Трейси (Craig Tracy) ... веков назад, однако
Трейси уверен, что ...
... ; (2012) режиссера Алекса
Мэнна мы уже ...
... ; Режиссер фильма Алекс
Мэнн. Тизер-трейлер ...
Большой любитель посчитать чужие деньги, журнал Forbes опубликовал список самых высокооплачиваемых и ...
Одна женщина как-то спросила меня: «Как тебя называют в церкви?» Я ...
Что такое лицемерие?
Одна женщина как-то спросила меня: «Как тебя называют в церкви?» Я ответил: «По имени». «Но, - сказала она, - разве не должны люди проявлять больше уважения к тебе как к служителю?» Я ответил: «Уважение? В нашей церкви? Ты смеешься?» Она не вполне поняла юмор, но я объяснил ей, что если кто-то будет называть меня пастором, вряд ли это станет настоящим проявлением уважения.
Гораздо большее значение имеет отношение людей в сердце. Иисус однозначно предупреждает учеников, чтобы те не считали, что только внешнее поведение определяет нашу праведность и подлинность нашего христианства (Лук. 12). Он указывает на тонкое, но очень важное различие между подлинным христианством и христианством театральным.
В Евангелии от Луки 12:1 написано:
«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.»
Обычно слово лицемерие имеет для нас одно из двух значений. Мы сразу думаем о человеке, у которого слова расходятся с делом, и таких людей обычно называют лицемерами. Можно назвать такого человека непоследовательным – он говорит одно, а делает другое. Или нам приходит на ум человек, у которого слова не расходится с делом, но он не искренен. Он делает именно то, о чем говорит, но по-настоящему не верит в это, хотя и пытается убедить других в обратном.
В 12 главе Евангелия от Луки Иисус на самом деле говорит о третьем значении этого слова. Греческое слово hypocrisis происходит из греческого театра. Так назывался актер на сцене, носящий маску и играющий роль. Именно это значение имеет в виду Иисус. Он не говорит о непоследовательности или неискренности, но о театральном лицемерии.
В театральном лицемерии человек действует последовательно и искренне в соответствии со своими словами, но как если бы он играл роль в спектакле. Поэтому одна из его целей – убедить публику в том, что он действительно является тем персонажем, которого изображает.
Фарисеи во времена Иисуса были мастерами жить такой жизнью. Они искренне и последовательно стремились угодить Богу своей праведностью. Нам часто кажется, что фарисеи были картинными негодяями, так как не повиновались Богу. Но апостол Павел писал, что они «имеют ревность по Богу» (Рим. 10:2). Предупреждая учеников о лицемерии, Иисус говорит, что фарисеи глубоко заблуждались в своем подходе к послушанию: несмотря на искренность и последовательность, они считали праведность сценарием, согласно которому им просто нужно было сыграть свою роль.
Это предупреждение относится сегодня и к театральным христианам, которые живут согласно некоему религиозному сценарию, и убеждают себя в том, что их христианство настоящее, хотя оно таковым не является.
Сравнение с театром
Легко понять театральное христианство, воспользовавшись сравнением с театром. Для этого давайте рассмотрим четыре основных элемента театральной обстановки.
Во-первых, это актеры. Актеры на сцене пытаются казаться теми людьми, которыми не являются, стараясь убедить в этом публику. Если им это удается, то они считаются хорошими актерами. От актеров зависит успех пьесы. Но все знают: в театр ходят не для того, чтобы увидеть реальную жизнь, а чтобы посмотреть, как актеры на сцене создают имитацию реальной жизни. Однако, когда они играют хорошо, трудно отличить имитацию от реальности. В этом состоит работа актеров. Не удивительно, что звезды Голливуда в жизни сильно отличаются от тех людей, какими они кажутся в фильмах или по телевизору. Хорошие актеры играют убедительно!
