможно. Вместе с тем доктрина, допускающая столь большой "люфт" между своими принципами и положениями, с одной стороны, и политическими действиями — с другой, свидетельствует (эа исключением объективных моментов проблемы объективации) или о беспринципности политиков, руководствующихся этой теорией, или о внутренних противоречиях самой теории. В западных публикациях (работы А.Майера, А.Улама и др.) не раз рассматривался вопрос об особом характере взаимосвязи теории и практики в подходе В.ИЛенина к политической сфере45. В частности, по мнению канадского ученого П.Маранца, В.И.Ленин был прежде всего прагматиком, человеком действия.Его основной заботой был выбор правильного образа действия в данное время, в данном месте. Использование вождем большевизма теории носило ярко выраженный тактический и полемический характер. "Он выворачивал наизнанку работы Маркса и Энгельса, - отмечал П.Маранц,- чтобы оправдать неортодоксальную, немарксистскую политику, и в каждый конкретный момент был способен дать мастерское теоретическое обоснование политической линии,с неменьшим рвением отвергавшейся им накануне"46. Далее, продолжает свои выводы П.Маранц, В.И.Ленин был не просто прагматиком, слабо опиравшимся на теорию в политике, он был антитеоретиком: "Сущностью политики он считал упрямые факты и опасался, что излишняя забота о теоретической последовательности может скорее привести к непрактичной политике и восприятию желаемого как действительного, нежели способствовать всесторонней оценке политического взаимодействия.Для истинного теоретика теория объясняет реальность ... Для Ленина истина заключалась в обратном. Он видел в теории прокрустово ложе узких формул, искажавших реальность”47 . Если с первым пунктом выводов П.Маранца можно всецело согласиться, то второй - весьма спорен. Ведь относясь к марксистской политической доктрине столь избирательно и беспринципно, В.И.Ленин при этом все равно придерживался определенной методологии познания и деятельности и определенных политических принципов. Беспринципность и имморализм - тоже принципы. Культ власти и насилия на практике - тоже теоретический постулат, имманентно присутствующий в сознании политиков.
Какие же заключительные выводы можно сделать из сказанного? Первый состоит в том, что в принципе крайне сложно аутентично интерпретировать большевистскую политическую доктрину как вследствие того, что имеется "разрыв" между политическими убеждениями лидеров большевизма и их высказываниями (текстами), так и в силу несоответствия содержания политических высказываний (текстов) политической практике. Но этот вывод недостаточен. Проблема осложняется тем, что, с одной стороны, для политической практики большевизма в большинстве случаев политическая теория как таковая не играла определяющей роли. Вместе с тем, с другой стороны, в политической доктрине большевизма имелось смысловое ядро, которому В.И.Ленин и большевики следовали практически всегда. Поэтому главная задача и состоит в выявлении "несущих конструкций" большевистской политической доктрины, ее сущности в разные этапы эволюции. Возникает естественный вопрос: каким же образом можно реконструировать смысловое ядро политической доктрины большевизма? Думается, что есть по крайней мере два способа: а)рассматривать политическую доктрину большевизма, как это ни парадоксально, как целостность, несмотря на зигзаги конкретной политической практики и смену внешне фиксируемых политических теоретических парадигм. Только таким образом, исследуя большевистскую политическую доктрину как целостность на протяжении всего периода деятельности большевизма, можно выявить инвариант ее содержания; б)восстанавливать по политической практике ядро политической доктрины, скрываемой за пропагандистской и демагогической скорлупой высказываний-текстов вождей большевизма. Значит, чтобы аутентично воспроизвести политическую доктрину большевизма, необходимо рассматривать вектор связки "текст — практика", "слово—дело" в обратном направлении: "практика — текст", "дело—слово". Подведем итоги наших рассуждений вокруг второго тезиса. Во-первых, политическая доктрина большевизма в широком смысле слова включает в себя политические воззрения всех более или менее известных лидеров, деятелей, авторов большевистской фракции, а затем и партии. В связи с этим для полного и всестороннего исследования доктрины необходимо изучение большого количества источников, до настоящего времени еще не введенных в научный оборот, в особенности текстов дооктябрьского периода. Официальная советская историография по данной проблеме "препарировала" в основном труды одного В.И.Ленина, а сочинения А.А.Богданова, Г.Е.Зиновьева, Л.Б. Каменева, Н.И.Бухарина и других, а также Г.В.Плеханова, Ю.