Вообще гроссмейстер Каспаров включил большого мастера Михаила Ивановича ...
Вообще гроссмейстер Каспаров включил большого мастера Михаила Ивановича в МВП
Не включив туда "перворазрядников" Флора, Болеславского, Макогонова и других.
Это проблемы гроссмейстера Каспарова.
Однако и Каспарову очевидно, что вышеперечисленные играли на порядок сильнее Чигорина.
И мнение гроссмейстера Каспарова, увы, значит значительно более, чем мнение третьеразрядника ВВ.
Для перворазрядника ВВ мнение перворазрядника ВВ значит значительно больше чем интерпретация мнения гроссмейстера Каспарова третьеразрядником Владимировичем
Чигорин был великим мастером, но, к сожалению, довольно односторонним.
Главной его силой был расчет и громадный тактический талант.
О том и речь. Позиционно вообще не вывозил.
Оба эти качества, как я давно объяснял, не входят в число непропиваемых. Это не класс.
Как верно замечал гроссмейстер Яновский (мнение которого значит для меня гораздо больше, чем мнение третьеразрядника Владимировича) Чигорину надо было лежать на печи, а не в шахматы играть
Класс его игры когда-то обсуждался на КС, и мнения разделились от 1 разряда до приличного ММ... Некоторые впрочем считали его шестисотником, но это не доказано.
Вдрючение Стейница 2:0 по телеграфу более чем показательно
...показательно, что нехрен играть всякую дребедень.
Вообще гроссмейстер Каспаров включил большого мастера Михаила Ивановича в МВП
Не включив туда ...
Вообще гроссмейстер Каспаров включил большого мастера Михаила Ивановича в МВП
Не включив туда "перворазрядников" Флора, Болеславского, Макогонова и других.
И мнение гроссмейстера Каспарова, увы, значит значительно более, чем мнение третьеразрядника ВВ.
Чигорин был великим мастером, но, к сожалению, довольно односторонним.
Главной его силой был расчет и громадный тактический талант.
Дарование Чигорина огромно, возможно он и является подлинным гением. Глубина его замыслов бывет порой непостижима для простых сметрных (с) Алехин
( Да, забыл сказать, мнение гроссмейстера Алехина значит для меня также более, чем мнение третьеразрядника ВВ. )
Оба эти качества, как я давно объяснял, не входят в число непропиваемых. Это не класс.
Потому что он довольно поздно научился играть и именно поэтому он так посыпался в ХХ веке.
Ему нужно было много времени на игру. Вероятно он был сильнейший аналитик и переписочник того времени.
Вдрючение Стейница 2:0 по телеграфу более чем показательно
Правда, не играл Каспаров.
Правда, не ...
Vladimirovich wrote:
Правда, не играл Каспаров.
Правда, не играл еще Ананд. У них с Каспаровым шансы были побольше, чем у Леко&Co
Интересно, почему Леко не играет в Мемориале Таля
А Петросян что-то не то пишет.
В 6 лет он обыграл Флора (хе-хе)
АРШАК ПЕТРОСЯН. СОПРИЧАСТНОСТЬ
< ...
chesspro.ru/interview/arshak_petrosian
Интервью
АРШАК ПЕТРОСЯН. СОПРИЧАСТНОСТЬ
Чем запомнился матч в Бриссаго?
Удивительно… Если взять матч Петросяна с Ботвинником, первые четырнадцать партий носят идентичный характер с матчем Петера с Крамником. Там тоже после 14-й партии счет был 7:7, но матч продолжался, а здесь… Это был последний, кстати, матч, где в случае ничьей чемпион сохранял звание. До этого пришлось пройти сильный отбор, турнир претендентов… И там Петеру удалось то, что вообще случается очень редко: в середине турнира в семи партиях он набрал 6,5 очков! Не так просто выиграть несколько партий у Широва, Топалова, Бареева… Это был довольно сложный турнир. Правда, не играл Каспаров. Он настаивал на отдельном матче с Крамником. Я понимаю, что если бы играл, то у него и шансы были, наверное, большие, но так получилось, что он не играл.
Что произошло в матче? В первой партии Петер проиграл. Почему? Вы представляете, что такое первая в жизни партия в матче на первенство мира? Ему не было еще двадцати пяти. У Крамника была прекрасная подготовка, Петер играет, ничего не получает. Выигрывает ферзя за ладью и слона, однако позиция ничейная, пешка далеко продвинута. Но он не хочет быстро заканчивать вничью первую партию, хотя, как вы понимаете, для него это не сложно. Но это матч на первенство мира, хочется играть. И так получилось, что в абсолютно ничейной позиции, где он мог фиксировать ничью несколько раз, он вдруг зевнул в один ход и проиграл. Понимаете, это страшное дело, когда такое происходит. И это белым цветом, не надо забывать. К сожалению, по семейным обстоятельствам я не мог присутствовать на первых двух партиях. Он меня очень ждал, слава Богу, во второй сделал ничью… Ему, правда, помогали Владимир Акопян и Владислав Ткачев.
