Как употреблять имбирь 2013-06-27 13:51:16
... по всему миру.
Корень имбиря используется как ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Имбирь пришел к нам из Азии и очень быстро распространился по всему миру. Корень имбиря используется как для лечения, так и для придания особого вкуса многим блюдам – в напитках (например, кофе, молочным коктейлям), десертах (включая всем знакомое пирожное «картошка»), первых, вторых блюдах, салатах. Но все равно еще не все...
Тэги:
имбирь ,
корень ,
питание ,
полезный ,
продукт
Международные грузоперевозки-корни кризиса « АТН-ТРАНС ЕООД 2013-06-05 22:02:39
A < ...
+ развернуть текст сохранённая копия
A TN-TRANS ltd поделился ссылкой
Международные грузоперевозки-корни кризиса « АТН-ТРАНС ЕООД
Тэги: ya.ru:link , балканский , грузоперевозка , корень , кризис , перевозка , регион
Голливуд: славянские корни американских актеров 2013-06-04 01:21:54
Это цитата сообщения storie_angelo_rosso Оригинальное сообщение ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Это цитата сообщения storie_angelo_rosso
Оригинальное сообщение Украинские корни голливудских актеров
Украина славится красивыми, умными и талантливыми людьми. Иногда, смотря зарубежный фильм, и не догадываешься, что герой на экране имеет украинские корни. Мы решили сделать подбор интересных историй жизни знаменитых украинцев. отсюда http://www.nv.zp.ua/mod.php?mod=publisher&op=viewarticle&artid=3541
Американский режиссер с украинской кровью Карьера известного кинорежиссера Стивена Спилберга началась в 1969 году. Началась, но не сразу. Стивен дважды пытался поступить в киношколу при Университете Южной Калифорнии, однако его дважды отвергли с вердиктом — «слишком бездарен». Но в 1998 году его признали самым богатым деятелем киноиндустрии (его состояние на тот момент составило 313 млн долларов, а к 2001 он заработал более двух миллиардов!). Также в 2001 году королева Елизавета произвела Спилберга в рыцари «за неоценимый вклад в развитие британской кинопромышленности». Но мало кто знает, что дедушка легендарного режиссера по линии матери родом из Одессы, а дед по отцу — из маленького украинского села. В семье Спилбергов до сих пор любимым блюдом остается украинский борщ.
Одесский Рокки Скромная еврейская девушка из Одессы с колоритным именем Роза Рабинович, наверное, и не поверила бы, что ее правнук будет известным на весь мир «Рэмбо». Первый фильм с участием Сталлоне был снят в 1970 году и назывался «Вечеринка у Китти и Стада», являлся порнофильмом. В 1976 году его переиздали под названием «Итальянский жеребец» после успеха фильма «Рокки». Сталлоне, пожалуй, единственный из актеров с украинской кровью, который сумел подзаработать на своем происхождении, снявшись в рекламе водки со слоганом :«В каждом из нас есть частичка русского!».
Черный лебедь Первые 8 лет звезда «Черного лебедя» и «Книги Илая» прожила на территории Украины, и звали ее Милена Марковна Кунис. Родилась Мила в 1983 году в еврейской семье в Черновцах. В 1991 году вся ее семья иммигрировала в Лос-Анджелес. За свою карьеру она успела сняться приблизительно в 23 фильмах. Работала на одной площадке с Анджелиной Джоли в фильме «Джиа» (Джиа в детстве). После фильма «Черный лебедь» Мила получила признание кинокритиков и была награждена Премией Золотой Глобус и Премией Гильдии киноактеров за лучшую женскую роль второго плана.
Красавчик Лео Джек из фильма катастрофы «Титаник», Ромео из драмы «Ромео и Джульетта», король Людвиг из приключенческого фильма «Человек в железной маске». Этих персонажей мастерски воплотил на экране голливудский сердцеед Леонардо Ди Каприо. Корни актера красавца (Леонардо был в числе самых красивых людей мира по версии журнала «People» в 1996 году) уходят в Одессу. Бабушка Лео после революции 1917 г. бежала из Одессы в Германию, однако вскоре уже иммигрировала в США, где сразу же закрутила роман с итальянцем. Однако тот оставил ее беременной и скрылся, после чего она осталась одна со своей дочерью Еленой — будущей матерью знаменитого Леонардо.
Украинские корни Майкла Дугласа Исер (Иззи) Даниелович — так звучит настоящее имя Кирка Дугласа, последнего из звезд «золотой эры» Голливуда. Родился отец звезды «Основного инстинкта» Майкла Дугласа в Одессе. Его кинокарьера началась в 1945 году на Бродвее (Бродвей — особый вид коммерческого театрального искусства. — прим.автора). Кирк сыграл множество персонажей, но всемирно знаменитым стал после роли Спартака в одноименном сериале («Спартак» 1969 год.). Этот сериал стал популярным и на просторах бывшего СССР. В 80-е Дуглас перестал сниматься и занялся политической и благотворительной деятельностью, писал книги. С 1949 по 1956 был трижды номинирован на «Оскар». Номинации были в категории «Лучшая мужская роль».
Запорожский казак Двукратный лауреат премии «Оскар», шестикратный обладатель премии «Золотой глобус» и трехкратный победитель премии BAFTA... Можно еще долго перечислять достижения этого великолепного актера. Его фильмография начинается с 1961 года. Хоффман сыграл немало знаковых ролей, но по праву можно сказать, что игра в фильмах «Тутси» и «Человек дождя» была непревзойденной. Родители актера жили в Киеве. Семья выехала в США после того, как бабушку и дедушку расстреляли большевики. По некоторым данным, актер ведет свое генеалогическое древо от запорожских казаков.
Крепкая украинская девушка Мила Йовович Прозрачный океан, пение тропических птиц и юная голубоглазая девушка, бегущая по белоснежному пляжу. Все это можно увидеть в фильме «Возвращение в голубую лагуну». В юной девушке можно узнать рыжеволосую спасительницу мира из фильма «Пятый элемент», девушку Надю из российского фильма «Выкрутасы» и украинку Милу Йовович. Будущая суперзвезда до пяти лет жила в Киеве. Актрисой была и ее мать, Галина Логинова, которая начинала свою карьеру на киностудии им. Довженко. Мила Йовович считает, что пробивную силу ей дали именно славянские корни, и называет себя «крепкой украинской девушкой».
Королева Голливуда Натали Вуд Настоящее имя некогда признанной «Королевы Голливуда» — Наталья Захаренко. Была трижды номинирована на «Оскар». Ее родители во время февральской революции бежали из Харькова во Владивосток, затем в Китай, а оттуда в Сан-Франциско. На ее счету более 60 ролей, среди которых фильмы «Вестсайдская история» и «Большие гонки», которые вошли в золотой фонд мирового кино. В сорокатрехлетнем возрасте актриса погибла во время прогулки на яхте. Она утонула при невыясненных обстоятельствах.
Девушка Бонда Бесстрашная напарница Джеймса Бонда — Ольга Куриленко родилась в приморском городке Бердянск (Запорожская обл.). Она начинала свою карьеру как фотомодель в Москве, после чего работала во Франции, снималась во французском кино, и только затем в ее жизни появился Голливуд, а вместе с ним и мир большого кино. 26 апреля 2012 года, в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, в прокат вышел фильм об этой ужасной аварии под названием «Земля забвения», где Ольга сыграла главную роль.
Украинский ковбой Оскароносная легенда Голливуда Джек Пэланс сыграл более чем в 120 фильмах и некоторое время считался «ковбоем № 1». Его родители носили фамилию Палагнюк, и актер никогда не упускал случая прославить Украину, рассказывая о своем происхождении. Он настолько гордился своими корнями, что даже отказался принимать звание народного артиста России, отметив, что он украинец.Свою последнюю роль Пэлэнс мечтал сыграть в украинском фильме, однако его мечте было не суждено сбыться.
Вот еще сайт, где обсуждается тоже самое http://forum.kinopoisk.ru/archive/index.php/t-25346.html
Тэги: актер , голливудский , жизнь , знаменитый , кино , корень , новость , украинский , цитата
Политическая доктрина большевизма.ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ(2) 2013-05-30 21:45:34
Вместе с тем А.С.Ципко фактически обозначил проблему органич ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Вместе с тем А.С.Ципко фактически обозначил проблему органичности (неорганичности) "пересадки", имплантации идей марксизма в ту или иную конкретную культурно-историческую среду , в частности в российский культурно-исторический контекст.