О.Мартова, Ф. Дана, П.Б.Аксельрода, Л.Д.Троцкого и других, а в последние40 лет - и И.В.Сталина оставались втуне. Мы уже не говорим о ненаучном характере самой интерпретации. Во-вторых, политическая доктрина большевизма в узком смысле, если судить о ней по официальным фракционным и партийным документам, в особенности в дооктябрьский период времени, в преобладающей степени обусловлена все же политическими воззрениями В.И.Ленина.Поэтому в изучении большевистской доктрины столь велико значение адекватного прочтения именно ленинских политических текстов. Все сказанное относится и к большевистской концепции демократии. В процессе ее изучения, как и в ходе исследования марксистской концепции, будет в отношении дооктябрьского периода элиминирован теоретический контекст, и лишь впоследствии концепция демократии большевизма этого периода будет рассмотрена в контексте политической доктрины, а также социальной философии, экономических взглядов и т.д. В отношении же послеоктябрьского периода в тех случаях, где это необходимо, концепция демократии будет исследоваться как в теоретическом, так и в практическом контексте. ПРИМЕЧАНИЯ 29ВалентиновН. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина: Годы работы в ВСНХ во время НЭПа. Воспоминания / Сост. и авт. вступ. ст. С.С.Волк. М.: Современник, 1991. С.275. 30См.:ПетровскийБ. Ранение и болезнь В.И.Ленина// 0 Ленине - правду: Дайджест прессы / Сост.Г.И.Баринова. Л.: Лениздат, 1991. С.41-62. Существуют различные версии болезни и смерти Ленина. Обстоятельный обзор источников см. в работе: Равдин Б. История одной болезни //ЗC.1990. № 4. С.20-26; № 6. С.60-69; № 7. С.34-42. Одна из задач (хотя в целом и не решенная), которую поставил перед собой Б.Равдин, собирая и осмысливая материал о болезни В.И.Ленина, как раз и состояла в том, чтобы хотя бы фрагментарно проследить развитие "политического мировоззрения Ленина перед лицом смерти, в пограничной ситуации". (Там же. № 4. С.21). Приведем вначале фрагменты протокола вскрытия тела Ленина, опубликованного академиком Б.Петровским в указанной выше статье, а затем его собственный, весьма знаменательный для нашего исследования вывод: "Передняя часть левого полушария по сравнению с правой несколько запавшая... В левом полушарии, в области процентральных извилин, теменной и затылочной долях, парацентральной щели и височных извилин - участки сильного западения поверхности мозга. Мягкая мозговая оболочка в этих местах мутная, белесоватая, с желтым оттенком... В местах западений - размягчение ткани мозга с множеством кистозных полостей..." (ПетровскийБ. Указ. соч.С.51-52). И хотя вывод академика несколько противоречив, что, впрочем, и понятно, но главная мысль прочитывается легко: <<такими сосудами мозга жить нельзя (сильное сужение просвета артерий, питающих головной мозг, что превратило их в шнурки из-за обызвествления.- Э.В.-П.). И все клиницисты во время вскрытия удивлялись лишь силе интеллекта Владимира Ильича, который мог с такими поражениями мозга, с западающим левым полушарием читать газеты, интересоваться событиями, организовывать охоту и так далее. "Другие пациенты, - говорили врачи, - с такими поражениями мозга бывают совершенно неспособны ни к какой умственной работе...>>(Там же. С.57). Здесь все правда, кроме указания на мифическую силу интеллекта больного Ленина, что сделано, чтобы смягчить картину катастрофического состояния левого полушария вождя, ибо, во-первых, сила интеллекта не может выражаться лишь в чтении газет, организации охоты и т.д., скорее надо говорить о живучести Ленина; во-вторых, плачевное, все более деградирующее состояние психики Ленина, в том числе интеллекта, отчетливо видно и из статьи Равдина, а еще лучше - из дневника дежурного врача В.И.Ленина (Дневник дежурного врача В.И.Ленина (1922-1923) // ВИ КПСС. 1991. №9. С.40-56; Кентавр. 1991. № 10-12. C.I00-114; 1992. № 3-4. C.I06-I21). В-третьих, и это главное, лейтмотив статьи Петровского состоит в том, что больные с такими поражениями совершенно неспособны ни к какой умственной работе. А исходя из того, что, по признанию академика, "не пять и не десять лет, очевидно, этим (атеросклерозом левой сонной артерии. - Э.В.-П.) болел Владимир Ильич", понятно, что ослабление интеллекта вождя началось раньше, чем обнаружились явные симптомы его болезни в мае 1922 г., и происходило постепенно. В таком случае не столь уж важна полемика вокруг диагноза болезни и причин смерти: болел ли Ленин атеросклерозом из-за чрезмерной мозговой деятельности, тяжелых условий жизни или вследствие наследственной предрасположенности к нему, или его смерть - результат огнестрельной раны или прогрессивного паралича, являющегося одним из проявлений сифилитического поражения центральной нервной системы. Б.