Другой важный атрибут театра – это сценарий. Сценарий – это набор слов и действий, которые должен сказать и выполнить актер. Но каждый знает, что сюжет уже составлен, и все согласны придерживаться его. Вся пьеса уже написана и роли распределены. Не существует разногласий. Все актеры хотят, чтобы пьеса шла в определенном порядке. Слова или действия от себя внесут в спектакль беспорядок. Никто их не ожидает, и они не желательны. Таким образом, одно из назначений сценария – держать под контролем ход спектакля. Даже публика, которая может быть знакома со сценарием, ожидает, что события будут происходить в определенном порядке. Любое вмешательство может вызвать дискомфорт и раздражение. Однако никто не будет возражать против беспорядка, если он присутствует в сценарии, потому что все знают, что этот беспорядок под контролем актеров. Поэтому управляемый беспорядок является приемлемым, так как зрители знают, что у актеров есть возможности и способности держать беспорядок под контролем. Иначе событие, беспорядочное или нет, не было бы написано в сценарии. Следовательно, сценарий очень важен для успеха спектакля.
Третий важный элемент – это публика. Зрители приходят посмотреть пьесу для того, чтобы развлечься. Они хотят хорошо провести время. Взамен они могут дать актерам нечто очень важное: аплодисменты. Помимо денег, больше всего актеры жаждут аплодисментов. Им необходимо подтверждение, что они хорошо играют. Это побуждает их играть снова и снова. Таким образом, публика и аплодисменты очень важны для успеха пьесы.
Зрителям даже нравится аплодировать. Они желают полностью погрузиться в действие на сцене, чтобы их заставили смеяться, плакать, бояться или желать справедливости. Зрителям нравится жить чужой жизнью, а для этого необходимы хорошие актеры и хороший сценарий.
Четвертый важный атрибут театра – это здание. Оно выполняет важную функцию: отделяет пьесу от внешнего мира, чтобы актерам и зрителям не пришлось соприкасаться с внешнем миром, пока идет пьеса. Почему это важно? Потому что обычно внешний мир менее приятен, чем атмосфера театра. По сценарию, требуются декорации, украшающие сцену и делающие ее более привлекательной и правдоподобной. Зрители обычно хорошо одеты, вежливы и внимательны. Вся обстановка удобна и приятна. Она должна быть такой.
Недавно я ходил на «Фантом оперы» в театр «Амансон» в Лос-Анджелесе. Это было прекрасное представление в красивом здании. Было приятно находиться в театре и наблюдать это великолепное шоу. Снаружи был все тот же Лос-Анджелес – асфальтовые джунгли с бомжами, бродягами и уличными бандами. Сложно не назвать его отталкивающим, пугающим и неприятным. Однако здание театра хорошо выполняло свое назначение: оно изолировало меня от этого печального зрелища превосходной игрой актеров по выдающемуся сценарию, и я, сидя в зрительном зале, от души аплодировал.
Театральное христианство
В 12 главе Евангелия от Луки Иисус говорит, что нам нужно остерегаться лицемерия, театрального христианства, и обвиняет фарисеев в театральном иудаизме. Кто же в нашем случае актеры, где сценарий и здание? Актеры – это люди, считающие себя христианами, они являются членами церкви. Они не делают ничего необычного – они просто плывут по течению местной церкви и христианской общины. Но с ними что-то не так, и это что-то делает их лицемерами.
Они просто живут по сценарию, который разыгрывают все остальные христиане. Это жизнь тщательно отредактированных слов и установленных действий. И между этими людьми нет разногласий, потому что все они хотят контролировать ситуацию и испытывать комфорт. Цель состоит в том, чтобы упорядочить свою жизнь и держать ее под контролем. Таким образом христианская жизнь становится удобной, насколько это возможно. Неконтролируемые страдания, боль и беспорядок слишком неприятны.
Поэтому сценарий должен быть выполнимым. Христиане же должны быть всегда способны выполнить сценарий – тогда они смогут сделать жизнь упорядоченной, удобной и приятной. Сценарий должен быть достижимым. Имеет смысл ставить только успешный спектакль, поэтому людям должно удаваться выполнять сценарий. Это повышает самоуважение.
