Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Генерал, сделавший для спасения России больше, чем любой другой2017-03-31 11:43:21 + развернуть текст сохранённая копия     (с) warsh Пётр Петрович Коновницын (1764—1822) — генерал от инфантерии, в 1815-1819 годах военный министр Российской империи. В 1770 году записан в Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус. 27 сентября (8 октября) 1774 года — фурьером в Семёновский лейб-гвардии полк). Образование и воспитание получил домашнее. Действительную службу начал с 1 (12) января 1785 года в Семёновском лейб-гвардии полку подпрапорщиком. Участник русско-шведской войны 1788—1790 годов. 22 июня (3 июля) 1791 года направлен с чином премьер-майора на войну с Турцией. 27 августа (7 сентября) был произведён в подполковники и назначен адъютантом Г. А. Потёмкина — «на вакансию капитана 2-го ранга Сенявина». В боевых действиях не успел принять участия, так как в Яссах вскоре состоялось заключение мира. В Яссах он впервые встретился с М. И. Кутузовым. 12 (23) февраля 1792 года произведён в полковники и 1 июня назначен командиром Старооскольского мушкетёрского полка. Участвовал в польских кампаниях 1792 и 1794 годов. 24 мая (4 июня) 1794 года в битве под Хелмом Старооскольский полк, построившись в каре, отбивал атаки польской конницы, после чего перешёл в контратаку против польской пехоты. Коновницын лично повёл второй батальон, и после короткой рукопашной схватки польская пехотная бригада была обращена в бегство. За время кампании Старооскольский полк потерял 417 человек погибшими и умершими из 2800. 15 (26) сентября 1794 года был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени (№ 537): «За отличную храбрость, оказанную против польских мятежников 22 июня при Слониме, где он дал мужественный отпор многочисленному неприятелю». 17 (28) сентября 1797 года произведён в генерал-майоры и назначен шефом Киевского гренадерского полка, 12 (23) марта 1798 года — шефом Углицкого мушкетёрского полка; 2 (13) ноября 1798 года был отправлен в отставку и восемь лет провел уединённо в своём имении Кярово Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии. В 1806 году, с началом войны России и Пруссии против Наполеона, прибыл в Петербург, где в декабре, с одобрения императора Александра I, был избран начальником земского ополчения Санкт-Петербургской губернии. Участвовал в формировании и направлении на театр военных действий новых войск. Награждён орденом Святой Анны 1-й степени. Александр I пожаловал ему 3000 десятин земли и пожелал увидеть его вновь на военной службе. 25 ноября (7 декабря) 1807 года вновь вступил на действительную службу и назначен в Свиту Его Императорского Величества. 20 января (1 февраля) 1808 года был назначен дежурным генералом к Ф. Ф. Буксгевдену, возглавлявшему русскую армию в русско-шведской войне 1808—1809 годов. В основные задачи Коновницына входило обеспечение армии всеми необходимыми материальными средствами, но он не упускал возможности лично участвовать в боевых действиях. За активное участие во взятии Свартхольма и Свеаборга (6 (18) марта) Коновницын 12 (24) апреля был пожалован чином генерал-лейтенанта. 21 июля (2 августа) в морском сражении вблизи острова Кимито он принял на себя командование в морском бою — возглавил гребную флотилию, отразившую нападение 12 шведских канонерских лодок. 17 февраля (1 марта) 1809 года награждён орденом Святого Георгия 3-й степени (№ 195): «В воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в нынешнюю кампанию против шведов в сражении 21 июля на острове Кимито, где преследовал с неустрашимостию и поражал ретирующагося от мызы Вестинсиери до пункта десанта неприятеля, который понес сильное поражение». С 24 апреля (6 мая) 1809 года назначен шефом Черниговского мушкетерского полка и начальником 3-й пехотной дивизии. В связи с участием России в континентальной блокаде Англии и ограничением действий её флота, дивизия Коновницына охраняла берега Балтийского моря. Дивизия входила в состав 1-й Западной армии Барклая-де-Толли и располагалась в районе Вильно. Пётр Петрович вывел дивизию в число лучших по боевой подготовке, что было отмечено императором во время боевого смотра в 1812 году. В начале войны 1812 года 3-я пехотная дивизия Коновницына была в корпусе генерала Н. А. Тучкова в составе 1-й Западной армии М. Б. Барклая-де-Толли. 14 июля при Островне дивизия вступила в первый бой с французами. Сменив корпус генерала А. И. Остермана-Толстого, она целый день сдерживала натиск противника, обеспечивая отход главных сил армии — сперва против Мюрата и Богарне, а потом и против Наполеона. 5 (16) августа он защищал Малаховские ворота Смоленска, оставаясь раненым в строю, 6 (17) августа сражался при Лубине. В Смоленске солдаты 3-й пехотной дивизии взяли Смоленскую икону Божией Матери, которую привезли в Москву и в день Бородинского сражения пронесли перед русскими войсками. 7 (19) августа отличился в бою у Валутиной горы. С 17 (29) августа командовал арьергардом объединённых армий, под его командованием находились войска численностью до 30 тысяч человек. Ежедневно участвовал в стычках с частями Мюрата. 20 августа (1 сентября) выдержал под Гжатском 13-часовой бой с превосходящими силами противника, а 23 августа (4 сентября) в течение 10 часов у села Гриднево отбивал атаки Даву и Мюрата. В день Бородинского сражения дивизия Коновницына заняла оборону на старой Смоленской дороге, но когда выявилось главное направление удара Наполеона — против русского левого фланга, дивизия была спешно направлена на помощь Багратиону. Прибыв к Багратионовым флешам в 10 часов утра, Коновницын ударом в штыки выбил оттуда французов. После того как Багратион был тяжело ранен и унесён с поля боя, Коновницын возглавил оборону левого фланга. Временное замешательство 2-й армии, потерявшей своего командующего, привело к потере флешей, и Коновницын был вынужден отвести войска на 300—400 метров назад — за Семёновский овраг, где, используя высоты, он организовал прочную оборону. Прибывший руководить 2-й армией генерал от инфантерии Дохтуров одобрил все его распоряжения. В этот день Коновницын получил 2 контузии. 28 августа (9 сентября) главнокомандующий Кутузов назначил Коновницына командиром 3-го корпуса (вместо смертельно раненого Н. А. Тучкова). На военном совете в Филях Коновницын голосовал за новое сражение под Москвой. Решение главнокомандующего об оставлении Москвы он воспринял, как и большинство других генералов, с болью. «От сего волосы встали дыбом» — признавался он позже. 