Вот уже 50 лет создатели документальных фильмов, которые выходят в серии Horizon на телеканале BBC, рассуждают о сложных темах науки и философии, пытаясь объяснять сложные вещи простым языком. Природа гениальности, старение как смертельная болезнь и главный вопрос алкоголиков — «Теории и практики» публикуют подборку самых интересных научных фильмов и сериалов, которые вышли в рамках программы.
Почему снятся сны? О фазах сна и его природе знают почти все, что не помешало создателям фильма выяснить, как этот физиологический процесс влияет на наши умственные способности, возможности памяти, психическое здоровье и многое другое. Посмотрев эту серию BBC Horizon, можно научиться основам толкования снов — в том числе ночных кошмаров, которые могут рассказать много интересного о человеке.
Что делает человека гением? Авторы исследования попытались понять, может ли ребенок быть умнее взрослого, а также можно ли сделать мышь тупой на генетическом уровне. Действительно ли окружение делает человека? Как работает мозг слепых? Можно ли стать им или же эти необычные способности носят врожденный характер? Ответив на эти вопросы, создатели фильма пришли к выводу, что к гениальности можно приблизиться при помощи стимуляции мозга электрическими зарядами.
Умение готовить и эволюция человека Этот сериал объясняет зрителям, как так получилось, что с умением готовить у доисторического человека появились другие жизненно необходимые навыки и физиологические особенности. Для наглядности был проведен эксперимент — восемь храбрецов вызвались две недели питаться таким же образом, как и четыреста миллионов лет назад — то есть сырыми овощами, фруктами, орешками и травами. Оказалось, что сырая пища не помогает человеку сохранять энергию, в результате чего он постоянно чувствует себя ослабленным. Решить эту проблему удалось при помощи костра и термической обработки пищи. В программе также уделяется внимание различным диетам и их влиянию на организм человека.
Что такое реальность? Один из главных вопросов философии и физики — что такое реальность? Постоянна ли она? Существует только одна реальность или их несколько? А может, их бесчисленное множество? Как их различать? Существует ли она вообще? Или мир — всего лишь голограмма в космосе? Профессор MIT Макс Тегмарк отвечает на эти вопросы (попутно объясняя последние открытия, сделанные в фундаментальной физике — структуру атома, черные дыры и теорию большого взрыва) и приходит к выводу, что реальность на самом деле — всего лишь математическая структура и ничто иное.
Не взрослей В этой программе BBC вопрос старения рассматривается с разных сторон: авторы сначала объясняют, каков процесс старения, что на него влияет, можно ли его замедлить (то есть воспринимать старение как болезнь со смертельным концом) или делать этого не стоит. Потом рассуждают, есть ли зависимость между питанием, образом жизни и ее продолжительностью? Затем определяют, есть ли в нашем организме гены, отвечающие за старение и можно ли их перехитрить? А также отвечают на вопрос, в чем природа генетических заболеваний, связанных с преждевременным старением.
Тайная жизнь собак Любовь человека к собакам как к верным компаньонам и домашним животным натолкнула ученых на мысль: а что если собаки помогают людям раскрыть в себе особенные качества? Ведь собаки делают интровертов более общительными, а также провоцируют в своих хозяевах гормональные всплески, сравнимые с реакцией матери на собственного ребенка. Почему мы так любим собак и любят ли они нас в ответ? Как наши питомцы общаются с нами и как научиться понимать собачий лай? Как собаки думают и о чем? Можно ли вывести собак не от волков, а от лис, и что из этого получится?
Не слишком ли много я пью? Помимо исключительно физиологического влияния вина (или любого другого алкогольного напитка) на человеческий организм, в этом фильме разбирается природа человеческой привязанности к нему, вред для детей и подростков и рецептурные рекомендации. Кроме того, авторы рассуждают на другие не менее важные темы: может ли наркотик заменить алкоголь? и почему бы врачам не начать прописывать вино в лечебных целях? Выводы оказываются не самыми очевидными.
В самом начале девяностых «Москвичи» модели 2141 только начали появляться на дорогах страны — слишком медленно добиралась до потребителя машина, работа над которой началась под занавес семидесятых. Первый «установочный» экземпляр Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола выпустил только 15 февраля 1986 года, а массовая сборка хэтчбеков стартовала и того позже — 9 июля 1988-го. При этом первые экземпляры серийных «Москвичей» не отличалась качеством: в одном автомобиле могли встречаться детали интерьера разных цветов (черного, серого, коричневого и даже жёлтого), большие нарекания вызывала и низкая коррозионная стойкость кузовов.
Предсерийные экземпляры будущего «Москвича-2141». В левом верхнем углу изображён ходовой образец по прозвищу «Максимка» — его на АЗЛК построили из хэтчбека SIMCA-1308, оснастив «француза» другой начинкой
Почти сразу модель 2141 окрестили обидными прозвищами: «автомобиль, заведомо лишённый качества» (от аббревиатуры АЗЛК), «калека» (от экспортного названия Aleko)... Хотя проект изначально казался интересным! Примером для подражания конструкторам завода служили французский хэтчбек SIMCA-1308 (между прочим, «Автомобиль 1976 года») и ставшее культовым на постсоветском пространстве семейство Audi 100. В результате получился «француз» снаружи и «немец» внутри, отличавшийся оригинальной компоновкой: двигатель расположили продольно (на часть машин ставился мотор ВАЗ-2106, остальные оснащались 69-сильным агрегатом УЗАМ), для передней подвески выбрали схему McPherson, а салон попытались сделать максимально просторным.