Равдин пытается подвести читателя к мысли, что именно И.Сталину было выгодно перед ХIIIсъездом партии распространение версии о прогрессивном параличе как причине смерти Ленина, ибо мало-мальски образованные тогда люди знали, что эта болезнь характеризуется признаками нарастающего слабоумия, и, следовательно, становятся понятными и "нелогичность завещательных статей Ленина", и "маниакально-болезненный характер серии последних писем Ленина к Троцкому”, и истинные причины (психическая неполноценность) как письма Ленина Сталину от 5 марта 1923 г. с угрозой разрыва личных отношений, так и предложения Ленина освободить Сталина от обязанностей генсека, высказанного в "Письме к съезду". Кампания шла под девизом: "Это не вождь говорит, это болезнь вождя говорит" (Равдин Б. Указ. соч. № С.39-40). Но, как показывают протоколы вскрытия и дневник врача, Сталин был объективно прав: Ленин все более превращался в "умственного инвалида", и "прогрессивно-паралитическая кампания", даже если и была затеяна Сталиным в политических целях, за исключением самого диагноза, верно отражала необратимые психические изменения Ленина и соответственно правомерно ставила под сомнение суть его предложений. Само собой разумеется, что предположение Л.Троцкого об отравлении Ленина Сталиным и его помощником (Ягодой) (См.: ТроцкийЛ. Иосиф Сталин: Опыт характеристики// Осмыслить культ Сталина. Указ.соч.С.642-647) является чистейшей воды домыслом, ибо, как отмечает Б.Петровский, "сама история болезни В.И.Ленина, подлинные протоколы вскрытия его тела и микроскопических исследований абсолютно точно определяет диагноз заболевания - атеросклероз левой сонной артерии, размягчение мозга и как кульминационный момент - кровоизлияние в зоне жизненно важных центров мозга. Все клинические симптомы этой трагедии, наблюдаемые советскими и зарубежными учеными- медиками у постели больного, это подтверждают. Ни о каком отравлении не может быть и речи" (ПетровскийБ. Указ.соч. С.57). 31ВалентиновН. Наследники Ленина / Ред.-сост. Ю.Г.Фельштинский. М.: Терра, 1991. C.2I0. 32См.: ЛенинВ. И. ПСС. Т.45. С.343-406 , 593-600(Примечания) . 33ТроцкийЛ. По поводу книги Истмена "После смерти Ленина"// Б-к. 1925. № 16. С.68. 34См.: КрупскаяН. В редакцию газеты Sendayworker// Б-к. 1925. № 16. С.71-73. 35Тринадцатый съезд РКП(б).Стенографический отчет. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1963. С.158. 36Там же. С.233. 37См.: ВалентиновН. Наследники Л Тэги: большевизм, большевистский, в.и.ленин, демократия,свобода,права, доктрина, здоровье,болезнь,медицина, и.сталин, история, коммунизм,большевизм, конц, ленинизм, ликбез, любознательный, марксизм, немного, оригинальный, политика(видео, политический, политология, портрет, текст, тексты), теория, учение, философия Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии2013-06-24 23:36:09 Публикую первую часть параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней ...
Публикую первую часть параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.8.Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии. Переоценка полемики К.Маркса с Г.Гегелем и М.Бакуниным Составной частью концепции демократии К.Маркса и Ф..Энгельса являлись их взгляды на проблему "правящие-управляющие/управляемые". Здесь необходимо отступление с дополнительным разъяснением. Точнее с двумя. Советское обществознание до середины 80-х гг. фактически игнорировало существование самостоятельной проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в политической жизни "социалистических" стран.Указанная проблема или расщеплялась и представлялась в виде проблемы руководящих кадров, шире - кадров управления (“центральное место в рождавшейся советской науке управления, - писал, к примеру Г.Х.Шахназаров, - по праву занимал вопрос о подготовке, отборе и расстановке кадров, в первую очередь руководящего персонала...”181), или модифицировалась в проблему "бюрократия/управляемые", с особым смыслом термина “бюрократия", А между тем проблема "бюрократия/управляемые" вовсе не тождественна проблеме "управляющие/управляемые" или "правящие/управляемые". Но прежде чем выяснить различие между двумя перечисленными проблемами, необходимо уточнить содержание понятия "бюрократия". В современной социологии и политологии имеются две полярные традиции в понимании бюрократии: гегелевско-веберовская и марксистско-ленинско-"советская"182. Согласно М.Веберу, основоположнику развернутой, систематической теории бюрократии, последняя является наиболее рациональной формой осуществления власти, идеальным,чистым типом организации, управления и власти. В дополнение к идеальному типу рациональной бюрократической организации, аппарата власти М.