4 (16) сентября Кутузов назначил Коновницына дежурным генералом штаба русской армии. С этого времени Пётр Петрович стал первым докладчиком у главнокомандующего, через него проходила вся боевая переписка Кутузова с подчинёнными ему военачальниками. Бумаги за подписью Коновницына отсылались Великому князю Константину Павловичу и А. А. Аракчееву. Коновницын сетовал в одном из писем: «Я жив, но замучен должностью, готов идти под пули и картечь, лишь бы здесь не оставаться. Если меня бумажными делами не уморят, то по крайней мере совсем мой разум и память обессилят». В Тарутинском лагере он занимался приёмом и распределением пополнений, их обучением и подготовкой. Несмотря на недомогание (его мучила сильная лихорадка) и данное Кутузову обещание не рисковать своей жизнью, Пётр Петрович принял участие в Тарутинском бою. Под Малоярославцем Кутузов был вынужден послать Коновницына с 3-й дивизией выбить французов из города. В должности дежурного генерала Коновницын находился при Кутузове всё время преследования наполеоновской армии вплоть до занятия русскими войсками Вильно. Боевая деятельность П. П. Коновницына в 1812 году была отмечена Золотой шпагой «За храбрость» с алмазами, орденами Святого Владимира 2-й степени, Святого Александра Невского, Святого Георгия 2-й степени и званием генерал-адъютанта. А. И. Михайловский-Данилевский писал в своих дневниках о Коновницыне следующее: «Генерал Коновницын в нашей армии являл собою модель храбрости и надежности, на которого можно всегда положиться… Этот человек, достойный уважения во всех отношениях, сделал больше, чем любой другой генерал для спасения России, и эта заслуга сейчас забыта. Но он навсегда сохранит в нашей истории имя, которое зависть не сможет вырвать из этой памяти. Я не буду говорить о его победах в Витебске и Смоленске, где он один командовал армией, я не буду говорить о его подвигах, как блестящего генерала арьергарда, но я скажу только одно, что после того, как врагу сдали Москву, наша армия находилась в состоянии полной дезорганизации, когда все отчаивались в спасении родины. Князь Кутузов и все его генералы просили генерала Коновницына встать во главе генерального штаба армии. Он принял этот труднейший пост в Красной Пахре, и он исполнял его со всей возможной ревностью и энергией, и ему удалось сформировать из самой разбредшейся, самой дезорганизованной армии, первую армию мира, которая побивала Наполеона и всю Европу, объединившуюся против нас. Во всех последующих делах, которые произошли после, он был первым во главе наших колонн. Именно он командовал лично вечно памятными битвами при Тарутине и Малоярославце. Это подлинный русский, который умеет по-настоящему ценить доблесть и знает подлинную цену иностранцам. „Никогда, — говорит он, — я не дам иностранцу звания генерала. Давайте им денег, сколько хотите, но не давайте почестей, потому что это — наемники“. Что касается меня, то я почитаю себя счастливым своим знакомством с ним. Люди, подобные ему, редки. И когда он умрет, я напишу на его могиле: „Sit ti bi terra levis“… Коновницын только раз посоветовал отступить. Это было в Красной Пахре». В январе 1813 года Пётр Петрович был назначен командиром Гренадерского корпуса, который в иерархии русской армии считался вторым после Гвардейского. Первое сражение, в котором принял участие корпус, было сражение при Лютцене. Это сражение для Коновницына стало последним, когда он руководил войсками непосредственно на поле боя. 20 апреля (2 мая) 1813 года, объезжая верхом позиции, он был тяжело ранен «пулею ниже колена в левую ногу навылет с повреждением верхних костей». Рана оказалась опасной для жизни. На поле боя присутствовал Александр I и ночью этого же 20 апреля посетил раненного Коновницына на квартире в Лебештедте. Вернувшись в сентябре в армию, он был определён находиться при Александре I, выполняя его поручения. За участие в сражении под Лейпцигом получил орден Святого Владимира 1-й степени. В 1814—1815 годах Коновницын выполнял почётное поручение императора сопровождать за границей великих князей Михаила и Николая) в качестве их военного наставника и ментора. В своём письме великим князьям императрица-мать Мария Фёдоровна напутствовала: «Генерал Коновницын, который будет при вас, уважаем во всех отношениях и особенно пользуется репутацией изысканной храбрости: следуйте же в момент опасности без страха и сомнения его советам, которые всегда будут соответствовать чести и уважайте их как приказы, исходящие от самого императора или меня». 12 (24) декабря 1815 года Коновницын был назначен на должность военного министра, введён в Государственный совет, Комитет министров и Сенат. По результатам первого года работы Коновницына на посту министра в его формулярном списке появилась запись: «1817-го Генваря 1-го за труды и отличную попечительность в управлении военным Министерством и благоразумные распоряжения оказанные в нарочитом сбережении расходов по военно-хозяйственной части, пожалованы знаки, ордена Святого Александра Невского алмазами украшенные». 12 (24) декабря 1817 года произведён в полные генералы, получив чин генерала от инфантерии. 6 (18) мая 1819 года Коновницын был вынужден просить Александра I об отпуске на лечение. Сказалось огромное напряжение сил в военное время, раны, особенно — полученная при Люцене. Император сообщил в личном письме, что удовлетворяет прошение: «Я увольняю вас в отпуск к минеральным водам. Мне весьма приятно будет видеть желаемое действие оных в скорейшем восстановлении вашего здоровья». 25 ноября (7 декабря) 1819 года император направил указ Сенату: «По особой доверенности Военному Министру Генералу от Инфантерии Коновницыну повелеваю ему быть Главным Директором Корпусов Пажеского, Первого и Второго кадетских, Дворянского полка, Императорского военного сиротского дома, Смоленского Кадетского корпуса и Дворянского эскадрона под начальством Его Императорского Высочества Цесаревича, членом Совета о военных училищах и комитета под ведением сего Совета состоящего». В том же году 12 (24) декабря Коновницын был возведён в графское достоинство. 