2011-09-02 01:20:01
Новые ливийские власти в лице Национального переходного совета предложили официальному Парижу ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Новые ливийские власти в лице Национального переходного совета предложили официальному Парижу принять активное участие в восстановлении страны и оказать помощь в стремлении влиться в международное политическое сообщество. В замен ливийские власти предлагают Франции 35% от всех нефтяных контрактов, которые новые власти будут подписывать с зарубежными компаниями. Если убрать весь официоз из этого предложения, то можно [...]
2011-09-01 01:44:13
... и в Ливии устанавливается фактическое ... сегодня проектирует новую Ливию, непременно должны ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«Военное обозрение».
Реальность такова, что кроме препятствий в виде сторонников и соратников Каддафи, которые непременно будут вставать на пути Ливии, мешая успешному ее переходу к демократической форме правления, существуют еще и препятствия внутри собственных рядов повстанцев. Уже сейчас наблюдаются очень тревожные признаки трений между прозападно настроенными повстанцами и радикально настроенными исламистами, которые идеологически против создания нового правительства на основе демократии западного образца.
Как преодолеть эти разногласия, сегодня сказать трудно. Но если в начале становления новой Ливии на эту проблему закрывать глаза, то это весьма вероятно это может спровоцировать гражданскую войну в стране и привести к ее разделению на части.
Также необходимо учитывать тот фактор, что Каддафи — это не бывший президент Египта Хосни Мубарак. Так, после свержения диктатуры в Египте власть перешла в руки «опекунов» из числа военных, активизировались, уже имеющиеся до этого, оппозиционные политические силы и независимые СМИ, но и там продолжается довольно болезненный, но реальный путь продвижения страны к большей демократии. В Ливии ситуация является совершенно иной. Муаммар Каддафи правил с момента свержения монархии в 1969 году. Эта страна не имеет конституции, а политические партии и профсоюзы там были запрещены в течение 35 лет.
Можно сказать, что в Ливии нет структурированных организаций, которые бы могли установить взаимодействие между правительством и народом, представлять интересы общества и выдвигать свои требования уже не в форме противодействия режиму, а путем конструктивного диалога с властью. Очевидно, что переходный период в постдиктаторские времена должен быть использован для того, чтобы не допустить вакуума власти и как можно быстрее восстановить политическую жизнь государства.
Кроме того, не стоит забывать, что в свое время Ливия была довольно искусственным государственным образованием, объединившее в себе три бывших провинции Османской империи. И поэтому отсутствие зрелой национальной идентичности значительно усложняет дело построения нового Ливийского государства на обломках диктатуры Муаммара Каддафи.
Единственным выходом из кризиса, в который может войти Ливия после победы революции, это договоренность ее нового руководства с лидерами более 100 племен, проживающих на ее территории. Собственно, выработка новой парадигмы государственного строительства — это опора на преемственность и проведения изменений. Племенная принадлежность становится сегодня важной, так как Каддафи сознательно уничтожил во время своего правления гражданское общество в Ливии. Для этого создать новую дееспособную политическую систему реально можно, лишь учитывая племенные интересы и требования их лидеров.
Хотя в этом случае племена, какими бы влиятельными они ни были, не могут заменить собой собственно политический процесс. Ведь трудно иметь реальный демократический процесс, если часть населения будет голосовать, исходя исключительно из своей племенной принадлежности. Подобное отношение к политике вполне способно принести те же негативы трайбализма и регионализма, которые сегодня прослеживаются на примере ряда африканских стран.
Стоит попробовать рассмотреть возможные сценарии дальнейшего пути развития Ливии. Первый из них — абсолютно положительный. Новая Ливия успешно проходит период становления. В стране сформировано несколько мощных политических партий, участвующих в предстоящих парламентских выборах и успешно формируют правительство народного единства, которое на основе созданной лучшими экспертами конституции и уважения к законам продвигает Ливию по пути к демократии для занятия ею достойного места в глобальном мировом сообществе. Ливийцы получат массированную финансовую и технологическую помощь с Запада, постепенно новая и современная Ливия превращается в образец для подражания для всего меняющегося арабского мира.
Сценарий второй — менее оптимистичный. Демократические и происламистские силы в Ливии, после длительного и трудного периода попыток договориться между собой, не смогли прийти к согласию. Несколько новообразованных демократических партий вступают в острую политическую конкуренцию с радикальными происламистскими политическими группировками и в Ливии устанавливается фактическое двоевластие. Запад начинает разочаровываться в политических и экономических реформах, которые неспособно провести коалиционное правительство. Помощь западного мира начинает уменьшаться, а влияние исламистов в Ливии неуклонно растет.