Речь в данном случае идет о таком вопросе: в рамках каких конкретно-исторических условий возможна органическая объективация идей марксизма без разрыва с его сутью, учитывая, что сам марксизм явился обобщением определенных конкретных общественных отношений.
И в связи с этим еще цепочка вопросов: чем отличается творческое применение марксизма на практике от такого его "творческого" применения, которое является по сути разрывом с марксизмом, немарксистским решением проблемы? Имеется ли вообще пределы, границы творческого применения марксистской теории на практике и творческого развития марксистской теории, и если да, то до каких границ в процессе творчества марксистская теория продолжает оставаться марксистской? Или, другими словами, до каких пор ТВОРЧЕСКОЕразвитие марксизма является все еще развитием МАРКСИЗМА?
Переиначивая обозначенную проблему, можно сформулировать ее и так: ведет ли объективация идей марксизма в новом пространственно- временном контексте к органической интерпретации его, творческому развитию или несовместимо с сутью классического марксизма, ведет я разрыву с ним, не является творческим развитием, а означает его аберрацию, сущностную деформацию.
Этот вопрос наглядно иллюстрируется полемикой большевизма с меньшевизмом (в частности, В.И.Ленин - Н.Суханов) вокруг Октябрьского переворота: осуществляя переворот, большевики реализовали на практике марксистские идеи или же действовали вразрез с ними?
Как подтверждает историческая практика, вне зависимости от воли и желания политических деятелей судьба классического марксизма была различна прежде всего вследствие различного объективно существующего культурно-исторического контекста, текущих проблем освободительного движения.
Указанную проблему, в свою очередь, следует отличать от иной, герменевтической, состоящей в том, что именно воля и желание политического лидера, харизматического вождя, его менталитет и намерение вычленяют из классического марксистского наследия, во-первых , лишь то, что он способен выбрать в силу своего духовного своеобразия и потенции, во-вторых , то, что соответствует, по его разумению, задачам дня.
Понятно, что обе проблемы составляют две стороны "одной медали", нерасторжимого единства субъектно-объектных отношений политического процесса.
Таким образом, исследование истоков большевизма, содержания и эволюции его политической доктрины в целом, концепции демократии в частности имеет практическую значимость с выяснением целого комплекса сопряженных вопросов: характер политических традиций как элиты, различных классов и слоев, так и всего народа, особенность менталитета перечисленных субъектов политики, уровень и специфика политической культуры, знание механизмов социальной психологии, индивидуальной особенности психики политических лидеров, не говоря уже о необходимости анализа экономических укладов, социально-классовой структуры, особенностей национальной, этнической культуры и психологии и т.д. и т.п.
В этом отношении столь же "эпохальное" значение, как и публикация А.С.Ципко, имели статьи И.Клямкина и В.Селюнина, опубликованные в "Новом мире"40 , а также сборник "Иного не дано" , вышедший к 19-й партконференции и ставший в СССР к 1988 г. "самым страшным снарядом, пущенным когда-либо в голову " советской партийной элите, партократии, КГБ и ВПК41 .
Однако для общественной науки первая свободно-критическая после затхлости и потому отчасти конъюнктурная волна через несколько лет перестройки явно спала, и начался процесс спокойного и скрупулезного исследований.
И если А.С.Ципко в начале 1989 г. подчеркивал в основном негативную для судеб России роль русского революционного радикализма, то в последнее время появились публикации, в которых вместо стереотипов "черно-белой" оценки роль народничества как выразителя русской революционной традиции представлена конкретно-исторически, в многоцветий анализа и оценки. Примером могут служить материалы "круглого стола" "Проблемы гуманизма и насилия в русской революционной традиции ", опубликованные в 1991 г. в "Философских науках"42 .
Мы разделяем взгляды итальянского исследователя Д.Боффы , написавшего в своей "Истории Советского Союза ", что связь "между народничеством и большевизмом остается одной из самых интересных проблем в истории. На протяжении десятилетий вопрос этот был скорее предметом политической полемики, нежели добросовестного исследования "43 . Здесь же Д.Боффа отмечает, что, несмотря на призыв Ленина проследить "связь" между народничеством и тем, что получило название "большевизма" в первое "десятилетие XX века"44 , в СССР сталинского периода, начиная с 30-х гг., отвергалось даже предположение о наличии какой быто ни было идейной связи между большевиками и народниками. Действительно, к последним в сталинском "Кратком курсе истории ЗКП(б)" бездоказательно приклеили ярлык "героев-неудачников", само народничество объявили "врагом марксизма”45 ,а взгляды народников - вредними для дела революции46 .
Правда, справедливости ради надо заметить, что Д.Боффа не совсем корректен: в период 20-х - начала ЗО-х гг. в советской историографии прошла дискуссия о "русском якобинстве" и"русском бланкизме" вцелом и осоциально-политических взглядах П.Н.Ткачева в частности. В центре ее, и прежде всего в известном противостоянии С.И.Мицкевич (как наиболее последовательный выразитель одной из полярных точек зрения; родственные взгляды развивали Б.П.Козьмин, М.Н.Покровский, Б.К.Горев, И.А.Теодорович и др.) - Н.Н.Батурин , среди других находился и вопрос о "корнях" большевизма, о том, вошли ли элементы ’’русского якобинства" и "русского бланкизма" в политическую доктрину и организационные принципы большевизма, о связи народничества и большевизма47 .
Так, к примеру, известный историк-марксист М.Н.Пок ровский в 1923 г. в юбилейном сборнике "25 лет РКП(б)" связывал народнический социализм с большевизмом. Характерно сало название статьи; "Корни большевизма в русской почве". "И в прокламации "Молодой России , - писал он, - и в социалистических проектах... каракозовского кружка, и в пророческом предвидении... Ткачева... на нас гля дит тот же большевизм... ". А другой автор, И.Теодорович , анализируя в1930 г. всвоей монографии историческое значение партии "Народной воли" (монография так и называлась - "Историческое значение партии "Народной воли"), усматривал в ней "зародыш пролетарской партии" и "ранний ленинизм”48 .
Однако в целом Д.Боффа, несомненно, прав. И после кончины И.В.Сталина, в начавшейся оттепели, несмотря на то, что изучение этого вопроса возобновилось, решаюшего сдвига в объективном, непредвзятом исследовании вопроса о взаимосвязи революционного народничества и большевизма не произошло.
Исключением стала лишь попытка М.Я.Гефтера в 1969 г. обосновать идею о том, что революционное народничество являлось одним из источников большевизма49 .
Данная попытка была пресечена в "лучших" традициях советской науки, то есть не только литературно, на страницахпечати50 , но и последовали привычные для коммунистической эпохи соответствующие "оргвыводы".
В "обычных" же исследованиях советских ученых вплоть до последнего времени отвергалась преемственная связь между политическими доктринами (и организационными принципами) большевизма и народничества. Только на рубеже 80-90-х гг. ситуация стала постепенно изменяться. И если в 1990 г. И.Пантин и Е.Плимак еще осторожно, но достаточно определенно пишут о том, что Ленин в "Что делать?" соединил традиции передовой в то время немецкой социал-демократии с традиция Чернышевского, отчасти народовольцев, Ткачева, то С.А.Агаев в 1992 г. уже считает возможным определить большевизм как "новое, плебейское течение в лоне народнического социализма " и утверждает, что едва ли можно будет оспорить вывод о "существовании тесной и неразрывной связи между большевизмом и всеми леворадикальными и социалистическими течениями русской мысли "51 .
У западных же исследователей, как мы уже отмечали, указанная преемственность является "общим местом". Так, Луис Фишер , автор почти тысячестраничной биографии В.И.Ленина, весьма образно и вместе с тем лапидарно отметил эту связь: "Русское народничество выжило, пе реодевшись в красную свитку "52 .
Л.Шапиро в своем капитальном труде "Коммунистическая партия Со ветского Союза ", анализируя воззрения П.Н.Ткачева как одного из виднейших идеологов революционного народничества, пришел к выводу о разительном сходстве в некотором отношении его политических идей и политической доктрины большевизма. "И недаром, - подчеркивает он,- первоисточником многих ленинских идей называют именно Ткачева. Сам Ленин впоследствии детально изучил работы Ткачева и настаивал на том, чтобы эти статьи стали обязательным чтением для его последова телей "53 .
Обстоятельно прослеживает истоки большевизма в революционном народничестве также М.Геллер. "Официальные биографы Ленина и лени низма тщательно обработали , - пишет он в своей книге "Машина и вин тики ", - генеалогию вождя партии и революции, оставив только "бла городных" предков, прежде всего Чернышевского. В огромной роли, сыгранной Чернышевским, романом "Что делать?" в формировании Ленина, нет сомнений ... но не менее велико было и влияние на него револю ционеров, имена которых с середины 30-х годов были выведены из пан теона предков Октября, в первую очередь Ткачева и Нечаева ”54 .
