Заповедь Торы – рассказывать в пасхальную ночь о выходе из Египта и о чудесах, которыми удостоил нас Творец. Источник заповеди
Эту заповедь учат из слов Торы в книге Исход (Шмот, 13, 8):
И расскажешь ты своему сыну в тот день…
Кому следует рассказывать?
Агада, рассказ о выходе из Египта, ПесахЕсли есть сын или дочь, следует рассказывать им. Если нет сына или дочери, нужно рассказать кому-то другому, а если человек один, он должен рассказывать самому себе. И даже если все присутствующие большие мудрецы Торы, которым превосходно известны чудеса, явленные Всевышним еврейскому народу во время его Исхода из Египта, они также должны рассказывать друг другу об этих событиях. Каким образом следует рассказывать?
Несмотря на то, что каждый день и каждую ночь есть обязанность упоминать о выходе из Египта, как сказано в книге Второзаконие (Дварим, 16, 3): «… чтобы помнил ты день исхода твоего из земли Египетской во все дни жизни твоей», — несмотря на эту обязанность, заповедь рассказа об Исходе из Египта в пасхальную ночь отличается тем, что ее следует выполнять именно в форме рассказа.
Почему?
Особенность повествования об Исходе заключается в том, что рассказчик проникается мыслями, чувствами, переживаниями героя Агады, о котором он читает, он чувствует себя с ним один целым: страдает его страданиями и радуется его радостями. Это сопереживание и есть цель, которую мы стремимся достичь рассказом об Исходе нашего народа из Египта в седер Песах, ибо эта ночь отличается от всех других ночей: в пасхальную ночь мы должны видеть себя такими, как будто мы сами в этот час и в эти мгновения выходим из Египта. Так сказано в Агаде:
В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта
Эту обязнность наши мудрецы учат из того, что сказано в Торе: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Г-сподь при исходе моем из Египта». Отец рассматривает, что Г-сподь сделал чудеса с ним самим.
Следующие средства служат для достижения этой цели:
* Рассказчик старается, чтобы повествование было прямым ответом на вопрос сына.
* Повествование начинают с чего-то отрицательного, негативного и заканчивают радостным, позитивным.
* Рассказывают о выходе из Египта со всеми подробностями.
* «Иллюстрируют» рассказ.
Постараемся растолковать каждое из этих суждений по отдельности.
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос сына, агада, песахСказано в Торе в книге Исход (Шмот, 13, 14):
И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: «что это?», то скажи ему: «силою руки вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабства».
Мы видим, что рассказ об Исходе должен быть в качестве ответа на вопрос сына.
Если сын сам не задает вопросы, нужно постараться пробудить его интерес к теме рассказа, и это достигается привлечением его внимания: во время пасхального седера он видит немало необычных и странных вещей.
Все же, если сын не задает в конце концов свой вопрос, его отец должен сам рассказать сыну о событиях Исхода из Египта.
Начинают с отрицательного
Для того, чтобы «захватить» человека, привлечь его чувства к рассказу, необходимо, чтобы повествование начиналось с чего-то отрицательного, с какого-то всеобщего горя, беды, которая заставит слушателя сопереживать, ибо, чувствуя недостаток, дисгармонию, человек желает ее восполнить и, тем самым, когда наступит радостный конец, он будет ему искренне рад. И так сказали наши мудрецы в Мишне:
Начинает (рассказывать) об отрицательном и заканчивает прославлением (Творца).
В Агаде есть два отрицательных момента, с которых мы начинаем:
«Вначале идолопоклонниками были наши праотцы» — это отрицательное начало в духовном плане. Однако в финале мы заканчиваем словами: «А сейчас приблизил нас Творец к службе Ему».
«Рабами были наши праотцы в Египте» — это отрицательное начало в материальном, физическом плане. И это начало преодолевается, и в завершение темы мы заканчиваем словами: «И вывел нас Г-сподь оттуда рукой сильной и мышцей простертой».
Рассказывают о выходе из Египта со всеми подробностями
Следует рассказывать о выходе из Египта «просторно» и со всеми деталями. Благодаря такому тщательному повествованию человек связывает свою судьбу с рассказом и осознает себя частью Агады. Об обязанности рассказывать «просторно», с толком и со многими деталями сказали наши мудрецы в Агаде:
И каждый, кто просторно рассказывает о выходе из Египта, достоин похвалы.