Вебер создал идеальный тип бюрократического функционера, бюрократа. Вместе с тем он предостерегал от естественной для бюрократии тенденции к выходу за рамки присущей ей функции и экспансии во все новые сферы общества . Приведем одно из многочисленных определений бюрократии, основывающееся на гегелевско-веберовской традиции: "Бюрократия - это определенная рационализированная и деперсонализированная система управления и руководства, обеспечивающая максимальную четкость и эффективность деятельности институтов, администрации, предприятий и других целевых групп. Говоря упрощенно, бюрократия - это метод четкого решения вопросов"184 . У советской читающей публики (за исключением специалистов, да и то не всех) подобное определение, конечно же, вызывало внутреннее сопротивление. В соответствии с господствовавшей еще совсем недавнов СССР, а ныне в СНГ идеологией люди привыкли к тому, что все их беды проистекают из козней "бюрократов", а не обусловлены реалиями системы власти, политического режима, экономического строя, идеологии. Правда, и на Западе наряду с пониманием, бюрократии, идущим от М.Вебера, распространены в массовом сознании и другие понятия. В частности, в американской литературе принято различать кроме веберовского понятия еще два значения термина "бюрократия": I)"традиционный" смысл (от фр.bureu- бюро, канцелярия и греч. kratos- власть, сила, господство, буквально: господство, власть канцелярии) - концепция управления через "систему бюро" без участия управляемых; 2) "вульгарный" смысл - концепция, отражающая неэффективность организационных функций, волокиту, формализм, бездушие и т.п.185. Как мы видим, именно "вульгарный" смысл бюрократии господствует до настоящего времени и в массовом обыденном сознании обществ СНГ. Надо сразу же внести ясность. Гегелевско-веберовская традиция вовсе не отрицает "вульгарного" смысла понятия "бюрократия" .Она лишь различает идеально функционирующую бюрократию от многообразных ви- дов реальной бюрократии с различным балансом положительных и отрицательных сторон деятельности в зависимости от конкретно-исторических условий. Генерализация только негативных моментов в деятельности бюрократии и образует "вульгарный" смысл рассматриваемого термина. В то время, как советское обществознание и публицистика лишь описывали (по известной причине) феномены бюрократизма и гневно (и столь же бесполезно) его бичевали, западные исследователи, показывая внутреннюю противоречивость этого явления и уделяя особое внимание механизму дисфункции и перерождения бюрократии, пытались найти средство, нейтрализующее этот процесс. Яркими образцами подобной литературы являются сочинения английского политолога и сатирика С. Н. Паркинсона и канадского педагога и писателя Л. Дж. Питера186. "Вульгарный" смысл перекликается с марксистской традицией. Ее мы в дальнейшем рассмотрим детальнее. Пока лишь отметим, что в ней бюрократия связана с возникновением превращенных форм деятельности организации, искажением ее функций и провозглашаемых целей,отчуждением государственного аппарата власти и управления от трудящихся масс. Исходя как раз из такого понимания бюрократии, В.И.Ленин называл ее самым худшим внутренним врагом187. Для иллюстрации двух полярных подходов к проблеме бюрократии следует сопоставить вышеприведенное определение, основывающееся на гегелевско-веберовской традиции,с определением бюрократии,зиждящимся на марксистско-ленинской традиции, данным в последнем (199Iг.) изданном в СССР "Философском словаре": "Бюрократия...1) иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему управляющая система, делающая основным правилом своего функционирования собственное сохранение и воспроизводство; 2) носитель этой системы слой привилегированного чиновничества"188. Лишь в последние несколько лет отечественные обществоведы,сохраняя все лучшее из марксистской традиции, стали без идеологических шор изучать проблему бюрократии189. В процессе исследования мы еще вернемся к этой проблеме. Теперь же сделаем второе разъяснение. Среди ряда взаимодополняющих парадигм, выделяемых при социологическом анализе политической власти: 1) кто декларирован субъектом (носителем) власти? 2) в интересах каких классов, социальных групп осуществляется власть? 3) кто реально управляет, какие социальные группы осуществляют власть? - нас интересует последняя парадигма, сопряженная с вопросом: каков процесс принятия и проведения в жизнь решений? По мнению Е.Вятра, парадигма "кто управляет?" точнее - "кто правит-управляет?") включает в себя несколько аспектов: а)какова конституционная система власти (какие органы и в какой сфере являются центрами политической власти)? б)из кого складывается группа политических руководителей и высших государственных,партийных и т.