Поэтому столь актуально звучат слова М.Я.Гефтера: "Вольно или невольно ... снова возвращаемся к старому-престарому сюжету: к рус ским корням Ле нина . С одной стороны, почти запретная (добавим, естественно, для нас. - Э.В.-П.). с другой - почти банальная тема "55 (для западной литературы. - Э.В.-П.).
Проиллюстрировать утверждение М.Я.Гефтера легко. Недавно была переведена на русский язык книга Роберта Такера "Сталин: Путь к власти. 1879-1929. История и личность ". В ней американский политолог повторяет "почти банальную” истину о русских корнях Ленина: "Революционная душа, которую Ленин вновь вдохнул в марксизм, была душой сугубо русской... Возвышение диктатуры пролетариата до сути марксизма ... и концепция диктатуры как государства, в котором правящая партия опекает трудящихся, - все это свидетельствовало о глубокой духовной связи Ленина с революционными традициями русских народников. Ленинизм - это отчасти воссозданное внутри марксизма русское якобинство. Должно быть, это понимал Ленин. Не совсем ясно, однако, осознавал ли он, что косвенным образом его точка зрения отражала также влияние русской самодержавной традиции, которая, казалось, исчерпала себя в 1917 г. "56
Р.Такер в процитированном фрагменте придерживается концепции: синтетичности истоков большевизма , которая объединяет противоположные позиции Т.Самуели, отчасти Н.А.Бердяева и В.С.Варшавского в одну. Он выделяет 4 истока большевизма - марксизм, народничество, яко бинство и русская автократическая традиция .
Концепция синтетичности истоков большевизма распространена на Западе достаточно широко.
Своеобразную концепцию синтетичности разработал и упоминавшийся нами Д.Боффа: "... большевизм развивался все же как совершенно самобытное идейное и политическое течение по отношению как к марк сизму, так и к революционному движению в России вообще "57 .
Сопоставив концепций синтетичности Р.Такера и Д.Боффы, мы убеждаемся, что различие между ними не сводится к количеству составных частей синтеза: 4 (Р.Такер) или 2 (Д.Боффа). Д.Боффа в отличие от Р.Такера полагает, что синтез - большевизм - представляет из себя новую по качеству целостность, отличную от составляющих его составных частей - марксизма и революционного народничества. Именно новое качество синтеза специально оговаривает Д.Боффа, отмечая, что большевизм - "совершенно самобытное идейное и политическое течение по отношению как к марксизму, так и к революционному движению в России вообще " (выделено нами. - Э.В.-П.). В концепции же Р.Такера нового качества синтеза нет, хотя термин "симбиоз" свидетельствует об органичности единства составных частей.
Но, конечно, вопрос о соответствии денотата (доктрина большевизма в действительности) и концепта (концепция Д.Боффы об этой доктрине) требует конкретного изучения. Интересно, что Д.Боффа в своей формулировке большевизма вольно или невольно опирается на определение большевизма, данное В.И.Лениным в "Детской болезни "левизны” в коммунизме": "Большевизм существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 г.”58 .
Суждение В.И.Ленина о том, что большевизм - это особый, новый тип партии, активно использовалось и лежало в основе партстроительства КПСС. А вот второе его суждение о том, что большевизм - это особое течение политической мысли, т.е. своеобразное, самобытное, отличающее его от других течений политической мысли, в том числе, как следует буквально из определения, и от марксизма, не замечалась. Могут возразить, что это лишь одна, не совсем удачно выраженная мысль, а в действительности в других случаях В.И.Ленин не только не противопоставлял политическую доктрину большевизма марксизму, а всегда подчеркивал, что опирается на К.Маркса Ф.Энгельса. Каков в действительности концепт политической доктрины большевизма (в отличие от того, что о своей концепции говорили сами большевики).покажет будущее исследование. Мы же пока ограничимся тем, что сказали.
Близок к трактовке Д.Боффой истоков и составных частей большевизма современный английский историк, автор политической биография В.И.Ленина Роберт Сервис . Так же, как и Д.Боффа, он отмечает, что марксизм не был единственной доктриной, оказавшей воздействие на В.И.Ленина. В частности, В.И.Ленин почерпнул множество идей из опыта ранних русских революционеров. Однако когда мы пытаемся обнаружить корни ленинской мысли, то наталкиваемся на массу сложностей. "Поиск этих корней, - пишет Р.Сервис, - надо начинать с признания того, что марксистская и русская революционная традиции не были взаимоисключающими... Ленинская трактовка марксизма имела свой особенный привкус... Творчески перерабатывая чужие идеи, теории, анализируя явления, он создавал собственную концепцию. В результате по лучилась блистательная смесь "59 .
Для Р.Сервиса, как и для Д.Боффы, большевизм по сравнению с источниками - марксизмом и русской революционной традицией - представляет качественно новую доктрину. Дополняет же Р.Сервис интерпретацию Д.Боффой большевизма тем, что указывает на частичное совпадение, идентичность марксистской и русской революционных традиций.
В 1990 г. появилась книга А.Авторханова "Ленин в судьбах России ”. В ней известный историк и политолог специально рассматривает проблему истоков большевизма, духовных предтечей Ленина. Будучи сторонником теории синтетичности истоков большевизма, он фактически "сводит на нет" роль марксизма в доктрине большевизма, ленинизма: "Ленинский социализм лишь заквашен немецким марксизмом, но вырос он из симбиоза французского бланкизма и русского народничества "60 . Концепция А.Авторханова имеет как общее, так и особенное в сопоставлении со всеми вышеупомянутыми версиями - А.Тойнби, Т.Самуели, Н.Бердяева, В.С.Варшавского, Р.Такера, Д.Боффы, Р.Сервиса.
Все проанализированные интерпретаторы большевизма исходили из версии его политического монизма , подразумевая, что деятели большевизма в своих политических взглядах придерживались одинаковых, единых основополагающих политическихвзглядов.
Существует, однако, и иное толкование. По мнению С.Коэна , большевизм состоял из различных соперничавших между собой идейных школ и политических направлений . "Одни большевики, - считает он,- испытывали влияние разных школ европейского марксизма, другие - немарксистских идей, третьи - влияние русского народничества и анархизма .. в первые годы революции за фасадом политического и организационного единства, провозглашаемого под именем "демократического централизма", большевики расходились во мнениях по поводу философии и политической идеологии "61 .
"Давным-давно" о политическом плюрализме "старой ленинской гвардии” первых лет советской власти (означающем, по сути дела, что сам термин "старая ленинская гвардия" неадекватно отражает реальность и является мифологемой официальной историографии КПСС ) писал Ф.М.Дан в своем письме от 28 мая 1920 г. П.Б.Аксельрод : "Я уверен, более того, знаю, что у большевиков, монополистов и печати и организованного общения, диапазон разногласий внутри партии более велик, чем у нас, хотя все разногласия у них и подавляются полицейскими мерами насилия, пропитавшими целиком и все партийно-организационные отношения "62 .
Точка зрения Дана-Коэна о политическом плюрализме большевизма выгладит весьма правдоподобно с позиции того, что мы знаем о дискуссиях в большевистской партии в первое десятилетие захвата ею власти: разброс мнений в них явно превосходил нормальный, являющийся результатом действия психологических, гносеологических, герменевтических факторов, а не мировоззренческих, доктринальных различий, что, видимо, и имело место. Ответ на этот вопрос даст скрупулезное исследование .
Подведем итоги. Как мы убедились, среди специалистов существует значительное расхождение в вопросе о родословной, истоках большевизма и его составных частях. Причем многие авторы при анализе истоков большевизма рассматривают нерасчлененно истоки большевизма как теорию и истоки большевизма как революционную практику. Мы же, обозревая версии, отделим указанные стороны друг от друга.
Суммируя , можно условно вычленить следующие группы версии истоков большевизма как политической доктрины, которые будут теми гипотезами, верифицируемость которых мы осуществим в процессе дальнейшего исследования или в случае отрицательного результата выдвинем новые версии.
К первой группе можно отнести те концепции, согласно которым главное, решающее (но не единственное) воздействие на формирование доктрины большевизма имел один теоретический источник.В свою очередь, внутри этой группы существуют две взаимоисключающие версии . Первая отводит решающую роль в формировании большевизма марксизму (сам В.И.Ленин, официальная советская историография большевизма и КПСС до 1991 г., Б.С.Варшавский, прот. В.В.Зеньковский и др.).