Начинается и вступает в силу ностальгия части населения по «стабильным» временам правления режима Каддафи, его сторонники выходят на политическую сцену, формируя свою партию, которая, приняв участие в парламентских выборах, получает не менее трети депутатских мест. Начинается медленный, но неуклонный процесс реставрации «каддафизма», используя который сторонники Каддафи всеми силами пытаться заблокировать любые позитивные изменения в Ливии.
Сценарий третий — еще менее позитивный. Политическое противостояние со временем переходит в откровенно силовые формы. Демократы не могут удерживать контроль над всей страной. Лидеры племенных союзов провоцируют разделение страны, и центральная власть, под давлением оппонентов, в конце концов, будет вынуждена согласиться на федерализацию Ливии по племенным признакам. Ее территория делится на три части, и это разделение примерно будет соответствовать условным границам трех бывших провинций Османской империи. Страна децентрализована, и становится фактически неуправляемой. Узурпировав в свою пользу поступления от добычи нефти, лидеры племен очень скоро превращаются в олигархов, которые будут беспардонно диктовать новой власти свою волю.
Сценарий четвертый — катастрофический. После долгих и бесплодных попыток договориться с исламистами демократическая власть теряет свои позиции. Уровень жизни рядовых ливийцев ухудшается, и исламисты получают все большую поддержку среди населения. На парламентских выборах, используя подтасовки и запугивания, «побеждает» исламистская партия. Центральная власть в Триполи отказывается признать результаты подтасованных выборов и провозглашает их недействительными. Исламисты начинают силовыми методами отстаивать результаты своей «победы» и Ливия сползает в гражданскую войну. Результатом ее становится разделение Ливии на две части, одна из которых находится под контролем исламистов.
Те, кто сегодня проектирует новую Ливию, непременно должны учитывать большую вероятность развертывания всех этих четырех сценариев возможного развития событий. Ведь как показывает опыт событий последних лет в Ираке и Афганистане, гораздо проще свалить недемократические режимы, чем потом эффективно управлять страной. Внутренний кризис в Ливии вполне способен спровоцировать новую гражданскую войну, которая в итоге может оказаться куда более жестокой и кровавой, чем та, которая предшествовала свержению режима Муаммара Каддафи.
Ясно одно: Ливия входит в критическую фазу своего развития, и переход от разрушения к строительству способен оказаться не менее трудным и драматичным. Поэтому очень важно в любом случае не допустить в самом начале расширения линий разлома по вполне реальной этнической и религиозной напряженности, которые Каддафи диктаторскими методами удавалось до того держать в узде.
Фактически перед ливийским руководством встает очень тяжелый выбор — как не допустить сползания своего государства к хаосу и анархии, при этом продвигаясь одновременно в сторону демократического выбора. Очевидно, что сегодня задачи, стоящие перед ливийцами, являются чрезвычайно сложными. Лишь при условии профессионализма и нравственности новой власти и реальной помощи Запада на всех направлениях Ливия может успешно сдать этот ответственный экзамен истории. Экзамен, от которого будет зависеть не только ее судьба, но и во многом ситуация во всем ближневосточном регионе и Средиземноморье в целом.
Это цитата сообщения Prozorovsky Оригинальное сообщение
В газете "Завтра" №35 2011 сделана большая подборка материалов, посвященных новому витку агрессии НАТО в Ливии. Из этой подборки я привожу аналитический материал Константина Сивкова, первого вице-президента Академии геополитических проблем, а также содержательную заметку Андрея Гордеева.
Константин Сивков. "Впереди - годы войны":
"Ливия подверглась агрессии в новой форме — с использованием негосударственных военизированных формирований в лице наемников и наиболее тёмной части ливийского общества, которое не понимает, что творит. В очередной раз НАТО и, в частности, Соединенные Штаты, грубо нарушили резолюцию ООН №1973. То, что происходит в Ливии: бомбежки городов, мирной инфраструктуры и военных объектов законного правительства Каддафи, — это есть не что иное, как акт военной агрессии против суверенного государства. Это грубейшее нарушение международного права, относящееся к разряду военных преступлений. Надо четко понимать, что президент США Обама и президент Франции Саркози являются, согласно международному праву, военными преступниками.