Я уже понял, что с третьей партии надо перейти на d4, потому что знаю Крамника. Если он подготовил какой-то дебют, то там уже все изучено вдоль и поперек. Когда сыграли столько партий с Крамником, знаешь, о чем идет речь (смеется). Он всегда прекрасно подготовлен, я вообще считаю, что в этом плане он номер один. Думаю, вполне возможно, что даже и сейчас. В третьей партии он опять опередил нас в подготовке на два хода. А потом мы победили в пятой партии, впервые сыграв d4! Понятно, что мы не могли подготовить его хорошо, но это был запасной выход. Потом неожиданно Крамник проиграл в атаке Маршалла, не до конца проанализировал вариант! Но не забывайте, что Петер нашел все за доской, а это очень тяжело. Вариант мы не готовили, и Петеру пришлось искать опровержение самому. И получилось +1 в нашу пользу!
Началась другая психология. Ведь Петер тогда проигрывал раз в год. А теперь представьте себе ситуацию, что достаточно сделать все ничьи в оставшихся партиях, чтобы выиграть матч.
Я считаю, что причиной неудачи в матче стала двенадцатая партия. По дебюту Петер получил чуть-чуть похуже. Вообще мы применили хорошую схему, потом в книге «Записки секунданта» Бареев это отметил. Там еще тонко подмечено, что мы вечерами гуляли. Они занимаются-занимаются, потом смотрят – мы опять гуляем. Мы черным цветом постоянно меняли или дебют, или вариант. Все правильно! Даже если это где-то шло в ущерб позиции. И всегда мы получали более или менее нормальную игру. И вот в двенадцатой партии в несколько худшей позиции Петер сделал несколько совершенно потрясающих ходов, отошел блокирующим слоном с d6 на с7, нападая на пешку d5. После чего выиграл две пешки. У белых, конечно, есть контригра: лишние пешки сдвоенные, ферзь с конем против ферзя со слоном. Непросто все, но понятно, что лучше у черных. И тут последовало соглашение на ничью! Я этого тогда, честно говоря, не понял… Это нервы, нервы, нервы… Чистая психология. Черными до партии настраивались делать ничью, не должны же выигрывать? А когда самое плохое было позади, компьютер показывает уже «-1.00»… Я ни в коем случае не говорю, что было выиграно, но, во всяком случае, можно было поиграть. Скорей всего, Петер выиграл бы, и тогда бы матч закончился… В тринадцатой партии с трудом добился белыми ничьей, и вот четырнадцатая партия.
Мы опять угадали с дебютом, Крамник ничего не получил, сыграл излишне резко. В один момент надо было пожертвовать пешку d5-d4, и скорей всего, ничью пришлось бы делать белым. Вскрывается диагональ, белые сыграли g4… Но здесь вступила в дело психология: Петер хотел, ничего не отдавая, тупо сделать ничью. Нервы не выдержали… Все, конечно, не так просто… Приехало много болельщиков из Венгрии, создалось дополнительное давление… В своей жизни я следил за многими матчами, но когда ты там на месте, даже с короткими ничьими и прочими другими делами, это напряжение иногда запредельное. Каждая партия на вес золота! Вы думаете, это легко? И Петер не выдержал напряжения… А Володя опытный человек, воспользовался. Хотя после матча оба шахматиста выглядели как выжатые лимоны. Посмотрите на фото в книге! Помните, фотография с подписью: «Победитель»? А на нем лица нет… Петер проиграл первую и последнюю… Первую из-за неопытности, вторую из-за психологии…
Так же, как и в матче 63-года Петросян проиграл 1-ю и 14-ю партии, но там, как я уже говорил, матч продолжался. Причем по стилю игры Петер и Тигран Вартанович очень похожи! Стремление к безопасности, профилактика, такая же логическая игра, как говорится, «step by step». Это присутствует, хотя я никогда не пытаюсь сравнивать шахматистов разных эпох, потому что шахматы изменились. Поэтому сравнивать очень тяжело и говорить, что кто-то тогда играл лучше, кто-то хуже, – невозможно. Всему свое время!
Вот так прошел матч в Бриссаго… Были в «пяти минутах» от титула! Чемпионат мира по основной, главной линии, не нокаут-чемпионат ФИДЕ… Если бы Петер выигрывал, он становился пятнадцатым чемпионом мира. Но так получилось… Причем матч не проиграл – 7:7! Вице-чемпион мира… Сейчас игрался бы рапид, а там черт его знает! Но тогда было так! Затратили много сил. Именно в эти годы Петер играл сильней, чем в другое время, сразу же после этого матча, через полтора-два месяца он с блеском выиграл Вейк-ан-Зее. Конечно, шахматист исключительно одаренный, мне кажется, что он сыграл максимум на 50-60% своих возможностей.