«Иллюстрируют» рассказ Сказали наши мудрецы, что повествование об Исходе должно звучать в то время, когда маца и марор, которые как бы «иллюстрируют» наше горькое рабство и избавление из него, находятся перед глазами рассказчика. Вот почему, когда мы переходим в Агаде к части рассказа о выходе из Египта, мы должны открыть мацу. автор текста: рав Реувен Куклин
По постановлению мудрецов, каждый еврей должен в пасхальную ночь выпить четыре бокала вина, символизирующие выход на свободу. Мудрецы постановили пить именно четыре бокала, поскольку Тора, когда говорит о выходе из Египта, использует четыре слова, обозначающие освобождение: «И Выведу», «и Спасу», «и Освобожу», «и Возьму». Эти бокалы необходимо пить по порядку: на первый бокал делают кидуш, на второй говорят агаду (рассказ о выходе из Египта), на третий благословляют «биркат амазон», а на четвертый заканчивают Алель.
Женщины также обязаны пить четыре бокала. Даже перед детьми, которые достигли возраста пяти-шести лет (в зависимости от умственного развития), ставят бокал. Несмотря на то, что мужчинам предпочтительно пить именно вино (см. ниже), женщины и дети изначально могут использовать вместо вина виноградный сок. Детям также достаточно пить мло лугмав (объем жидкости, которая помещается за одну щеку).
Бокал должен быть достаточной величины, чтобы вместить в себя ревиит луг вина (по мнению Хазон Иша, ревиит— это 150 см³ вина, а по мнению Хаим Наэ — 86 см³).
Лучше всего выпить каждый раз целый бокал, однако, если это тяжело, либо человек опасается, что опьянеет и не сможет выполнить все заповеди этой ночи, достаточно выпить большую часть бокала.
Предпочтительно пользоваться красным вином. Однако если нет красного вина, либо белое вино более избранное, нежели красное, можно использовать белое вино.
Несмотря на то, что предпочтительно взять для четырех бокалов именно вино, тому, кому сложно пить вино, либо больному человеку можно использовать для этой цели виноградный сок. Как мы привели выше, женщинам и детям можно изначально использовать виноградный сок. Вино, разбавленное виноградным соком, считается вином при условии, если в пропорциональном соотношении оно является большинством по отношению к соку. автор текста: Рав Реувен Куклин
Продукты расставляют на подносе в определенном порядке. Начиная снизу и по часовой стрелке: хазерет (латук), карпас (овощ), бейца (яйцо, сваренное вкрутую), зроа (кусок поджаренного мяса с костью внутри), харосет (орехи, яблоки, финики). В центре — марор (горькая зелень).
Есть и иные обычаи относительно порядка расположения продуктов.
Какова причина подобного расположения продуктов?
В Талмуде сказано: “Эйн мааврин аль а-мицвот” — Мы не имеем права «пройти мимо» выполнения заповеди, если на нашем пути возникает возможность ее выполнить. Именно поэтому продукты расставлены на кеаре в порядке, соответствующем Агаде. Таким образом, каждый раз, когда вам потребуется определенный продукт, он будет находиться на блюде ближе остальных, и вам не придется «перескакивать» через другие продукты для того, чтобы дотянуться до нужного.
Кеару на столе ставят так, чтобы она находилась справа от ведущего.
Возле подноса должно быть блюдце с соленой водой, которую рекомендуется приготовить до начала праздника.
Седер не может начаться до наступления темноты, и, так как длится он довольно долго, советуем приготовить все заранее — для того, чтобы приступить к празднованию сразу же после завершения службы в синагоге.
На стол следует положить три мацы — перед кеарой. Их необходимо накрыть или отделить одну от другой с помощью салфетки или полотенца.
На Седере принято использовать круглую мацу шмура, испеченную вручную. Вы можете быть уверены в том, что эту мацу тщательно оберегали от любого контакта с водой — во время жатвы хлебных колосьев, перемола муки, замешивания теста и самой выпечки. Причиной использования мацы шмура на Седер является следующий стих Торы: “И ты будешь охранять мацу”.
Естественно, если нет мацы шмуры, можно пользоваться обычной мацой.
Само слово седер в дословном переводе означает — «порядок». Все события пасхальной ночи должны происходить в строгом порядке, иначе все перепутается.
В течение Седера мы выполняем семь заповедей. Две из них берут начало в Торе:
Рассказ об Исходе
Маца
Остальные заповеди — де-рабанан (по установлению Учителей):
Заповедь, повелевающая съесть афикоман (дополнительную часть мацы, которую съедают на “десерт” в качестве напоминания о пасхальном подношении)
Чтение Алеля (текст, возвышающий Имя Творца — благодарность за то, что Он делает для нас)
Заповедь, повелевающая выпить четыре бокала вина
Поведение, свидетельствующее о свободе и принадлежности к аристократии — например, участники праздника опираются во время седера на подушках.