Разумеется, если кому-то не удается жить по сценарию, то проблема в нем, а не в том, что сценарий представляет собой искажение подлинного христианства. Тем не менее, сценарий не должен быть слишком легким. Каждому необходимо ощущать, будто он совершил нечто важное. Только так можно заслужить одобрение публики и свое собственное. Ощущение успеха очень важно. И наконец, сценарий должен быть приятным. Людям обычно удается то, что они действительно хотят делать. В конце концов, христианство, не приносящее удовольствия, не стоит наших усилий.
Публика в театральном христианстве – это все, кто смотрит и аплодирует, когда я играю. Они могут приходить ко мне на сцену или просто смотреть и жить чужой жизнью через меня в зрительном зале. Все зависит от ситуации. В любом случае, все в театральном христианстве становятся в конечном итоге и зрителями, и актерами. Иногда мы играем, иногда аплодируем. Просто некоторые актеры пользуются большей популярностью.
И последнее. Важно понимать, что «здание» театрального христианства – это не физическое здание, а сам спектакль. Вспомните, мы говорили, что цель здания – оградить нас от неприятного внешнего мира. Что было неприятной внешней средой для фарисеев? От чего лицемерие должно было их ограждать? Иисус совершенно ясно говорит нам в Евангелии от Матфея 23, что люди стремятся избегать греха в своих сердцах.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.» (Мф. 23:25).
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.» (Мф. 23:27-28).
Таким образом, «внешний мир» – это уродство греха внутри нас, в наших сердцах и умах.
Мы продолжаем грешить против Бога и хотим спрятаться от болезненных последствий греха. Сценарий написан, чтобы убежать от «настоящего» мира.
Грех в наших сердцах уродлив, он пугает. Он неприятен и хаотичен. Эмоциональные последствия его: чувства боли и гнева. Физические: нищета и болезни. Последствия, затрагивающие отношения между людьми, – это конфликты, разводы, войны. Психологические последствия: страх, беспокойство, депрессия.
Возможно, наше окружение и воспитание поспособствовали усугублению наших проблем. Так или иначе, Писание говорит, что настоящее уродство не снаружи, а внутри нас, в наших сердцах, где продолжает действовать грех, даже в христианах.
Поэтому мы придумали театральное христианство, чтобы оградить себя от неприглядной действительности. Без помощи Божьей благодати в нашей жизни, мы не захотим решить проблему греха внутри нас. Поэтому мы пишем сценарий – достижимый, осуществимый, приятный и в то же время достаточно трудный – чтобы убедить самих себя и Бога в том, что мы живем подлинной христианской жизнью, но при этом мы избегаем внутренней реальности нашего сердца.
Примеры театрального христианства
Проблема с примерами заключается в том, что примером может служить все что угодно. Если мы делаем что-то, в тайне желая понравиться другим христианам и избежать мыслей о своем грехе, это лицемерие, даже если мы говорим на библейские темы. Помните, что фарисеи были прилежными исследователями Библии и невероятными воинами молитвы. Но Иисус все равно осуждал их. Так что даже хорошее можно использовать в лицемерных целях. Мы настолько неуверенны в себе, что казаться слабыми для нас невыносимо.
Когда я только стал христианином, меня учили, что самое главное для христианина – ученичество и благовестие. Эти два вида деятельности похвальны и замечательны, однако теперь я понимаю, что, сосредоточиваясь на них, мы могли избежать необходимости решать проблему своего греха. Мы были так заняты выполнением плана по благовестию, что не было времени остановиться и подумать о том, кто такой Бог и кто мы перед ним.
Из-за этого многие из нас были сбиты с толку, а также откровенно подавлены в христианской жизни. Чем больше мы обретали учеников и благовествовали, тем меньше понимали, в чем подлинный смысл христианской жизни. Но об этом нельзя было говорить, потому что этого не было в сценарии. У хороших христиан не бывает проблем, которые нельзя было бы решить быстро и легко. К тому же, если бы мы стали говорить об этом, наш спектакль не выглядел бы особо успешным.