п. должностных лиц? в)каковы психологические черты и особенности поведения этого руководящего состава?190 Если в западной немарксистской политической науке давно (с начала XX в. - со времен В.Парето, Г.Моска, Р.Михельса) разрабатывались разнообразные концепции правящих (политических) элит, предлагающие свое решение проблемы "правящие-управляющие/управляемые", то советское обществознание, как правило (за редким исключением191),ограничивалось критикой этих теорий, полагая, что они направлены "против марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех членов общества”192. Официальный советский марксизм-ленинизм подменял парадигму "кто правит/управляет?" парадигмой "в чьих интересах осуществляется власть?” или столь же спекулятивно ограничивался рассмотрением ее частной модификации - проблемы "бюрократия/управляемые"193 - с тем, чтобы скрыть действительное правление бесконтрольной партократической элиты в СССР. А между тем среди зарубежных марксистов ее анализировал в "Тюремных тетрадях" А.Грамши. "Необходимо...отдавать себе ясный отчет в том, - отмечал он, - что деление на правителей и управляемых,если даже оно в конечном счете восходит к разделении на социальные группы, постоянно существует... даже в рамках одной и той же группы,хотя бы она была однородной в социальном отношении; в известном смысле можно сказать, что это разделение является результатом раздельная труда, техническим явлением”194. Таким образом, из лапидарных, отрывочных разъяснений констатируем, что проблема "правящие-управляющие/управляемые" существует в различных конкретно-исторических модификациях в человеческом обществе на протяжении тысячелетий и будет еще длительное время существовать в обозримом будущем. Специфика ее проявления и решения,конечно, зависит от характера общественного строя, политического режима,формы государства, национальных особенностей, традиций, уровня культуры и образования, психического склада, менталитета и т.д. но тем не менее как всеобщее (хотя всеобщее и проявляется через особенное) она существует.
Даже если гипотетически допустить, что в далекой перспективе реализовалась бы утопическая идея всеобщего общественного самоуправления, когда все взрослое население периодически участвует на том или ином уровне и в той иди иной мере в управлении, то и тогда в каждый данный момент времени все равно лишь меньшая часть народа участвует в управлении (если не произойдет в развитии человечества эпохального изменения в природе человека, а следовательно,и в сфере управления), и поэтому в каждый данный момент времени общество разделено на управляемых и управляющих, и тем самым проблема в специфической форме остается. Конечно, эту специфику надо будет в каждом случае уяснить, но необходимо выявить и инвариант проблемы "управляющие/управляемые". Всеобщий вопрос можно сформулировать так: какими должны быть правящий (управляющий) аппарат, управляющая система в целом и политическая элита, управляющие, чтобы все они икаждый в отдельности эффективно, рационально и гуманно управляли всогласии с управляемыми, и какими должны быть предохранительные механизмы от и против всех вадов злоупотреблений и отчуждений системы, аппарата управления и управляющих против и от управляемых. Теперь, после двух разъяснений, становится ясным и различие между проблемой "правящие-управляющие/управляемые" и "бюрократия/управляемые". Во-первых, в первой "формуле" мы объединили общую проблему "управляющие/управляемые" с частной - "правящие (политическая,экономическая, военная, идеологическая элита)/управляемые". Понятно, что первая шире, чем вторая. Вторая касается высшего слоя "управленцев" в основных сферах, тех, кто принимает решения на высшем государственном, партийном, территориальном уровнях195. Некоторые политологи числят руководящих деятелей бюрократического аппарата составной частью политической элиты. Думается, с определенной долей условности это можно сделать, учитывая, что подготовка и реализация принятых решений во многом зависят от них. Во-вторых, формула "управляющие/управляемые" включает в себя все вида и все сферы управленческой деятельности - и профессионалов, штатный аппарат, и непрофессионалов. Последние в число бюрократии не входят. Кроме того, смысл термина "управляющие" включает в себя все типы и виды бюрократии. Завершив необходимый комментарий, приступим к основной теме исследования. Рассматриваемая нами проблема ставилась и решалась классиками марксизма в нескольких аспектах: Во-первых, и прежде всего а) как проблема государственного бюрократизма т.