История «сорок первого» не слишком благополучна. С 1992-го спрос неуклонно снижался, вплоть до полной остановки конвейера в 1996-м, а окончательно марка «Москвич» перестала существовать в 2001-м, когда АЗЛК признали банкротом
«Люксовые» версии комплектовали радиоприемниками «Былина», но «по знакомству» машины оснащали кассетными магнитолами, из колонок которых гремели «Комбинация», «Ласковый май» и, конечно, группа «Кино». Для солиста последней, Виктора Цоя, «сорок первый» стал первым автомобилем: «В то время на „Москвичи“ был самый настоящий бум, они считались последним писком моды, и так вот запросто их купить было трудно, — вспоминает продюсер Иосиф Пригожин. — Но Юрий Айзеншпис (продюсер «Кино» — прим. авт.) договорился с заводом, и мы подъехали на АЗЛК за машиной. Выбрали авто цвета мокрого асфальта. Отдали 32 с половиной тысячи рублей. Позже оказалось, что нас обманули на 2500 рублей, мы даже расстроились».
«Он же больше, чем «Волга»!» — изумлялись современники, осматривая салон «Москвича». Да и выглядел интерьер «сорок первого» гораздо современнее большинства советских автомобилей того времени
Какого цвета была цоевская машина, спорят и сегодня: часть поклонников группы «Кино», как и продюсер Пригожин, вспоминает про «Москвич» цвета «мокрый асфальт», другая часть и некоторые журналисты фанатично доказывают, что хэтчбек был светло-серого или даже снежно-белого цвета... Впрочем, официальные документы однозначно указывают — кумир миллионов ездил на автомобиле тёмно-синего колера. Правда, ездил совсем недолго: машиной Цой обзавёлся весной 1990-го, а своё последнее путешествие за рулём «сорок первого» совершил всего несколькими месяцами позже, в августе того же года. Одометр «Москвича» остановился на отметке 3400 км.
«Он не был заядлым автомобилистом. По крайней мере, до злополучного «Москвича», на котором он разбился, у него не было машины — я возил его на своей «восьмерке», — говорит про Цоя-водителя продюсер Пригожин
Трагедию, что произошла тем солнечным августовским днём, подробно опишут сухие строчки милицейского протокола, переснятого на фотоплёнку одним из поклонников группы: «Водитель «Москвича-2141» тёмно-синего цвета (госномер «Я 68-32 МН») Цой Виктор Робертович на 35-м километре шоссе Слока-Талсы не справился с управлением и съехал на обочину шоссе, проехав по ней 250 метров. Затем его автомобиль ударился об оградный столбик моста через реку Тейтопе. От удара «Москвич» выкинуло на встречную полосу, по которой двигался автобус „Икарус-250“ (госномер „05-18 ВРН“, водитель Янис Карлович Фибикс), автотранспортного предприятия № 29 г. Тукумс. Время столкновения — 11 часов 28 минут. Погода: +28ºС. Видимость — ясная».
«Мимо меня по шоссе на огромной скорости пронеслась легковая машина. Тут же послышался ужасный грохот. Когда я подбежал, увидел совершенно разбитую машину и покорёженный автобус», — дополняет схему ДТП Артур Нейманис, свидетель катастрофы
В нескольких десятках километров от Риги солист группы «Кино» оказался из-за своей давней привычки ездить летом в Прибалтику — Виктору нравился спокойный размеренный ритм латвийских деревушек, который позволял отдохнуть от столичной суеты: «Обычно на три месяца приезжали — с июня по сентябрь. Отдыхали как? Ну в лес ходили за грибами, всем семейством. В бадминтон играли. На скейте катались. На рыбалку он еще частенько ездил, — вспоминает Бироте Луге, у которой на время прибалтийского отдыха останавливался Цой со своей гражданской женой Натальей и сыном Сашей. — Нет, рыбы не много привозил, он не рыбак был. Говорил, для удовольствия ловит. И что в шумной Москве так хорошо не отдохнешь, каждый раз повторял».
Тот самый автобус «Икарус-250» и останки цоевского «Москвича»... В багажнике разбитой машины лежали рюкзак, удочки, несколько пойманных рыбёшек и свернутые афиши с праздника «Звуковая дорожка» в Лужниках
Вот и ранним утром 15 августа Виктор отправился на ближайшее озеро, чтобы успеть на утренний клёв, а на обратном пути и произошла страшная авария, унесшая жизнь музыканта. Тут же появились слухи о заговоре чекистов, о колдовстве экстрасенсов, но мнение экспертов и очевидцев единодушно: Цой либо уснул, либо отвлёкся, а скорость движения оказалась слишком высокой... Версия, будто основатель группы «Кино» «расслабился» на рыбалке алкоголем, тоже не подтвердилась — в крови погибшего этилового спирта не обнаружили. Это подтверждает и Бироте Луге: «Сам почти не пил, за весь вечер — только рюмочку-другую, и то, по настроению...». А друзья музыканта добавляют: «Он достаточно спокойно относился к выпивке, как и к любого рода стимуляторам».
Место, где погиб легендарный музыкант, имеет несколько неприятных особенностей: лесная дорога, песчаная обочина и крутой поворот, не обозначенный знаками, а на самом повороте — здание, сильно ограничивающее обзорность
Что действительно стимулировало Виктора, так это музыка. «Я знаю, что он сочинял песни везде, прямо на ходу, — вспоминает отец музыканта Роберт Цой. — Кто знает, может, как раз в этот момент его осенило, и он забыл про этот поворот...». Может, Виктор на ходу искал бумагу и ручку, чтобы записать удачную рифму? Говорят, за ним такое замечали: внезапно автор «Звезды по имени Солнце» становился совершенно отрешённым и строчил стихи на любой подходящей поверхности. Этого же мнения придерживается и единственная официальная супруга рок-кумира Марьяна: «Не мог Цой заснуть за рулем! Возможно, Витя в то роковое утро находился не то что во сне, а в состоянии какой-то эйфории, душа его пела, и он на секунду расслабился, отвлёкся...».
«Если бы у Вити был шофёр или телохранитель, он бы, почувствовав прилив вдохновения, мог бы передать руль ему, и трагедии не случилось бы», — скажет мама Виктора Валентина Цой. Ни охранника, ни водителя не было — другое время, другие нравы…
Заставить отвлечься фронтмена группы «Кино» могла магнитола — есть версия, что по дороге музыкант слушал кассету, на которую буквально накануне записали новые песни группы: «Мы были на дороге у Тукумса, под Ригой... Единственные сохранившиеся детали — крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью нового альбома, который мы писали в Риге. Это была черновая запись», — говорил позднее гитарист коллектива Юрий Каспарян. Что это была за кассета? Черновик, который позднее станет знаменитым «Чёрным альбомом». Это оттуда написанные Цоем строчки: «Следи за собой, будь осторожен». Не уследил — по официальной версии, «Виктор Робертович Цой уснул за рулем, вероятно, от переутомления».