ЗАКОН О ЧЕТЫРЕХ БОКАЛАХ ВИНА
На Седер каждый еврей должен выпить четыре бокала вина, соответствующие четырем проявлениям свободы, упомянутым в Торе (Шемот, гл. 6, ст. 6-7).
Так как все мы являемся свободными людьми в эту ночь, никто не должен сам себе наливать вино. Каждый наполняет бокал соседа — таким образом, мы как бы становимся аристократами, которым прислуживает челядь.
Лучше всего использовать красное вино, так как оно напоминает кровь евреев, которой запятнаны руки фараона, кровь, пролившуюся в результате Десяти Казней, а так же кровь, которой евреи смазали косяки своих дверей.
Те, кто не пьет вино, могут заменить его виноградным соком, в который следует добавить немного вина для того, чтобы в напитке ощущался привкус алкоголя.
У каждого должен быть свой собственный бокал, вмещающий ревиит. Это — мера объема, которая составляет примерно 100 грамм.
Каждый из четырех бокалов рекомендуется выпивать до дна, или, по крайней мере — более половины его содержимого.
Согласно Еврейскому Закону, выпить вино в бокале следует в течение четырех минут, не более.
Учителя постановили, что, выпивая вино, следует наклоняться на бок (влево), что символизирует проявление свободы.
БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Кидуш следует произносить сидя. Вы должны помнить о двух заповедях:
Мицва Кидуш, которую произносят в шаббаты и праздники.
Специальная мицва, повелевающая выпить в течение Седера четыре бокала вина.
Произнося благословение Шеэхияну, следует помнить, что оно относится ко всем заповедям ночи Седера.
Если Седер выпадает на субботнюю ночь, вам следует так же произнести благословения Авдалы (отделение субботы) — в том виде, в котором они приведены в тексте, используя при этом в качестве свечей Авдалы праздничные свечи.
УРХАЦ
Все участники Седера омывают руки (способ омовение рук такой же, как при омовении рук для хлеба — воду льют из чашки дважды на каждую руку). При этом обычное благословение (в порядке исключения, чтобы вызвать вопросы присутствующих) НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ.
КАРПАС
Возьмите карпас и обмкните в соленую воду.
В качестве карпаса используют овощ, на который произносят благословение Боре при а-адама — сельдерей, петрушку или картофель.
При подготовке продуктов для кеары необходимо внимательно осмотреть овощ, так как в листьях петрушки и особенно — сельдерея могут скрываться крошечные насекомые, употребление которых в пищу строго запрещено Торой.
Каждый должен съесть МЕНЬШЕ кезаита (15 граммов) для того, чтобы ему не пришлось произносить благословение после еды.
ЯХАЦ
Ведущий Седера разламывает среднюю мацу надвое. Меньший кусок кладется обратно между двумя целыми пластинами мацы. Его полагается съесть позже, во время произнесения А-моци. Больший кусок — афикоман — заворачивают в полотенце или салфетку и прячут.
Во многих домах распространен обычай, что дети попытаются «украсть» афикоман — поиски афикомана не дадут им уснуть во время Седера.
Обратите внимание на то, что обе заповеди — съесть мацу на Седер — выполняются в один присест.
МАГИД
Начинается основная часть Седера — рассказ об Исходе. Важно иметь хороший перевод Агады для того, чтобы точно понимать смысл слов, которые вы произносите. Первый абзац Агады написан не на иврите, а на арамейском, который был языком того времени.
Существует обычай произносить вслух следующие слова: «Этим я выполняю мицву, повелевающую рассказать об истории Исхода».
Мы снимаем салфетку с мацы и поднимаем мацу вверх — на всеобщее обозрение и держим ее так до начала Четырех вопросов.
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА
Уберите со стола кеару (ее надо будет вернуть на место перед трапезой). Это знак, что наступило время вопросов, а также напоминание о том, что праздничный ужин не начнется до тех пор, пока история не будет рассказана до самого конца.
Согласно обычаю, четыре вопроса задает самый младший из присутствующих, в возрасте, 3-4-х лет, когда ребенок уже понимает, о чем он говорит. Однако это не означает, что задавать вопросы должен обязательно ребенок. Для этого можно выбрать любого человека, например, того, кто присутствует в первый раз. В таком случае, его надо перед началом седера подготовить.
