Вы знаете, что такое Лета? Это "река забвения" из греческой мифологии. Согласно мифу, души умерших, испив ее воды, полностью забывали все прошлое. "Кануть в Лету" означает быть забытым, бесследно исчезнуть. А ведь у нас в районе есть своя река Лета, вернее Летовка! Она берет начало где-то в окрестностях Дмитровского Погоста и впадает в Цну. На берегах Летовки стоит село Середниково. Кому же пришло в голову дать милой, тихой, маленькой речке такое зловещее название? На этот вопрос некоторые краеведы отвечают так: речка Летовка звалась раньше несколько иначе - Литовка или Литова. И именно она, Литова, упоминается в Воскресенской летописи за 1209 год. Достаточно далеко от реки, но тоже в этой местности, есть деревня с аналогичным названием - Летова (Летва). Эти топонимы указывает на то, что здесь некогда жил народ "литва".
Давным-давно, лет этак 500-600 назад в пределах Шатурского района не было ни одного города, ни одного поселка, а более-менее крупных сел было так мало, что все их обычно аккуратно перечисляли в завещаниях (духовных грамотах) великих князей. В завещаниях Ивана Калиты и его сына Ивана II мы найдем лишь знакомые названия из соседних районов: Гжеля, Гуслицы, Раменье. И только духовная грамота великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) называет нам "селце и Шатур", которые он отдает своей жене княгине Софье Витовтовне. Все исследователи сходятся на том, что речь идет о Муромском сельце (ныне Дмитровский погост) и селе Шатур, название которого потом перешло на наш родной город. А прежде, при отце и деде князя Василия, эти земли находились еще в Муромском княжестве.
Софья Витовтовна, видимо, была деловой и хозяйственной женщиной. Она увеличила свои владения, прикупив к ним еще некоторые земли и села. Среди этих прикупов было село Вышелес. Оно располагалось ориентировочно неподалеку от нынешнего поселка Осаново. Тогда, конечно, никакого поселка не было, он построен в 40-е годы двадцатого века, приблизительно в это же время перестало существовать старинное село Вышелес, сгорела его последняя церковь. Можно только догадываться, кому принадлежал Вышелес до княгини Софьи, а возможно, его и вовсе не было, и основано оно было именно ею. Поговаривали, что Софья Витовтовна, литовка по происхождению, селила на своих владениях и других выходцев из Литвы.
К тому же московскому князю Василию Дмитриевичу пришли на службу литовские князья Патрикеевы - Иван Юрьевич и его сыновья Василий и Михаил. Это семейство получило обширные земли с центром в селе Остров (располагалось приблизительно между Волосуниным и Горой). Название Остров вполне типично для наших мест и было широко распространено, особенно ближе к Клязьме и Владимиру. Там было несколько населенных пунктов Больших и Малых Островов. Вы, наверное, удивитесь, прочитав это. Какие острова здесь у нас, в глубине материка? Разве что крохотные островки посреди какого-нибудь озера или более-менее широкой речушки. Но, оказывается, в данном случае "остров" обозначает участок леса, оставшийся посреди расчищенных полей и лугов, или наоборот, поле, окруженное со всех сторон лесом.
Вскоре к Острову было присоединено еще одно село - Колушка. Патрикеевы были сторонниками сближения Руси с Литвой, за что и попали при Иване III в опалу. Он отобрал их вотчину в свою пользу, однако считается, что Патрикеевы успели заселить ее земляками из Литвы. Там возникли новые деревни: Тупицыно, Гора, Ворово. Название последней деревни якобы и происходит от прозвища литовцев - "воры", потому что позднее жители этой деревни вступили в отряды Лжедимитрия II - "Тушинского вора". Но скорее всего эта версия - опять же пример народной этимологии. Есть и еще вариант объяснения: топоним Ворово происходит от мордовского слова "вор" со значением "лес, бор". То есть Ворово - "лесная деревня" (как Воронеж - "лесная река").