Христианский брак – это хорошо и правильно. Приятно и плодотворно состоять в близких отношениях с женой или мужем и разделять общую веру в Иисуса Христа. Однако даже христианский брак легко может стать частью театрального христианства. В нашем районе Южной Калифорнии супругам положено по сценарию постоянно испытывать добрые чувства друг к другу, они должны держаться за руки и часто смотреть друг другу в глаза, жить в милом домике, иметь две иномарки, с телефоном в каждой. Муж успешно занимается бизнесом и прилично зарабатывает. Жена должна быть привлекательна, она настоящая мастерица по украшению дома. У них по крайней мере двое детей, занимающихся всеми известными видами спорта. Мать возит детей по всей стране на их мероприятия, при этом находя время для физических упражнений, так как по сценарию она должна всегда быть в форме. Вся семья посещает собрания уважаемой церкви и участвует во многих достойных программах. Муж и жена особенно хорошо выполняют сценарий, если каждый из них возглавляет по две церковные программы. Опять же, ничто из этого не является аморальным само по себе. Но возникает вопрос, не задумана ли вся эта деятельность для того, чтобы убедить себя и других, что жизнь под контролем, и избежать внутренних проблем, а именно греха: похоти, жадности, ревности, зависти, волнений и маловерия.
Здания церковных собраний – хорошие и надлежащие места для поклонения нашему всевластному Творцу и Спасителю. Однако они тоже могут стать частью театрального христианства. Если здание так красиво, что устрашает бедных и необщительных так, что они никогда не войдут туда, возможно, это здание служит для того, чтобы замаскировать грех равнодушия к этим людям, вместо того, чтобы заботиться о них, как это делал Иисус.
Пасторы призваны Богом, чтобы пасти Его народ. Но, к сожалению, они особенно часто способствуют распространению театрального христианства. Я сам тоже чувствую искушение начать играть определенную роль в нашей церкви. Легко захотеть быть остроумным, красноречивым, обходительным и убедительным, хорошим рассказчиком, мотивирующим других жить «успешной христианской жизнью».
Есть также искушение учить Библии, как если бы она была просто сценарием, доступным, удобным, приятным, но трудным, при этом опуская серьезные места о Божьем гневе и нашем грехе или смягчая их, чтобы не резали слух. Можно подумать, христианство, которое не приносит удовольствия, не стоит нашего внимания, и поэтому пастор играет свою роль, чтобы помочь своим прихожанам продолжать жить по сценарию и не думать о своем грехе.
Действительно, с пастором, впадающим в грех, нужно поступать соответственно. Но возникает вопрос, не способствует ли процветанию «падших» пасторов необходимость действовать по сценарию театрального христианства, которая мешает им честно говорить о своем внутреннем состоянии.
Таким образом, что угодно (имеющее внешний характер), позволяющее нам закрывать глаза на наш грех, становится примером христианского лицемерия, даже некоторые библейские дела, свойственные настоящим христианам: молитва, изучение Библии, даяние, собрания с другими христианами, исповедь греха. Проблема состоит в том, что кто угодно, даже атеист, мог бы делать все это и казаться искренним.
Кто-то должен обратить наше внимание на то, что происходит внутри, а не только на внешнее поведение.
Иисус Христос среди зрителей
Здесь в пьесу вмешивается очень важный зритель, о котором мы еще не говорили. Иисус Христос смотрит наш спектакль. На самом деле, он сидит в первом ряду. И вдруг он делает что-то абсолютно необычное и неожиданное. Мы ждем, что Он будет аплодировать представлению громче других, потому что мы убеждены, что наш спектакль – истинное христианство. В театре Амансон в центре Лос-Анджелеса актеры и зрители знают, что пьеса – это не настоящая жизнь. Актеры ждут аплодисментов за имитацию жизни.
Однако в театральном христианстве актеры и зрители полностью убедили себя, что спектакль является настоящей жизнью и что глубокие проблемы вне театра не существуют! Каждый убедил себя в том, что их сценарий – единственное и истинное христианство. К тому же, пьеса имеет успех, и принимать в ней участие – одно удовольствие. Значит, скорее всего, она истинна.