е. как негативные проявления специфической управляющейсистемыв виде иерархии исполнительной власти и чиновничьей системы управления в различных областях общества (просвещение, армия, церковь) и на различных уровнях и б) как особый социальный слойуправленцев-чиновников. Причем главным объектом анализа являлись бюрократия и бюрократизм абсолютистских и полуабсолютистских режимов, в основном бюрократическая система прусского абсолютизма и режима Второй империи в Германии, а также военно-бюрократическая машина бонапартских режимов Первой и Второй империи во Франции. Кроме того, исследовались проблемы бюрократии в связи с опытом революции 1848-1850 гг. и Парижской коммуны. Вместе с тем анализировались и опасность новой бюрократии, возникновение бюрократизма и бюрократии в стране "чистого” капитализма - США, где отсутствовали имеющиеся на континенте феодальные пережитки: монархические династии, дворянство, постоянная армия. Во-вторых, бюрократическая система и бюрократия рассматривались классиками марксизма в основном как неизбежное временное зло, которое будет устранено в постреволюционнам обществе с ликвидацией частной собственности. По точному замечанию П.Л.Гайденко и Ю.Н.Давыдова, "марксистский взгляд на бюрократию было бы справедливо назвать скорее дисфункционалистским, деструктивистским"196. На основе опыта Парижской коммуны предлагались способы упразднения бюрократии как особого социального слоя,бюрократизма как специфической управляющей системы вкупе с ее негативными проявлениями. В-третьих, исследовались причины возникновения и генезис бюрократии, ее сущность, характерные черты, функции,закономерности развития, меры, блокирующие негативные воздействия бюрократической управляющей системы в условиях политической демократии. К.Маркс иФ.Энгельс в связи с этим были прежде всего озабочены защитой управляемых, а также самого государства от злоупотреблений властью, в первую очередь, со стороны ведомств, бюрократической системы, а во вторую, со стороны чиновников, бюрократов как особой касты197. Противоположность двух подходов отчетливо проявилась в заочной критике молодым К.Марксом концепции бюрократии Г.Гегеля, изложенной последним в целостном виде в "Философии права", прежде всего представлений великого немецкого философа о системе факторов, предохраняющих государство и управляемых от возможного злоупотребления властью управляющей системой и бюрократией. Если Г.Гегель исходил из необходимости функционирования в разумном государстве профессионального слоя управленцев, считал, что государственная чиновничья бюрократия представляет "собой средоточие государственного сознания и выдающейся образованности" и является "главной опорой государства в отношении законности и интеллигентности"198, и поэтому был озабочен в основном проблемой предохранения от злоупотреблений, то молодой К.Маркс отправлялся от противоположной посылки и считал, что бюрократия связана с возникновением превращенных форм деятельности, организации и управления,является результатом отчуждения государственного аппарата власти и управления от трудящихся масс и вследствие этого как особый социальный слой должна быть упразднена и заменена системой выборности и сменяемости должностных лиц управляющей системы, в пределе своем - системой "поголовного участия всех в управлении". Противоположность исходных предпосылок предопределила и различное отношение великого философа и молодого, но самоуверенного оппонента его взглядов к системе факторов, предохраняющих общество, управляемых от злоупотреблений бюрократии. (Продолжение последет) ПРИМЕЧАНИЯ 181ШахназаровГ. Х.Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1974.С.200. 182Более подробно о принципиальных различиях двух традиций см.: Гайденко П. П., ДавыдовЮ. Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера// ВФ. 1991. № 3. С.174-182; ДавыдовЮ. Вебер и Ленин: кто прав?// Диалог. 1991. № 15. С.53-60. Наглядно разность этих подходов выражена уже в названиях публикаций: ''Бюрократизм - антипод демократии", с одной стороны (МарковБ. Бюрократизм - антипод демократии// К-ст. 1987. №11. C.110-119), и "Бюрократия как зеркало демократии", с другой стороны (С к и б а В. Бюрократия как зеркало демократии// ПВ. 1992. № 1.С.60-66; № 2. С.27-32). 183Е.Вятр выделяет у М.Вебера 6 особенностей бюрократии как рациовальной организации и 5 особенностей бюрократа как идеального функционера в рамках этой организации (См.: В я т р Е. Социология политических отношений: Пер. с польск. М.: Прогресс,I979.C.102- 10З. А.Ф.Зверев перечисляет 10 черт, характеризующих бюрократию и как организацию, госаппарат, и как функционера (См.: ЗверевА.Ф. Теория бюрократии: от М.Вебера к Л.фон Мизесу// СГП, 1992. № I.C.88). Оба исследователя ссылаются на одну и ту же работу М.