... при деревне
Барановской волости ... крепостного права
земля принадлежала ...
ЦЕРКОВЬ ПОД РЯБИНАМИ
20 октября (7 октября по старому стилю) исполнилось ровно сто лет со дня освящения Успенской церкви при деревне Кузьминской Барановской волости (ныне деревня Кузьминка Мазского МО). Ниже публикуются отрывки из рассказывающего об этом событии очерка. Его автор – Владимир Тимофеев, священник Преображенской Зелено-Дубровской церкви, к приходу которой на протяжении всей своей истории относилась деревня. Появился очерк на страницах «Новгородских епархиальных ведомостей» в 1913 году[1].
[2]. Впервые Кузьминская упоминается в «Писцовой книге письма и меры князя Никиты Шеховского да подъячего Максима Козлова », датируемой 1626/27 г.[3] В середине XVII столетия деревня была в собственности вотчинника Ивана Тимофеевича Усова[4]. 3 июня 1680 года мировую грамоту со слугою Троице-Сергиева монастыря Яковом Репьевым подписал Андрей Иванович Усов[5]. Перепись же 1710 года сообщает: «Андрея да Ивана Ивановых детей Усова деревня Кузьминская, двор вотчинников скотей, а ныне отписан на великого государя…»[6] Перед отменой крепостного права кузьминская земля принадлежала помещикам Синявиным (Пален).
За период с 1858 по 1907 гг., менее чем за пятьдесят лет, население деревни увеличилось в два с половиной раза. По данным Х ревизии податного населения России в Кузьминской проживали 204 человека (89 мужчин и 115 женщин), Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1887 года выявила 369 человек (181 и 188), земская подворная перепись Белозерского уезда Новгородской губернии 1907 г. - 516 человек (257 и 259)[7]. Кроме часовни в деревне функционировали земская школа и лавка[8]. При школе в 1905 году была открыта библиотека уездного земства, в которой в 1910 году насчитывалось 364 тома, тогда ею заведовал учитель Андрей Иванович Хохлов[9].
Сейчас от церкви ничего не осталось. Она была разобрана, а сруб использовался для строительства жилых домов. На том месте, где когда-то возвышался храм, кем-то поставлен деревянный крест.
Александр Дудкин
ОТРЫВКИ ИЗ ОЧЕРКА
Деревня Кузьминская удалена от своего приходского храма на 22 версты, тогда как остальные деревни прихода отстоят от храма от двух верст до шести. Такая удаленность, без сомнения, представляла свои существенные неудобства в отправлении религиозных потребностей. После этого неудивительно, что в 1906 г. крестьяне решились подать прошение о разрешении им построить храм при их селении, тем более, что Товарищество Большой Ярославской Мануфактуры, имение которой, Заяцкое, находится вблизи деревни и на которое работают кузьмичане, решило придти на помощь им, дав обещание отпустить 2000 рублей, прибавив впоследствии ещё 500 рублей; крестьяне сделали самообложение хлебом, составили приговор о прекращении варки пива, употребив хлеб, расходуемый на это, для сбора сумм на храм. Составлена была смета, выработан план храма, который получил утверждение; выбрано место на берегу Суды, на земле, купленной крестьянами через Крестьянский Банк от местного землевладельца графа Сергея Леонидовича Пален. Однако пришлось со временем приискать другое, вследствие того, что земля отошла обратно банку за неуплату процентов. Место было найдено ближе к деревне, невдалеке от школы, на пригорке, известном под названием «Под рябинами». Среди крестьян держится предание, что крестьянин деревни Замотья Вадбальского прихода, человек богоугодной жизни, умерший лет 20 тому назад, по имени Андрей, часто навещавший своих родственников в дер. Кузьминской, во время этих посещений удалялся на это место, говоря, что некогда на этом пригорке будет красоваться храм. Ныне действительно это место украсилось храмом.
Строительная комиссия, пользуясь помощью в руководстве опытного в деле всякаго рода построек своего председателя, главного управляющего имениями мануфактуры, Федора Савельевича Баранова, действительно работала при дружном содействии остальных служащих в имении Заяцком членов комиссии, среди которых особенно много приложено стараний управляющим имением Иваном Петровичем Козловским, человеком глубоко религиозным, настойчивым в труде и отзывчивым на всякое доброе дело. Дружная работа не была лишена некоторого рода трений и препятствий, но комиссия не падала под бременем их, а ещё усиленнее работала.