При Иване Грозном эти села принадлежали царю, и в своей духовной грамоте от 1572 года он перечисляет их: "Да сына же своего Ивана благословляю своими великими княжествы... Да ему же великие княжества: город Володимер с волостми, и с путьми, и с селы, со всеми пошлинами, и с Муромским селцом, и с Шатуром, и с Колужским, и с Вышелесом, и Островом, и с волостью с Крысинским..."
Село Колушка (Колужка) существовало до конца XVIII века, в нем стояла Никольская церковь, затем ее перенесли в деревню Середники, которая стала именоваться уже село Середниково, Колушка тож. А место, где раньше было сельцо Колушка еще сохраняет свое название, хотя никто из жителей близлежащих деревень не знает его историю. Кстати, они говорят КолУжка (с ударением на у, и произнося скорее ж, чем ш). Местные жители просто считают, что так почему-то называется исстари участок речки Летовки. А нам, мало-мальски эрудированным исследователям, нельзя не заметить сходства названий нашей исчезнувшей Колушки-Колужки и ныне существующего большого города Калуги, который между прочим основан на речке... Калужке.
По поводу топонимов Калуга и Колушка тоже существует много мнений. Одни исследователи считают, что названия имеют значение "лужа", "болото", "топь". До сих пор в русском языке существует диалектное слово "калуга", обозначающее "болото" или "полуостров". Кроме того, они могли произойти от древнерусского слова "калыга" - забор, ограда, или от финно-угорского "кулига" - глухое место в лесу.
Но вернемся к рассказу о литовцах, Литве и еще об одной загадке земли шатурской. В 1912 и 1913 годах в наши края приезжал известный языковед академик А.А. Шахматов. В его письменных трудах сохранились сведения о том, что жители села Пустоша считают себя "исконно русскими", а дальше к югу, дескать, живет "литва". В соседней с нашим районом Рязанской области есть местность Курша, в которой живет народец, тоже называемый курши. Местные жители говорят про них, что это "литва некрещеная". Почему же они так считают, и откуда здесь, в самом центре Руси, взялась "литва"?
Ответы на эти вопросы могут быть разные. Во-первых, как уже было сказано, литовцев сюда могли пригласить их земляки княгиня Софья и бояре Патрикеевы. Другие краеведы предполагают, что это потомки литовцев, взятых в плен во время литовско-рязанских войн. Наверное, поэтому и местность, где преимущественно проживали литовцы, названа волостью Литвуней. Это название встречается в некоторых письменных документах XVI века, в частности, в жалованной грамоте Ивана Грозного Николо-Радовицкому монастырю. В ней перечисляются вотчины, отданные этому монастырю: "...на Мещерской стороне в волости Литвуни: селище Крутой врагъ, пустошь Ильино, пустошь Гришево, пустошь Сонинская, пустошь Созоново..." и т.д. Некоторые из этих названий, например, Сазоново, деревня Радовицы "на озере на Радовицком" узнаваемы. Такие населенные пункты существуют и сегодня, но большинство деревенек, сел и пустошей из списка уже канули в Лету.
Определение "литва" - понятие растяжимое. Под него попадает и средневековое государство с таким названием, и некий нерусский народ. Литовских племен из истории известно несколько: голядь, латгалы, земгалы, селы, упомянутые нами курши и др. По некоторым гипотезам первоначально они составляли единую общность со славянами, их так и называют - балто-славяне. Есть много родственного в балтских и славянских языках, было много схожего в верованиях, обрядах, одежде, образе жизни между балтскими и славянскими народами. Они разделились и стали развиваться каждый своим путем еще до наступления новой эры. Предполагают, что балтские, или, как их еще называют, летто-литовские племена занимались земледелием и скотоводством и были носителями "фатьяновской" культуры. "Фатьяновцы", пришли в шатурские края со своими боевыми топорами и стадами скота накануне бронзового века, пожили здесь некоторое время (порядка нескольких веков) и исчезли. Вроде бы откочевали в более теплые места из-за неблагоприятного изменения климата. А может быть, не все они ушли, кому-то пришлись по душе здешние условия, и они остались? Много столетий жили они рядом с финно-уграми, мерей и мещерой, а потом со славянами, сохраняя свои национальные особенности и общее племенное имя - "литва".
Галина КРАМИЧ.
(Продолжение следует.)
19.07.2002