Чтобы выполнить заповедь зажигания субботних свечей, достаточно зажечь одну свечу. Все же, согласно обычаю, зажигают хотя бы две свечи.
Субботние свечиОбъясним этот обычай:
В трактате Шабат (33 б) приводится следующее событие: после того как рабби Шимон бар Йохай и его сын рабби Элазар вышли из пещеры, в которой они скрывались от римлян в течение 13 лет, они обратили внимание на то, что евреи большую часть времени отдают будничным, «приземленным» делам: они пашут, сеют, жнут. Отец и сын весьма опечалились. Тут они увидели пожилого человека, который заторопился домой незадолго до наступления шабата, чтобы успеть подготовиться к нему подобающим образом. В руке у него были две ветки мирта.
— Зачем тебе ветки мирта?
— Во имя почета шабату.
— А почему две?
— Одна ветка ради слов Творца, высеченных на первых скрижалях: «Помни (день субботний)», а вторая – для уважения к словам Творца — на вторых скрижалях: «Храни (день субботний)».
Тогда обратился рабби Шимон к рабби Элазару и сказал ему: «Смотри, сын мой, как любимы евреями заповеди Всевышнего!», и на этом они успокоились.
Почему эти две веточки мирта принесли утешение в сердца великих мудрецов?
Почитание субботы – одна из заповедей Торы. Для того чтобы ее выполнить, достаточно всего одной веточки мирта. Почему же старик взял две веточки? Он не просто исполнял заповедь, а делал это с любовью: он любил субботу и любит заповеди Творца.
Если человек любит исполнение заповедей, — это значит, что предназначения Всевышнего есть его основная деятельность, а все остальное, выполнение разнообразных будничных дел, — лишь возможность заниматься основной деятельностью. Иными словами, второстепенные дела готовят человека к выполнению главных, первостепенных дел! А если так, то и будничные дела можно в определенной мере считать также святыми, ибо они готовят почву для исполнения святых дел.
Эти размышления успокоили великих мудрецов.
Вот почему и мы зажигаем в шабат две свечи: одна – ради сказанного «Храни!», а вторая – во имя сказанного: «Помни!»
Распространен также обычай с рождением каждого ребенка зажигать еще одну свечу. Запрет уменьшать количество свечей
Той женщине, которая до сих пор зажигала определенное количество свечей, запрещено зажигать их меньшее количество, ибо постоянное зажигание определенного количества свечей превратило ее действие в обет (недер), следовательно, она не может нарушить обет и зажигать меньшее количество свечей, но, если пожелает внести изменения, тогда возможно аннулировать привычный для нее порядок вещей с помощью атарат недарим. Сколько времени должны гореть свечи?
Стоит взять такие свечи, которые будут гореть до конца субботней трапезы. Если это невозможно, то хотя бы до кидуша и до начала трапезы. Стоит позаботиться о том, чтобы на протяжении всего времени, пока домочадцы не разойдутся и не отправятся спать, дом был бы освещен светом. автор текста: рав Реувен Куклин
«И сказал Б-г, обращаясь к Моше: скажи Аарону, брату твоему: да не войдет он во всякое время в святилище за завесу и не приближался к крышке, покрывающей Ковчег, чтобы не умереть ему, ибо в облаке явлюсь Я над крышкой». (Ваикра, 16:2)
Ковчег Завета
Тора требует трепетного отношения ко всему, что касается святости. Танах и мудрецы говорят о суровых наказаниях за пренебрежение святостью. Это же мы учим из нашей недельной главы: «да не войдет он во всякое время в святилище… чтобы не умереть ему, ибо в облаке явлюсь Я над крышкой». Поясняет Раши: «Ибо в облаке явлюсь Я – ибо всегда Я являюсь там в облачном столпе, и, так как Шхина (Б-жественное присутствие) открывается там, остерегайся, чтобы не вошел туда по привычке, буднично». А о наказании за пренебрежение святостью Шхины узнаем из слов «и не умрет» — т.е. если войдет, то умрет.