Согласно второй версии , определяющая роль принадлежит фактору, который условно можно назвать "русской почвой". Сама же "русская почва" понимается как сложное явление, состоящее из нескольких взаимодействующих элементов, и включает в себя (причем у разных исследователей свой аспект видения): русскую идею; русскую душу; русскую революционную традицию, прежде всего революционную традицию народничества, сопряженную со специфической ролью русской интеллигенции второй половины XIX в.; русскую автократическую традицию (меньшевизм, М.Карпович, Н.А.Бердяев, А.Тойнби, Т.Самуели и др.).
Еще раз подчеркнем, что выделение главной, решающей роли какого-то одного источника в формировании большевизма отладь не означает, что сторонники этой версии отрицают значение, пусть второстепенное,других источников. Концепции этой группы можно назвать концепциями “одного определяющего источника большевизма ".
Ко второй группе можно причислить те концепции, которые отводят равнозначную роль в формировании большевизма по крайней мере двум (и более) источникам (Р.Такер и др.).Их можно охарактеризовать как концепции “синтетичности (истоков) большевизма ".
Третью группу составляют концепции, согласно которым большевизм синтетичен и вместе с тем самобытен, образует новое качество по сравнению со своими источниками, качественно новую теоретическую систему (Д.Боффа, Р.Сервис). Их можно обозначить как концепции “нового качества большевизма ".
Ещев одну, четвертую группу можно выдёлить концепцию политического плюрализма большевизма (Ф.И.Дан, С.Коэн), которая вместе с тем, опирается на предыдущие три версии.
Думается, возможны и другие группировки.
(Продолжение последует)
ПРИМЕЧАНИЯ
40 Клямкин И. Какая улица ведет к храму?//НМ.1987. № 11. С.150-188;
Селюнин В. Истоки// НМ.1988. № 5. С.162-189.
<<У "военного коммунизма" были свои корни в отечественной истории ,- справедливо подчеркивает В.Селюнин, -И раньше центральная власть в России длительные периоды напрямую распоряжалась всем, что лежало, стояло, ползало, ходило, плавало, летало >> (Там же. С.160). Но В.Селюнину следовало бы добавить, что исторические условия лишь благоприятствовали установлению "военного коммунизма", а первопричиной все же являлась сама доктрина большевизма первых лет советской власти, а точнее "борцы" под ее знаменем. Прав В.Селюнин и тогда,когда указывает, что бюрократическое управление, являющееся в России наследием веков, "особенно плотно наложилось на послереволюционную историю и образовало монолитную стену ", которую до сих лор "не удается пока ни прошибить, ни преодолеть". Но и здесь он не договаривает - ведь опять-таки прежде всего в самой политической и экономической доктрине большевизма была причина возникновения специфического советского бюрократизма. А что российская история благоприятствовала этому, спору нет. Поэтому прежде, чем писать о заслуге В.И.Ленина в борьбе с бюрократизмом (Там же. С.187), необходимо указать на его вину в создании антидемократического, бюрократического политического режима. Что же касается взглядов В.Селюнина, то, думаю, они здесь ни при чем. Достаточно посмотреть на год издания - 1988-й, а написана публикация наверняка в 1987 г., - чтобы понять, что в эпоху гласности, но не свободы печати объективно излагать историческую роль В.И.Ленина было невозможно.
41 Иного не дано. М.: Прогресс, 1988. Выделим прежде всего публикацш А.Миграняна (Механизм торможения в политической системе и пути его преодоления. С.97—121), С.Дзарасова (Партийная демократия и бюрократия: к истокам проблемы. С.324-342), В.Сироткина (От гражданской войны к гражданскому миру. С.370-391), Ю.Афанасьева (Перестройка и историческое знание. С.491-508), а также Е.Амбарцумова,И.Виноградова, М.Гефтера, В.Киселева, В.Фролова, А.Нуйкина, А.Бутенко и др.
42 См.: Павлов А. Т., ПлимакЕ. Г. и др. Проблемы гуманизма и насилия в русской революционной традиции (материалы "круглого стола")// ФН.1991. № 2. С.3-37. При всей взвешенности суждений, высказанных за "круглым столом", некоторые его участники соскальзывали в явный субъективизм и антигуманизм, к примеру,фактически оправдывая убийство Александра П или обвиняя его правительство в неуступчивости (и это после реформ 60-70-х гг.). См.: Там же. С.27
43 Б о ф ф а Д ж. История Советского Союза. Указ.соч.T.I. С.29.
44 См.: ЛенинВ. И. ПСС. Т.22. С. 121: "Ясно, что марксис ты должны заботливо выделять из шелухи народнических утопий здоро вое и ценное ядро искреннего, решительного, боевого демократизма крестьянских масс. В старой марксистской литературе 80-х годов црошлого века можно найти систематически проведенное стремление выделять ото ценное демократическое ядро. Когда-нибудь историки изучат систематически это стремление и проследят связь его с тем, что получило название "большевизма" в первое десятилетие XX века ".
45 История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. М.: Правда, 1938. С. 16.
46 Там же. С.25.
47 См., например: БатуринН. Н. О наследстве русских "якобинцев" // ПР. 1924. № 7(30). С.82-89; МицкевичС. И. К вопросу о корнях большевизма (Ответ тов. Н.Н.Батурину)//КС. 1925. № 3(16). С.92-101; БатуринН. Н. Еще о цветах русского якобинства // ПР. 1925. № 2. С.97-109. Современную оценку и обзор упомянутой дискуссии см.: Рудницкая Е.Л. Петр Ткачев: русский бланкизм; ДубенцовБ. Б. Дискуссии о социально-политических взглядах П.Н.Ткачева в советской историографии 1920-х начала 1930-х гг.
48 ПокровскийМ. Н. Корни большевизма в русской почве// 25 лет РКП (большевиков). Тверь: Октябрь, 1923. С.21; Философская энциклопедия. Т.З. М.: Советская энциклопедия. 1964. С.541.
49 В своей статье "Страница из истории марксизма начала X X в. ”, помещенной в знаменитом своей попыткой нового, неканонизированного прочтения исторической концепции Маркса, Энгельса, Ленина сборнике "Историческая наука и некоторые проблемы современности. Статьи и обсуждения" (М.: Наука, 1969), М.Я.Гефтер , являющийся и ответственным редактором сборника, писал: "Речь... идет о большем: об исторической правомерности данной формы демократической идеологии, утопического социализма и тем самым необходимости ее для становления данной формы научного социализма, пролетарского демократизма - данной и в специфически русском, региональном отношении, и во всемирно-историческом плане ” (Указ.соч. С.23). Несмотря на своеобразие стиля, для любого читателя, хоть немного посвященного в суть проблемы,смысл написанного был ясен.
50 См.: РыбаковМ. В. О некоторых неоправданных претензиях// ВИ КПСС. 1971. № 7. С.123-133.
51 Пантин И., ПлимакЕ. У истоков российской революционности// К-ст. 1990. №10.С.16;АгаевС. Л. "Маркс был соединен со Стенькой Разиным" (Об истоках большевизма).Указ.соч. С.164, 167. См. также: РудницкаяЕ. Л. Петр Ткачев: русский бланкизм. C.114-115., В качестве же примера "обычного" советского исследования можно назвать: Ленин. Философия. Современность. М.: Политиздат, 1985. С.390-412.
52 Фишер Л. Жизнь Ленина / Пер. с англ. О.Ронена.London:OPI.1970.С.51.
53 Ш а п и р о Л. Коммунистическая партия Советского Союза / Пер. с англ. В.Франка. London: OPI, 1990. С.31.
54 ГеллерМ. Машина и винтики.Указ.соч. С.22.
55 Гефтер М. Я. Из тех и этих лет. М.: Прогресс, 1991. С.48. Работа итальянского исследователя Ф.Баттистрады целиком, к примеру, посвящена "банальной" теме. См.: БаттистрадаФ. Указ. соч.
56 Т а к е р Р. Сталин: Путь к власти.Указ.соч. С.29-30.
57 Б о ф ф а Д ж. Указ. соч. С.29.
58 Л е н и н В. И. ПСС. Т.41. С.6.
59 С е р в и с Р. Загадка Ленина. Вводная глава первого тома политической биографии Ленина // AM. 1991.№ 4. С.82-83.
60 АвторхановА. Духовные предтечи Ленина. Фрагмент книги "Ленин в судьбах России".Указ.соч. С.73.
61 К.о э н С. Бухарин.Указ.соч. С.31.