Перед вопросами мы наливаем второй бокал вина.
МЫ БЫЛИ РАБАМИ В ЕГИПТЕ
Во время рассказа об Исходе все три мацы должны оставаться открытыми.
Наши Учителя отмечают, что слова «Мы были рабами в Египте» в сущности, представляют собой ответ на четыре вопроса. После этого момента младшим детям позволяется идти спать.
ВЭ- ЃИ ШЭ-АМДА (И она — Тора или Б-жественное обещание — защищала нас)
Мацу снова закрывают и участники седера поднимают бокалы с вином.
ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ
При упоминании каждой из Казней мы отливаем из бокала в тарелку несколько капель вина. Это напоминает нам о том, что чаша нашей радости не может быть действительно полной, так как ради нашего спасения погибло много людей.
После этой “процедуры” следует вновь наполнить бокалы.
ЛЕФИКАХ — «ПОЭТОМУ…»
Мацу прикрывают, поднимают бокалы с вином, и все вместе читают эту часть Агады вслух.
ВТОРОЙ БОКАЛ
Когда будете пить вино, не забывайте наклоняться.
Вы можете спросить: мы ведь уже прочитали благословение после вина над первым бокалом, зачем произносить новое благословение? Дело в том, что между двумя бокалами прошло много времени, и требуется благословение повторить.
РАХЦА (омовение рук)
Как омывать руки? Во-первых, наполните водой большую чашку. Вылейте половину ее содержимого на правую руку, оставшуюся половину — на левую. Затем произнесите благословение и вытрите руки.
С этого момента не следует вступать в разговоры до тех пор, пока не съедите мацу. Это делается во избежание любых «мысленных сбоев» между омовением рук и едой.
Советуем вам так же воздержаться от каких-либо разговоров до тех пор, пока вы не закончите есть марор (горькую зелень) и сандвич корех. Таким образом, благословение Моци и Марор распространится и на сандвич. Ведущий седера может помогать присутствующим — давать краткие указания, как правильно выполнять заповеди.
МОЦИ
Это мицва, упомянутая в Торе. Она повелевает нам во время Седера съесть мацу.
Согласно Еврейскому Закону «съесть» — значит проглотить кезаит в течение краткого времени: от двух до четырех минут. В крайнем случае, мацу необходимо съесть максимум за девять минут.
Кезаит составляет приблизительно две трети квадратной мацы, или же половину круглой мацы ручной выпечки.
В отличие от действий, сопровождающих чтение А-Моци в шаббат, мы не макаем мацу в соль. Причина в том, что съесть мацу на Песах само по себе является мицвой.
Перед тем как ведущий произнесет благословение, каждый должен приготовить мацу и положить ее перед собой для того, чтобы правильно выполнить мицву.
Когда будете есть мацу, не забудьте наклониться влево.
МАЦА
Мы произносим второе благословение над мацой, съесть которую во время Седера — особая мицва.
После произнесения благословения ведущий должен одновременно сломать обе мацы, чтобы временной промежуток между благословением и едой был как можно меньше.
Так как, скорее всего, верхней и нижней мацы не хватит для того, чтобы обеспечить всех сидящих за праздничным столом полагающимися 2-3 кезаитами, присутствующие должны съесть хотя бы по маленькому кусочку от верхней и нижней мацы и восполнить недостающее количество другими мацот.
МАРОР
Возьмите марор в количестве, равном кезаиту. Хотя многие имеют привычку использовать хрен, Талмуд тем не менее утверждает, что марором может служить хаса — римский латук (листья салата).
Запрещается использовать хрен, купленный в магазине, так как в него добавляют заменители сахара для того, чтобы сделать его менее горьким. Особенно не рекомендуется покупать так называемый красный хрен, который в действительности представляет собой смесь из свеклы и хрена.
Если вы используете чистый хрен, он должен быть перемолот до начала праздника.
Прежде чем произнести благословение, марор необходимо обмакнуть в харосет, затем стряхнуть с него капли. Талмуд утверждает, что харосет смягчает горечь марора. Произнося благословение, помните, что марор входит так же в состав сандвича корех.
Вы не должны наклоняться во время еды, ведь марор — символ рабства.
Марор необходимо съесть быстро (за время от двух до четырех минут).
КОРЕХ
Возьмите нижнюю мацу (единственную оставшуюся из трех) и сделайте сандвич, используя марор.
Для выполнения этой мицвы размер мацы должен быть равен примерно одной трети квадратной мацы или одной четвертой — круглой.