В настоящее время Запад, помимо бомбежки с воздуха, предпринял сухопутную операцию против правительственных войск Ливии. Захват Триполи с использованием морского и воздушного десантов в единой воздушно-морской операции был осуществлен с опорой на подразделения морской пехоты Великобритании, Франции и, наверняка, Соединенных Штатов Америки.
Муаммар Каддафи, законный руководитель страны, в настоящее время вынужден находиться на полевых пунктах управления, с тем, чтобы не допустить собственного уничтожения. Его цель — продолжать руководить силами сопротивления Ливии.
Под контролем Каддафи, помимо Сирта, находится еще целый ряд городов, в том числе находящихся в глубине страны. Иностранные наемники, действующие под знаменем ливийских "революционеров", контролируют прибрежные города Ливии.
Основная часть племен Ливии, за исключением тех, что изначально были жестко настроены против Каддафи, пока еще своего веского слова в войне не сказала. Воюет очень небольшая часть ливийского общества. Абсолютное большинство в войну не вступало.
В случае, если полковнику Каддафи удастся избежать собственного уничтожения с использованием спецслужб — а сейчас на лидера Джамахирии развернута настоящая охота, — развитие ситуации будет проходить по следующему сценарию.
Сирт будет все-таки взят, Каддафи будет оттеснен в южные районы страны.
В этот период станет ясно, что иностранцы усиливают начавшийся захват природных ресурсов Ливии.
Внутри оппозиционных рядов начнутся раздоры. Часть наемников, связанных с Аль-Каидой и другими экстремистскими организациями, попытается взять контроль над страной. То же самое постараются сделать и ставленники Саудовской Аравии. Между ними начнется достаточно острый конфликт.
На данном же этапе возникнет конфликт между этими иностранными наемниками и собственно ливийцами. В дело неминуемо вступит часть племен — и вновь вспыхнут старые обиды, которые при Каддафи были успешно купированы за счет его гибкой межплеменной политики. Между кланами, племенами ливийского общества возникнет ожесточенное противостояние. В итоге весь этот конгломерат сил начнет новую войну между собой.
Поскольку война будет продолжаться, Ливию ждут колоссальные жертвы среди мирного населения. Зверства против гражданских будут только усиливаться. Уже сейчас т. н. "повстанцы" отрубают головы людям, насилуют женщин, убивают детей, стариков, раненых. Расстреливают пленных без суда и следствия.
Пользуясь этим фактом, для обеспечения гарантий собственности на ливийскую нефть Соединенные Штаты и их союзники попытаются добиться того, чтобы в Ливию ввели миротворческие силы. При этом надо учитывать, что представители оппозиционеров уже заявили, что они не допустят присутствия иностранных войск и иностранного контроля над страной. Вероятнее всего, мы очень скоро станем свидетелями новой информационной истерии вокруг "преступлений против человечности" и жертв среди гражданского населения, под прикрытием которой конфликт в Ливии будет интернационализован. Введенный "миротворческий" контингент, естественно, будет натовским. Его подлинной целью станет установление контроля над ресурсами.
Как только на территории Ливии появятся натовские войска, начнется партизанская война. Тогда Ливия превратится в очередной Ирак. В случае вступления в войну племён война приобретет еще более масштабный характер. Не надо забывать, что Каддафи раздал населению 750 тысяч автоматов, которые своего слова еще не сказали.
В результате этого Штатам и Франции придется раскошелиться на очередную затяжную войну, что приведет к тяжелейшему внутреннему кризису в этих странах.
Если Каддафи будет жив, то он, вероятнее всего, выступит знаменем консолидации нации и сопротивления. В этом случае война может затянуться на долгие годы. По истечении многих лет тяжелой войны полковник может опять вернуться к власти. Если же Каддафи уничтожат, то будет разыгран все тот же сценарий, только в роли организатора сопротивления выступит другой человек — возможно, кто-то из сыновей главы государства либо лидер какого-нибудь племени
Возможно, в рамках хаотизации конфликта Соединенные Штаты будут добиваться раздела Ливии минимум на две части: богатую нефтью восточную Киренаику и относительно бедную западную Триполитанию. Могут быть даже созданы марионеточные правительства этих "новообразований". Однако это, скорее всего, вызовет отторжение среди племен, населяющих западные регионы. Они отчетливо понимают, что такое — потерять контроль над ресурсами.