62 Д а н Ф. И. Письма (1899-1946) / Отобрал, снабдил примечаниями и очерком политической биографии Дана Борис Caпир.Amsterdam: Stichtina international instituut voor sociale geschiedenis, 1985. C.317.
Тэги: б.с.варшавский , большевизм , в.в.зеньковский , в.и.ленин , демократия,свобода,права , доктрина , исток , история , корень , ленинизм , ликбез , любознательный , марксизм , мировой , наука , оригинальный , политика(видео , политический , политология , портрет , прот. , россия,ссср,русский , социо-гуманитарные , текст , тексты) , язык
Политическая доктрина большевизма.ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ 2013-05-29 00:00:59
Э.В.:После того, как в 4-х постах я опубликовал Предисловие ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Э.В.:После того, как в 4-х постах я опубликовал Предисловие - http://www.liveinternet.ru/users/2503040/post277396614/ и т.д. - одной из своих научных монографий - [Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с.] - предлагаю Вашему вниманию Введение ....
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ: Истоки большевизма: состояние разработки проблемы. Авторская гипотеза
Проблема истоков, родословной, "корней" большевизма1 , его политической доктрины в целом, концепции демократии в частности вызывает ожесточенные споры в специальной литературе2 . Существует целый спектр мнений по данному вопросу, включающий и две основные взаимоисключающие версии.
Согласно первой, большевизм как политическая теория и практика "вышел" не из марксизма, а из специфической русской революционной традиции (со специфической ролью и статусом русской интеллигенции) и одновременно из исконной авторитарности3 (и даже тоталитарности) русского, затем Российского государства. Эта версия, широко распространенная в разных вариациях среди западных исследователей, является доминирующей. Важную роль в распространении ёе на Западе, и прежде всего идеи о народнических истоках большевизм, сыграл профессор-эмигрант М.М.Карпович , с 1927 г. возглавивший изучение истории России в Гарвардском университете США4 . Разделял эту концепцию, к примеру, и крупнейший английский историк и социолог Арнольд Тойнби5 .
Показательна в этом отношении книга Тибора Самуели "Русская традиция", в которой автор категорически утверждает, что на протяжении всей своей истории Россия оставалась страной крайностей, ее отличали абсолютная власть и тотальное подчинение, безграничный деспотизм и бесконтрольная анархия. Политическая нетерпимость была основным принципом общественной жизни6 .
Схожей (хотя и не однозначной) позиции придерживался Н.А.Бердяев : "Ленин... соединял в себе две традиции , -писал он в "Истоках и смысле русского коммунизма ", - традицию русской революционной интеллигенции в ее наиболее максималистических течениях и традицию русской исторической власти в ее наиболее деспотических проявлениях "7 .
Н.А.Бердяев, одним из первых выдвинув концепцию "народнических "корней" большевизма, ленинизма" 8 , разрабатывал ее до конца своих дней. В одной из последних своих работ - "Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века " (1946 г.) - он настаивал, что "Ткачев более предшественник большевизма, тем Маркс и Энгельс ", и повторял: "Русский коммунизм есть извращение русской мессианской идеи. Он утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазную тьму Запада "9 .
Вместе с тем нам думается, что Н.А.Бердяев не отрицал в большевизме "родимых пятен " марксизма. И хотя произошла, по его мнению, "русификация и ориентализация марксизма "10 , тем не менее его "тканевая основа " в большевизме сохранилась, и заключалась она в тотальности, целостности отношения ко всякому акту жизни11 .
Однако приоритет в отыскании немарксистской - якобинской, народнической - родословной, истоков большевизма принадлежит, конечно же, "сводному брату" последнего - меньшевизму , русским адептам классического марксизма. В разные периоды своей деятельности лидеры меньшевизма однозначно определяли сущность и "корни” большевизма.
Так, Г.В.Плеханов летом 1917 г. оставался верен тому, что он писал в годы революции I905-I907 гг12 . "Теоретическая позиция Ленина , - отмечал в августе 1917 г. патриарх российской социал-демократии в изложении Н.В.Валентинова , - ... словесный марксизм в сочетании с бланкизмом, ткачевщиной, бакунизмом "13 .
Авторы меньшевистского "Социалистического вестника ", центрального органа РСДРП, в 1923 г. в передовой, посвященной 25-летию Iсъезда РСДРП, писали: "... история борьбы меньшевизма с большевизмом в рядах русской социал-демократии есть история борьбы пролетариата за свое классовое самоопределение против стихии отсталости, борьба марксизма с наседавшими на него и слишком часто его одолевавшими традициями российского бакунизма и якобинства "14 .
Велика (не менее, если не более, чем меньшевиков) заслуга авторов сборника "Вех" в определении истоков большевизма. Хоть этот вопрос, казалось бы, прямо не рассматривался в сборнике, фактически критике в нем подвергались те элементы политической доктрины русской революционной интеллигенции: политический радикализм; нетерпимость к оппонентам; апелляция к инстинктам, стихийному недовольству народных масс; стремление политически переустроить общество "одним махом", без духовного, нравственного воспитания и самовоспитания граждан, ведущее или к деспотизму или к охлократии, - которые унаследовал большевизм.
Вместе с тем, согласно мнению одного из авторов "Вех", – П.Б.Струве , русская революционная интеллигенция и ее традиции не возникли в результате воздействия одного корня - "русской почвы" или западного социализма (в том числе марксизма), а "есть порождение взаимодействия западного социализма с особенными условиями нашего культурного, экономического и политического развития "15 .
Косвенным подтверждением тому, что авторы "Вех" попали в "десятку", является яростная реакция В.И.Ленина .
Взгляды, родственные первой версии, получили распространение в советской публицистике и литературе последних лет, причем их стали разделять разные политические силы.
В частности, как правомерно заметил М.Пискотин , их "отстаивают... те, кто хотел бы любой ценой вывести, из-под удара социалистическую идею и ее творцов "17 .
Одной из обстоятельно подготовленных "спасательных операций” по выводу из "зоны поражения" социалистической идеи и классиков марксизма являются многочисленные публикации В.Криворотова , появившиеся в 1990 г.18 . По его мнению, "не марксизм как теория, не социализм как идея, а конкретная экономика и политика государственно-монополистического социализма, выбранная партией большевиков как программа и руководство к действию, - причина трагедии этой партии и страны "19 . Сталинизм, согласно В.Криворотову, порвал с "поздним" ленинизмом и означал, что чисто русская линия развития (самодержавие) соединилась на современном этапе со специфической технологией власти, идентичной понятию "тоталитаризма", который породил гибрид из восточной деспотии и позднего капитализма государственно-монополистического образца. "Произошло то, о чем следом за Шпенглером говорил Н.Бердяев... новое проникло в старую структуру. Все оказалось в сохранности - и "помазанничество", и русское мессианство "20 .
К близким выводам пришло и большинство участников состоявшегося в 1991 г. международного семинара "Россия XX века: противоречия государства и общества " (СССР, США, Франция), полагавших, что первопричиной установления автократического и тоталитарного режима после Октября 1917 г. в СССР явились: специфика социально-экономического уклада России, ее политические традиции и культура - словом, то, что принято называть "русской почвой"21 , а не марксизм как теория, социализм как идея и идеал.
Противоположную точку зрения страстно и вместе с тем обстоятельно аргументировал В.С.Варшавский в своей незавершенной книге "Родословная большевизма "22 .
В ней автор полагает, что "...зачаток Архипелага ГУЛага в марксизме, а не в русской истории..." 23 , и утверждает, что "...решить вопрос, у кого главным образом учился Ленин, нетрудно. В многотомных его сочинениях имена Маркса и Энгельса мельтешат чуть не на каждой странице. И не только имена, но и бесчисленные огромные выдержки. При чтении постепенно перестаешь различать, где Маркс, где Энгельс, где Ленин. Образы трех угодников сливаются. Тот же ход мысли, тот же строй чувств, тот же стиль, то педантически наукообразный, то площадный, та же бешеная ярость в полемике, то же неколебимое убеждение, что прогресс не может совершаться без насилия и кровавых человеческих жертв и что, как бы ужасны ни были эти жертвы, на них нужно идти... И чем больше погружаешься в чтение, тем неотвязнее чувство: Ленин не просто ученик и продолжатель Маркса, а новое его воплощение, это сам Маркс снова пришел на землю кончить все, что недоделал в своей прошлой жизни "24 .
