... уничтожено 95% евреев
– в подавляющем ... волей, сказала своей
: «Живи!» ...
Литовский исследователь Рута Ванагайте, пересмотрев тысячи архивных папок и расспросив сотни очевидцев, написала книгу «Наши». Она о том, как ее соотечественники, «наши литовцы», занимались уничтожением евреев, облегчив немцам их поганый грязный труд.
Так сталось, что мы с женой несколько летних сезонов провели среди зеленых окраин Вильнюса. Говорили с молодыми евреями о Торе и слушали рассказы их родных об ужасах здешнего Холокоста. В деревню со смешанным населением приходили люди из щуцкора, вооруженные. Они обрастали десятком местных помощников. Первыми уводили мужчин. Каждого еврея сначала били плеткой по голове, чтобы сознание замутилось. Их колонну вели в лес, заставляли копать ров, загоняли в него, расстреливали. Потом к другому рву, неподалеку, вели колонну женщин с детьми. Еврейских стариков подвозили на телегах. Литовские бабы, интересуясь барахлом, щедро угощали добровольных убийц водкой – расстреливать соседей, с которыми прожил десятки лет, все же дело непростое.
Конечно встречались другие литовцы, очень мало. Но это были люди отчаянной смелости, или совести – за спасение еврея светил расстрел. Среди них семья художника Чурлюниса. Среди них истопник гестапо. Его сын тоже служил в этой организации, а отец служил Б-гу, пряча в подвале полтора десятка человек. Я спросил у знакомых, сколько литовцев запятнали руки нашей кровью. Мне ответили: «Немного, от силы пять процентов, и в основном шваль, пьянчуги и уголовники. Но если остальные 95% молчаливо согласны с происходящим, эти пять лютуют без оглядки…»
Рута Ванагайте пришла к более мрачным выводам. Цитата из ее интервью: «Я поняла, что среди моей родни были люди, которые не расстреливали, но были соучастниками Холокоста. Возможно, составляли списки или охраняли задержанных евреев. Таких людей, из обычных семей, наберется десятки тысяч…»
Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов горько пошутил: «Есть такая поговорка – с правдой весь мир обойдешь. Вот в чем суть: она, эта правда, любит ходить голая. А евреи народ скромный, стыдливый. «Голая правда? Пошла вон!» Так и бродит она по свету…»
Бродит, но совсем не уходит. То в одной, то в другой стране, из тех, что помогали фашистам, встает историк и, с документами в руках, объявляет: «наша вина!..» В Польше такие споры, почти в двенадцать штормовых баллов, начались вокруг книг Яна Гросса. В Литве эту роль сыграла Рута. Скрепя сердце, многие приняли ее книгу. Нашлись, однако, другие которые покачали головой: «Зачем раздувать огонь былой вражды? Нужен другой подход».
«Другой подход» – племянник «стокгольмского синдрома», когда жертвы оправдывают своих мучителей. В нашем варианте работает формула «вы правы и вы немножко правы». Хасидом этой темы стал голландский правозащитник Роберт ван Ворен. Он подвижен, как флюгер: «Книга Ванагайте сообщает достоверную информацию. Но есть также вопрос прощения и примирения. Примирение означает попытку понять причины и факторы, побудившие население действовать с такой жестокостью…»
Прилежный шулер всегда имеет при себе двойной набор тузов,- вдруг понадобятся. Так же и ван Ворен. Первый туз он бросил на зеленое сукно сразу: советская власть в Прибалтике, конфискации, аресты, путевки в Сибирь. Среди коммунистов были евреи, и обиженный литовский народ занялся их уничтожением. Ну, я бы от себя добавил: плюс зверские пытки и издевательства перед расстрелом, обрубание пальцев, например. Напомню: тогда, в середине 80-х, я общался с людьми, которые видели это собственными глазами. Массовое озверение, обесчеловечивание себя…
Голландский правозащитник и тут начеку. Новый козырь, новый аргумент: «большинство убийц были обычными людьми среднего класса, с семьями и детьми. За насколько месяцев они превратились в монстров, а затем вернулись к своей обычной жизни».
То есть, «Ах, война, война…» Да, война - это экстрим, опасность рядом, солдаты по обе линии фронта звереют. Но вот нюанс: литовцы, в большинстве своем, в той большой войне не воевали. Вопрос «палач – не палач» решался за чашкой чая, и что мама скажет. Одного парня мать послала на «акцию» сама, чтоб поживился имуществом – двубортный пиджак для свадьбы, драповое пальто… Он послушался и попал в ад. Видеть, как матери закрывают телами детей, а нужно убить и столкнуть в ров обоих, для человека с душой – это ад. Он вернулся и зарубил мать топором. Было это в Вильнюсе.
Наш правозащитник начеку: новый козырь тянет из кармана. Кстати, почему мы верим случайным биркам и не спрашиваем: а чьи права защищает эта добрая душа: бесправных рабынь ИГ или бывших эсэсовцев, курдов в Ираке или «тамильских тигров» Цейлона, которые по части выстрелов и взрывов обогнали Арафата?