28 августа (9 сентября) 1822 года Пётр Петрович Коновницын скончался на загородной даче под Петергофом. На отпевании в церкви Кадетского корпуса присутствовали первые государственные лица. Великий князь Николай Павлович, бывший его воспитанник (будущий Николай I), участвовал в выносе гроба, который затем отправили в родовое имение Коновницыных — усадьбу Кярово, где состоялось погребение П. П. Коновницына. Более четверти века граф Коновницын находился в строю. Как писал он сам, за годы службы «был в действительных сражениях с поляками — в 4-х, со шведами в 22-х, с французами, с 15-ю при них нациями, в 21-м. Итого в настоящих делах, кроме аванпостных, шармюцелей и рекогнисцировок разных в 47-ми». via Тэги: 1812, годъ, гордиться, живопись, интересная, личность Сумеете ли вы узнать известных кузбассовцев по старым фото?2017-03-24 14:47:29... викторины – весьма известная личность, как минимум, в ... + развернуть текст сохранённая копия Каждый из героев этой викторины – весьма известная личность, как минимум, в России. Но успехов и славы они достигли, уже будучи взрослыми. А сможете ли вы узнать их по фотографиям, сделанным в юности, а то и вовсе в детстве? Запись Сумеете ли вы узнать известных кузбассовцев по старым фото? с сайта Сибдепо. Тэги: известные, кемерово, кузбасс, личности, машков, панин, распутина, самохина, тест, тиньков, тулев, чтиво Русский адмирал Алексей Самуилович Грейг.2017-03-17 22:24:37... и всесторонне образованной личности». + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у navy_chf в Русский адмирал Алексей Самуилович Грейг. Русский адмирал Алексей Самуилович Грейг поражал своих современников профессиональными знаниями моряка и широчайшим научным кругозором. Его интересы охватывали мореплавание, артиллерию, кораблестроение, физику, математику, астрономию, юриспруденцию, медицину, химию и экономику. Кроме этого мореплаватель и государственный деятель профессионально занимался рисованием, музыкой, историей, ботаникой. И в какой бы сфере не работал Грейг, он всюду вводил что-нибудь новое, стремился принести как можно большую пользу Отечеству. По свидетельствам современников «это был человек энциклопедической эрудиции, стоящий далеко впереди своего века, – идеал моряка-практика, ученого-моряка и всесторонне образованной личности». Алексей Грейг появился на свет в Кронштадте в семье военного моряка 6 сентября 1775 года. Его отец, Самуил Карлович, был шотландцем из рода Мак-Грегоров. В 1750 году он поступил волонтером в английский флот и тринадцать лет плавал на разных судах. Он повидал множество стран, принял участие в огромном количестве морских сражений, однако, несмотря на безупречный послужной список, дослужился лишь до первого офицерского чина. Видя бесперспективность будущей карьеры, Самуил Грейг отправился искать счастье на чужбине. В это же время молодая императрица Екатерина II занималась реформированием русского флота. Одним из нововведений стало приглашение на службу на флоте опытных моряков из-за границы. Этим предложением и воспользовался двадцативосьмилетний Грейг. В июне 1764 года он получил чин капитана первого ранга, и, как показало время, русский флот не пожалел об этом. Самуил Карлович оказался энергичным и дельным моряком, он разработал новый свод правил по парусному вооружению отечественных кораблей, принял самое активное участие в прославленной Архипелагской экспедиции и в доставке в Северную столицу «княжны Таракановой». К моменту рождения своего первого сына Алексея Самуил Грейг уже трудился на посту главного командира Кронштадского порта, а также занимался проектированием новых кораблей русского флота. Еще до появления ребенка на свет имелось распоряжение императрицы произвести сына Грейга в мичманы, а дочь – во фрейлины. Также Екатерина II вместе с графом Орловым стали крестными ребенка. Данная царская милость, к слову, сыграла отрицательную роль в карьере Алексея Самуиловича, послужив его недругам причиной для объяснения всех успехов по-настоящему талантливого человека. Детство Алексей провел в семейном кругу, постепенно приобщаясь к морскому ремеслу благодаря огромному влиянию его отца. В 1785 году, когда мальчику исполнилось десять лет, домашнее воспитание закончилось, и он был отправлен стажироваться в Англию. Три года Алексей плавал на кораблях британского флота, постигая у лучших английских моряков премудрости профессии. По окончании стажировки он вернулся в Россию, был произведен в лейтенанты и назначен на «Мстислав», плавающий по Финскому заливу. В это время вспыхнула война со Швецией. Самуил Карлович Грейг встал во главе Балтийского флота, ему была поручена защита Петербурга и Кронштадта. 6 июля у острова Гогланд он атаковал шведский флот. Разыгралось жесточайшее сражение. Не выдержав яростного огня русских, шведы отступили в Свеаборг, а Самуил Грейг последовал за ними. Эта морская победа имела огромное значение – был сорван план захвата Петербурга, кроме того на борьбу со Швецией поднялась Дания. Адмиралу был пожалован орден Св. Андрея Первозванного, однако он отказался принять его раньше окончательного поражения шведов. К сожалению, Самуил Карлович не дожил до решающего разгрома неприятеля. В ходе блокады Свеаборга он слег с «желчной горячкой», а 15 октября 1788 года умер в зените славы на борту своего флагмана «Ростислав». После смерти адмирала императрица взяла всю его семью под покровительство. Уже в конце года Алексей Самуилович получил звание капитан-лейтенанта, а его младшие братья – Самуил и Карл – мичмана. В начале осени 1789 Алексей и Карл Грейги было отправлены в Англию для дальнейшего прохождения морской практики. В период с 1789 по 1791 годы они совершили ряд плаваний в Индию и Китай на судах Ост-Индской компании. Во время путешествий им довелось принять участие в сражениях с голландскими и французскими кораблями. В 1791 Алексей вернулся в Россию, однако спустя год вновь был отправлен в Англию. В ходе третьей заграничной поездки он служил волонтером на британских военных кораблях, плавающих в Средиземном море. В 1798 году двадцатитрехлетний капитан второго ранга Алексей Грейг получил в командование свое первое судно – 66-пушечный «Ретвизан», захваченный у шведов в 1790 году эскадрой Чичагова. В составе эскадры Макарова Алексей Самуилович плавал у английских берегов, крейсировал с союзниками в Немецком море, получив похвальные отзывы от адмирала Нельсона. А 1 января 1799 Грейга произвели в капитаны первого ранга. Оправдывая возложенное доверие, Алексей принял участие в высадке десанта и взятии голландской крепости Гельдер, рядом с которой был пленен и голландский флот. Свидетели отмечали его личную храбрость, проявленную при захвате корабля «Вашингтон». В 1802 году занявший престол Александр I назначил молодого Грейга членом сформированного Комитета для исправления флота. В ту пору ему шел двадцать седьмой год, и он был единственным капитаном первого ранга среди шести адмиралов, основавших Комитет. О степени доверия к знаниям и талантам Грейга можно судить уже по тому, какие