Минимальное количество марора составляет 8 х 6 см римского латука или салата, или же 20 грамм хрена.
Окуните сандвич в харосет и стряхните капли.
Произнесите «Воспоминание о Храме». Благословений читать не следует.
Съешьте сандвич, наклонившись влево.
Его необходимо съесть в течение за отрезок времени от двух до четырех минут.
ШУЛХАН ОРЕХ
Пришло время праздничной трапезы.
Принято начинать ее с яйца, символизирующего приношение Хагига. Таким образом, все начинают трапезу с одного и того же блюда — как во времена Храма, когда все ели приношение Хагига.
Рекомендуется закончить ужин до полуночи, так как к тому времени необходимо съесть афикоман.
Праздничные блюда не должны включать жареное мясо — именно так подчеркивается разница между современным праздничным столом и трапезами времен Храма, когда подавали жареного «пасхального агнца».
Трапеза является продолжением молитв Алель, и поэтому во время ужина рекомендуется продолжить разговор об Исходе. В идеале в течение всего ужина присутствующие должны наклоняться влево.
АФИКОМАН
Рекомендуется съесть афикоман до полуночи (время варьируется, в зависимости от вашего географического расположения, и поэтому по этому поводу необходимо проконсультироваться с местным раввином). Однако если вы видите, что для того чтобы успеть съесть афикоман к положенному сроку, требуется седер, не торопитесь. В этом случае разрешается съесть афикоман позже, важнее провести седер полностью и по правилам, от начала и до конца.
Афикоман необходимо съесть, когда вы уже сыты, но в вашем желудке осталось еще немного места для еды. Если же вы так наелись, что не можете проглотить ни кусочка, тогда, согласно ѓалахе, даже если вы заставите себя съесть афикоман, это не может считаться настоящим актом употребления пищи.
Необходимо съесть мацу (афикоман) в количестве, равном кезаиту, что соответствует двум третям квадратной мацы или половине — круглой. Если вы не в состоянии съесть так много, разрешается съесть половину указанного количества.
Вы должны убедиться в том, что каждый из присутствующих получил, по крайней мере, маленький кусочек мацы от афикомана. Недостающее количество восполняется с помощью других мацот, имеющихся на праздничном столе.
После афикомана нельзя ничего есть до конца ночи. Разрешается пить только воду (не сладкие напитки) и оставшиеся два бокала вина.
Когда будете есть афикоман, не забудьте наклониться влево.
Его необходимо съесть в течение минимум — двух, максимум — четырех минут.
БАРЕХ
Каждый должен промыть свой бокал и вновь наполнить его вином. Это будет третий бокал, который надлежит выпить по окончании «Благословения после еды».
В пасхальную ночь принято, чтобы «Благословение после еды» произносил хозяин дома.
ТРЕТИЙ БОКАЛ
Рекомендуется выпить бокал вина в два глотка, не делая паузы. До дна или, по крайней мере — больше половины бокала. Если вы не можете выпить вино в два глотка, помните, на осушение бокала вам отводится четыре минуты.
Не забудьте при этом наклониться влево.
ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ ДЛЯ ЭЛИЯГУ
Налейте четвертый бокал вина, и еще один — для пророка Элиягу
Принято использовать вино, «оставшееся» в бокале Элиягу, для Кидуша на следующий день.
ЧЕТВЕРТЫЙ БОКАЛ
Четвертый бокал выпивают по тем же правилам, что и три предыдущих.
Затем читают благословение после вина.
ХАД ГАДЬЯ (дополнительные тексты)
Хотя Седер официально завершен, считается похвальным продолжить разговор об Исходе, пока сон не сморит вас. Есть обычай читать дополнительные тексты, помещенные в конце Агады. Например — Эхад ми Йодеа и Хад гадья. Часто их поют на мотив традиционных мелодий.
Эта статья была опубликована на сайтеevrey.com. автор текста: Шрага Симмонс
2013-12-30 01:10:58
Смотреть сериал Паутина-7 онлайн НТН видео: Раз за разом майор Туманов, потянув за ниточку, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Смотреть сериал Паутина-7 онлайн НТН видео: Раз за разом майор Туманов, потянув за ниточку, распутывает узлы, хитро заплетённые криминалом. Снова и снова Туманову приходится быстро думать и мгновенно принимать решения, особенно тогда, когда его карьера может разрушиться в любой момент. Актеры: Александр Толубаев, Александр Кузьмин (IV), Александр Воронов, Андрей Москвичёв, Александра Артемьева, Николай Бендера, Венчислав […]