Вебера - английский перевод незаконченного фундаментального труда "Хозяйство и общество", в котором системно разрабатывалась проблема бюрократии(См.: W е Ь е г М. The theory of social and economic Orgsniastion Transe. by A.H.Hendsrson and T.Parsons.New York: Oxford University Prеss, 1946. P.333-334).См.также: МакаренкоВ.П. Концепция власти в политической социологии М.Вебера// СГП. 1985.№ 5.С.111-116; ШпаковаР. П. Легитимность политической власти: Вебер и современность// СГП. 1990.№ 3. С.134-142; обе упомянутые работы П.П.Гайденко и Ю.Н.Даввдова. Еще можно порекомендовать: Американ ская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс,1972. С.96-105; ФедосеевА. А. Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новации. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. С.98-100;. и др. 184ЩепанскийЯ. Элементарные понятия социологии .М.: Прогресс, 1969. С.158. 185См.: ГвишианиД. М. Организация и управление.2-е доп. изд. М.: Наука, 1972. С.277. 186См.:Паркинсон С.Н.Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ./ Сост. и авт. предисл. В.С.Муравьев. М.: Прогресс, 1989. - 488 с.; ПитерЛ. Д. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось: Пер. с англ./ Сост. предисл. и пер.Л.В. Панова. М.: Прогресс, 1990. - 320 с. Самостоятельное значение имеет послесловие к советскому изданию сборника С.Н.Паркинсона – диалог между Л.Иониным и О.Шкаратаном. Хотелось бы выделить две мысли, сказанные в нем: I) О.Шкаратана о необходимости глобального, исторического подхода к рассмотрению бюрократии и 2) Л.Ионина о важности проведения различий между а) советской бюрократией как социальным слоем, владевшим людьми и средствами производства, действовавшим в особых условиях, когда общество в целом было превращено в формальную бюрократическую организацию, и руководствовавшимся в своей деятельности соображениями "целесообразности", и б) "нормальной" бюрократией как профессиональным слоем управленцев, руководствующих основными принципами деятельности бюрократии: иерархичностью, разграничением уровнем компетенции, рутинным характером принимаемых решений (См.: ПаркинсонС. Н. Указ. соч. С.426-447). 187См.: Л е н и н В. И. ПСС. Т.45. C.I5. 188Философский словарь / Под ред. И.Т.Флорова. 6-е изд., пераб. и доп. М.: Политиздат,1991. С.56. 189Со второй половины 80-х гг. резко возросло количество, а постепенно и качество публикаций, целиком или частично посвященных бюрократизму и бюрократии. (Вполне понятно, почему в годы "развитого социализма" их было совсем мало. Любопытно привести такие цифры: с 1972 по 1981 г. вышло всего 9 работ по интересующей нас теме. В то же время для сравнения укажем, что, как это ни парадоксально, - об этом во второй части работы - даже с 1926 по 1935 г. было опубликовано 188 "научных" опусов.См.: Косяков В. М., Митpoшенков0. А. Бюрократические проявления и методы борьбы с ними// СГП. 1985. № 6. С.21).Назовем важнейшие из них в хронологической последовательности: КурашвилиБ. П. Очерк теории государственного управления. М.: Наука, 1987. - 296 с.; АндреевЭ. М., МешковБ. Я. Ленинские идеи борьбы с бюрократизмом и перестройка // НК. 1988. № 4. С.17-25; А ф а н а с ь е вМ.Н. Бюрократизм и интересы управляющих и управляемых// ВМУ. Сер.12.1988. №3. С.9-15; А л ь г и н А. П., М а с л о в В. А. Инициатива и риск против бюрократизма. М.: Знание, 1988. - 64 с.; БлюмкинВ. Дитя двух родителей: социально-нравственные аспекта бюрократизма // ПО. 1988. № 9. С.24-31; Б у з г а л и н А. В., К о л г а н о в А.И. Анатомия бюрократизма. М.: Знание, 1988. 64 с.; Г у д к о в Л,, Левада Ю., ЛевинсонА., СедовЛ. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений// К-ст.1988. №12. С.73-84; ЛазаревБ. М. Государственное управление на этапе перестройки. М. : Юридическая литература. 1988. - 320 с.; О к у с о в А. П. Бюрократизм. Пути преодоления// ФН. 1988. №6. С.69-75; ПискотинМ. И. Социализм и государственное управление (Уроки истории и перестройка). 2-е изд. М.: Наука, 1988. - 336 с.;ПоповГ.Х. Об эволюции бюрократизма и путях его преодоления// НЖ. 1988. № 10.С.22-31;ХудокормовА. Г. Экономические корни бюрократизма. М.: 'Экономика, 1988. - 191 с.; Социальная природа и функции бюрократии (Материалы "круглого стола")// МЭМО. 1989. № 2.С.73-86; КузьминВ. Г. Вопрос целой зпохи: О ленинском понимании борьбы с бюрократизмом// ВИ КПСС. 1989. № 2. С.75-87;К омаровЕ.И. Бюрократизм - на суд гласности! М.: Политиздат, 1989. - 334 с.;МакаренкоВ. П. Бюрократия и сталинизм. Ростов-на-Дону:Изд-во Ростовского университета, 1989. - 368 с.;Пинскер Б. Бюрократическая .химера // Знамя. 1989. № II. С.183-202; Xасбулатов Р. И. "Бюрократия тоже наш враг...": Социализм и бюрократия. М.: Политиздат, 1989. - 334 с.;СелюнинВ. Плановая химера или баланс интересов // Знамя. 1989. № 11. С.203-220;Подщеколдин А. М. К вопросу о социальной структуре советского общества// ФН. 1989. № 4. С.27-36;ПлесскийБ.