маститые моряки входили в комитет – Воронцов, Мордвинов, Макаров, Фондезин, Карцев, Балле и Чичагов. Спустя год Алексей Самуилович стал капитан-командором, получив право командования отрядами кораблей. Начало нового века ознаменовалось продвижением Наполеона по Европе. Россия находилась с Францией в состоянии войны. В 1804 Грейг, командуя группой из четырех судов, вел разведывательную и дозорную службу в островах Ионической республики, находившихся под Российским протекторатом. В этом же году вместе с английскими кораблями он высадил десантные войска в Неаполе, однако под натиском превосходящих сил французов был вынужден снять его. В 1805 Алексей Самуилович поступил под командование Дмитрия Сенявина – ученика и сподвижника легендарного Ушакова. После того как в 1806 году Турция объявила войну России, Сенявин с флотом пошел к Константинополю, поручив Грейгу захватить остров Тенедос – крупный турецкий опорный пункт у входа в Дарданеллы. Молодой моряк лично повел первую колонну десанта на штурм острова, овладев им к 8 марту 1807. На Тенедосе было организована база флота, столь необходимая для блокады Дарданелл. 10 мая турецкие корабли вышли из пролива для снятия блокады. Алексей Самуилович на своем «Ретвизане» принял активнейшее участие в Дарданелльском сражении в качестве второго флагмана. После жаркого боя корабли турков отступили под прикрытие береговых батарей. На следующий день Грейг с группой судов был отправлен атаковать неприятельский флот, вошедший в пролив. В ходе боя ему удалось загнать на мель группу вражеских кораблей, где они и завязли. Затем Грейг высадил десант на остров Лемнос, который вскоре был успешно захвачен. 19 июня неприятель снова организовал операцию по возвращению Тенедоса. Новое сражение произошло на море неподалеку от Афонской горы. Три корабля под командованием Грейга атаковали и взяли в плен адмиральский корабль турецкой эскадры, еще три судна выбросились на берег и были сожжены экипажами. А. П. Боголюбов «Афонское сражение 19 июня 1807 года». После заключения с Наполеоном Тильзитского мира боевые действия на Средиземном море прекратились, и в 1808 году Сенявин отвел флот в Лиссабон. За боевые успехи Алексей Самуилович, теперь уже контр-адмирал, был удостоен ордена Св. Анны первой степени, после чего его вызвали в Петербург. Назревала новая война – теперь уже с бывшей союзницей Англией. Все англичане, несшие службу на русских кораблях, по договору не имели права сражаться против своей родины и были отосланы вглубь страны. Этой участи не избежал и Грейг, остававшийся по происхождению отца гражданином Великобритании. В биографии Грейга записано: «Удалился в Москву и, не принимая ни в чем участия, прожил до 1812 года». Находясь в столице фактически четыре года, моряк получил отличную возможность углубить и расширить свои знания по разным интересующим его искусствам и наукам. Известно, что он тщательно изучал кораблестроение, физику, астрономию, математику, литературу, гидрографию и медицину. С началом войны 1812 года Алексей Самуилович был отправлен в ставку главнокомандующего Черноморским флотом и Молдавской армией адмирала Чичагова. Здесь он получил дипломатическое поручение – посетить Одессу, Константинополь, Мальту и Сицилию с целью привлечь южные народы к сражению с Наполеоном. В 1813 году Грейг вернулся в Петербург и возглавил командование гребной и парусной флотилией при осаде города Данциг. Там он не единожды лично водил матросов на штурм вражеских батарей, чем снискал славу доблестного воина. После овладения Данцигом Алексею Самуиловичу был пожалован титул вице-адмирала и орден Св. Владимира второй степени. Вскоре после этого, понимая, что два отечества иметь нельзя, Грейг принял русское подданство. 2 марта 1816 года вице-адмирал был назначен на должность главного командира Черноморского флота и портов, и одновременно военного губернатора Севастополя и Николаева. О состоянии русского флота в этот период времени очень образно написано в трудах военно-морских историков: «Представители флота были не в чести, их подвигов не ценили, зато каждое лыко ставили в строку…. В то время, когда гром побед сопровождал русские войска от Москвы до самого Парижа, служба морская перестала пользоваться почетом, флот прекратил плавать, суда гнили в гаванях, а преобладающее положение заняла береговая жизнь…». Можно сказать, что с приходом Алексея Грейга русский флот на Черном море пережил второе рождение. В новой должности моряк пробыл почти восемнадцать лет, живя преимущественно в Николаеве, где располагалось управление всем Черноморским флотом. С первых же дней он сосредоточил свое внимание на модернизации кораблей, а также технологии их постройки. Большое значение будущий адмирал придавал строительству мелких транспортных и боевых парусных судов – люгеров, катеров, тендеров, шхун, бригов, использующихся для перевозки грузов, разведки, крейсерских операций и служивших базой для практического воспитания молодых офицеров. При Грейге стали строить специальные лоц-лодки для гидрографической службы, канонерские лодки с тремя орудиями и иолы – мелкие суденышки в составе Дунайской флотилии. Однако основное внимание Алексей Самуилович уделял созданию главной ударной силы флота – линейным кораблям и фрегатам. Новые суда строились по чертежам, разработанным или самим Грейгом, или по английским образцам. Они имели хорошую остойчивость, которая прекрасно сочеталась с мощной артиллерией, позволяя пользоваться ей в сильные ветры. Проектирование судов моряк выполнял не «на глазок», а всегда на научной основе. Алексеем Самуиловичем был разработан «параболический метод», предлагающий математическое описание подводной части корпусов кораблей различных типов, и метод определения центра тяжести судов на основе кренования, необходимый при решении задач остойчивости. Также широко были распространены его методики расчета крена судов в боевых условиях при сильном ветре в момент, когда орудия одного борта ведут огонь по врагу. С 1817 года испытания на основе данной методики проводились в России для каждого построенного линейного корабля и фрегата. Шедевром кораблестроительного мастерства Алексея Самуиловича считается трехдечный 120-пушечный корабль «Варшава», являющийся первым судном подобного ранга на Черном море. По отзывам современников, Грейг вложил в судно все свои научные знания и опыт, корабль отличался прекрасными мореходными качествами, исключительной соразмерностью корпуса, мощным артиллерийским вооружением и прекрасным внешним видом. К сожалению, «Варшаву» спустили на воду