Актеры и зрители действительно ожидают, что Иисус будет аплодировать даже больше, чем зрители в театре Амансон. Но Он не аплодирует. На самом деле, он «невежливо» встает посреди спектакля и прерывает представление, громко объявляя, что пьеса – не настоящая жизнь, что актеры и зрители не живут подлинной христианской жизнью, хотя и называются христианами.
Он покидает театр и призывает всех, кто хочет жить настоящей жизнью и иметь жизнь вечную, следовать за ним прочь из театра, на улицу, где безобразно, страшно, беспорядочно, где жизнь не поддается контролю. И Он говорит, что хотя актеры и зрители считают, что их жизнь удобна и приятна, если они последуют за ним «на улицу», они испытают еще больший комфорт и радость. Именно тогда они узнают, что значит настоящая праведность: сострадание, милость, терпение, справедливость, верность – которые Бог дает им по благодати. Но люди должны будут довериться Ему, потому что вне театра – крест, страдания Иисуса ради прощения наших грехов.
Театральное христианство избегает греха. Страдающий и воскресший Христос хочет, чтобы мы со смирением и честностью обрели вечную жизнь, покаявшись в наших грехах и получили прошение Бога. Мы боимся самих себя, потому что не можем контролировать грех. Любой человек, столкнувшийся лицом к лицу со своим грехом может рассказать о его неуправляемости. Наш грех так глубок, что мы не можем добраться до него и взять под контроль. Как бы мы ни пытались, наши усилия оказываются тщетными.
Только Божья благодать может преобразовать нас изнутри, и в этом нам нужно довериться Богу. В театральном христианстве есть видимость, что все под нашим контролем, но в нашем исполнении сценария мы можем полагаться только на себя, а не на Бога. Но как только мы покидаем театр вместе с Иисусом, мы можем честно и открыто иметь дело с «бездомными и бродягами» нашего сердца. Это делает нас людьми, ищущими настоящей праведности сейчас и совершенно праведными на небесах.
Благодать Бога по отношению к своему народу
Мы все склонны к лицемерию из-за глубины нашего греха. Никто не хочет по-настоящему увидеть свой грех и его последствия. К тому же, никто по природе своей не хочет доверять Богу. Но Бог не позволит своему народу продолжать играть в театре лицемерного христианства. Он будет побуждать нас своей благодатью встать с наших мест или сойти со сцены и покинуть театр вслед за Иисусом. Он открывает наши глаза, чтобы мы могли увидеть фальшивость спектакля. Затем Он побуждает нас взглянуть на наш безобразный грех, так чтобы мы почувствовали дискомфорт.
Но все это для того, чтобы у нас не было иного выхода кроме как довериться Иисусу Христу в спасении от хаоса в наших сердцах. Бог покажет нам, насколько мало мы можем контролировать наш сценарий. Наша безопасность окажется ложной.
Хотя с внешней стороны театральное христианство производит хорошее впечатление – на самом деле оно истощает силы людей и приводит к разочарованию, если они не достаточно сильны в своей плоти, чтобы идти до конца.
Но упадок сил – это самое лучшее, что может случиться с ними. Бог использует его, чтобы привести своих людей к большей вере. Он допускает, чтобы они по-настоящему устали от притворства и актерства, и побуждает к тому, чтобы они встали и последовали за Иисусом «наружу» к кресту, который спасет их от греха в сердце. И нам не нужно бояться, даже если наш грех слишком ужасен и причиняет боль. Бог достаточно сильно любит своих людей, чтобы избавить нас от лицемерия, разоблачить наш грех и привести к Себе для прощения, утешения и вечного спасения. И Его любовь постоянна, она не знает границ, поэтому, если мы попытаемся вернуться обратно в театр, Он вновь будет возвращать нас к вере в Иисуса.