Сегодня, 21 июня, солисту и основателю группы «Кино» Виктору Цою исполнилось бы 50 лет.
Размышления над книгой, ставшей событием в нашей исторической науке
Нынче находятся те, кто уже ставят на одну доску нацистский режим и коммунистический, Сталина и Гитлера. Вот почему книгу известного историка Александра Дюкова «Русский должен умереть!» или от чего спасла нас Красная Армия» должно считать настоящим событием.
Всем любителям развенчивать героев войны, с едким сарказмом пишущим о наших неудачах, которые, конечно же, были, следует прочесть свидетельства о планах германского руководства, которое рассчитывало после оккупации наших областей приступить к их очистке от «ненужного населения». Факты чудовищных зверств, совершенных на нашей земле фашистскими захватчиками, вовсе не были отдельными эпизодами. Александр Дюков на протяжении всей книги доказывает, что это был заранее спланированный геноцид советского народа – представителей всех его национальностей. Само слово – геноцид (от греческого – убиваю) часто употребляется, когда речь идет о войне. В книге Александра Дюкова это преступление, совершенное немецкими оккупантами, рассматривается во всех его страшных аспектах. «Сегодня, к сожалению, находятся люди, умалчивающие о преступлениях фашистов, о том, что ждало нашу страну и всех нас в случае, если бы враг победил. Сам факт проведения нацистами истребительной политики против народов СССР уже ставится под сомнение».
Еще в 1920-е годы, задолго до начала войны, Гитлер сформулировал преступные цели предстоящего вторжения в СССР. «Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию… Это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель». Впоследствии фюрер не раз указывал на то, как именно надо действовать, покоряя территорию Советского Союза. «Мы должны применять колонизаторские и биологические средства для уничтожения славян». «Нам придется прочесывать квадратный километр за километром и постоянно вешать!»
К сожалению, в Германии нацистская пропаганда смогла впечатать эти чудовищные установки в сознание миллионов немцев.
Историк Александр Дюков возвращает нас к событиям начала войны. В канун варварского нашествия в частях вермахта, изготовившихся к броску, зачитывали такие приказы:
«Проломи русскому череп, и ты обезопасишь себя от них навек. Ты – безграничный властелин в этой стране. Жизнь и смерть в твоих руках! Нам нужны русские пространства без русских!»
Факты свидетельствуют: эти приказы попали на подготовленную нацистами почву. Зверства немецких захватчиков начались с первых дней войны.
«В городе Барановичи на Пионерской улице солдаты вермахта привязали к столбам четырех захваченных в плен красноармейцев, подложили им под ноги сено, облили горючим и заживо сожгли».
«В деревне под Борисовом по приказу офицера солдаты утащили в лес 16-летнюю Любу Мельчукову. Изнасиловав девушку, офицер отдал ее солдатам. На поляну притащили еще группу девушек. Они увидели, как солдаты приколотили Любу Мельчукову к доскам и отрезали ей груди».
«Проходя через деревню близ Велижа, солдаты решили развлечься. Они согнали из ближних домов жителей и бросили их в реку. В тех, кто не тонул, бросали камнями, в тех, кто пытался уплыть, - стреляли. Не уцелел никто».
Рассказ партизана: «Мы подобрали на дороге женщину, она ползла и не могла идти и думала, что уже мертвая. Решила, что на том свете, а не на этом… Она рассказала нам, как вели на расстрел ее и пятерых ее детей. Пока вели к сараю, детей убивали. Стреляли и при этом веселились… Она говорила, что не хочет жить… Не может после всего жить на этом свете, а только на том».
Автор книги пишет о том, что главари Рейха выработали систему мер по «обезлюживанию» захваченных пространств, которые выполнялись со всей немецкой педантичностью.
Один из способов «сокращения населения» заключался в расправах над советскими военнопленными.
По сообщению А. Шпеера, на дороге, по которой из Ростова отступала 1-я танковая армия фон Клейста, оставались трупы изнасилованных и убитых женщин-военнопленных. «На дорогах лежали русские санитарки, - вспоминал рядовой Ганс Рудгоф. – Их расстреляли и бросили на дорогу. Они лежали обнаженные… На этих мертвых телах были похабные надписи».
Немецкий хирург профессор Ханс Киллиан в мемуарах написал о русских военнопленных. Обратим внимание на характер выражений этого представителя медицины. В нем нет чувства сострадания.
«То, что к нам приближается, оказывается стадом военнопленных. Да, именно – стадом – по-другому это невозможно назвать. Поголовье насчитывает примерно двадцать тысяч. Их захватили во время последнего окружения… Идут со скоростью не больше двух километров в час, безвольно переставляя ноги, как животные. Слева и справа на обочинах дороги на глаза попадаются обнаженные тела мертвых русских, исхудавшие, с торчащими ребрами».
Александр Дюков пишет об этом, проникнутом нацистским духом, высказывании: «Высокообразованный профессор просто не видит в русских военнопленных людей, напротив, он настойчиво подчеркивает их звероподобность. Но коль скоро это животные, то в их смерти нет ничего трагического».
Кто погибал в тех колоннах? Чей-то отец, сын, брат? Этого мы никогда не узнаем. И горькая память о них, пропавших без вести, осталась в семьях навсегда.
Венгерский офицер-танкист запомнил такую картину. «Мы стояли в Ровно. Однажды утром, проснувшись, я услышал, как тысячи собак воют где-то вдалеке… Я позвал ординарца и спросил: «Шандор, что это за стоны и вой?» Он ответил: «Неподалеку находится огромная масса русских военнопленных, которых держат под открытым небом. Их должно быть 80 тысяч. Они стонут, потому что умирают от голода». Я пошел посмотреть. За колючей проволокой находились десятки тысяч русских военнопленных. Многие были при последнем издыхании. Лица их высохли, глаза глубоко запали. Каждый день умирали сотни, и те, у кого еще остались силы, сваливали их в огромную яму».
