как тело, то мы должны приложить все усилия и постараться, чтобы тело пребывало во здравии. Поступая ...
«И сотворил Всевышний огромных морских чудовищ» (1. 21), говорится в Торе. Раши поясняет: Это левиатан и его самка. Затем Творец убил ее и засолил мясо для пира, на котором после раскрытия Мошиаха будут пировать праведники. Так было нужно, чтобы огромные левиатаны не размножились и не заполонили весь мир.
Сразу следует вопрос: если для нормального хода вещей в нашем мире самка левиатана может помешать, зачем тогда создавать ее… Мясо на пиру, вкусная солонина? Что ж, у Всевышнего много посланцев, чтобы сразу, минуя все сложности, создать такое мясо и украсить этим блюдом стол цадиков, какими в ту пору станет весь наш народ.
Но нет: у каждой вещи, даже существующей недолго, есть своя роль, свое важное предназначение в нашем мире. Не раз и не два представители многих религиозных учений, в которых вроде бы сказано о единстве Творца, пытались «вдобавок» обожествить человека.
Поэтому сказал Б-г (2, 18): «Нехорошо быть человеку одному, - дам помощника, который бы подходил ему». И сотворил женщину. Раши объясняет, какая ложная цепочка могла бы возникнуть в головах: Всевышний один и левиатан один. В мире есть сходство между самыми разными вещами. Значит и он, человек, может научиться повелевать всем на свете…
Однако Творение подсказывает: нет, самка у морского чудовища была. Не надо его обожествлять, не нужно самому мечтать об этой роли.
ГЛУБОКАЯ ВЫСОТА
И снова вопрос: да, мы видим, для чего левиатану понадобилась пара. Но зачем для его самки нашли еще одну функцию, - стать угощением на пиру? Да потому что дальше говорится (1, 31): «И окинул Всевышний взглядом все Творение и хорошо это было очень…»
«Хорошо очень» в устах Творца означает, что наш мир изначально полностью хорош и свят. Самка левиатана помогла нам отторгнуть мысль о культурном, замаскированном многобожии. Однако для «очень хорошо» этого мало. Требуется что-то изначально позитивное. Хотя бы вкусная солонина на пиру.
Но можно без «хотя бы». Страницы у наших святых книг плоские, но за ними глубина без дна. На пиру еврейских праведников («А ведь народ Твой, Всевышний, все цадики!», говорится в Псалмах), присутствуют два вида праведных людей. Одних называют образно «Шор бар», дикий бык. Обладая невероятной силой, он сметает на пути все преграды. Однако есть препятствия, которых даже ему не одолеть.
Вторых меньше, образ для них выбран не такой заметный: «нуней яма», рыбы моря. Там, в родной стихии, рыба всемогуща. Она способна взлетать над волной, опускаться на глубины, переплыть океан, опоясать весь земной шар. Цадики, о которых идет речь, изначально видят в нашем мире только Его бесконечное добро. Даже если оно появляется в одеждах строгости, даже в качестве вещей, которые нам не хочется получать.
Глубина их понимания воли Всевышнего на самом деле высота. «Тропинки небес» открываются им, и «скрытое добро» тяжелых испытаний. Но о таких людях не скажешь; «Ах, пусть умножатся на свете!» Всевышний создал для нас, простых евреев, этот мир, а «праведники моря», раскрывая Б-жественные тайны, могут упростить и облегчить нашу жизнь, лишить ее нас достигнутых нелегким трудом целей.
Поэтому таких людей немного и они не спешат раскрыть нам все, что знают сами. На ирите слово «олам», мир, перекликается со словом «хээлем», сокрытие. Мы и сами не хотим, чтобы вся работа делалась за нас.
Но все придут на великий пир Мошиаха, все займут свое место за общим столом.
и не дают никаких указаний, но это отнюдь не всегда является доказательством, что делать ничего не ...
Ничто так не мешает увидеть истину, как со- мнение.
«Глава Бемидбар», перевод с идиша Й. ...
... "русский" лидер иудаизма:
ребе и евреи ...
Самый "русский" лидер иудаизма: Любавичский ребе и евреи СССР.
Дальше