В главе Мишпатим (Шмот 24, 10-11) Тора рассказывает о поведении семидесяти старейшин во время дарования Торы: «И увидели они Всесильного Б-га Израиля… и видели они Б-га Всесильного, и ели, и пили». Поясняет Раши: «и видели они Б-га Всесильного – разглядывали Его дерзко в то время, как ели и пили. И приводит Мидраш («Бемидбар Раба», глава 15), что из-за того, что пренебрегли святостью Шхины «полагалось испепелить в тот же миг старейшин и Надава и Авиу, но, так как это был день дарования Торы, Всевышний Благословенный не захотел омрачать этот день наказанием». В святых книгах приводится также, что Надав и Авиу все-таки были наказаны за это позже огнем.
Нечто подобное мы видим в том, что произошло с жителями Бейт Шемеша, о чем написано у пророка Шмуэля (1 6,19): «И поразил Он жителей Бейт Шемеша за то, что заглядывали в Ковчег Господа», и поясняют мудрецы (Сота, 35 а): «И наказал жнецов Бейт Шемеша за то, что, когда увидели Ковчег, продолжали жать поле и не оставили своей работы».
Подобное произошло и с Узой — когда ему показалось, что Ковчег накренился, и он протянул руку его поддержать – в тот же миг был наказан смертью за пренебрежение святостью, ведь он должен был помнить, что если Ковчег «носильщиков своих несет (как было при переходе евреев через реку Иордан), себя тем более» (Сота, 35,71).
А о том, кто использует Тору для личных нужд, мудрецы сказали (Пиркей Авот 4,5): «(С Небес) лишают жизни в этом мире того, кто извлекает выгоду из слов Торы».
От нас, евреев, требуется особенная осторожность в трепетном отношении к святым вещам, поскольку мы занимаемся Торой постоянно, что может повлиять на наши сердца утратить чувствительность к святости, и наше служение приобретет элемент будничности. Об этом сказал раби Элиэзер (Пиркей Авот, 82, 50): «Грейтесь от огня мудрецов Торы, но остерегайтесь, чтобы не обжечься об угли», что значит: будьте близкими к мудрецам Торы (необходимой для изучения Торы и близости к Творцу), но остерегайтесь, чтобы эта близость не привела Вам к пренебрежению ими, дабы не обожглись вы огнем их святости. Об этом и из сказанного в Торе относительно семействе Кеата из колена Леви, служение которых было в Святая Святых (Бемидбар, 4,18): «Не доведите до гибели семейство Кеата из колена Левитов», т.к. причиной их смерти могло стать недостаточное уважение к святости. автор текста: рав Реувен Куклин
Талмуд (Брахот, 19 а) формулирует важное правило: «Да не откроет человек рот Сатане!» — имеется в виду, что человек должен остерегаться таких слов или действий, которые могут вызвать гнев Небесного Суда. Иными словами, нельзя дразнить Сатану! Откуда мы можем сделать этот вывод?
Пророк Йешаяѓу (книга пророка Исаии 1, 9) приводит слова еврейского народа: «Если бы Г-сподь Воинств не оставил нам малого остатка, то стали бы мы тем же, чем Седом, уподобились бы Аморе». После того, как сам народ уподобил себя Седому и Аморе, пророк ответил ему от имени Всевышнего: «Слушайте слово Г-сподне, властители Седома, внемли Торе Б-га нашего, народ Аморы». Причем тут Сатана?
судья, прокурор, судВ статье «Сатана — кто он?» я писал, что функция Сатаны – быть обвинителем на Небесном суде и пробуждать гнев Небесного Суда. По этой причине пробуждение Суда образно называется «открыванием рта Сатаны». Примеры из Талмуда
В трактате Брахот (19 а) приводится порядок молитвы, в которой скорбящий по усопшему родственнику обращается к Небесному Суду. В этой молитве, среди прочего, скорбящий говорит: «Много я грешил перед Тобой, и Ты не взыскал с меня даже за одну тысячную моих грехов». Абаей примечает, что не стоит говорить этих слов, потому что тем самым человек дразнит и пробуждает против себя Небесный Суд: эти слова подсказывают, что подобает и следует взыскать с него за все его грехи.
В другом месте Талмуда (Брахот, 60 а) приводится текст молитвы, которую человек должен был произнести, прежде чем войти в баню (в те времена баня представляла собой постройку, под полом которой горел огонь, так что нахождение в бане представляло некоторую опасность): «Да будет воля Твоя, чтобы Ты спас меня от этого и подобного этому, и да не произойдет какое-то несчастье, а если произойдет какое-то несчастье, то да окупит моя смерть мои грехи». И здесь Абаей комментирует, что не стоит говорить этих слов, поскольку тем самым человек пробуждает против себя силы Небесного Суда.