Что касается России, то здесь дело обстоит далеко не лучшим образом. Надо понимать, что российское руководство в лице президента Медведева заняло предательскую, проамериканскую позицию. Оно пожертвовало интересами страны для того, чтобы американцы смогли закрепить в Ливии свои позиции. Россия не станет предпринимать никаких шагов в отношении Ливии.
Однако при этом нынешние старания Кремля и руководства российских корпораций по сохранению своих экономических позиций в Ливии ни к чему не приведут. Предводители «повстанцев» уже заявили, что они не допустят к разделу ливийского пирога те страны, которые не поддержали активнейшим образом их сторону в конфликте. К тому же, США и ряд европейских стран за эти полгода, несмотря на кризис, уже вбухали в Ливию огромное количество денег — счет идет на сотни миллиардов долларов. Естественно, это осуществлялось вовсе не для того, чтобы туда пришли Россия или Китай. Более того, эти деньги были вложены в Ливию именно для того, чтобы там не было ни России, ни Китая.
Последний, кстати, теряет в Ливии очень много, но он, в отличие от России, будет сопротивляться. Китайское оружие рекой потечет в регион, подпитывая и без того не быструю войну.
Хаотизация Ливии сыграет значительную роль в событиях всего арабского Востока. Хроника последних месяцев показывает, что подобная хаотизация осуществляется в целом в ущерб Европе, но на пользу США. Штаты используют ливийский и подобные ему конфликты для списания своих долгов и реаккумулирования в своих интересах дармового источника ресурсов, каковой представляет собой нефтеносный Ближний Восток.
Если же в Ливии одержат победу исламистские силы, то тогда США развяжут новую войну против них — уже под знаменем борьбы с "терроризмом". В этой вариации американцы будут стравливать исламистов с напуганными союзническими режимами Европы и Ближнего Востока, превращая их либо в доноров своей экономики, либо в жертв своей экспансии.
Заметим, однако, что в современной войне побеждает не тот, кто имеет мощное оружие, а тот, кто обладает более высоким моральным духом. Это подтверждается в Афганистане и Ираке, где американцы, имея абсолютное военное превосходство над освободительными силами этих стран, терпят поражение и вынуждены бежать с позором. Все это говорит о том, что окончательный исход войны в Ливии предельно неясен, и разгорающийся на наших глазах конфликт может принести самые неожиданные результаты".
Алексей Гордеев. "Ливия и кризис. Что дальше?":
"Вот и свершилось... Каддафи пал или почти пал. Но что дальше? Ведь фундаментальные политические и экономические причины, которые побудили Вашингтон развернуть эту авантюру, остаются нерешенными.
Есть ли у США выход из той глубочайшей долговой ямы, в которой они сегодня оказались? Может ли формально крупнейшая экономика современного мира (ВВП по итогам 2010 г. — 14,2 трлн. долл.) позволить себе не платить по долгам, то есть объявить дефолт? Какое будущее ожидает доллар Федеральной резервной системы? Как будет развиваться, а также чем и когда может завершиться глобальный финансово-экономический кризис?
Поисками ответов на эти и многие другие, не менее острые, вопросы сегодня заняты самые выдающиеся умы современности. И выводы, к которым они приходят, выглядят всё менее утешительно, а прогнозы становятся всё мрачнее и мрачнее. Между тем, Соединенные Штаты сражаются за доллар с нарастающим ожесточением, всё активнее задействуя свою военную и информационную мощь, что нагляднее всего проявилось в ходе агрессии против Ливии, а чуть ранее — в ходе аналогичных вторжений в Афганистан и Ирак после инсценированных до сих пор не известными силовыми структурами США "терактов" 11 сентября 2001 года.
Сегодня уже очевидно, что одним из главных направлений "антикризисной" программы Вашингтона является установление контроля над мировыми запасами углеводородов, и в этом отношении недавно разведанные в южной части акватории Средиземного моря гигантские нефтегазовые месторождения можно считать одним из пусковых механизмов нынешней "арабской весны".
Этот контроль важен для США не сам по себе, он важен, прежде всего, для манипулирования мировыми ценами на энергоносители и через них — на темпы развития мировой экономики в целом.
Кроме того, этот контроль позволяет в случае необходимости "перекрыть шланг" той или иной стране, наглядно демонстрируя их элитам, "кто в доме хозяин" и на кого надо ориентироваться в своей внешней и внутренней политике.
