Мелитта фон Штауффенберг. © Коллаж «Голос России» |
Наполовину еврейка, свояченица человека, совершившего покушение на Гитлера, и амазонка коричневой диктатуры: новая книга описывает летчицу-инженера Мелитту фон Штауффенберг как человека крайностей
Авиакатастрофа – это ночной кошмар. Падать с неба, ударяться, умирать. Разбиваться. Томас Медикус (Thomas Medicus) написал захватывающую книгу о человеке, который сознательно рисковал, жил падениями с высоты. Когда узнаешь, что этот человек – женщина, озноб, бегущий по спине, усиливается. И становится еще сильнее, когда узнаешь, что речь идет о Мелитте фон Штауффенберг (Melitta von Stauffenberg), женщине со столь значимой фамилией, и о гитлеровской Германии в годы войны.
Мелитта фон Штауффенберг, урожденная Шиллер, была во всех отношениях явлением исключительным. В прологе автор в двух словах описывает уникальность этой женщины. Удивительно, но череда реалий, из которых состояла ее жизнь, напоминают стаккато – пикирование, взлет, война. Мелитта фон Штауффенберг получила профессию летчика-инженера, то есть военным летчиком она не была.
Она была экспертом по пикирующим полетам, точность которых сулила в войне успех бомбардировок. Она не совершала боевые вылеты, только отрабатывала по приказу национал-социалистов различные маневры. До 1944 года она выполнила свыше 2200 пикирующих полетов, то есть от 12 до 15 пикирований ежедневно
«Никто до этого, ни мужчина, ни женщина не подвергал себя столь рискованным перегрузкам». Пикирующий полет с мгновенной потерей высоты с 5000 до 1000 метров требовал совершенного владения техникой и невероятно крепкого телосложения, так в условиях пикирования происходит отток крови от мозга вплоть до потери сознания.
Женщина ежедневно выполняет пикирующие полеты до тех пор, пока все не войдет в норму. Она делает снимки и считает «с убийственной строгостью», как оценивают ее работу пилоты-мужчины, говорящие и о ее «дьявольской отваге». Летать – это ее жизненная концепция. Ничего другого она не хотела. Для тоталитарной идеологии, правой или левой, фигура летчика была идеальным экраном. Его действия в третьем измерении, лежащие по ту сторону повседневной жизни, казались квазирелигиозным актом, он избавлял себя от «барахтанья в земле».
Летчица-испытательница в военно-промышленном комплексе
Медикус пишет: «Пилот изначально не гражданин своего времени». Да, Мелитту фон Штауффенберг можно представить себе и у советского ангара. Тот факт, что она с самого начала стала винтиком национал-социалистической машины по уничтожению людей, самым серьезным летчиком-испытателем в военно-промышленном комплексе нацистского государства, казалось, нисколько не мучил ее.
Ее непризнание границ не имело под собой политической подоплеки, оно касалось техники и человеческих взаимоотношений. Медикус цитирует «Футуристический манифест» морячек: «Мы хотим воспеть любовь к опасности… Близкие отношения с энергией и отвагой». Она будет приобретать все мыслимые квалификации летчика, в совершенстве знать каждую машину, с которой ей доведется иметь дело. В 1937 году она «капитан эскадрильи», а в 1943 году, когда уже начала намечаться катастрофа под Сталинградом, на частном приеме вместе с шампанским она получит Железный крест из рук Германа Геринга.
Как происходит превращение в «нового человека», в «новую» женщину? Женщины-пилоты, например, Элли Байнхорн (Elly Beinhorn), уже были. Они делали карьеру путешественницы и летающей амазонки. Они носили короткие стрижки, были сильны духом и не имели детей. Они носили мундир и мало чем отличались от мужчин. Летчицы – это третий пол? Марга фон Этцдорф (Marga von Etzdorf) застрелилась в возрасте 26 лет, когда ее самолет потерпел крушение в Сирии. На ее могиле выбита надпись: «Полет стоит жизни».
Мелитта не хотела быть звездой, трюкачкой, она хотела быть инженером. Она появилась на свет в 1903 году и еще маленькой девочкой выделялась среди пятерых детей особенным любопытством и честолюбием. От членов семьи она держалась на расстоянии и закрывалась даже от самых близких людей. «Всегда иная среди других». Она закаляла свое тело занятиями спортом и воздержанием от приема пищи вплоть до анорексии, возможно, чтобы доказать себе, что воля человека не знает преград.