Так дело шло до 15 июля 1911 года, когда состоялась закладка храма. С этих пор постройка храма идет значительно быстрее, так что 1 октября были уже подняты кресты, 13 июля нынешнего года состоялось торжественное поднятие колоколов. Вскоре был установлен иконостас, сделанный под светлый дуб, с резьбой под темный дуб, прибыла утварь, и храм к началу сентября был уже совершенно готов к освящению, которое однако оттянулось до октября, благодаря тому, что воспрепятствовали этому непредвиденные обстоятельства. Весь сентябрь кузьмичане жили повышенной жизнью. Преодолев с Божией помощью все препятствия в устройстве храма, они были вознаграждены, их сердца исполнились сугубой радостью, 7-го октября, в день торжественного освящения храма.
Накануне освящения, 6-го октября, во время всенощного бдения на литию выходили на паперть храма, чтобы дать возможность не попавшим в храм принять участие в молитве. Продолжительность богослужения, окончившегося в десятом часу, молящихся нисколько не утомила; многие из богомольцев, по местному обычаю, бодрствовали в продолжение всей ночи в храме, после молебнов, служащих посменно несколькими священниками.
В день освящения храма новые толпы народа все прибывали и прибывали; собралась вся местная и окружная интеллигенция. Совершено освящение храма, и по окончании его первая литургия…
После молебна священник Владимир Тимофеев обратился к многопотрудившемуся в устройстве храма главному управляющему Большой Ярославской Мануфактуры с кратким приветствием… Господин Баранов, видимо тронутый выражением крестьянских чувств, по своей скромности, приписал скорое и счастливое окончание этого святого дела усердию самих крестьян, указав, что он делал только то, что всякий сделал бы на его месте.
По окончании церковного торжества, в деревне были освящены столы для угощения хлебом-солью пришедших богомольцев; священнослужители и прибывшая интеллигенция были приглашены в имение Мануфактуры, где всем приглашенным была предложена трапеза.
На другой день в новоосвященном храме была совершена местным священником литургия, во время которой была причащено Св. Тайн более ста младенцев.
Местному же пастырю были наградой те мужицкие слёзы, с которыми они благодарили его за устройство духовного торжества, и то, что Господь сподобил освятить храм при вступлении его в другое двадцатипятилетние его скоромной пастырской деятельности.
[2] Наше прошлое. Взгляд художника, Вологда, 2008 г., с. 262.
[3] А. И. Копанев «История землевладения Белозерского края XV – начала XVII вв.», с. 224.
[4] Краеведческий альманах «Кадуй», Вологда, «Русь», 2005 г., с. 203.
[5] Сергей Шумаков. «Обзор «грамот коллегии экономии». Выпуск второй. Тексты и обзоры белозерских актов (1395-1758 гг.), Москва, 1900 г. с. 21.
[6] http://census1710.narod.ru/
[7] Материалы по оценке земельных угодий Новгородской губернии. Белозерский уезд. Выпуск 3-й. Статистико-экономические данные о крестьянском населении уезда и частновладельческих усадебных хозяйствах. Новгород, 1912 г., СС. 212, 214.
[8] Списки населённых мест Новгородской губернии. Выпуск 11. Белозерский уезд, Новгород, 1912 г., СС.16-17.
[9] Памятная книжка Новгородской губернии на 1910 год, Новгород, с 218.
Часовня Космы и Дамиана в д. Кузьминка Мазского сельсовета. Художник В. Подгорный
17:30 (20 ч. ...
... " />
. Фото - Дубровской< ... из Константина К.
"Мусоров ...
Константин Кузьминский. Фото - Дубровской
Цитата из Константина К. Кузьминского:
"Мусоров мочить без разбора, а ФСБ начиная с путкина перевешать за мудя на кремлёвской стене. После этого можно вздохнуть с облегчением..." ..."Война - мои продолжатели! И я - с ними!".
См.: "Антология новейшей русской поэзии у голубой лагуны" в 9 томах.