Но родословная большевизма не ограничивается, согласно мнению В.С.Варшавского, марксизмом, хотя последний и является главным источником. Непосредственно или опосредственно, через марксизм, уже как его источники, к рождению большевизма причастны Ж.Ж.Руссо25 , крайний "левацкий" проток просветительства - Гольбах, Гельвеций и Ламетри26 , якобинцы27 , К.Г.Бабеф28 .
Что же касается русской революционной традиции, то никакой особой, немыслимой на Западе русской революционной традиции, считает В.С.Варшавский, не было: "Все русское революционное движение, начиная с декабристов, взошло на закваске западных идей "29 . Именно поэтому Ткачев с полным на то основанием называл себя бланкистом... и якобинцем30 .
Резюмируя, В.С.Варшавский приходит к выводу, прямо противоположному утверждениям Т.Самуели и Н.А.Бердяева: "...опыт многих стран свидетельствует, что диктатура компартии, независимо от обстоятельств места и времени, ведет к тоталитаризму. Так что и без татарского ига, опричнины, охранки и Ткачева власть коммунистов в России была бы такой же "31 .
Родственную версию развивал и прот. В.В.Зеньковский в своей "Истории русской философии”: "Корни ленинизма лежат в раннем марксизме, а вовсе не в русской мысли ". В то же время большевизм, согласно его мнению,- это такая редакция марксизма , который отступил "от классического детерминизма, столь сильно выраженного у Маркса”32 .
Версия о генетическом и содержательном родстве большевизма и марксизма, последовательно и страстно, даже яростно утверждаемая самим основоположником большевизма, до последнего времени была господствующей в СССР33 . Она гласила, что ленинизм (а, следовательно, и большевизм) "...явился прямым продолжением и новой фазой в истории марксизма, органическим развитием всех его составных частей ..."
Однако в последние 4-5 лет, когда отечественным обществоведам благодаря перестройке удалось вырваться на "оперативный простор" свободного научного исследования, примитивное истолкование истоков большевизма стало преодолеваться. Одним из первых это сделал на рубеже 1988-1989 гг. А.С.Ципко в своей "эпохальной" (для неприхотливого рядового советского читателя) публикации в четырех номерах журнала "Наука и жизнь"35 .
Заслугой А.С.Ципко явилось как то, что он впервые в советском естествознании "вслух", публично указал на доктринальные (обусловленные самой доктриной марксизма, а не злой волей И.В.Сталина) причины деформации социализма в СССР, так и то, что он специально в 3-й части своей работы проанализировал роль русской революционной традиции в создании казарменного социализма"36 .
Правда, по нашему мнению, А.С.Ципко тогда, в 1988 г., еще не договаривал: считая русский революционный радикализм истоком сталинизма37 (хотя и не настаивая на этом), он вместе с тем как бы отделял сталинизм от большевизма38 . Но тут же, исправляясь, переносил ряд черт русского революционного радикализма на "многих русских социал-демократов " (ясно было, что это эвфемизм: под многими русскими социал-демократами следовало понимать прежде всего большевиков)"39 .
Однако в любом случае “дело было сделано", для читателя текста А.С.Ципко стало ясно, что традиции русского духовного максимализма, мессианские настроения и большевизм взаимно переплетены.
Вместе с тем А.С.Ципко фактически обозначил проблему органичности (неорганичности) "пересадки", имплантации идей марксизма в ту или иную конкретную культурно-историческую среду , в частности в российский культурно-исторический контекст.
(Продолжение последует)
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Еще совсем недавно в бывшем СССР было бы воспринято как кощунство само намерение сравнить состояние исследований по историографии, истории и теории большевизма и соответственно германского национал-социализма, не говоря уже о проведении компаративного политологического исследования двух режимов.
[Сейчас,когда я отсканировал работу двадцатилетней давности и исправляю ошибки сканирования, приходиться – из-за гнусной клеветы зооантикоммунистов и антисоветчиков - специально пояснять,что советский коммунизм и национал-социализм в целом,несмотря на ряд сходств, противоположныеидеологии,общественные системы и режимы. – Ремарка от 25 мая 2013 г.].
Абстрагируясь от эссенциалъных аналогий, следует в качестве примера и образца научности и истинного патриотизма указать на состояние дел с исследованием родословной, истоков германского NS(здесь и далее: NS- аббревиатура термина "национал-социализм").
Немецкие ученые опубликовали и продолжают публиковать спустя полвека после краха NSдесятки и десятки монографий, сотни статей по указанной теме. Из работ последнего времени см., например: H ег m and J . DeralteTraumvomneuenReich. Volkische Utopien und Nationalsozialismus. Frankfurt a/M.:Athenaum Verlag,1988.- 388 S. Представляютинтерестакже: Mutter B. , PingelF.Die Ideologie des Hationalsozialismus. Unterrichtsmodell und Arbeitsbuch fur Sekundarstufe II ... – Bochum: Studienverlag Dr.N.Brockmeyer, 1988. - 189 S.;Schreiber G. Hitler. Interpretationen 1923-1983. Ergebnisse, Methoden und Problems der Worschung.2.verb. und durch eine annotierte Bibliographie fur die Jahre 1984-1987 erganzte Auflage. Darmstadt:WissenschaftlicheBuchgesellschaft, 1988,- 404s. И много других работ.
Состояние разработки родословной и сущности большевизма,превде всего его политической доктрины, советским обществоведением не сопоставимо с количеством и качеством исследований по родословной и сущности NSсо стороны германских ученых.
Проблема политических истоков большевизма "решалась" историей политических учений, историей философии, историей социологии в СССР, историей КПСС в советских официальных версиях однозначно: было принято считать, что у политической доктрины большевизма имелся один теоретический источник - политическая теория марксизма, творчески развитая в новых исторических условиях В.И.Лениным, другими вождями большевизма. Иные (по сравнению с догмами официальной советской "науки") политические источники большевизма отвергались в ходе бесчисленных "критик" антикоммунизма реформизма, ревизионизма, ставших атрибутом любой монографии, статьи, диссертации. Немарксистские политические концепции рассматривались в рамках истории освободительного движения, истории социалистических учений в СССР лишь как предшественники (за редчайшим исключением), но не источники политической доктрины большевизма. Ситуация изменилась на территории бывшего CCCFлишь начиная с 1988 г. Подробнее об этом ниже.
Западные же исследователи по теме, именуемой "корни русской революции", составной частью которой является и проблема истоков большевизма, опубликовали и продолжают публиковать десятки книг,сотни статей. Многие из этих работ указаны в переведенных на русский язык в последние годы книгах. См.: Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888-1938: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.С.530-544; Карр Э. История Советской России: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. С.342-398; Б о ф ф а Д ж. История Советского Союза.Т.I. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. I9I7-I94Iгг.: Пер. с итал. М.: Межд. отношения, 1990. С.573-583; Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. Г.З.Иоффе. М.: Прогресс,1989. С.404- 408; Такер Г . Сталин: Путь к власти. 1879-1929. История иличность: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1991. С.461-470; Ферро М. Николай II. Пер. с франц. Г.Н.Ерофеевой. М.: Межд. отношения, 1991. С.332-337. Читателю, впервые познакомившемуся с западной советологией по указанным переводам книг, просто необходимо прочитать статьи У.Лакера "Надгробная речь над почившей в бозе советологией ” и "ЦСУ победило ЦРУ ", в которых автор предостерегает от некритического восприятия многих выводов и оценок советологов (прежде всего И.Дойчера и Э.Карра), указывает на явные слабости в их работа (НВ. 1992. №31. С.18-19, № 32. С.14-15).
Обстоятельный и комплексный анализ англо-американской историографии истоков российской революции, включающей и интересующий нас сюжет, дан в новейшей монографии М.Д.Карпачева "Истоки российской революции: легенды и реальность" . (М.: Мысль, 1991. - 269 с.).