Серьезный отпечаток наложила Первая мировая война
В подобном эгоцентричном нервическом отстранении, в беспощадности по отношению к самой себе Медикус видит травматическое воздействие Первой мировой войны. Война резко нарушила безоблачное счастье буржуазной семьи, жившей в немецкой провинции Позен в далеком Кротошине. Семье пришлось спасаться бегством, Позен отошел Польше, отец потерял место и чин. «Первая мировая война была сильнейшим переживанием ее юных лет, неотъемлемым наследием которого стала жизнь на грани.
Мелитта вступает в мир мужчин: в Мюнхене она изучает физику в Техническом университете, она учится ездить на мотоцикле, летать на планере – стальная романтика. В 1927 году она получает диплом инженера и свою первую работу в Гамбурге, но вскоре оседает в Берлине. В царившей в авиации солдатско-военной атмосфере любое украшение, любая женская мягкость оказывалась к месту. Здесь она находит себе все новых покровителей, например, Эрнста Удета (Ernst Udet), чье замаскированное нацистами самоубийство увековечено в произведении Карла Цукмайера (Carl Zuckmayer) «Генерал дьявола».
Уже на первых страницах книги Медикус раскрывает еще одну особенность Мелитты Шиллер: ее бабушка и дедушка со стороны отца были русскими евреями, прибывшими из Одессы. Их сын Михаэль, отец Мелитты, напротив, ассимилировался и смог сделать в кайзеровской Германии карьеру чиновника. Семья была протестантской, и дети понятия не имели о своих еврейских корнях. Мелитта, эта бестия, которая вряд ли была хорошей читательницей, позже будет классифицирована нацистами как «полукровка первой степени».
Женщина, пилот, «полукровка». Да еще и супруга фон Штауффенберга! Ну и мешанина! Александер фон Штауффенберг, историк, брат-близнец Бертольда и брат Клауса фон Штауффенберга, совершившего покушение на Гитлера, член элитарного гомоэротического кружка поэта Стефана Георге (Stefan George) познакомился с ней в 1931 году. Шесть лет спустя, в 1937 году, они поженились. Любитель поэзии и амазонка-пилот? Аристократ и благородная авиация, как назвала их ее сестра в своих мемуарах, написанных после войны.
Замужем за историком
Возможно, что при существовавшей симпатии давление все же оказало государство. Государственный служащий должен быть женат. Фон Штауффенберг не был членом партии, но он, как и Мелитта, находился под влиянием антидемократических сил Веймарской республики. Переход в мир Гитлера дался ему легко.
В течение многих лет Томас Медикус разыскивал документы и упоминания о Мелитте фон Штауффенберг. Она любила анонимность. Документов о местах ее работы сохранилось мало, скорее записи в журнале – у нее не хватало времени. Квартира супругов в Вюрцбурге была разрушена в результате бомбардировок. До сегодняшних дней дожил только бронзовый бюст, изображающий ее мужа. Когда в 2004 году Медикус выпустил книгу о своем родном деде и его роли во Второй мировой войне, критики неодобрительно отзывались о размытых границах дозволенного в воображаемых монологах. К тому же читателю изрядно надоели мемуары и семейные воспоминания.
Другие упрекали его как раз за скрупулезность постоянного обращения к подобным темам. Ульрих Раульф (Ulrich Raulff) видел в предыдущей книге Медикуса «детективное расследование вины деда». В случае Мелитты фон Штауффенберг мы также имеем дело с педантичной и внимательно проделанной работой по раскрытию неизвестной и эксцентричной личности человеку сегодняшнего дня.
Ей хотелось пьянящего ощущения полета
Фиктивных виражей не существует. Объясняя экскурс в историю о значении авиации по ту сторону Версаля для немцев, о возрождении рухнувшего мира начиная от фигуры, позы и образа действий Мелитты фон Штауффенберг до технического ускорения мира в межвоенный период, можно сказать – все это подчинялось логике преодоления трудностей и обладало огромным воздействием на умы.
Мелитта фон Штауффенберг хотела пьянящего ощущения полета. «Тоталитарное государство предоставило ей возможность стать полноценным летчиком-инженером». Она была незаменимым человеком в военной области. Когда в ходе войны тактика пикирующего полета с позиции ковровых бомбардировок оказалась бессмысленной, Мелитта фон Штауффенберг была хранителем военной тайны.