В другом месте Талмуд (Брахот, 55 б) рассказывает, что в первый день болезни Рава никто никому о ней не рассказывал, дабы его не посчитали уже больным, что тоже могло позволить открыть рот Сатане. автор текста: рав Реувен Куклин
1. Израиль — один из мировых лидеров по продолжительности жизни — четвёртое место в мире. Средняя продолжительность жизни мужчин — 80,5 лет, женщин — 84,0 года.menshealth 2. Население Израиля, по данным Центрального статистического управления, на 27 апреля 2017 года, составляло 8 680 000 человек. Израиль занимает 93-е место в мире по численности населения. 3. В Израиле больше всего музеев в мире на душу населения.18.07 4. Израиль находится на втором месте в мире по выпуску книг на душу населения.innovation- 5. Израиль – одно из восьми государств, способных запустить в космос свой собственный спутник. 6. Побережье Мертвого моря является самым низким участком суши на Земле. 7. В 1964 году Израиль стал первой страной, в которой создана дочерняя компания Motorola за пределами Соединённых Штатов. Motorola в Израиле специализируется на предоставлении уникальных коммуникационных решений в таких областях, как системы управления, создание системы терминалов мониторинга для почтовой службы, а также разработка продуктов и программных решений для беспроводных телефонов. Израильские инженеры, работающие в этой компании в Хайфе, разработали первый мобильный телефон.
8. У Израиля есть больше всего ученых на душу населения. 9. Первый антивирус был разработан в Израиле в 1979 году.
10. В Израиле больше всего адвокатов на душу населения (1 адвокат на 140 человек). автор текста: Рав Реувен Куклин
4 года назад я сделал тшуву, но уже долгое время не могу ответить одному человеку на следующий вопрос: для чего Бог создал всякие горы?
Если подходить к Вашему вопросу «попросту», то он не трудный. Потому что польза гор очевидна. Они играют важную роль в формировании климата в различных районах. Горы «защищают» государства от врагов. Швеция и Швейцария, например, и в первую, и во вторую мировые войны «спаслись» от врага благодаря окружающим их горам. И сказал царь Давид (Тэилим 125 б):
«Иерусалим! Горы вокруг него, и Господь вокруг народа Своего».
Однако сказали наши мудрецы (Зоар, Толдот 134 а): «Когда хотел Всевышний, благословен Он, творить, и пожелал сотворить этот мир, Он смотрел в Тору, и при каждом деянии, творя этот мир, — смотрел в Тору и творил». Если так, то всё, созданное Всевышним в этом мире отражает также созданную Им духовную реальность. Поэтому если мы хотим понять, зачем Всевышний создал горы, нам следует понять, какую духовную реальность они «выражают».
Сказал царь Давид (Тэилим 104, 18): «Горы высокие — для горных козлов». Отсюда учим: для какой «надобности» были созданы горы? Для горных козлов. Так же сказали мудрецы (Берешит Рабба 12, 9): «Горы высокие для чего были созданы? Для горных козлов». Поскольку слова мудрецов всегда скрывают что-то глубокое, нам следует понять, чему призвано научить нас это высказывание.
Гоный козел
Из мишны в Пиркей Авот (5, 20) мы знаем, что каждое животное «выражает» какое-либо качество человеческой души: тигр — наглость, лев — доблесть, олень — быстроту. Какое же свойство души «символизирует» горный козёл?
Известно, что горный козёл идеально «приспособлен» к передвижению в горах (об этом говорит и его название: йаэль (йуд, аин, ламед) от корня ала (аин, ламед, hэй) — подниматься), у него короткие и толстые ноги, плотно сложенное, мускулистое туловище. Горный козёл «выражает» стремление подниматься духовно.
Как было сказано, Всевышний создал материальный мир так, что он выражает духовную реальность. В соответствии с этим, слова мудрецов означают следующее: поскольку Всевышний создал такое стремление в душе человека (а оно существует в душе каждого человека, но некоторые подавляют его), то Он создал и возможность для человека осуществить своё стремление. автор текста: рав Реувен Куклин