уже после отъезда адмирала из Николаева. Сменивший его на посту главного командира Черноморского флота Лазарев после тщательных испытаний дал кораблю следующую оценку: «Корабль сей удобнейший по расположению внутреннему и по отделке лучший в российском флоте…. Руля слушает во всех отношениях превосходно и смотрится кораблем царским – на Балтике таких никогда не выдывали, да и в Англии тоже». В ходе многочисленных улучшений, введенных Грейгом в технике судостроения, значительно возросла долговечность кораблей. Средний срок службы черноморских судов вырос с 10 лет до 14, а с капитальным ремонтом (тимберовкой) и до 17 лет. В 1818 году Алексей Самуилович издал распоряжение о замене песчано-каменного балласта на чугунный. Как следствие, возросла остойчивость, что позволило увеличить калибр артиллерии и сменить 24-фунтовые орудия на главной орудийной палубе на 36-фунтовые. А предпринятое им увеличение возвышения пушечных портов от уровня воды сделало русский флот боеготовым на ходу и в сильный ветер, а не только при стоянке на якоре или в слабый ветер, как это было раньше. Кроме того на кораблях Черноморского флота впервые стали применять сигнальные фонари, переговорные трубы, опреснительные установки, дневной и ночной телеграфы. Адмирал разработал целый свод правил для сохранения кораблей в мирное время. Согласно им снимались кормовые и носовые орудия для снижения риска перелома судов, были установлены новые правила противопожарной безопасности, введены громоотводы. Грейг лично контролировал сохранность кораблей в Николаевском порту, отменил килевание, имеющее множество вредных последствий, ходатайствовал о постройке сухих доков для ремонта судов. Он даже придумал и ввел систему равномерного размещения кораблей, встававших на стоянку, по акватории порта с целью их равномерного прогрева и исключения пересыхания рангоута и корпусов. При Грейге были впервые созданы комиссии, наблюдающие за качеством постройки кораблей, а также осуществляющие надзор за поступающей древесиной. Понимая всю важность точного времени, Алексей Самуилович учредил специальную службу, стреляющую из пушки ровно в полдень, давая сигнал, по которому настраивались все адмиралтейские, городские, церковные и частные часы. Также он стал инициатором создания паровой землечерпательной машины, использующейся в дальнейшем для углубления фарватера реки Ингул. Это в свою очередь удешевило и упростило проводку в Севастопольский порт вновь построенных кораблей. Под руководством адмирала в 1827 году для кораблей выше 100-пушечного ранга были разработаны новые, более длинные пушки, позволяющие вести огонь без опасности возгорания борта от пламени выстрелов. Вскоре после отливки первых 24- и 26-фунтовых орудий было постановлено на всех флотах «производить длинные пушки по Черноморским чертежам, как наилучшим». Алексей Самуилович проявлял немалый интерес и к химии. Ему принадлежит изобретение в 1821 году нового заряда для брандскугелей (зажигательных снарядов), который дольше горел и лучше поджигал вражеские суда. Как верно заметил один из соратников Грейга «для осуществления дел больших и малых, кроме ума требовались и средства, а в них то и ощущался недостаток». В многочисленных архивных материалах сохранились свидетельства невероятной настойчивости адмирала, с которой ему приходилось вести борьбу за внедрение даже самых бесспорных по полезности предложений. В основном на пути моряка вставала мелочная ограниченность и консерватизм чиновников, ведавших экономикой судостроения. Алексею Самуиловичу приходилось изыскивать всевозможнейшие пути для сбережения средств. Ему пришлось реорганизовать хозяйственную часть флота, усилить контроль за хозяйственными делами, установить жесткую отчетность по всем финансовым операциям, а также лично перепроверить контракты с подрядчиками и взыскать с них все найденные переплаты. Архивные документы подтверждают, что Грейг следил за всеми расходами по кораблестроению, на многих бумагах имеются его собственноручные проверочные расчеты. В 1828 году адмирал издал приказ об установлении единого расчетного водоизмещения корабля – «строевого веса». До этого брались «строевые тонны» или «грузовые тонны», вносившие запутанность при определении стоимости и открывавшие путь к злоупотреблениям при платеже. Кроме того Грейг ввел новые правила работы с подрядчиками, в частности контракты стали заключаться после сравнения предложений, полученных в запечатанных конвертах. С приходом Грейга Черноморский флот начал учиться. По инициативе адмирала в Николаеве было расширено Штурманское училище и создано Артиллерийское, а в 1824 году в Севастополе открыта библиотека для офицеров, помогающая морякам коротать время в осенне-зимние периоды. Алексей Самуилович запретил применять в училищах телесные наказания, по словам современников: «Грейг часто посещал морские заведения, присутствовал при экзаменах штурманов и мичманов, лично испытывал поступающих в лейтенанты в практических знаниях». По примеру Крузенштерна в Петербурге, Алексей Самуилович организовал в Николаеве дополнительные курсы для офицеров флота – своеобразную морскую академию, на которых читались курсы по физике, корабельной архитектуре, механике, гидростатике, пневматике и гидродинамике. Наиболее способные офицеры отправлялись за границу для дальнейшего повышения образования. Интересен один случай – узнав, что некий флотский юнкер проявляет исключительные способности в рисовании, адмирал, сам, к слову, неплохой рисовальщик, «пробил» ему место в Академии художеств, отправив туда юнкера в качестве «пенсионера» флота. Также стоит отметить, что Грейг ввел определение девиации магнитных компасов, а для изучения влияний земного магнетизма на стрелку корабельного компаса организовал специальный физический кабинет, в котором флотские офицеры могли ставить опыты. Адмирал ежегодно ходил в практические плавания, проводил артиллерийские и парусные учения. Были налажены регулярные связи между городами-портами северо-западного побережья (Херсон, Одесса, Севастополь, Николаев) и побережьем Кавказа, где корабли флота поддерживали сухопутные войска в борьбе с восставшими горцами. Из морской школы Грейга вышли моряки, позднее прославившиеся в русско-турецкой и Крымской войнах. Кроме того им была воспитана целая плеяда талантливых кораблестроителей. Проявлял адмирал и заботу о матросах. Ему удалось добиться разрешения о соединении женатых моряков с семьями, была улучшена пища и обмундирование матросов, запрещены самые жестокие телесные наказания. Грейг с детства увлекался