…Читая эти леденящие душу свидетельства, я вспоминала строки приказа, который был подписан заместителем народного комиссара обороны СССР, генералом армии Г.К. Жуковым еще в 1941 году. В нем были определены нормы продовольственного пайка для немецких военнопленных. В суточный рацион входило: хлеб ржаной – 500 граммов, крупа – 100 гр., рыба – 100 гр., масло растительное – 20 гр., сахар – 20 гр., картофель и овощи – 500 гр. Впоследствии эти нормы увеличивались.
Этот документ – свидетельство подлинного гуманизма, проявленного Советским правительством по отношению к немецким военнопленным.
Конечно, в условиях войны трудно было в точности соблюдать предписанный по граммам рацион, но дух этого приказа был понят и неуклонно выполнялся. Я записывала рассказы офицеров 284-й дивизии, воевавшей в Сталинграде под Мамаевым курганом. «Нам было предписано – сдавшимся в плен немцам, которые голодали в окружении, сразу выдавать по полбуханки хлеба и концентраты. Когда они пошли к нам большими толпами, мы просто не успевали доставлять хлеб с левого берега Волги. Бойцы показывали немцам – идите сдаваться в соседнюю дивизию – туда прошли повозки с хлебом».
Мне рассказывала Н.Н. Пинскер, хирург госпиталя 64-й армии, воевавшей в Сталинграде, о том, как лечили раненых пленных немецких солдат. «Помню, как раненый немецкий офицер попросил нашего санитара сделать ему постель помягче. В сердцах санитар обругал его. И тут вошел наш главный хирург Соколов. Он строго предупредил санитара – относиться к раненым немцам надо спокойно. Конечно, нелегко нам было. Еще вчера этот враг целился в тебя, сбрасывал бомбы. А теперь ты его перевязываешь. Но у нас был строгий приказ: не оставлять военнопленных без медицинской помощи». Но в годы войны в Германии не оценили гуманные жесты Советского правительства. Истребление попавших в плен наших воинов обретало все большие масштабы и продолжалось до самого конца войны.
Одним из преступлений, называемого геноцидом, является умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на уничтожение населения. Александр Дюков пишет о том, как осуществлялась такая политика в период немецкой оккупации. По расчетам фашистской верхушки, захваченную территорию необходимо было превратить в зону «величайшего голода».
Рейхсмаршал Геринг заявил: «В этом году в России умрет от голода от 20 до 30 миллионов человек. Может быть, даже хорошо, что так произойдет, ведь некоторые народы необходимо сокращать».
Планы ограбления оккупированного населения были тщательно разработаны и приняли самые варварские масштабы. В Германию уходили тысячи эшелонов с пшеницей, картофелем, рогатым скотом, углем, лесом. Вывозили даже чернозем. Каждому солдату было разрешено заходить в любой дом и брать все, что ему попадет под руку.
В книге – вся правда о голоде на оккупированной земле. «Мы ели воду. Придет время обеда, мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. И мы ее разливаем по мискам. От голода брат съел угол печки. Грыз, грыз каждый день, когда заметили, в печке была ямка». Вера Ташкевич, 10 лет.
«В селе Васильевке Землянского района колхозница Кулешова Т., не имевшая коровы, не могла выполнить требование немецких солдат дать им молока. За это немцы подожгли хату Кулешовой и бросили ее живой в огонь».
Гауляйтор Украины Эрих Кох заявил: «Меня знают как жестокого пса. Поэтому меня и направили комиссаром Германии на Украину. Наша задача заключается в том, чтобы выжать из Украины все. Господа, жду от вас абсолютной беспощадности в отношении всех туземцев, населяющих Украину».
Об этом высказывании гауляйтора Украины надо знать тем, кто оскверняет памятники, установленные над братскими могилами советских солдат.
А такие сообщения приходят из Львова, Каменец-Подольска, Ивано-Франковска и других городов. Находятся нелюди, которые глумятся над священными погребениями тех, кто отдал свои жизни за освобождение этих мест от фашистского рабства.
…Читая книгу Александра Дюкова, я часто поражалась тому, как молодой историк, родившийся через годы после Победы, с такой силой воскрешает памятную военную боль, будто в генах ему передались чувства современников тех лет.
Он пишет еще об одной стороне фашистского плана «очищения территории от туземцев». О том, как миллионы «восточных рабочих» оказались на германской каторге.
В начале войны идея блицкрига – молниеносного разгрома СССР - витала над Германией. Она звучала в речах Гитлера, в сводках с Восточного фронта и в шальных песнях немецких солдат. Поражение под Москвой, когда снимки занесенных снегом убитых гитлеровцев, разбитых орудий и танков обошли весь мир, верхушка Рейха стала осознавать, что война предстоит долгая. 20 марта 1942 года в Ставке Гитлера под Винницей обсуждались экономические проблемы. В систему «обезлюживания» восточных земель были внесены изменения. Германия нуждалась в бесплатной рабочей силе. «Восточные рабы», прежде чем умереть, должны были поработать для Рейха.
Александр Дюков изучил сотни документов, чтобы рассказать об этой форме геноцида. К сожалению, такая тема остается в забвении в нашей исторической науке.
На людей охотились, как на собак. «Играли мы во дворе с мальчишками в «палочки-стукалочки». Въехала большая машина, из нее выскочили немецкие солдаты, стали нас ловить и бросать в кузов под брезент. Привезли на вокзал, машина задом подошла к вагону, и нас, как мешки, забросали туда. Вагон набили так, что первое время мы могли только стоять. Взрослых не было, одни дети и подростки… Ночью становилось так страшно, что многие плакали: нас куда-то везут, а наши родители не знают, где мы». Володя Ампилов, 10 лет.
