Сегодня мы побываем на месте героического подвига 28 Героев Панфиловцев под Волоколамском, и посетим сам город Волоколамск.
Масштабы монумента впечатляют. Особенный эффект так же получается из-за огромных полей в округе.
Именно в этом месте, 16 ноября 1941 года, 28 человек из дивизии Панфилова в течении 4 часов уничтожила целых 18 танков противника.
Надо сказать, что некоторые личности ставят под сомнение этот подвиг. Я не хочу тут разводить дисскусии. Поэтому поищите информацию на тему. Моя же точка зрения такова: тот факт, что бойцов могло быть не 28, и некоторые из них выжили, никак не может оспорить сам факт этого боя.
Жаль фотография не передает того объема, этой масштабности.
Совсем рядом, в деревне Нелидово есть вот такой музей Панфиловцев. Если ехать из Волоколамска, то заехав в деревню вас встретит перекресток. Можно попасть на могилу Героев (повернуть налево) и вот посетить этот музей (направо).
Иван Васильевич Панфилов
Вот таким оружием пробивали тяжелую технику.
Очень интересная диорама.
После музея мы отправились смотреть на центр и кремль города Волоколамска.
Впервые город упоминается в 1135 году как Волок-На-Ламе.
Странное заброшенное здание, как оказалось потом, это сильно перестроенная церковь Рождества Христова.
Милый мостик.
Никольский собор (по середине).
Тут можно увидеть первый ярус колокольни. Он справа с краю.
С холма открывается замечательный вид.
Дедушка Ленин и администрация. Звание Город Воинской Славы Волоколамск получил в 2010 году.
Собор Воскресения Христова (справа) 1480 года постройки.
Как раз под цифрой 3 уже посещенная нами Осташевская усадьба. Должен сказать, на этом фото конный корпус еще не отреставрирован.
Волоколамский кремль.
Внезапно заброшенный дом на самом холме. Люблю подобные атмосферные места.
Что-то жуткое в этой статуе есть, не находите?
На этом путешествие завершено.
Карту со всеми местами вы можете найти тут.
... перегородкой с горящим
и храмом Покрова ... небу над горящим
и небу над ...
Поход на выставку в честь дня народного единства в Манеже, которая целиком и полностью посвящена периоду правления Россией государей из рода Романовых, был крайне спонтанным. Тем не менее оставил интересное впечатление.
Людей на выставке крайне много, но много и разного рода экскурсоводов, помощников, которые позволяют обеспечить беспрепятственный проход даже больших групп детей.
Очереди как к иконе, так и просто на выставку не иссякают в часы, когда выставка открыта. На выставке и стар и млад - меня попросили сфотографировать их на мобильный телефон туристы с севера страны.
Отдельная вереница уже после входа в манеж идет поклониться Феодоровской иконе Божией Матери, той самой, пришедшей к нам из XVII века святыне, которой благословила на царство юного Михаила Федоровича Романова его мать.
Масштаб действительно потрясает. Соединенные воедино тройки проекторов, установленных сильно выше человеческого роста, создают эффект реальности происходящего. Благодаря им же впервые после скучного объяснения в школе становятся понятны значение и ход крупнейших военных событий. Величие истории, напоминание о ее основных вехах, благодарность роду Романовых, в царствование которых Россия стала империей, переживала духовный, технический и политический расцвет - если организаторы хотели такого ощущения от выставки, то им это удалось.
Надо отметить грамотно выстроенную композицию. При всей ее лаконичности, если полностью смотреть подготовленные устроителями выставки фильмы, на просмотр может уйти несколько часов. Но правильное представление, настроение и впечатление, основные вехи и значение эпохи можно понять и пройдясь только по стендам.
В начале и конце экспозиции, где рассказывается о предшествующем и последующем периодах, зритель чувствует трогательный контраст. Именно трогательный - все изображенное как-нибудь близко зрителю. Смута - если не ошибаюсь - целых два зала - иллюстрировано полупрозрачной перегородкой с горящим кремлем и храмом Покрова на Красной площади - так называемым Собором Василия Блаженного. В завершающем экспозицию зале - на огромном экране самые захватывающие моменты расстрела Белого дома, нищеты, первой чеченской … Между двумя смутами тоже хватает проблем - отдельное место посвящено в каждом из двадцати залов тем, кто так или иначе, за исключением, наверное эпохи Петра III, пытался отрицательно повлиять на ход отечественной истории. Предатели, самозванцы, ищущие, но не знающие основ представители интеллигенции. Подробнее всего в период смуты и коротко, намеком, в последнем зале, посвященном близкой современнику истории.
Показать что-то близкое широкому зрителю авторы стремились на каждом этапе - из вкраплений экспозиции можно узнать и на каком этапе становятся популярными фиалки, при каком государе возникает почитание индийского чая. Картина нововведений для кого-то может изменить картину привычных представлений - например, информация о том, что при царевне Софье была найдена нефть в Сибири.
О каждом правителе зритель может узнать не только из нежно подсвеченных стендов, но и с помощью больших сенсорных панелей, открывая для себя великую историю через замысловатые рисованные гиперссылки. В стеклянном мире экранов также спрятаны привычные экспонаты - на одном из стендов можно полистать записки последнего российского императора. Все стенды сопровождают вымпелы с высказываниями современников и историков, а перегородки оформлены стилизованным иконописным орнаментом. Любитель древней культуры заметит и стилизованные "клейма" в оформлении.
Кульминация выставки - под "Боже, Царя храни!" и другие российские гимны на экране площадью 210 квадратных метров взору предстает панорама, на которой все российские правители рода во главе с св. Николаем II с надеждой смотрят на потомков. Над ними живописное, но не безоблачное небо в постоянном движении. Наверное, это то самое небо деревень, которое сродни небу над горящим кремлем и небу над сражением под Бородино…
... в стенах Московского
Президент Российской Федерации ...