Так вот: на новом козыре Роберт ван Ворен попался. Как автор серии «Богатый папа» он начал писать о том, чего никогда не видел и не знает. Читаем: «Примирение также означает прощение. Комиссия, созданная архиепископом Десмондом Туту в ЮАР, предоставила людям говорить, слушать и простить. Поэтому Южная Африка не превратилась в Зимбабве и черные продолжают жить бок о бок с белыми. То же произошло после геноцида в Руанде, где племя хуту убивало людей из племени тутси с невероятной быстротой и жестокостью. Но через процесс примирения они снова соседствуют друг с другом…»
Такой же настой из газетных вырезок ван Ворен предлагает евреям: простить своих палачей. Но лучше бы он своим лекарством моль травил. Южная Африка, конечно, продолжает оставаться одной из успешных стран мира. Но после прихода негров к власти качество жизни там упало резко. Новые правила вождения: все двери на замке, а если видишь, что ватага негров обступила машину, наплюй на штраф и газуй на красный. Национальный герой и широкая душа, Нельсон Мандела, став главой страны, объявил: «Братья, приезжайте отовсюду и селитесь в наших городах!» Негры со всего континента устремились в ЮАР, взяв нормальные кварталы в клещи трущобных построек. Негры местные быстро поняли, чем это грозит и встретили новоселов дубинками и топорами.
Сидя в президентском кресле, с ностальгией вспоминал Мандела «ужасы расизма» (цитата из ван Ворена), когда племенные войны были только на страницах учебников, а за хранение оружия белые поселенцы могли впаять приличный срок, чтоб неповадно было. Времена те прошли. Поклонение тупым догмам 19-го века привело к необычайному разгулу взаимного насилия почти во всех частях африканского континента. Дерутся по поводу и без, применяя автоматы, пулеметы, системы ракетного огня. Тяжелый и горячий факт: негры после колледжа или с приличным рабочим профилем стали эмигрировать из ЮАР в другие, «белые» страны. Хотят спокойно жить.
Ого и эх: эйр-кондишн и демократически избранный президент спокойной жизни обеспечить не могут. Нужна крупинка соли: единый моральный код для всех граждан планеты. Тогда это блюдо, «стэндарт оф лайф», станет вкусным.
По нашей теме: согласно Семи заповедям сыновей Ноаха, человек, чужую жизнь отнявший, подлежит суду. Если вина доказана, его казнят. Ни родня жертвы, ни приблудные советчики, не могут объявить: «Мы прощаем…» Да, не стоит вечно хранить вражду к стране, даже если оттуда вышли палачи евреев. В Торе назван только один народ, племя Амалека, который евреи обязаны стереть с лица земли. С остальными племенами, даже весьма скверными, возможен диалог. Насчет «примирения и покаяния» ван Ворен прав. Только эти слова нужно поменять местами. Сначала покаяние, потом примирение. И каяться должны не мы (к хрену стокгольмский синдром!), а дети, внуки и правнуки добровольных убийц.
Цель этого покаяния простая и внятная: чтобы сохраниться, как народ. Сколько вавилонцев, разрушителей Первого Храма, живет на свете? Ноль целых. Сколько ассирийцев, которые увели в плен 10 израильских колен? Несколько тысяч. Сколько древних египтян, наших прорабов на фараоновых стройках? Кто-то где-то в верховьях Нила. И если литовцы и другие народы, загонявшие евреев в расстрельные рвы, хотят на своей земле укрепиться и род свой продолжать, самое им время начать рассказывать о зверствах прадедов. Национальной гордости, в нормальном понимании, это не повредит.
Пример имеется. Кто, как не немцы, превратил жизнь евреев в 20-м веке в настоящий ад? Кто, как не немцы, прошел с помощью западных стран труднейший процесс «денацификации», расставаясь с прежними идолами, и с немецким усердием пытаясь вернуть себе человеческий облик?.. Процесс, конечно, не закончен. Но арийцы опять, (это от себя скажу), многих обскакали.
В интернете выставлено интервью с Рутой Ванагайте. Женщина средних лет с острыми чертами лица, спокойная речь, такая из себя училка. Именно ей Всевышний поручил напомнить своему народу, что в годы войны было уничтожено 95% евреев Литвы – в подавляющем большинстве литовскими руками. За ее плечами годы работы в «Особом архиве» и бессчетное число встреч со своими соотечественниками, и старыми, и молодыми. Рута: «Я встретила всего несколько человек, которые не боялись. Даже с историками в парке на лавочке приходилось встречаться…»
Боялись они не ГБ, которого давно не было. Страх шел из темного угла общей памяти. Немых свидетелей хватало: в каждой третьей семье на полке, среди прочих безделушек, стояли субботние подсвечники, или бронзовая ханукия, или другая вещь, которую хозяйственный прадед прихватил в осиротевшем еврейском доме. Сейчас страх обрел плоть: Литовский центр изучения геноцида передал в правительство список из двух тысяч вероятных палачей. Тем из них, кто еще в живых, можно задать неприятные вопросы, можно заставить отвечать перед судом.
Я вас удивлю: миллионы вздохнут спокойнее. Страх, названный по имени, перестанет скрестись к тебе в окошко по ночам.
И еще: я искренне убежден, что литовка Рута сделала гораздо больше, чем французская Жанна Д Арк. Та, в сухом остатке, сняла английскую осаду с Орлеана. А эта женщина, с несгибаемой волей, сказала своей Литве: «Живи!»
Благословенны праведники.
... >