В Германии на государственном уровне было узаконено рабовладение. Когда очередной эшелон с «остарбайтерами» прибывал в Рейх, мужчин и женщин, на которых были установлены цены, выставляли на продажу.
Предприятия закупали крупные партии новых рабов. Но и рядовым немцам вполне по кошельку было приобрести в собственность «восточного раба».
«Один за другим к нашему строю подходили респектабельные господа. Выбирали самых крепких, сильных, - вспоминал И.П. Рубан из Кривого Рога. – Ощупывая мускулы, деловито заглядывая в рот, о чем-то переговаривались, ничуть не считаясь с нашими чувствами».
«Вчера к нам прибежала Анна Ростерт, - писали из дома на фронт обер-ефрейтору Рудольфу Ламмермайеру. – Она была сильно озлоблена. У них в свинарнике повесилась русская девка. Наши работницы-польки говорили, что фрау Ростерт все била, ругала русскую. Мы утешали фрау Ростерт, можно ведь за недорогую цену приобрести новую русскую работницу».
…Лагеря, в которых содержались «восточные рабочие», были рассеяны по всему Рейху. В цехах были развешаны лозунги: «Славяне – это рабы», чтобы «остарбайтеры» ни на минуту не забывали о своем положении. Их, полуголодных, принуждали работать по 12-14 часов. Покупая рабов, хозяева расчетливо экономили на одежде, тепле и еде. За плохую работу – кнутом по спине, случалось до смерти. Это преступление, совершавшееся в Германии в огромных масштабах, было основано на циничном расчете: выжать из человека силы, пока он, полуголодный, исхлестанный кнутом, может работать, а потом свалить трупы в яму. На место умерших пригонят новых рабов с Востока. Кажется, трудно поверить, что на такую жестокость оказались способны «благовоспитанные бюргеры». Именно такой «новый порядок» мог утвердиться на нашей земле, если бы не победила Красная Армия.
«В цехе был мастер Вилли. Страшный человек, никогда не снимал повязку со свастикой. Он с нами не разговаривал. Только бил. Особенно доставалось, когда мы падали от усталости. Почти каждый день кто-то умирал. Со мной рядом спала Тамара Варивода. Ночью она умерла. Так и лежали мы с ней до утра. Утром ее унесли». Нина Чебердина.
«Идея уничтожения трудом является наиболее подходящей», - заявил рейхсминистр Геббельс. Жестокое обращение с «восточными рабами» стало обыденным в Германии и входило в общую систему мер по сокращению населения оккупированных областей.
В феврале 1943 года после поражения под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур. В те дни в концлагере Равенсбрюк свою злобу гитлеровцы выместили на заключенных. «Людям приказали раздеться догола и оставили стоять. На февральском морозе они стояли, сбившись в кучу, согревая друг друга, ожидая смерти. Потом их завели в баню и отвели обратно в барак. Три дня не давали есть».
Подобные кровожадные фантазии, рождавшиеся в головах гитлеровцев, казалось, явились с самого дна ада.
«Когда народ убивают, он сопротивляется». В каждой области, в городах и селах, оккупированных врагом, находились патриоты, которые борьбу с врагом ставили выше собственной жизни. Александр Дюков рассказывает об истоках партизанского движения, его масштабах и трагических событиях, связанных с ним.
Партизанка В.И. Одинец вспоминала: «Узнала ненависть… Сразу… Такая ненависть! Как они могут ходить по земле! Как они… Откуда… Мы же видели, что они творили. Мы ушли в лес все: папа, братья и я. В партизаны».
Борьба с партизанами стала еще одним обличьем геноцида. «Эта партизанская война имеет и свои преимущества, - цинично заявлял Гитлер. – Она дает нам возможность истреблять все, что восстает против нас. Огромное пространство нужно усмирить как можно быстрее, этого лучше всего можно добиться расстрелом каждого, кто хотя бы косо посмотрит на немца».
В местах, попавших под пяту оккупации, помнят, как осуществлялась эта нацистская программа. Казнь, часто изощренная, ожидала мать, пустившую в хату своего сына-партизана, детей, накормивших в лесу раненого, каратели уничтожали целую деревню, если где-то вблизи напали на немецкий обоз, о чем жители и не знали. Но чаще всего убивали без всяких причин.
Карательные акции против мирных жителей превосходили все представления о жестокости, которые знало человечество. Александр Дюков приводит в книге рассказы о чудовищных зверствах.
«Я видел то, что человек не может видеть. Ему нельзя… Ночью пошел под откос и сгорел немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех, кто работал на железной дороге, и пустили по ним паровоз». Юра Карпович, 8 лет.
«Вокруг все горело, жгли деревни вместе с людьми… Я сама огарки собирала. Собирала подруге семью. Косточки находили, и где оставался кусочек одежды, узнавали, кто это… И в могилку общую клали. Только косточки белые. Или костная мука. Я ее уже узнавала… Различала… Она – белая-белюсенькая…». Подпольщица М.Т. Савицкая-Радюкович.
Под Минском создан мемориал на месте деревни Хатынь, сожженной вместе с людьми. Белорусы, свято хранящие память о прошлом, обозначили здесь названия деревень, в которых жители горели заживо. Многие деревни, где люди приняли мученическую смерть в огне, были в Смоленской, Псковской, Брянской и других областях.
По расчетам гитлеровцев, «местные недочеловеки, будут либо уничтожены, либо запуганы так, что никогда больше не посмеют поднять руки на представителей высшей расы». Однако документы свидетельствуют о другом. День ото дня силы сопротивления врагу нарастали. Ненависть захлестывала, память о погибших обжигала сердца. Люди шли на смерть, чтобы отомстить врагу. В партизанские отряды вступали тысячи добровольцев.
…В книге Александра Дюкова воссоздаются забытые картины. Даже отступая под натиском Красной Армии, немецкое командование не отошло от своей истребительной политики. Со всей педантичностью они разрушали оставшиеся заводы, взрывали мосты, угоняли «восточных рабов». Враги оставляли за собой «выжженную землю».