Из сочинений, появившихся на Западе в последнее время и затрагивающих в той или иной степени рассматриваемую тему (не упомянутых у М.Д.Карпачева), можно сослаться на следующие публикации: Агур ский М. Идеология национал-большевизма. Paris: YMCA-Ргеss, 1980.-320 с.; Варшавский В. С. Родословная большевизма. Paris:YMCA-Press, 1982. - 208 с.; Нилов Г. (Кравцов А.) Грамматика ленинизма. London: opi, 1990. - 213 с.; T о г к е Н.- I . (Hrsg). Lexikon der Geschichte Ruslands. Von den Anfangen bis zur Oktober-Revolution. Munchen: C.H.Beck, 1985. - 466 S.;Intelligentsia and Revolution .Russian Views of Bolshevism 1917-1922.New York,Qxford:Oxford University Press,1986.- VIII + 340 p.;Poliakov L., Cabestan I.-P. Les totalitarismes de XX'e siecle. Un рhеnоmenebistorique de passe? Paris: Libraire Artheime Fayard, 1987.- 377 p.;MсNeal R. Stalin.Man und Ruler.New York: New York University Press,1988.- 389 p.; Schlogel K. Jenseits des Grosen Oktober: Das Laboratorium der Moderne: Petersburg, 1909- 1921.- B.: Siedler, 1988. - 542 S.;S a к w a R. Soviet politics: An introduction. London; New York: Routledge,1989.- XII,356 p.- Bibliogr.: P.320-350; Hildermeier M. Die Russische Revolution 1905-1921. Frankfurt a/M.:Suhrkamp Verlag, 1989. - 352 S.;Confino M. Traditions old and new: Aspects of protest and dissent in modern Russia// Patterns of modernity. New York, 1989. Vol.2. P.12-36;Golubovic L. The history of Russia: Under Stalin// New Left rev.-London. 1989. N 107. P.94-100; Yanоv A . Russian idea and 2000. New York: Liberty publishing house, 1989. - 399 p. Публикация книги А.Л.Янова на русском языке была осуществлена в том же издательстве годом раньше. См. главы из книги: Нева.1990.№ 9. С. 143-164; №10. C.I5I-I75; № 11.С.150-175; №I2.C.I63- 171.
Дополнительно к работе М.Д.Карпачева см. также: Первухина К. М. История Октябрьской революции в англоязычной литературе конца 70 - 80-х годов. Основные проблемы//И СССР. 1991. № 3. С.220-228; М а л и а М. В поисках Октября // ОИ. 1992. № 4. С.178-187; У л а м А. Незавершенная революция//СМ. 1991. №18. C.103-113.
Более или менее свободное изучение истоков большевизма началось в СССР в годы перестройки, первоначально исследованием истоков сталинизма. Открылось оно этапной статьей А.Ципко "Истоки сталинизма” (НЖ. 1988. №11. С.45-55; №12. С.40-48; 1989. №I.С.46-56; №2.C.53-6I). В ответ на нее как из рога изобилия "посыпались" статьи, авторы которых, как правило, полемизировали с точкой зрения А.Ципко.Приведем некоторые из них: Бутенко А. П. Виновен ли Карл Маркс в "казарменном социализме"?// ФН. 1989. № 4. С.17-26; Он же. О мыслях из закрытых зон: на полях статьи А.Ципко "О зонах, закрытых для мыслей"... // ВМУ. Cep.I2. 1989. № 3. С.42-52;Быстров В. Р. К вопросу о "доктринальных" истоках сталинизма (об очерке А.Ципко ”0 зонах, закрытых для мысли")// НК.1989.№ 9. C.111-115; Клямкин И. М. Еще раз об истоках сталинизма// ПО. 1989. № 9. С.41-50; Лацис 0. Термидор считать брюмером: история одной поправки // Знамя. 1989. № 5. С.183-199; Роговин В. З. Уистоков сталинизма // НК. 1989. № 6. С.95-107; № 7. С.69-80; Шабатин И. И. О "марксизме” Сталина (Размышления по поводу статьи А.Ципко "Истоки сталинизма") // НК. 1989.№ 8.С.112- 115.
Тогда,в конце 80-х гг., большинство авторов отлучали сталинизм не только от марксизма, но даже от большевизма. Для усиления позиции отечественных ученых перевели статью С.Коэна "Большевизм и сталинизм " (ВФ. 1989. № 7. С.46-72). И все же по мере демократизации и декоммунизации бывшего СССР в начале 90-х гг. наступило,наконец,время беспристрастно заняться и истоками большевизма. См., например: Рудницкая Е. Л. Петр Ткачев: русский бланкизм // И СССР. 1992.№3.С.100-116;Дубенцов Б. Б. Дискуссии о социально-политических взглядах П.Н.Ткачева в советской историографии 1920-х - начала 1930-х гг. // Там же. С.117—129; Агаев С. Л. "Маркс был соединен со Стенькой Разиным" (об истоках большевизма)// Полис. 1992. № 4. С.158-167; и др. Из западных авторов,опубликованных в СССР, сошлемся на: Баттистрада Ф. Народничество и большевизм // CM. 1991. № 16. С.7-19; Авторханов А. Духовные предтечи Ленина // Слово. 1991. № 4. С.71-78; Он же. Ленин в судьбах России // НМ. 1991.№ 1. С.165-179; и др.
2 Во-первых , следует сразу же оговорить значение терминов "исток", "родословная", "корни" и словосочетаний "исток большевизма", "родословная большевизма", "корни большевизма". Не касаясь всех аспектов проблемы, нам достаточно провести различие между термином "генетическое родство" (близость по общности происхождения) и термином "содержательное родство".
Говоря от истоке идеи Б, имеют в виду начало, первоисточник идеи Б – идею А. Говоря же о родословной идеи Б, подразумевают перечень идей А1 , А2 , А3 , А4 одного с Б рода, устанавливающий происхождение из некоей общей идеи А и степень родства (близости, сходства).
Вопрос же о том, в какой мере сохранилось содержательное родство у идеи Б с идеей А (т.е. сколько структурных элементов идеи А1 ,А2 ,А3 ,А4 - входят также в идею Б) в случае, когда А - исток Б, требует дополнительного ответа. Хотя понятно, что если генетическое родство близко, то, несомненно, имеется и содержательное родство.
Таким образом, если мы, к примеру, говорим, что "истоком большевизма является марксизм", то это означает, в первую очередь, что большевизм органически продолжает и развивает идеи марксизма, и,во вторую очередь, что и в большевизме,и в марксизме содержится ряд общих идей,положений. Аналогично отношение и к выражению "родословная большевизма". См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. 1987. С.209, 557; Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.С.188,508.
Что же касается термина "корни", то, по нашему мнению,это слово используется в ином значении: причина, обусловливающий фактор . Поэтому корни большевизма, иначе говоря, - причины большевизма.Употребление же слова "корни" в смысле "исток" желательно во избежание путаницы в кавычках, и тогда выражение "корни" большевизма будет означать "истоки большевизма".
Эти элементарные сведения мы вынуждены привести потому, что, как увидит читатель в дальнейшем, многие споры в литературе имеют своим истоком терминологическую неряшливость полемизирующих.
Во-вторых, необходимо различать, в каком контексте используется термин "исток". Идет ли речь об истоке какого-либо события, к примеру, об истоке Октября 1917 г., или об истоке политической доктрины, в нашем случае - истоке политической доктрины большевизма.
Марк Алданов , автор цикла из 16 исторических романов и повестей, посвященыых русской истории в контексте мировой, охватывающих период с 1762 но 1953 г., посвятил 70-м гг. XIX в. два тома под заглавием "Истоки". Именно в революционном народничестве 70-х гг., событиях тех лет видел М.А.Алданов истоки 1917 г. Однако отсюда еще, абстрактно говоря, автоматически не следует, что политические идеи революционного народничества явились источником политических идей большевиков (см.: А л д а н о в М. А. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Правда, 1991. Т.4. С.413-570; Т.5. С.5-554).
В.И.Ленин , обозревая в 1912 г. в статье "Памяти Герцена" истоки русского революционного движения, начал отсчет с 1825 г., от декабристов (См.: ЛенинВ. И. Полное собрание сочинений (далее: ПСС). Т.21. С.255-262).
Н.Устрялов , один из авторов "Смены вех" и идеолог сменовеховства, полагал в 1921 г., что ростки «своеобразного "большевизма" проявлялись на протяжении всей этой истории (речь идет об истории русской интеллигенции. - Э.В.-П. ) - от Радищева и особенно от Белинского до наших дней »(Устрялов Н. Интеллигенция в Революции// Союз. 1991. № 26. С.6).
Как видим, истоки "истокам" рознь. Убедительно мнение историка М.Геллера, соавтора знаменитой "Утопии у власти" и автора книги "Машина и винтики" (См. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза с 1917 года до наших дней. London: ОPI,1989.- 926 с.; Геллер М. Машина и винтики: История формирования советского человека. London: OPI,1985.- 334 с.), согласно которому преемственность революционных традиций в России не вызывает сомнений. "Но в начале 60-х гг. XIХ в. рождается русское революционное движение, ставящее перед собой новые цели, использующее для их достижения новые средства" (ГеллерМ. Первое марта// Смена.1991 № 3. С.148).
