
 
© kino-teatr.ruНиколай Николаевич Ващилин, мастер спорта СССР по самбо, подготовил десятки каскадёров в студиях при ЛГИТМиК, Ленфильме и Союзе театральных деятелей РФ. Ставил и выполнял трюки в многочисленных кинофильмах, в том числе «Стрелы Робин Гуда», «Легенда о Тиле», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Остров сокровищ», «Белое солнце пустыни», «Три толстяка, «Проверка на дорогах» и других.
Интересно почитать его воспоминания.
http://www.youtube.com/watch?v=fhFVFv70D7M
Приехала Рита Терехова. Услышав о приезде я вызвался встретить её в аэропорту.Она удивилась такому администратору, но поднимать скандал не стала.Мы гуляли по Львову,говорили о Тарковском, об их замечательном новом фильме «Зеркало»,вышедшем недавно на экраны СССР.На репетиции двигалась она прекрасно,в седле сидела легко и свободно.
http://www.youtube.com/watch?v=bpaZztSs7xA
Оказалось,что со студенческой поры она регулярно занималась верховой ездой. Мы придумали ,что в погоне за ней Д'Артаньяна из таверны она его обхитрит и, спрятавшись в чаще, убьёт из пистолета под ним лошадь. Сняли мы это легко и быстро. Миша блестяще выполнил трюк высокой сложности-завал лошади. Правда лошадь Исфана была выдрессирована Толей Ходюшиным на этот трюк так,что сделать это мог,при желании, и Веня Смехов.
Веня приезжал на съёмки очень редко. Играл он на Таганке много и заниматься всякой ерундой вроде конных тренировок ему было некогда.В один из таких его приездов во Львов Хилькевич решил снять проскачки мушкетёров в Англию.Присмотрели дорогу, по которой могла ровно ехать съёмочная машина, а вдоль дороги тянется обочина,пригодная для скачки на лошадях и с пейзажем,сильно напоминающим просторы северной Франции.
Местечко это оказалось довольно далеко от Львова и на перевозке лошадей решили сэкономить.По близости нашли жеребцов из конной школы современного пятиборья.Чтобы снять несколько проскачек и падение Толи Ходюшина в образе гвардейца ,убитого Арамисом после возгласа «Я задержу их,ничего!» мы переоделись в костюмы мушкетёров.Когда мы сели верхом в костюмах,со шпорами,больше похожими на пилу «Дружба», лошади и без того горячие,кинулись в лес как наскипидаренные.Содрав нас о густорастущие деревья они скрылись из виду. Полдня их искали и найдя в конюшне родного посёлка,насильно вернули на площадку.
Прогнав их пару раз в гору,мы сняли проскачки и падение гвардейца.Упал Толя очень не удачно.Дорога была такой твёрдой и копать большую площадь мы поленились.Когда Игорь Старыгин на встречном галопе обозначил удар шпагой,Толя задержался с падением и грохнулся с лошадки вертикально,потеряв скорость и проехав вскопанный участок дороги.Травма была сильной,но он решил остаться на плошадке и доснять проскачки мушкетёров.
Собственно оставалась проскачка Д'Артаньяна и Атоса вдоль дороги на хорошем галопе.Мише Боярскому привезли его Хасхана,а Вени Смехову подвели того зверя ,который ссадил тремя часами раньше, меня. Хилькевич отверг наши опасения, оправдывая риск необходимостью крупных планов скачущих мушкетёров.В этой проскачке крупный план с движения было бы и не снять. Хилькевич просто хотел показать Вене,что деньги он платит не зря.