«Мы едем по изуродованному, взорванному и сожженному миру, - писал Константин Симонов. – Земля Смоленщины стала пустыней. Проезжаем одну деревню за другой, и те, кто остался жив, стоят над развалинами своих изб».
Наша страна понесла тяжелые потери. На оккупированной немцами территории погибло более 11,5 миллионов советских людей – умерли от голода, убиты, сожжены, 2,1 миллиона погибли на каторге в Германии, гитлеровцы уничтожили около 3 миллионов наших военнопленных.
Эти человеческие безвозвратные потери наложили тяжелую печать на судьбу нашего Отечества в послевоенные годы, дотянувшись до дней сегодняшних. Последствия военного бедствия так и не осмыслены в нашей истории в полной мере.
Все годы войны наши воины, поднимаясь в атаку, думали о возмездии врагу. Как часто в окопах и землянках бойцы и офицеры говорили: «Они ответят за все!» И вот наступил день, когда Красная Армия вступила на территорию Германии.
19 января 1945 года Сталин подписал специальный приказ «О поведении на территории Германии», который гласил: «Офицеры и красноармейцы! Мы идем в страну противника. Каждый должен хранить самообладание, каждый должен быть храбрым… Оставшееся население на завоеванных землях не должно подвергаться насилию. Виновные будут наказаны по законам военного времени».
Этот приказ был доведен до каждого солдата и определил характер поведения наших воинов на немецкой земле. Хотя документы свидетельствуют: случались факты мародерства, мести, изнасилований. Однако эти поступки жестко пресекались. Остались материалы военных трибуналов, которые приговаривали нарушивших приказ офицеров и солдат к срокам заключения и даже расстрелам. Были среди осужденных и те, кто прошел войну от Сталинграда до Берлина.
В книге есть рассказы о том, с какими чувствами продвигались наши воины по вражеской земле. «Войны-то у них еще не было, - говорил офицер-десантник Василий Тюхтяев. – У них все сохранилось! А у нас – война все взяла!.. До Волги дошли! Все было разорено». Медсестра Вера Вяткина записывала: «Как теперь трудно воевать. Все чужое, враждебное. Если бы ненависть убивала, то ее бы у каждого хватило на тысячу этих зверей».
Александр Дюков обращает внимание читателей на духовную сторону происходивших в те дни событий. Как советские воины, потерявшие родных и друзей, видевшие смерть и разрушения, находили в себе силы проявлятьмилосердие.
«Мы бились за каждую комнату, - вспоминал участник боев в Берлине И.Д. Перфильев. – Однажды нам пришлось вытаскивать немецких жителей из затопленного подвального помещения. Не могли мы смотреть на гибель детей».
«Вопрос о мести фашистам как-то отпал сам собой, - вспоминал Всеволод Олимпийцев. – Не в традициях нашего народа отыгрываться на женщинах и детях, стариках и старухах. А невооруженных немцев-мужчин, пригодных для службы в армии, мне не приходилось видеть».
…После падения Берлина из подвалов разрушенных домов стали выходить испуганные и голодные жители. По распоряжению военного командования среди руин появились солдатские кухни, к которым берлинцы потянулись с кастрюлями. Нетрудно увидеть на сохранившихся снимках грустные улыбки наших солдат, раздававших немцам еду. Они знали, что в это время на наших полях женщины пашут, впрягаясь в плуг. Вскоре, к изумлению немецких жителей, по карточкам стали выдавать продукты.
Вот высказывание берлинки Элизабет Шмеер: «Побежденному народу, армия которого так много причинила несчастий России, победители дают продовольствия больше, чем нам давало прежнее правительство. На такой гуманизм, видимо, способны только русские».
В те победные майские дни 1945 года, по выражению Александра Дюкова, «произошло чудо». И запечатленный в мраморе Солдат со спасенной немецкой девочкой на руках, памятник, установленный в Трептов-парке – «это запечатленная в камне правда».
Книга, написанная Александром Дюковым, необычайно своевременна. В наши дни метастазами разрастается многоликое явление, которое можно назвать покушением на Победу.
Нашу страну, понесшую неисчислимые жертвы, победившую фашизм и спасшую народы Европы, уже чуть ли не приравнивают к нацистскому Рейху. Память о военной трагедии оказалась усеченной. Сегодня о проводившейся истребительной политике нацистов попросту предпочитают не говорить. Александр Дюков напоминает о том, что в нашей стране после войны «на исследование нацистской оккупации был положен негласный мораторий». Думалось, после пережитого люди больше всего нуждались в отдыхе, к тому же публикация многих фактов, связанных с пособниками фашистам, могла внести раскол в общество. «В итоге политическая целесообразность оказалась выше исторической добросовестности. Ужасы нацистской оккупации остались в народной памяти, но не были зафиксированы историками». Автор книги называет имена зарубежных историков, которые опубликовали книги, посвященные нацистской истребительной войне на Востоке. «Советская историческая наука высокомерно игнорировала эти исследования, при этом не ведя собственных».
В Израиле трагедия Холокоста стала предметом исследования в специализированных научных институтах. В России тема геноцида нашего народа в годы нацистской оккупации по-прежнему полна белых пятен.
Чем дальше война, тем больше появляется мифов, которые очерняют подвиг нашего народа. Нет числа злобным измышлениям, будто вышедшим из ведомства Геббельса. Находятся политики, которые нашу страну называют агрессором. А чего стоит прозвучавшая по нашему телевидению передача, прямо называвшаяся «Русский фашизм страшнее немецкого?»
В своей книге Александр Дюков приводит высказывание историка Наталии Нарочницкой: «Подлинная историческая память намеренно стирается. Геополитический проект Гитлера – уничтожение целых государств и наций и лишение их национальной жизни – забыт… Почему славяне вообще не упоминаются в качестве жертв гитлеровского геноцида? Уж не потому ли, что это дает возможность обвинять в фашизме тех, кто оказал гитлеровской агрессии наибольшее сопротивление и сделал невозможным повторение Освенцима?»