астрономией. Эта страсть объяснялась не столько профессиональным интересом моряка, сколько врожденной пытливостью и тягой к точным наукам. В молодости во время вахт и в свободное время он часто наблюдал за светилами и определял их положения, о чем свидетельствуют оставшиеся многочисленные черновики с вычислениями. Вскоре после того как Грейг переехал в Николаев он устроил в своем особняке небольшую «домашнюю» обсерваторию. Для этого в центральной части дома главного командира был поставлен астрономический купол. Обсерватория Алексея Самуловича была оснащена отменным комплектом личных инструментов моряка, которые он при отъезде из города подарил флоту. А весной 1820 года Алексей Самуилович в письме морскому министру поставил вопрос о необходимости строительства в Николаеве специальной Морской астрономической обсерватории. Разрешение от Александра I пришло в этом же году, и уже вскоре началось ее сооружение на Спасском кургане. По рекомендации Струве Грейг пригласил на место «морского астронома» его талантливого ученика Карла Кнорре, обладавшего обширнейшими познаниями в области математики, физики и астрономии. К слову, Карл Христофорович проработал на этой должности до конца жизни – почти пятьдесят лет. Сам Кнорре писал: «К счастью, устройство обсерватории было поручено человеку, приложившему все старания, дабы соорудить здание, соответствующее в полной мере современному состоянию науки и с учетом ограниченности средств, ему предоставленных». Николаевская обсерватория открылась в 1827 году и являлась крупнейшей обсерваторией в России в то время. В данном месте постигали мореходную астрономию флотские офицеры и кадеты, собирались моряки-гидрографы, выполнявшие составление морских карт и съемки берегов Черного моря, проводились проверки корабельных приборов. Сам будущий адмирал неоднократно принимал участие в научных работах заведения, проводил наблюдения вместе с Кнорре и Карлом Далем – братом выдающегося русского лингвиста. За ряд научно-организационных работ в сфере астрономии Грейг в 1822 году был выбран в почетные члены Петербургской академии наук. Алексей Самуилович проявлял огромную заботу о развитии города Николаева. При нем была построена первая пристань, рынок, торговые ряды, открылись мужское и женское училища, богадельня, больница, основаны «вольные» аптеки и огромный базар в конце Соборной улицы. На перешейке между Ингулом и Бугским заливом была выстроена каменная стена, ограждающая жителей от диких зверей, заразных болезней и разбойников. Благодаря деятельности адмирала было положено начало освещению города, а также озеленению улиц. Работы Грейга по развитию сельского хозяйства и садов в окрестностях Николаева являлись очень важными, учитывая полупустынные городские окраины и знойный климат. В построенной оранжерее Алексей Самуилович сам проводил эксперименты по акклиматизации растений. В случае успеха рассада высаживалась в обозначенных им местах. Известно, что Алексей Самуилович обращался к императору за разрешением на постройку Спасского самотечного водопровода – грандиозного инженерного сооружения, подававшего родниковую воду на улицы города. Спустя десять лет успешного руководства Алексея Самуиловича Черноморский флот вновь превратился в могучую боевую организацию. За период с 1816 по 1828 год было построено 145 судов разного размера и назначения, кроме того 16 судов было куплено и еще 9 заканчивали строиться. Предвидя неизбежность военного конфликта с Турцией, Грейг форсировал создание новых кораблей и спешно готовил имеющиеся суда к боевым действиям. Война вспыхнула в 1828 году. На Черноморский флот была возложена новая в стратегическом плане задача – взаимодействие и поддержка сухопутных частей при движении русских войск через земли Малых Балкан к Константинополю, уничтожение и захват приморских крепостей, удерживание фланга наступающих армий и разгром турецкого флота, порывающегося вырваться в Черное море. В этой войне наилучшим образом проявился весь огромный боевой опыт, скопленный Алексеем Самуиловичем за предыдущие годы. Соратник адмирала Сенявина и наследник тактических действий выдающегося адмирала Ушакова, он успешно выполнил возложенные на флот задачи, сумев обеспечить теснейшее стратегическое взаимодействие флота и армии. В 1828 году он возглавил осаду крепости Анапа и за короткий срок занял ее, несмотря на трехкратный перевес осажденных. После этого он сразу же с флотом перешел к Варне, являющейся ключом к Константинополю. Гарнизон в двадцать семь тысяч человек сражался ожесточенно и упорно, однако русский флот под руководством Грейга совместно с сухопутными силами взял эту мощную крепость после непродолжительной осады. Далее последовали Ахиолло, Мессемврия, Инада, Сан-Стефано, Мидия, Сизополь, Бургас и блокада Босфор. Война, победоносно закончившаяся в 1929 году, принесла освобождение Греции и ряду придунайских государств от турецкого ига, а также подарила надежду на освобождение болгарам. Наградой же Алексею Самуиловичу за взятие приморских твердынь был адмиральский чин и орден Св. Георгия Победоносца второго класса. После окончания военных действий Грейг был назначен председателем Комитета, занимающегося улучшением кораблестроения, и получившим название Комитет Грейга. Почти год, начиная с лета 1830, он находился в Петербурге. На 53 заседаниях Комитета было проанализировано более 350 важных вопросов и предложений касательно усовершенствования конструкций отечественных судов, поступающих от русских моряков – Крузенштерна, Лазарева, Авинова, Казарского и многих-многих других. Почти все предложения благодаря поддержке Комитета были приняты для использования на кораблях русского флота. Начиная с 1830 года, в жизни Грейга возникли определенные кризисные явления. Адмирал никогда не был фаворитом ни Александра I, ни Николая I – императоры ценили его, однако «держали на расстоянии». Историк русского флота Евгений Аренс пишет: «Служба почтенного адмирала на юге в последние годы была сильно омрачена наветами и доносами подпольных клеветников, вымещающих на нем свои неудачи или личные неудовольствия. Грейг из этой грязи вышел безупречно чистым, коим он в действительности и являлся, однако его карьера уже была отравлена». Отнюдь не безоблачной была и личная жизнь Алексея Самуиловича. В Николаеве холостой адмирал влюбился в девушку-простолюдинку. Звали ее Юлия Михайловна Сталинская, была она дочерью трактирщика и еврейкой по-национальности. Сначала Юлия Михайловна поселилась в его доме на положении экономки, а затем и фактической жены – хозяйки обширного