Это мой первый пост в блоге, в котором я будут выкладывать некоторые свои соображения о происходящем в экономике и обществе, как России, так и других странах.
Сегодня хотел бы затронуть тему налогового бремени или иначе- налоговой нагрузки в России. Как известно, показатель налоговой нагрузки наналогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговойсистемы. При этом оптимальная налоговая система должна, с одной стороныобеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства путем перераспределения, а также оказывать позитивное давление длятого, чтобы потенциальный хозяйствующий субъект находился в постоянном поиске путейповышения эффективности своей деятельности (снижения издержек, увеличениятехнологичности и т.д.) , но, с другой,не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности.
Сам показатель налогового бремени определяется соотношениемпоступивших в стране налогов к Внутреннему Валовому Продукту, т.е. речь идет одоле налогов в ВВП.
Опыт существования развитых стран позволил вывести вполнеопределенную аксиому, выразившуюся в так называемой кривой Лаффера, нагляднодемонстрирующей, что фискальная политика не должна быть слишком жесткой, иначеколичество свободных средств ухозяйствующих субъектов снижается, так же, как и их инвестиционные возможности.К чему это приводит? Несложно догадаться – к невозможности расширенияпроизводства, что логично приводит к такой же невозможности увеличения уровняприбыли и соответственно базы налогообложения (ну и, конечно, к нежеланию платить налоги).
Именно поэтому Лаффер резонно постулировал о том, чтоснижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность,развивает инициативу и предприимчивость, увеличивает возможности для расширенияпроизводства. Однако, стоит отметить, что Лаффер хотя и смог показать основнуютенденцию в данном явлении, тем не менее, не смог дать точные рекомендации обопределении оптимального уровня налогообложения. Это и неудивительно, ведьданная величина является достаточно динамичной и напрямую зависит отфинансового состояния налогоплательщиков и от общеэкономического положения встране.
Как обстоят дела в западных странах? А обстоят они следующимобразом. На протяжении всего последнего времени в большинстве развитыхстран уровень налогового бременинеуклонно рос. К середине 90-ых западные страны подошли к моменту, когдадополнительно перераспределить ВВП через налоговую систему уже почтиневозможно. В 2000-ых годах наблюдалось,в целом, стабилизация показателей, а в некоторых странах и снижение данного уровня.
В то же время уже сейчас, когда Еврозону продолжаетинтенсивно штормить, данные значения значительноподскочили. В той же Испании процент налогов и других платежей в ВВП перевалилза 50% и активно движется к отметке в 56%. Нечто похожее наблюдается и в другихстранах.
А что же Россия? На мой взгляд, это самый интересный случай.Если опираться на официальные данные, то уровень налогового бремени находитсяна общемировом уровне. В целом, это неудивительно, т.к. вся налоговая системаРоссийской федерации является пасынком западной модели, которая была силкомпришита в начале 90-ых годов, во время жизненной необходимости создать хотькакую-то налоговую систему, соответствующую требованиям рыночных условий,возникновению независимых хозяйствующих субъектов, частной собственности и т.д.Но что реально скрывается за этими цифрами.
Тот, кто хотя бы раз занимался предпринимательскойдеятельностью в России, прекрасно знает, что официальные платежи – это одно, анеофициальные – совсем другое. В рамках данного материала я не хотел бы заострятьвнимание на неофициальной составляющей, ставшей уже непременным побратимомроссийских реалий в виде всяческих поборов, взяток, откатов и других не менее удивительных явлений.
Хотелось бы остановиться немного на другом аспекте проблемы. А именно на том, что стоит заналоговой политикой государства, и какой реальный вес имеют значения,закладываемые в НК РФ, а также в официальные статистические данные,декларируемые и сравниваемые со значениями западных стран.
Ни для кого не секрет, что государственные органы в рамкахфискальной функции регулярно недополучают около 30-40 процентов от всехналоговых платежей. Для большинства россиян, получающих зарплаты в конвертах,это, наверное, не новость. Но что это означает в действительности? Большинствопредприятий скрывают реальный уровень прибыли (уклоняясь от уплаты части налогана прибыль). Та же ситуация обстоит с фондом оплаты труда (и соответствующим подоходнымналогом) и выручкой (и соответствующему ему НДС), несколько лучше ситуацияобстоит с налогом на имущество предприятий (и похожим по сущности налогом наигорный бизнес, заменивший в свое время налог на прибыль в размере 70%).
Что мы имеем на выходе? А имеем мы незначительные уровнипоступления налогов и иных платежей, уменьшенные на “теневую” составляющую.Вроде бы данными выкладками мало кого удивишь. Однако идем далее. Ведь теперьдля определения уровня налогового бремени нам необходимо знать объем ВВП. Те,кто знаком с азами макроэкономики, прекрасно знает, что считать ВВП мы можемразными способами: по доходам, по расходам, по добавленной стоимости наразличных этапах производства. Вроде бы все понятно, однако, что же делать стем, что не попадает в официальные сводки, в отчеты налоговых органов?
Осознавая весь масштаб неофициальной деятельности натерритории РФ, размер укрывательства от выполнения своих обязанностей какналогоплательщиков большинства хозяйствующих субъектов, государственные органыпришли к выводу о необходимости учета этой сомнительной составляющей. Такимобразом, ежегодно при подсчете основных макроэкономических показателей учитывается также коэффициент,характеризующий данную нелегальную сферу.
Тут же напрашивается вопрос: как возможно точным образомопределить данный коэффициент? Считается, что для этого используется количествореально электрифицированных объектов в рамках экономики государства. Логикапроста: в отчетности можно уменьшить объем выручки, однако данные опотреблении электричества (и, соответственно, объем выпуска, характерный дляданной отрасли) покажут обратное.
Все это выглядит довольно сомнительно и крайне приблизительно.Не говоря уже о том, что такой подход не учитывает целый ряд иных способовухода от налогообложения. В результате, что мы имеем. На вскидку прикинутый объем ВВП, объем поступленияналогов и иных платежей, составляющий 60-70 процентов от потенциальных (а можети меньше). Отсюда выведенный показатель налоговой нагрузки. И вот здесь мыначинаем понимать, почему, если опираться исключительно на официальные данные,мы, вроде бы, подобны западным странам, а по факту предпринимательскаядеятельность (и прежде всего малый и средний бизнес) почти задушена. Добавьте кэтому коррупционную составляющую, и тогда становится совсем неудивительно,почему Россия сами знаете где.
В конечном счете фискальная политика представляет собой конкретный механизм регулирования и стимулирования хозяйственной деятельности. Однако о какой конкретности может идти речь, если сами данные, которые лежат в основе этого механизма, не отражают реального положения дел? Важно заметить, что эта проблема касается не только сферы налогообложения, но и других сфер жизни общества и государства, но об этом уже в следующих материалах.
Артемий Велькер. По всем вопросам писать на artemyvelker at gmail.com