Мотор! Кони застригли ушами. Веня плохо держал повод,смутно понимая что с ним делать ,кроме как висеть на нём в случае падения. Камера! Начали! Кони рванули быстрее снарядов «Катюши».Наверное они подумали ,что это Олимпийские игры.Боярский сидел откинувшись назад,легко компенсируя толчки, и без того гладкого галопа, Хасхана.Он поймал на скаку,сорванную порывом ветра, шляпу и вновь одел её на голову.Веня подпрыгивал над седлом и приземлялся,когда лошади под ним уже не было.Держался он только за повод, от чего его лошадь несла ,закусив удила. И вдруг на пути мушкетёров огромная яма. Миша мягко повернул, а Веня ещё крепче вцепился в повод,осадив коня на задние ноги и потеряв контакт с поводом.Конь рванул из под Вени, оставив его искать землю. Веня её нашёл. И слава Богу, живым и здоровым. Но скакать верхом больше не обещал.К счастью,крупные планы скачущих мушкетёров были отсняты чуть раньше. А на этой проскачке Веню не разглядеть. Можно было снимать и дублёра.
Засада гвардейцев на Портоса снималась первой. По моему замыслу гвардейцы кардинала убивают из мушкетов под Портосом лошадь, а он падает,но остаётся на ногах и отстреливается от толпы гвардейцев из пистолетов,разогнав их по кустам.Потом из кустов вылетают кувырком парочка гвардейцев,и Портос терзая кого то,получает дубиной по голове. Но дубина ломается,не причиняя ему вреда и Портос ударом глушит гвардейца. Сквозь сизый дым от выстрелов скачет очумевший гвардеец и Портос сбивает его вместе с конём бычьим ударом своей крепкой головы.Сев верхом на коня он бросается вслед за Д'Артаньяном.
Стоп!Ещё дубль! Падение Портоса снимаем полдня.Не получается остаться на ногах после подсечки.Точнее у Толи не получается сделать подсечку.Вырываются штрабаты в момент выдёргивания передних ног лошади на темпе галопа.Когда в темп не попадаешь ,передние ноги лошади уже слишком загружены и нужно прикладывать большую силу,чтобы их согнуть и прижать под брюхо. Если попасть в темп точно,когда лошадь, делая вымах передних ног на галопе, усилий не нужно и она легко уходит под тебя в кувырок,а всадник,не теряя вертикального положения корпуса, легко остаётся на ногах.Оставляем дубль лежащего Портоса,которого двенадцать гвардейцев успели бы разорвать в клочья,пока он достаёт свои пистолеты.
Когда начали снимать выстрелы, пистолеты не стали стрелять.Пиротехник со страху убежал с площадки в лес.Пришлось оставить дубль,где Портос распугивает гвардейцев не стреляющими,да и плохо различимыми на экране,пистолетами. Рисунок разлетающихся в стороны гвардейцев остался оправдан только свирепостью рыка Портоса.
Пиротехник,убежавший с площадки, не сделал задымление,которое бы создало атмосферу боя и украсило изображение. Гена Макоев оглушил Портоса дубиной со второго дубля и получил свою зуботычину.Я,вылетев из кустов прыгнул на телегу и получив удар от Портоса грохнулся о земь. Коля Павлюк выкатив на Исфане,завалил её, как любимую девушку. Причём три раза. В первом дубле Портос забыл с какой стороны нужно садится на заваленную лошадь.
Во втором,завал сделали по другому,но сев верхом тяжёлый Портос не дал Исфане встать.Работа эта лошадиная не для слабых ребят.Но они и оказались не слабые.Стоп! Снято!
Вторая засада на мушкетёров снималась в том же лесу.Ехать на съёмку около часа.По замыслу Хилькевича засада должна закончится победой Арамиса,возвавшем к силе молитвы и таким образом прочертить его линию аббата. Кроме того Игорь хорошо сидел в седле и смотрелся на коне очень изящно.Ещё придумывая сцену, я решил оставить его верхом, рубящем гвардейцев,гарцуя галопом среди толпы.
Репетиции Старыгин выдерживал блестяще. Рисунок сцены планировался мной из центра поляны,а Арамис галопирует вокруг камеры и рубит пеших и конных гвардейцев шпагой. Оператор Саша Полынников,большой оригинал, в день съёмки встал не с той ноги и решил камеру поставить сбоку от поляны и снимать всё одним кадром. Тут и крылась гибель замысла.Если я давал Саше совет как снимать, он делал всё наоборот.