С надеждой читаешь сообщение о том, что Фонд «Историческая память», который возглавляет Александр Дюков, приступил к осуществлению обширной программы по исследованию «нацистской истребительной политики», издает сборники документов и статей, проводит международные конференции. Эта работа призвана воссоздать правду о геноциде нашего народа, который несли на штыках немецкие захватчики.
…Я часто смотрю на памятный снимок. Наши воины на ступенях рейхстага. Они только что вышли из боя. Прекрасны их лица, на которых усталость и торжество. Разве могли они подумать, что придут времена, когда придется защищать их Великий Подвиг. Однако ныне на память о Победе направлены все виды психотронного оружия. Здесь открылись свои рубежи и вошли в обиход военные термины. Защитить Победу от злобных наветов – значит отстоять честь нашей Родины и ее будущее. Недаром писали на знаменах во время войны: «Наше дело – правое!»
Чем новый фильм «Служу Советскому Союзу» так возмутил российское общество?
Накануне очередной годовщины трагической даты начала Великой Отечественной войны разразился очередной скандал, вызванной намерением телеканала НТВ показать новый художественный фильм «Служу Советскому Союзу».
В адрес телекомпании поступили тысячи обращений, авторы которых требуют снять фильм с эфира. Высказал свою позицию и новый министр культуры РФ Владимир Мединский, который порекомендовал НТВ прислушаться к мнению общественности.
Премьерный показ фильма состоялся в феврале этого года на Украине, а российские зрители смогли ознакомиться с ним в интернете, где после украинского показа он появился на многих ресурсах он-лайн просмотра.
Чем же новый фильм о войне так возмутил российское общество? Ведь для его создателей война и эпоха – это только фон для любовной драмы: «Мы снимали в первую очередь фильм о любви, а не о политической обстановке в нашей стране того времени! О людях, а не о системе. У нас не было цели взбудоражить общественное мнение. Мы хотели будоражить сердца людей, заставить их задуматься о жизни, о человеческих чувствах – вот, что самое главное» - заявил в своем интервью исполнитель главной роли, актер Максим Аверин.
Но если таким и был замысел режиссера, то донести его до зрителей ему явно не удалось. Зрители увидели в картине, в первую очередь, фильм исторический и военный. Любовная линия потерялась на этом фоне.
Прототипом главного героя фильма послужил советский журналист и политический деятель Михаил Кольцов (Фридлянд). Он родился в 1898 году в Киеве в семье сапожника. В 1917 году, под влиянием революционных идей, бросает учебу в Петроградском психоневрологическом институте и примыкает к большевистской партии, участвует в гражданской войне, беспощадно громит на страницах печати «остатки проклятого прошлого».
После гражданской войны Кольцов занимает ряд важных политических постов в советском руководстве. Его талантливое перо одинаково энергично описывало черты новой жизни, критиковало «отдельные недостатки», обличало «врагов народа». Многие из очерков и газетных статей Кольцова были написаны настолько остро и резко, что никогда не публиковались после его реабилитации.
Деятельность Кольцова не ограничивалась только лишь журналистикой. Он неоднократно выезжал за рубеж, в том числе и нелегально, в качестве эмиссара советского правительства или Коминтерна. Наиболее известной миссией подобного рода стала его деятельность в Испании, куда он официально направился в качестве журналиста «Правды», а неофициально – в качестве главного представителя советского правительства и лично Сталина.
О своей легальной деятельности в Мадриде он написал серию очерков, изданных в СССР под названием «Испанский дневник», а еще он стал одним из героев популярного романа Эрнста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Реалистичный роман, одно из лучших произведений знаменитого американского писателя, показывающий весь ужас гражданской войны в Испании, донес до нас и образ «одной из самых значительных фигур в Испании» - Михаила Кольцова.
Он предстает перед читателем как «тщедушный человечек в сером кителе, серых бриджах и черных кавалерийских сапогах, с крошечными руками и ногами, и говорит так, точно сплевывает слова сквозь зубы».Кольцов (в романе - Карков) в глазах главного героя романа выглядит личностью демонической. Обаяние интеллекта и энергии сочетается в нем с отталкивающей и пугающей целью действий.
Внешне храбрый, он, в то же время, очень боится ранения и плена, а потому носит при себе яд, чтобы живым не попасть в руки врагов. Образ советского эмиссара начисто лишен революционной романтики, а его рассуждения отдают цинизмом.
Квинтэссенция этого противоречия проявляется в рассуждении Кольцова-Каркова о видном испанском политическом деятеле монархической ориентации Кальво Сотело:
«Он был очень умен, и это было очень умно, что его убили.
— Я думал, что вы против метода политических убийств.
— Мы против индивидуального террора, — улыбнулся Карков. — Конечно, мы против деятельности преступных террористических и контрреволюционных организаций. Ненависть и отвращение вызывает у нас двурушничество таких, как Зиновьев, Каменев, Рыков и их приспешники. Мы презираем и ненавидим этих людей, — Он снова улыбнулся. — Но все-таки можно считать, что метод политических убийств применяется довольно широко.
— Вы хотите сказать...
— Я ничего не хочу сказать. Но, конечно, мы казним и уничтожаем выродков, накипь человечества. Их мы ликвидируем. Но не убиваем. Вы понимаете разницу?»
Интересно, догадывался ли говоривший эти слова о том, какая тонкая грань отделяет его от занесения в списки «накипи человечества»?
После возвращения из Испании в декабре 1938 года Михаил Кольцов был арестован. Причиной ареста послужил донос, написанным одним из наиболее одиозных коммунистических деятелей того времени Андре Марти, а также желание советского руководства найти человека, на которого можно было бы возложить провал коммунистического переворота в Испании(?Что за дичь? - Э.В.).
В ходе следствия, ведшегося с применением обычных жестоких методов, Кольцов сознался в связях с английской разведкой, испанской троцкистской партией ПОУМ (борьба с которой была одной из основных его задач в Испании), и выдал более 70 «заговорщиков», которые должны были выполнять его «вредительские и преступные» указания.
Согласно официальным источникам Михаил Кольцов был расстрелян в 1940 году. Иные исследователи предполагают, что это случилось раньше – в 1939 или даже в 1938-м.