Потом она угодила в ловушку генеалогической службы Рейха. Согласно закону о гражданах Рейха от 1935 года она была «полукровкой первой степени». Семье Штауффенберг пришлось изрядно постараться, чтобы Александер получил достойную кафедру в вузе, а Мелитта была признана «арийкой».
В период с 1935 по 1941 год около 10 000 человек подали ходатайства о признании их арийцами, удовлетворено из них менее трехсот. Оба супруга фон Штауффенберг должны были чувствовать себя в безопасности. Но угроза продолжала существовать. В 1942 году «полукровки» снова попали под пристальное внимание властей. Планировалось ликвидировать их до конца войны.
Для Медикуса описание периода с 1943 по 1945 гг. становится испытанием. Мелитте сорок лет, с изборожденным морщинами лицом она выглядит как старуха. Она продолжает летать, потому что «сидит» на полетах, как наркоман, потерявший разум и стыд. Человек, который купается и плавает под парусом в Ваннзее или охотится (!) на зайцев в Груневальде во время воздушных атак на Берлин, когда гибнут десятки тысяч человек, пропал окончательно. За ее виражами следишь уже с изрядной долей раздражения и усталости, так как понимаешь, что ее агония и анархия – это агония и анархия самой системы. Она выгорела и изнурена, как и все страна в целом.
А потом наступает 20 июля. Члены семьи Штауффенберг попали под подозрение. На третий день Гестапо арестовало Мелитту фон Штауффенберг. Теперь она знакома с государственным террором не понаслышке. Пошатнуло ли это ее лояльность системе? Ей удается выйти из тюрьмы с учетом «роли, решающей судьбу войны». В последние месяцы своей жизни она становится неутомимой помощницей семьи. Истинно зрелый поступок, альтруистический бросок перед смертью, но только для близких, для родной крови.
Полет над разрушенной страной
Она пытается добиться облегчения условий содержания для своего мужа и остальных членов семьи и летает за чиновниками, сделавшими заключенных живым залогом в переговорах с союзниками в Южном Тироле. Она несколько раз облетает Бухенвальд и приземляется там, чтобы увидеть своего мужа. Она летит над разрушенной страной, похожей на обитель мертвых. Она и сама уже не принадлежит миру живых. Ее сбивает американский пилот, когда она ведет свою машину вдоль железнодорожного полотна. Она умирает на месте аварии, но упокоится в фамильном склепе семьи Штауффенберг спустя несколько месяцев после окончания войны.
Что хочет показать нам Медикус? Обманчивый свет современности? Эта женщина была антигероем. Полет любой ценой не имеет смысла. Никакой дух первооткрывательства не может остаться незапятнанным при сделке с нацистами. Они давали ей машины, она отдавала им душу.
Пилот дьявола. Поэтому никто не вспоминает о ней, в отличие от Элли Байнхорн, которая «лишь» жаждала приключений. Первая женщина-пилот в гражданской авиации появилась в Германии в начале 2000-х годов. И только это стало настоящей эмансипацией, а не бесполые летчицы-пикировщики. «Женщина в небе, жизнь во имя науки и авиации», - так звучал заголовок книги, которую сестра Мелитты Ютта выпустила в 60-е годы.
Антимораль жизни, наполненной опасностями.
Желание сестер Шиллер представить Мелитту фон Штауффенберг героиней и участницей сопротивления заведомо понятно. Но она не была ею. Клаус и Бертольд фон Штауффенберги не посвятили в заговор ни ее, ни Александера. Печально, но факт – брат Мелитты Отто и ее сестра Клара, будучи учеными-агрономами, также работали на нацистов – они разрабатывали так называемые бобы Гитлера – сою! Всеобъемлющая гитлеровская государственная махина предложила трем детям Шиллеров «все возможности для профессионального развития».
Жизнь немки – такой подзаголовок дает автор жизни Мелитты фон Штауффенберг. Семейство Шиллеров, загадка и страшная в своем молчании норма. Мелитта фон Штауффенберг, антимораль жизни, наполненной опасностями, и беспощадное самоуничтожение в наследство Жизнь немки? Одна из многих жизней. Загадочный образ мыслей в конце. И книга, которая не отпускает.
Томас Медикус: «Мелитта фон Штауффенберг. Жизнь немки». Thomas Medicus: "Мелитта фон Штауффенберг. Ein deutsches Leben". Издательство Rowohlt, Reinbek. 412 стр., 22,95 €)