Даже если бы лошадь под Арамисом пошла галопом по кругу, видно бы ничего не было. Ближняя точка в двух метрах, дальняя в десяти.Но лошадь на съёмку привезли другую и она под Арамисом галопом не пошла.От гвардейцев, размахивающих шпагами, лошадь шарахалась как от чертей. К полной моей радости пиротехник привез только четырёхгранные рапиры,которыми мушкетёры не вооружались.Рубящие удары с коня делать ими не разумно.Только уколы.
Не сразу я понял влияние рапириста В.Балона на выбор оружия в фильме. Так, лучшая по рисунку сцена засады на Арамиса превратилась в серое месиво. Но каскадёры работали отлично.Особенно старались боксёры Женя Топоров и Костя Яковлев, получившие накануне от меня упрёк за трусость.Они не смогли по команде «начали» спрыгнуть с деревьев между, скачущих на лошадях, мушкетёров. Зато скачка и фехтование Игоря Старыгина были выше всяких похвал.Управлять лошадью одной рукой и при этом рубиться шпагой - это занятие не для слабонервных.Стоп!Снято!
Съёмки во Львове закончились и группа переезжала в Одессу. Закончились "львиные" игрища,поиски четвёрки мушкетёров под предводительством Балона де Жюссака. Владимир Балон весьма симпатичный дядя,но актёр никакой, пытался компенсировать свою малозначимость в искусстве важной ролью в быту.Он занял позицию пахана,старшего по возрасту и знающего ,где хранится золотой ключик от ящика Пандоры. Актёры с удовольствием повелись на эту блесну и со всеми вопросами обращались к Балону. Он, наконец то,искупался в «Славе» провинциального метрдотеля.
В мои отъезды из Львова/ а я параллельно работал у Андрея Кончаловского на «Сибириаде» ,ставя трюки пожара на нефтяной вышке и дублируя Никиту Михалкова в горящем тракторе/ Балон с Хилькевичем сняли сцену фехтования Д'Артаньяна при сопровождении Бекингема и драки Д'Артаньяна в доме Бонасье с двумя сексотами кардинала.Лучше бы я этого не видел!
Приехав в Одессу Хил для разгона решил снять сцену поединка Д:Артаньяна с Де Жюссаком на берегу Ламанша в Грибовке/это 60 км. От Одессы/.Там крутой песчаный обрыв у моря и я подсказал ему хороший ход,чтобы закончить этот поединок.
Финал всегда очень важен.Так вот, фехтуя наверху обрыва, Балон де Жюссак,опытный боец,должен оступиться и слетев с обрыва,запутаться в рыболовных сетях. Тут то Д'Артаньян у него и отберёт пропуск с подписью Ришелье, но оставит его в живых. По ошибке Миша спрыгнул с обрыва первый и запутался в сетях,импровизируя сцену. Но он оказался в ситуации проигравшего и они долго выкручивали по камням его победу над лучшим фехтовальщиком Франции.
Когда я увидел рабочий материал затянутой однообразной дуэли на рапирах,стало понятно куда из Львова исчезли обоюдоострые шпаги.
В павильонах одесской киностудии заканчивали строительство декораций таверны «Красная голубятня» и таверны, в которой драться с гвардейцами должны были Атос и Д'Артаньян По замыслу перевес в драке двоих мушкетёров против дюжины гвардейцев должен был решить прыжок Атоса на лошади в окно таверны. Уступив свою лошадь Д'Артаньяну, Атос должен прикрыть его погоню своей шпагой. Толя задал плотникам необходимые размеры окна,чтобы он мог прыгнуть в декорацию на лошади и мы сосредоточились на репетициях драки в «Красной голубятне». Прямо на территории киностудии находился причал яхтклуба и можно было совершить морскую прогулку.Но мне было не до прогулок.