Так что, если вы христианин, и ваша жизнь неустроенна и беспокойна, а раньше казалась упорядоченной и легко управляемой, то возможно, вы просто пытались избежать неизбежного. Вы вдруг открываете для себя, что в церкви легче всего спрятаться от ужасных греховных проблем, потому что сценарий помогает нам чувствовать себя очень хорошо. Но Бог любит нас слишком сильно, чтобы оставить нас в театре, где мы играем в христианство. Он подтолкнет нас наружу, к кресту, где мы можем найти настоящую радость и безопасность только в Иисусе Христе. Мы с такой легкостью доверяем себе, но Бог сделает так, чтобы мы доверяли только ему, когда мы столкнемся с болью нашего греха и его последствиями: депрессией, одиночеством, материальными трудностями, болезнью, конфликтами.
Даже будучи христианами, мы остаемся грешными людьми, и боль, с которой мы сталкиваемся, – часть жизни в грешном мире. Бог сделает так, что мы испытаем подобные неприятности, чтобы освободиться от лицемерия и прийти к вере в Него. К счастью, он изменяет нас в процессе. Мы все более и более начинаем стремиться к небесам и вечной жизни, они становятся нашей самой главной надеждой. Тенденция к лицемерию глубоко внутри нас сходит на нет, и Бог целенаправленно ведет нас к тому, чтобы мы доверяли Ему, а не самим себе. Таким образом Он продолжает любить и пасти своих людей.
Ответ ненастоящего христианина Иисусу
Люди, остающиеся в театре, по другому реагируют на призыв Иисуса Христа. Помните, что они твердо верят, что они правы и что живут как истинные христиане. К тому же, актерам так нравятся аплодисменты, а публике – развлечение. К этому привыкают, представление имеет даже гипнотическое действие. Люди чувствуют себя хорошо, они свободны от боли. Они вместе и ощущают поддержку друга, и это также дает ощущение безопасности и комфорта. Их жизнь упорядочена, и они уверены, что полностью удовлетворены жизнью и угодны Богу. Они верят, что их праведность – настоящая и искренняя праведность, о которой говорится в Библии.
Именно такими были фарисеи. Но Иисус, бывший плотник, бедный и безработный, встает и объявляет, что они неправы, обмануты и злы. Как и фарисеи, ненастоящие христиане, отвергнут Иисуса и примут театральное христианство. Они даже захотят избавиться от него, потому что Он постоянно критикует их самих и их пьесу.
Они могут начать мягко убеждать Божьих людей остаться в среде театрального христианства. Но чем больше истинные христиане захотят разделаться со своим грехом и бросить жизнь по сценарию, тем скорее ложные христиане скажут им: «Скатертью дорожка. Скорее всего вы не были истинными христианами», потому что, как они полагают, истинные христиане всегда контролируют себя, выглядят успешными людьми с упорядоченной жизнью. Хорошо, когда есть порядок, но невозможно упорядочить жизнь на сто процентов.
Ответ Божьих людей Иисусу
С другой стороны, Божьи люди откликнутся на призыв Иисуса доверять Ему и посмотрят в лицо реальности с раскаянием, любовью и поклонением. Как Мартин Лютер написал: «Когда наш Господь и Спаситель Иисус Христос говорит «Покайтесь», Он имеет ввиду, что вся жизнь верующего должна стать покаянием». Затем из этого покаяния вытекают дела любви к Богу и друг к другу.
Таким образом, в чем основная разница между истинным христианством и театральным?
Разница в объекте нашего доверия. Верим ли мы в свою способность жить христианской жизнью и стать угодными Богу и друг другу, или мы верим, что благодать Бога преобразует нас изнутри во время, назначенное Им?
Фарисеи в своем лицемерии полностью избегали греха в своих сердцах и верили, что их красивая религия сделает их угодными Богу.
Нам, как и ученикам, нужно остерегаться этой закваски, заглянув в свое сердце и доверяя только Иисусу Христу в том, что Он простит наши грехи и преобразует нас изнутри, сделав нас угодными Богу при помощи работы Креста, а не наших способностей.