Elena Polonsky
В истории разведки эта женщина известна как Йошико Кавашима (Ёсико Кавасима) – личность весьма эпическая и впечатляющая своей биографией. По происхождению – принцесса маньчжурской императорской династии, наречённая при рождении (24 мая 1907 года) Сянь–Юй. По жизни – лётчица и шпионка, лихой кавалерист, модная певица, подруга генералов, дипломатов и императоров, а также таинственная красавица–бисексуалка.
Сянь–Юй было всего пять лет, когда после Синьхайской революции 1911 года в Китае династия была свергнута. Спустя три года молоденькую принцессу удочеряет японский бизнесмен (а на деле — шпион и авантюрист, резидент японской разведки) Нанива Кавашима, который дает ей свою фамилию, новое имя и перевозит в Японию. Там она воспитывается в школе Ниндзюцу в городе Мацумото и в одном хитром заведении под руководством полковника Кэндзи Доихара, где впитывает в себя самурайские традиции.
В 17 лет после неудачной попытки покончить собой (по другой версии она была изнасилована ее приемным отцом), у нее стали проявляться транссексуальные и лесбийские наклонности — Йошико стала отдавать предпочтение мужской одежде и девушкам, а после поднявшейся шумихи в прессе вокруг ее личности, ей пришлось вернуться в Китай.
После неудачного замужества с маньчжурским полевым командиром Ганджуржабом, она завела бурный роман с японским атташе в Манчжурии Танакой (майором военной полиции по совместительству). Так началась ее карьера в разведке: проявляя свои многочисленные таланты, молодая аристократка легко входила в доверие к абсолютно любому человеку, применяя свою бисексуальную свободу нравов. Она везде была своей: и в высшем обществе и в бандитской шайке. Именно тогда она и получила кличку «Кицунэ» (лисица–оборотень).
Йошико участвовала во многих спецоперациях, одной из которых была разработка и проведение эвакуации последнего президента Манчжурии Сюя из дворца, окруженного революционными войсками. По её совету президента вынесли в корзине с грязным бельём.
Когда японцам понадобилось организовать марионеточную Маньчжоу–Го, Йошико вошла в окружение императора Генри Пу И (став «возлюбленной» его жены — императрицы Сянь), и, применив психологическое давление на императора (она подбрасывала в его спальню змей, которых он панически боялся), убедила его принять предложение японцев.
После интронизации Пу И, Йошико продолжала работать на Японию, став на время «спутницей» генерал–майора Хаяо Тады, военного советника Пу И. Она организовала карательный кавалерийский полк в несколько тысяч сабель, набрав туда уголовников и дезертиров, которые её беспрекословно слушались. Под её командованием полк уничтожал воевавших против японских оккупантов партизан (план умиротворения Манчжоу–Го).
«Восточная Мата Хари», как позже ее прозвали в прессе, использовала все возможности для достижения своих целей. Она перемещалась (в том числе на самолёте) по территории Китая, одетая в военную офицерскую форму и выполняла самые сложные задания.
Её возросшая популярность (она выступала на радио и даже выпустила пластинку песен в собственном исполнении) чуть не стоила ей жизни. Китайская принцесса по крови и рождению, не могла смириться с тем, что творят японцы на её земле. Все чаще Йошико в приватных разговорах критически высказывалась о действиях японской разведки, за что и была сдана в 1945 году военной полицией разведке Гоминдана в Пекине. По официальной версии она была расстреляна в 1948 году, и Гоминдановцы даже распространили в прессе фото казни. Но по другим свидетельствам и материалам из японской прессы, говорилось о том, что казнь была подменена, и ей удалось сбежать, прожив еще три десятка лет в Северном Китае. Как сложилась судьба принцессы на самом деле, так и осталось тайной.
Получившая посмертное признание, и все более известная и популярная как в Японии, так и в Китае, Йошико стала героиней фильмов, в том числе посвященных лично ей. Для японцев она национальная героиня, у китайцев отношение более сложное, но все же весьма уважительное, судя по отрывкам из фильмов.