3 Тезис об исконности автократической традиции Российского государства, имеющий широкое хождение среди специалистов как на Западе, так в последнее время и у нас, стал стереотипом массовой культуры, "клише" массового сознания. Менее известно, что в России издавна существовали и демократические, и либеральные традиции. В 1957г. на немецком языке была издана книга В.Леонтовича об истории либерализма в России, Последнее ее переиздание осуществлено в I989 г.: LeontovitschV. Geschichte des Liberalismus in Rusland. 1762-1914. Munchen: Klosterman, 1989.- 549 S.
Думается, что не случайно именно этой книгой, переведенной на русский язык, издательство YMCA-Press открыло в 1980 г. ставшую к настоящему времени знаменитой серию А.И.Солженицына "Исследования новейшей русской истории": ЛеонтовичВ. В. История либерализма в России. I762-I9I4 (Исследования новейшей русской истории. T.I): Пер. с нем. И.Иловайский. Париж: YMCA-Press, 1980- 560 с.
Обозначим пунктирно некоторые идеи В.В.Леонтовича.Согласно автору, идеи либерализма стали приобретать значение в России во времена Екатерины П, причем не только по причине тех конкретных мер, которые она проводила (отмена обязательной службы дворянства, жалованная грамма дворянству, утверждение права земельной собственности у дворянства, стремление дать законное основание религиозной терпимоети, гуманизировать уголовное право и др.), но и по причине общего подхода императрицы, заключавшегося в том, что лучше управлять страной силой убеждения, чем убеждением силы.
С.Реймер в своей рецензии на книгу Леонтовича, опубликованной в нью-йоркском "Новом журнале", верно замечает: "Своей консервативной трактовкой либерализма Леонтович резко видоизменяет многие общепринятые понятия в русской историографии " (Новый журнал. New York. 1987. № 168/169. С.468). Так, А.Радищева автор считает не либералом, а ранним представителем русского радикализма; восстание декабристов по своему отрицательному влиянию на развитие либерализма в России, согласно его мнению, сопоставимо только с убийством Александра II, Освободителя.
Важными вехами в истории либерализма в России, по Леонтовичу, явились либерально-конституционные воззрения М.М.Сперанского (Введение к уложению государственных законов); деятельность Н.Карамзина (хотя это и противоречит традиционным представлениям), указавшего путь, на котором монарх может строить либеральный порядок в России; Основные законы империи от 23 апреля 1906 г.; либеральная программа П.А.Столыпина (Речь в Думе 6марта 1907 г.).
Подводя итог, Леонтович видит причину краха либерализма в России в 1905 г. в том, что настоящее гражданское общество еще не полностью сформировалось. И как ни остра критика автором революционной интеллигенции и либералов, тем не менее он признает, что и правительство должно нести за крах либерализма огромную ответственность.
Опровержению расхожего мнения об отсутствии опыта демократии в историческом развитии России посвящена и статья О.И.Чистякова "О политико-правовом опыте и традициях России " (ВМУ. Сер.11.1990. №2).
Во-первых , как отмечает автор, традиции республиканизма в России уходят в глубь времен. Около четырех веков, с XIIдо ХVI, существовали Новгородская и Псковская республики (была и третья республика - Вятка, отколовшаяся от Новгородской республики).
Во-вторых , в истории России уже с XVIв. начали складываться представительные органы как в центре, так и на местах, постепенно вырабатывался принцип выборности государственных органов и должностных лиц (избирательные правом обладали даже государственные крестьяне), а также принцип коллегиальности в органах управления. Еще С.В.Юшков первым отметил аналогичность Земских соборов французским Генеральным штатам, английскому парламенту, германским рейхстагом. Важным рубежом явились реформы Александра П: возникает земское самоуправление, реформируется городское, создается суд присяжных, развивается избирательное право, предпринимается попытка введения конституции.После 1906 г. едва ли можно говорить в России о самодержавии, абсолютизме в полном смысле.
Современный петербургский историк В.Старцев по этому поводу вполне определенно заявляет: "...мне кажется, пора признать,что Россия с 24 апреля 1906 года стала уже конституционной монархией (СтарцевВ. Свержение монархии и судьбы России// СМ. 1992. № 7. С.81). И далее, сопоставляя политическую реформу в СССР в года перестройки и Основные государственные законы 1906 г., он приходит к выводу, что "сферы компетенции между законодательными учреждениями, правительством и самим императором были там разделены не хуже (если не лучше), чем это пытались сделать Горбачев и его соратники в I 989- I 99 I гг., неоднократно деля и пересматривая объем полномочий президента, Верховного Совета, правительства и съезда народных депутатов. Николай II разделил это сразу и по закону.История парламентаризма в Западной Европе тоже свидетельствует, что соотношения объемов власти и компетенции между законодательными учреждениями, королями и правительствами менялись, их пропорции иногда складывались веками ". (СтарцевВ. Указ.соч. С.82).
Громадной ступенью в истории представительных органов и избирательного права явилась Февральская революция. Положение о выборах в Учредительное собрание было для своего времени верхом демократизма.
Оспаривает господствующий на Западе стереотип об исконности автократической традиции России в своей монографии и С.Пушкарев (См.: ПушкаревС. Самоуправление и свобода в России. Франкфурт- на-Майне: Посев, 1985. - 174 с.).
В ней автор, в частности, пишет: "Распространенное мнение о том, что русский народ всегда жил в рабстве, привык к нему и стал неспособен к устройству своей жизни на началах свободы и самодеятельности, противоречит историческим фактам. Конечно, свет и тени неизбежны в истории всякой страны, и в России этот контраст проявлялся особенно резко. Государственное "тягло" слишком тяжело лежало на плечах населения и задерживало разви тие общественной самодеятельности. За периодами реформ следовали периода реакции : после реформ местного управления в 50-х годах XVI века пришла опричнина; в XIX веке после Сперанского пришел Арак чеев; после великих реформ 60-х годов пришел Победоносцев ". (Там же. С.5).
Но многие современные авторы, полагает С.Пушкарев,сочиняя свою историю России, замалчивают ее светлые стороны и, подчеркивая одни темные, приходят к выводу, что установившаяся в 1917 г. тоталитарная власть была не новым явлением в истории, а лишь продолжением "царизма". На самом же деле, по мнению С.Пушкарева, в истории России были заложены возможности разных вариантов свободного развития страны . Задачу своей книги автор и видит в том, чтобы "напомнить о существующих в русской истории началах политической свободы и общественной самодеятельности. Знакомство с ними поможет в поисках вы хода из тоталитарного тупика " (Там же. С. 5-6). См. также: Герасименко Г. А. Земское самоуцравление в России. М.: Наука, - 264 с.; Токарев А. И. Из истории представительной демократии в России // СПЖ. 1993. №5-6. C.118-I2I; Совет министров и Государственная дума . Из опыта российского парламентаризма// СМ. 1993. № 8. С.65-80; К 9. C.108-116.
Резюме . Думается, что, хотя автократичеркие традиции в истории России все же перевешивали демократические (не менее, если не более, чем автократические, преобладали патриархальные), тем не менее последние все же оказывали свое воздействие на формирование политической культуры, и необходимо было время, чтобы дать им "созреть".
О русской автократической традиции см.:Янов А. История автократии // Октябрь. 1991. № 8. С.139-156; Он же . Иваниана [глава из книги "Происхождение автократии"]// Нева. 1992. №5-6.С.284 - 305. О русском либерализме ск. также: Аврех А. Я. Русский буржуазный либерализм: Особенности исторического развития//ВИ.1989.№2.С.17-31. О русском либерализме в связи с революционными событиями 1917 г. см.: Арансон Г. Я. Русский либерализм и революция // СМ. 1992. № 7. С.72-80. Дополнительно см.:Секирин ский С., Филиппова Т. Родословная российской свободы // ВВШ. 1990. № 5. С.68-75; Махнач В. Троевластие //НВ. 1993. № 13. С.48-51; и др.
Последний автор, в частности,указывает, что еще в далеком 1211г. по инициативе великого владимирского князя Всеволода III был созван первый в российской историй своего рода земский собор. Однако начавшиеся вскоре иноземные нашествия ХIIIв. прервали эту российскую политическую традицию до XVIв. Первый же английский парламент, для сравнения, собрался на 54 года позже российского, в 1265 г. (см.: М а х н а ч В. Троевластие. С.49);Но викова Л . , Сиземская И. Идейные исто
Тэги: большевизм , большнвизма , в.и.ленин , г.в.п , демократия,свобода,права , доктрина , исток , коммунизм , коммунизм,большевизм , корень , ленинизм , любознательный , марксизм , меньшевизм , наука , немного , оригинальный , политический , политология , родословный , русский , социо-гуманитарные , текст , философия