В.,Уемов А.И. Бюрократизм: теоретико-системные аспекты//ФН. 1989. № 5. С.3-10;БорисовВ. К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). М.: Изд-во МГУ,1990.-118 с.;ГобозовИ. А. Бюрократия и бюрократизм: социально-философский анализ // ВМУ. Сер.7. 1990. № I. С.31-40; Иголкин М.В. Бюрократизм: пути преодоления// НК. 1990. № 2. С.29-36; Кочерга Б. Советская бюрократия: путь к власти // ВВШ. 1990. № 12.С.56-65;Ги ПетерсБ. Политика и бюрократы в процесса принятая политических решений// РЖ. ОНР. ГП.1990. № 2. С.88-90;Природа и функции бюрократии в современном обществе// РЖ. ОН СССР. ГП. 1990. № 4. С.29-48;Управление и бюрократизм// РЖ. ОН СССР.ГП. 1990. № 5. C.94-I00;РоузР. Направление деятельности государственных служащих: Воздействие электората, рынка и специальных знаний // РЖ. ОНР. ГП. 1990. № 2. С.91-94;ШапталовБ. Н. Бюрократия и проблема ее устойчивости// ФН. 1990. № 6. С.3-7;Брудер В. Бюрократия // Полис. 1991. № 5. С.142-145;Бюрократия и общество: Сб. статей / А.С.Панарин, М.К.Рыклин, В.А.Подорога и др. М.: Философское общество СССР, 1991. - 248 с. ;Хасбулатов Р. И. Бюрократическое государство. М.: Мегаполис, 1991. - 256 с.;Мешков П. Я. Бюрократизм и бюрократия в системе социально-политических отношений// СПН. 1992. № 1. С.34-41; ЗверевА. Ф. Бюрократия в зеркале социологии (к 40-летию публикации первой социологической хрестоматии по бюрократии)// ГП. 1992. № 8. C.115-I22; АндреевС. С. Политическое управление и политическое руководство// СПН. 1992. №4-5. С.12-23. Из более ранних работ упомянем статьи Г.Попова, В.Шубкина, А.Никитина, Л.Пономарева и В.Шинкаренко, собранные в книге: Уроки горькие, но необходимые// Сост.: В.С.Молдаван, А.Г.Гридчина. М.: Мысль, 1988. С.76-164. 190См.: В я т р Е. Указ.соч. C.I8I-I94. 191См.: Бурлацкий Ф. М., ГалкинА. А. Социология, политика; международные отношения. М.: Международные отношения, 1974. C.I24-I7I. 192Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред.: Л.Ф.Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. С.794. 193Объемы понятий "политическая элита" и "государственно-административная бюрократия" соотносятся друг с другом как два частично пересекающихся круга. В частности, с одной стороны, в политическую элиту входят лидеры партий, не занимающие государственных должностей, с другой стороны, большую часть государственно-административной бюрократии составляют государственные служащие, занятые управленческим трудом, но не входящие в политическую элиту. 194ГрамшиА. Избранные произведения в трех томах. Т.З. Тюремные тетради: Пер. с итал. М.: Иностранная литература, 1959. С.131. См. также: ГрамшиА. Партия, государство,общество// НВ. 1990. № 12. С.40-43; ГригорьеваИ. В. Исторические взгляды Антонио Грамши. М.: Изд-во МГУ. 1978. С.181-184. 195Перечень статусов, должностей, обладание которыми свидетельствует о пребывании в политической элите, варьирует в зависимости от национально-государственной специфики. В Республике Молдова статусный список политической элиты включает президента,председателя парламента, премьер-министра, членов президиума парламента, руководителей его депутатских клубов и парламентских комиссий, членов правительства, лидеров и руководителей партий и движений,примаров городов, председателей райисполкомов, лидеров национальных меньшинств и территорий Молдовы. 196Гайденко П. П., ДавыдовЮ. Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера. C.I76. См. также: ДавыдовЮ. Н. Вебер и Ленин: кто прав? Указ.соч.С.55. 197Обобщенную оценку взглядов классиков марксизма на бюрократию и бюрократизм см.: Колпинский Н. Ю. Маркс и Энгельс о бюрократии// ВИ КПСС. 1991.№5.С.58-72;МакаренкоВ.П. Анализ бюрократии классово-антагонистического общества в ранних работах Карла Маркса (Очерк проблематики и методологии исследования). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1985. - 160 с. 198См.: ГегельГ. Философия права... М.: Мысль,1990.- 336 с. Тэги: большевизм, бюрократизм, бюрократия, г.гегелем, г.гегель, демократия,свобода,права, к.маркс, к.маркса, коммунизм,большевизм, конц, м.бакунин, марксизм, марксистский, наука, немного, оригинальный, полемика, политология, правящий, проблема, социо-гуманитарные, текст, ф.энгельс, философия Предисловие2013-05-29 18:53:00... > В конце червоточины.+ развернуть текст сохранённая копияВ конце червоточины.Аргов СергейПредисловиеТэги: главы, книги, конце, червоточины" 3 глава2013-01-15 17:31:00... > В конце червоточины.+ развернуть текст сохранённая копияВ конце червоточины.Аргов СергейГлава 3Тэги: главы, книги, конце, червоточины"
Главная / Главные темы / Тэг «конце»
|
Категория «Поп звезды»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|