Драка в «Красной голубятне» была самой сложной по накалу,трюкам и раскрытию характеров мушкетёров. Именно здесь нужно было придумать скупое, даже ленивое фехтование прожжёного бойца Атоса, сметающего всё, как ураган, Портоса, мастера изящного клинка Арамиса и неуёмного драчуна Д'Артаньяна.
Балона в этой сцене не было даже в массовке.Он уехал в Москву.
С Хилькевичем мы упросили художников построить «рушащиеся» перила лестницы,откуда могли падать гвардейцы и винную бочку,пробиваемую головами ненавистных гвардейцев под сокрушительными ударами Портоса пенопластовой скамейкой.
Около недели Хилл снимал Марлезонский балет в театре, а мы репетировали сцену драки в «Красной голубятне». Наконец приехал Веня Смехов и можно было снимать драку. После выхода Атоса от Миледи и выстрела в бокал Д'Артаньяна Веня принимает бой на лестнице с двумя гвардейцами. Ему поможет Д'Артаньян,но…немного позже.
Во фронт на Портоса,Арамиса и Д'Артаньяна нападают ,обнажив шпаги семеро гвардейцев. Арамис выбегает,протыкая своей шпагой одного за другим,гвардейцев у очага с висящей тушой барана. По замыслу в неё вонзится шпага гвардейца,отбитая Арамисом.
Мотор!Камера!Начали! Гвардейцы бросаются на Портоса и Д'Артаньяна в углу таверны. Портос парирует укол захватив руку гвардейца Кринского и швыряет его в курятник. Оттуда должны были вылететь двадцать кур и бегать и летать в пространстве таверны. Портос фехтует с гвардейцем и Д'Артаньян рядом /спина к спине/отражает уколы других, видит, что Атос прижат к стене, прыгает на стол,и качнувшись на люстре,сделанной специально для этого прыжка,через весь зал летит на помощь Атосу.
Удар ногой в живот и гвардеец опрокинут через перила. Атос кивает другу и бросается в бой к очагу.Удар,защита,захват и Атос бросает гвардейца Серёжу Васильева в пламя очага. Потом он пробежит по залу с дымящейся задницей. Портос скамьёй бьёт сразу трёх гвардейцев /один из них в центре - я/ и заталкивает их в бочку с вином.
Вино льётся рекой.После удара гардой гвардейца Ходюшина, перевернувшись через стол, Д'Артаньян прячется за стойкой от летящего в него горшка. Арамис сбивает ударом шпаги по ногам, гвардейца на столе и тот рухнул, как сноп, к ногам мушкетёров. Д'Артаньян и Арамис пожимают руки и .. снова в бой.
Атос,отбив атаку накрывает буфетом троих гвардейцев и утоляет жажду из висящего кувшина. Д'Артаньян запрыгивает на спину гвардейцу Макоеву и рубит Осю шпагой,превращая драку в издёвку и балаган. Криво падает на стол Вова Жариков. Арамис уклоняется от укола,который угодил в баранью тушу и отвечает уколом шпаги. Потом делает паузу, мило провожая девушку и.. снова укол с выпадом.
Арамис,увидев Миледи бросается ей навстречу,но получив удар ногой в лицо,летит через перила на мягкий мат. Но и это не легко. Портос бросается к Миледи и..получает удар в лицо горящей лампой. Д'Артаньян бежит за Миледи,а Портос прикрывает его от погони гвардейцев. Один летит через перила. Другой наносит укол,но Портос, уклоняясь в нишу,захватывает его руку и бросает вниз с балкона. Олег Федулов с грохотом приземляется на стол.Стоп!Снято!
Сроки моего контракта закончились. Да и основная работа в фильме сделана Потом мне рассказали как Балон чуть не убил рапирой Боярского на лестнице Лувра, как чуть не выкололи глаз Вене Смехову,но это была уже другая история. Я уехал на «Сибириаду» доснимать пожар на нефтяной вышке.
Обнявшись с актёрами,каскадёрами и Хилом и получив свой гонорар я накрыл «поляну» Советским Шампанским. Один за всех,и все за одного!Мы ещё встретимся!Обязательно встретимся!