С этой точки зрения, в современном мире осталось только три страны, обладающие экспортными ресурсами углеводородных энергоносителей и не в полной мере контролируемые США: это Иран, Венесуэла и Россия. И соответственно, Вашингтон планирует подчинить, в той или иной мере, каждую из них. Можно легко предположить, что РФ после потери заказов на 8 млрд. долл. от Ливии столкнется с проблемой американской агрессии против Сирии, а параллельно — и Венесуэлы. Оба государства — покупатели наших вооружений, дающие работу нашим заводам и научно-исследовательским центрам. А затем, не исключено, последует удар и по Ирану. Или по самой России. Причем, в случае с Россией это вряд ли будет "традиционная" вооруженная агрессия — в конце концов, развал СССР был осуществлён практически без единого выстрела со стороны НАТО. Однако, и полностью исключать варианты военного вмешательства, судя по всему, не стоит: по сути, в августе 2008 года контингенты американских "джи-ай" не пришли на помощь режиму Саакашвили только благодаря быстрому и полному уничтожению грузинских военных аэродромов российской авиацией. Но ведь никто не запретит западным "частным военным компаниям", действующим в тесном контакте со спецслужбами своих государств, посылать наёмников на помощь, скажем, северокавказским и прочим сепаратистам или сторонникам "оранжевой революции" в нашей стране.
Огромное заблуждение Кремля состоит в надеждах на то, что США готовы раскрыть над Россией "военно-стратегический зонтик", избавив нашу "властную вертикаль" от необходимости самим защищать национальную территорию и содержать собственную армию. Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую — эту старую истину еще никто не отменял. Вашингтон, в случае необходимости, легко пожертвует кремлевскими "пешками" для установления нового статус-кво с Пекином. Совсем недавно состоялся визит вице-президента США Джозефа Байдена в Китай. Там он вёл себя совершенно иначе, нежели в Москве, говорил не о том, кого желает, а кого не желает видеть преемником Ху Цзиньтао, а о том, что сегодня двум крупнейшим экономикам мира необходимо "тотальное сближение", подразумевая под этим поддержку финансовой системы. "Дуумвират" между США и КНР, который в свое время был предложен Генри Киссинджером, — это дуумвират между должником и кредитором, потенциально сверхопасная вещь и для всех окружающих, и, в конечном итоге, для самого кредитора.
Только независимая от США и сильная Россия может рассчитывать на достойную позицию в этом "глобальном треугольнике". Но разве РФ способна стать сильной с обвальной реформой вооруженных сил, осуществляемой под натовские стандарты Сердюковым и Ко, а также с финансовой диктатурой Кудрина, который "абсолютно официально и законно" каждый год вывозит сотни миллиардов долларов на Запад и в США? Нет и нет. Следовательно, из нас медленно, но неуклонно делают "козла отпущения", за счет которого Вашингтон и попытается решить свои проблемы.
Но, как показали события в Ливии, Кремль сегодня полностью ориентирован на Запад во главе с США. Ущерб экономическим, военно-стратегическим и политическим интересам России, те потери, которые мы понесли и еще будем нести в результате такой ориентации, в расчёт не принимаются. Можно предположить, что причиной тому являются не только очевидные личные и групповые интересы представителей "властной вертикали", но и боязнь того, что ярко сформулировал известный американский "ястреб", сенатор Джо Маккейн, заявив: "Россия и Китай — на очереди".
В результате налицо капитулянтская бесперспективная политика, полностью аналогичная политике "умиротворения", которую в 30-е годы проводили Англия и Франция по отношению к Третьему рейху. Дело тогда закончилось мировой войной с десятками миллионов жертв. "Умиротворить" Соединенные Штаты не получится никакими афганистанами, ираками и ливиями. Они не успокоятся, пока не получат всё, или не развалятся на куски. За одной агрессией будет следовать другая, еще более масштабная и кровопролитная.
У России пока есть время, потому что в качестве очередной жертвы намечена Сирия. США уже стремятся стравить вокруг неё Турцию и Иран. Пока это не удается, но попытки будут продолжаться. Наверняка от Кремля "западные партнеры" потребуют санкции на вооруженное вмешательство. Надо сказать, что Лавров на прошлой неделе, когда заявлял о поддержке "ливийских повстанцев", выглядел чернее тучи. Видимо, он, как достаточно опытный дипломат, прекрасно понимает, куда ведут подобные голосования в Совете Безопасности ООН.
Каждое из них еще на шаг приближает агрессию против России. Тем более, что своих "маршалов Петэнов" у нас явно в избытке. А вот найдутся ли в России свои "генералы де Голли", они же Минины и Пожарские — большой вопрос".