особняка. Грейг изначально скрывал связь, отлично понимая, что шовинистически настроенные верхи русского дворянства, ровно как и царский двор, не дадут согласие на брак с женщиной не «своего круга», к тому же столь «низкого» происхождения и «иноверке». Однако слухи о «прелестной Юлии» быстро достигли Петербурга. Моряк был вынужден вступить в гражданский брак, однако даже это вызывало регулярные выпады против него и членов его семьи. У Грейгов родилось пятеро детей – трое мальчиков и две девочки. После смерти адмирала его супруга посвятила свою жизнь благотворительности, а также устройству судеб и карьер своих детей. Официально Юлию Михайловну признали женой Грейга только в 1873 году при открытии памятника, посвященного адмиралу. Великие князья послали ей поздравительное письмо, в котором отмечали заслуги Юлии как спутницы Грейга. В 1833 году адмирал был назначен членом Государственного совета. Он переехал в Петербург и в последующие годы вел активную политическую и общественную деятельность. По ходатайству академика Василия Струве Алексей Самуилович возглавил Комитет по строительству Главной астрономической обсерватории, которая была торжественно открыта в августе 1839 года. Кроме того Грейг принимал деятельное участие в работах Вольного экономического общества, выступал на заседаниях Госсовета, возглавлял целый ряд комиссий – законов и законодательства, военных и моских дел, гражданских дел, экономики, польских дел. В уже преклонном возрасте в 1843 году Алексей Самуилович, как и его отец, был удостоен высшего отличия государства русского – ордена Св. Андрея Первозванного. В последние годы своей жизни Грейг жил под Петербугом в своем имении поблизости от Ораниенбаума. По свидетельству близких его любимым занятием было чтение книг из огромной личной библиотеки. Адмирал скончался 18 января 1845 года на семидесятом году жизни и был похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. Алексей Грейг прожил сложную и долгую жизнь, богатую, как успехами, так и огорчениями. Шотландец по происхождению, он вырос и сформировался как моряк, инженер и ученый именно в России. Он говорил, что считает себя ее сыном и трудится во имя усиления могущества государства Российского. Один из историков русского флота справедливо заметил о нем: «… родом англичанин, но по принесенной России и русскому флоту пользе, более русский, чем многие россияне». Современники адмирала отмечали высокие человеческие достоинства Грейга – душевность, честность, заботливое внимание к каждому, кто обращался к нему, дружелюбие в отношении со всеми. В повседневной жизни Алексей Самуилович был скромным и непритязательным человеком. В свободное время он занимался музыкой и садоводством, играл на четырех музыкальных инструментах и разводил в оранжерее экзотические растения и цветы. Уважение, которым он пользовался среди коллег и сослуживцев, отразилось в географических названиях, запечатлевшихся на карте мира. Служившие под командованием Грейга мореплаватели Беллинсгаузен и Станюкович нарекли его именем открытые ими объекты – остров Грейга в Тихом океане и мыс Грейга в Беринговом море. 21 мая 1873 г. на центральной площади Николаева был открыт памятник адмиралу Алексею Самуиловичу Грейгу. По материалам книги Ю.С. Крючкова «Алексей Самуилович Грейг» Автор: Ольга Зеленко-Жданова. Источники: Источник:http://topwar.ru/. А. П. Боголюбов «Афонское сражение 19 июня 1807 года». Тэги: #исторические, #история, личности Гордость большой страны : Лев Израилевич Горлицкий - конструктор бронетехники2017-03-07 07:27:44Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у nikolay_siya в Горлицкий Л.И. - конструктор бронетехники Большинству известны такие советские конструкторы бронетехники как Кошкин Михаил Ильич, Морозов Александр Александрович, Котин Жозеф Яковлевич, а так же их боевые машины. Имя же этого конструктора оставалось как бы в тени, хотя техника которую он спроектировал широко известна и наряду с Т-34, КВ и ИС внесла решающий вклад в нашу Победу. Под его руководством в период Великой Отечественной войны созданы проекты 13 боевых машин, четыре из которых – СУ-122, СУ-85, СУ-85М и СУ-100 – были приняты на вооружение Красной Армии. Лев Израилевич Горлицкий, родился 18 февраля (3 марта) 1906 года в селе Степанцы (ныне Черкасская область, Украина). В 1927 году Горлицкий поступил в Киевский политехнический институт на мехфак. С третьего курса группу студентов перевели в Ленинградский военно-механический институт, который он окончил в 1932 году и был направлен в КБ-3 (артиллерийское) на завод «Красный Путиловец». Войну Горлицкий встретил в должности главного конструктора по артиллерийскому производству на Ленинградском заводе имени Кирова. С июня до октября 1941 года его отдел занимался установкой орудий в долговременные огневые точки, защищавшие подступы к Ленинграду. В октябре производство было эвакуировано в Свердловск и стало частью Уральского завода тяжёлого машиностроения. 23 октября 1942 г. Государственный Комитет Обороны поставил перед оборонной промышленностью задачу в короткие сроки наладить массовое производство самоходно-артиллерийских установок. Уралмашзавод получил задание спроектировать и изготовить опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-122, вооруженной 122-мм гаубицей. Первенец Горлицкого, СУ-122, была скорее штурмовым орудием. САУ отличалась от танка, прежде всего, отсутствием вращающейся башни и более мощным вооружением. Корпус самоходной установки – боевая рубка – спроектирован заново. В наклонном лобовом листе корпуса в специальной амбразуре помещалась качающаяся часть 122-мм полевой гаубицы. Орудие имело два прицела – танковый телескопический шарнирный (для стрельбы прямой наводкой) и гаубичный с панорамой (для стрельбы с закрытой позиции). Для стрельбы использовались осколочно-фугасные, а позднее и кумулятивные снаряды. Машина была эффективна против огневых точек и живой силы, но малая начальная скорость гаубичного снаряда не позволяла ей по-настоящему противостоять танкам. За создание СУ-122 Л.И.Горлицкий был удостоен Государственной премии. В середине 1943 г. конструкторским коллективом, которым руководил Л.И.Горлицкий, была создана новая артиллерийская самоходная установка СУ-85. Для крепления орудия была разработана оригинальная рамочная конструкция, которая позднее была принята для всех самоходных установок. По сравнению с СУ-122 увеличилась эффективная дальность стрельбы по немецким бронированным машинам в полтора раза. Создание СУ-85 совпало с появлением новой немецкой техники («Пантера», «Тигр», «Фердинанд»). Имея лучшую подвижность, чем тяжелые немецкие танки, СУ-85 при своей сравнительно ограниченной броневой защите успешно вела с ними борьбу на средних и малых дистанциях, но на расстоянии свыше 800 метров ее орудие было не эффективно. СУ-100 была создана в начале 1944г. СУ-100 при незначительном увеличении веса обладала более мощным вооружением, чем СУ-85, и более сильной броневой защитой. На СУ-100 возлагали задачи непосредственной поддержки атакующих танков на поле боя, борьбы с тяжелыми танками противника и подавление его противотанковых средств. 100-мм бронебойный снаряд с начальной скоростью 900 м/с пробивал с расстояния в 1000 м 160-мм броню. Высокая скорострельность (8-10 выстрелов в минуту при стрельбе с места и коротких остановок) обеспечивалась благодаря свободной компоновке рубки СУ-100 и наличию полуавтоматического затвора у пушки ДС-10. В 1953 году вернулся в Ленинград, где до ухода на пенсию в 1976 году работал ведущим конструктором на ЛКЗ. Умер Горлицкий 2 ноября 2003 года. http://back-in-ussr.com/2017/03/gorlickiy-li---konstruktor-bronetehniki.html Оригинал взят у amarok_manДружить со мной в социальных сетях: Тэги: #исторические, #история, #ссср, большой, гордость, личности, страны 5 сражений Александра Суворова2017-03-03 06:40:10Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у vsegda_tvoj в 5 сражений Александра Суворова Александр Суворов по праву считается величайшим полководцем России, а то и всего мира. На своем веку он выиграл не один десяток сражений. Вот самые знаменитые из этих битв. Сражение при Рымнике 11 сентября 1789-го годаЗнаменитая битва у реки Рымник (ныне Румыния) произошла во время Русско-турецкой войны 1787−1791 гг. 7-тысячный отряд Суворова незадолго до битвы соединился с силами союзной австрийской армии под началом принца Фридриха Кобургского. Общая численность войска составляла приблизительно 25 тысяч человек. Этой армии пришлось столкнуться со значительно превосходящим ее по численности войском Великого визиря Османской Империи Юсуфа-паши. Под его началом находилось примерно 100 тысяч человек. За победу при Рымнике Суворову был пожалован графский титул. Суворов предпринял неожиданное для Юсуфа-паши наступление. Русские и австрийские войска отбили атаку турецкой конницы, подавили вражескую артиллерию и захватили неприятельский лагерь. Османская армия вынуждена была отступить к Рымнику, где подверглась новой атаке. В этом сражении Суворов потерял 500 человек. Потери Юсуфа-паши превысили 20 тысяч человек убитыми. За эту победу Суворову был пожалован графский титул. В дальнейшем полководец именовался графом Рымникским. Сражение при Козлуджи. 9 июня 1774Это сражение стало одним из финальных эпизодов Русско-Турецкой войны 1768−1774-го годов. 25-тысячная армия Суворова, наступавшая на Шумлу, столкнулась близ Козлуджи с 40-тысячным войском османского полководца Хаджи-Абдура-Резака. В начале битвы армия Суворова едва не потеряла авангард. Казачьи отряды попали в засаду в Делиорманском лесу. Тем не менее, им удалось выбраться из окружения. Наступление турок на основные силы русской армии успеха не имело. Зато в ответной контратаке ряды османской армии были прорваны. Хаджи-Абдур-Резак вынужден был отступить, бросив свой лагерь. Потери Суворова составили 75 человек убитыми и около 150 раненными. Турки потеряли более 1000 человек и почти всю свою артиллерию. Штурм Праги. 4 ноября 1794Речь идет не о чешской столице, как многие могли подумать, а о небольшом городе в предместье Варшавы. В 1794-м году Суворов был отправлен в Польшу для подавления восстания, поднятого Тадеушем Костюшко. Сам Костюшко к моменту штурма Праги уже находился в русском плену. Войсками восставших, как и обороной крепости, командовал генерал Томаш Вавжецкий. Штурм длился всего несколько часов. Суворов воспользовался большой протяженностью укреплений Праги. У оборонявшихся не хватало сил для эффективной обороны всех бастионов. В итоге русским войскам удалось быстро захватить крепость. После штурма Праги западная пресса стала именовать Суворова «полудемоном». Последующие события в польской и западной историографии принято именовать «резней в Праге». Защитники крепости оказали яростное сопротивление, апогеем борьбы стал взрыв городского арсенала. Предместье Праги было разграблено, несмотря на прямой приказ Суворова, который запрещал солдатам причинять какой-либо вред мирному населению. Тем не мене, после сражения французская и английская пресса стали именовать Суворова «полудемоном». Екатерина II придерживалась другой точки зрения. За взятие Праги Суворов был произведен в фельдмаршалы. Сражение на реке Адда 15−17 апреля 1799Эта битва стала важным событием Итальянского похода Суворова. Сам поход был частью Войны Второй коалиции, в ходе которой Россия, Австрия, Англия и Неаполитанское королевство вели боевые действия против Франции. Сама битва на Адде состоялась вскоре после того, как армия Суворова захватила крепости Брешиа и Бергамо на севере Италии. В битве Суворову противостояло войско генерала Жана Виктора Моро. Численное преимущество принадлежало русско-австрийским войскам, но французы занимали более выгодную позицию. Тем не менее, Суворову удалось скрытно переправиться на другой берег реки и атаковать Моро в центре. Атака отвлекла основные силы французов, позволив остальным русским и австрийским отрядам спокойно форсировать реку. Вскоре после победы на берегах Адды, армия Суворова взяла Милан. Швейцарский поход Суворова. Сентябрь-октябрь 1799После окончания боевых действий в северной Италии армия Суворова двинулась в направлении Австрии. Русским войска предстояло переправиться через Альпы и ударить по французским войскам, находившимся в Швейцарии. Цель похода так и не была достигнута. Армия Суворова не получила нужной поддержки союзников, да и сам поход через Альпы был связан с огромным количество трудностей и испытаний. Суворовские войска с боями прошли через Сен-Готард и Чертов мост, после чего были окружены французами в Мутенской долине. Сражение с превосходящими силами Андрэ Массена было выиграно и армии Суворова удалось выйти из окружения. Тем не менее, о продолжении боевых действий в Швейцарии уже не могло быть и речи. Армия Суворова совершила сложнейший переход через труднодоступный перевал Паникс и направилась в Россию. с Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :) Тэги: #исторические, #история, личности
Главная / Главные темы / Тэг «личности»
|
Категория «Истории»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|