Однако от этой сложной судьбы в фильме остались лишь намеки, признаки, позволяющие безошибочно идентифицировать прототип главного героя, но не более того.
Создатели кинокартины воскресили давно почивший жанр, столь популярный четверть века назад: «хорошие большевики-ленинцы, которых ни за что расстрелял злой Сталин».
Картонным «честным коммунистом» заменили реального человека своей эпохи, по-своему привлекательного и отталкивающего. Не романтика-идеалиста, а умного и циничного политика, одного из тех, кто всеми силами приближал торжество мировой революции, сперва в России, а потом и в других странах. А итогом этой деятельности были не только, без сомнения, талантливые статьи, но кровь людей, пролитая во имя «высшей цели» (мы ликвидируем, а не убиваем).
Киношный Кольцов (в фильме он назван Михаилом Донцовым) попадает в лагерь по произволу Берии, который положил глаз на его гражданскую жену. В лагере его и застает начало войны. Скоро война властно вторгается в действие фильма – удящие рыбу на берегу озера охранники лагеря наблюдают армаду немецких резиновых лодок с десантом, плывущих по озеру. Заметив противника, охрана лагеря вся во главе с начальством убегает, бросая зеков на произвол судьбы. Могло ли быть такое на самом деле? Действительно, в начале войны в зоне немецкого наступления оказались места лишения свободы, в которых содержалось в общей сложности около 150 тыс. человек. В большинстве своем, это были тюрьмы, а не лагеря системы ГУЛАГ, которые традиционно располагались на севере и востоке СССР. Логика действий тюремной администрации была примерно следующей – заключенных по бытовым статьям освобождали, остальных либо эвакуировали, либо расстреливали. По данным исследователей всего в ходе эвакуации было расстреляно около 13 тыс. человек (главным образом – на западной Украине и в Прибалтике). Значительную часть заключенных просто бросили в тюрьмах, откуда их освободили уже немцы или местное население после ухода советских частей.
Карелия, в которой происходит действие фильма, не попала под стремительный удар немцев, поэтому в этих лесных краях подобных случаев не было.
Карельские лагеря этапами организованно эвакуировали на восток. В кино же охрана, убегая, оставила в лагере не только заключенных, но и изрядный запас оружия, вооружившись которым, зеки решают вступить в борьбу с оккупантами.
В действительности в 1941 году известны случаи участия заключенных в оборонительных боях. Но во всех известных эпизодах это происходило под контролем администрации тюрем и военного командования. В августе 1941 года в Мурманске была сформирована 186-я стрелковая дивизия, больше половины состава которой (7650 человек из 12000) составляли досрочно и условно освобожденные заключенные из находившихся в регионе лагерей. На фронте это соединение получило прозвище «дикая дивизия» как за отчаянную храбрость в бою, так и за поведение ее военнослужащих вне боя.
Сам бой заключенных с немецким десантом должен создать у зрителя весьма неприглядное мнение об умственных и военных способностях германской армии. Скажем проще - такими дураками немцев не изображали даже в советских пропагандистских фильмах, снятых во время войны.
После боя наступает развязка драмы – в лагерь возвращаются части НКВД и расстреливают всех заключенных. В конце фильма бывший комендант лагеря, обратившийся из старшего лейтенанта госбезопасности (что равно званию майора) в капитана Красной армии, на фоне руин поверженной Германии рассказывает загримированному под Константина Симонова другу главного героя весь трагический эпизод.
На этот прямо скажем нереалистичный сюжет наложено традиционное для нашего кино игнорирование принципа исторической достоверности, проявляющееся практически в каждой детали фильма. Почему заключенных на лесоповале охраняют внутренние войска НКВД, а не военизированная охрана ГУЛАГа? Откуда у молодого офицера НКВД медаль «ХХ лет РККА»; почему руки главной героини (заключенной) выглядят как после посещения маникюрного салона, с маникюром; почему немецкие солдаты в 1941 году носят форму образца 1943 года; почему Берия на кремлевском приеме одет в гимнастерку; почему в финальной сцене фильма, происходящей хоть и в конце, но все-таки во время войны, на кителе Константина Симонова медаль «За победу над Германией»? и т.д.
В результате создатели фильма умудрились задеть чувства самых разных слоев российского общества: тем, кто видит в Октябрьской революции катастрофу – показали пламенного революционера, сошедшего с советского плаката; поклонникам Сталина - коварное НКВД, оказавшееся врагом злее немцев; чтящим память жертв сталинских репрессий – карикатуру на ГУЛАГ (иначе изображение лагеря в фильме не назовешь); тем, кто знает и любит историю своей страны – заведомое пренебрежение к истории.
Именно в этом, в пренебрежении к собственной истории и заключается главная беда российского исторического и военного кино. И фильм «Служу Советскому Союзу» - лишь малая часть этой проблемы.
Неуважение к собственной истории началось давно. В советское время по каким-то идеологическим причинам было принято решение не показывать в фильме реальных героев войны. Нет ни одного фильма, в котором был бы показан подвиг известных всей стране героев – Александра Покрышкина, Зиновия Колобанова, Николая Гастелло, Дмитрия Карбышева, Александра Матросова и других. Снято множество фильмов о войне, но даже в самых достойных из них главные герои - вымышленные.
Стоит ли после этого удивляться, что результаты опроса, проведенного Российским институтом стратегических исследований в 2010 году, говорят о том, что нынешнее поколение российской молодежи очень слабо знает героев Великой Отечественной войны.
Можно возмущаться тем, как показана Красная армия в американском фильме «Враг у ворот», но ведь как получается – «тупые» американцы сняли фильм о снайпере Василии Зайцеве, а у нас такого фильма нет.
А ведь в достоверности и реалистичности сюжета фильма и заключается тот ответ, который может дать кинематографист возмущенным критикам. Если каждая деталь в фильме подкреплена историческим источником, если его герой, каким бы он ни был – реальный человек, то какие претензии можно к такому фильму предъявить?
На самом деле, история богата на события столь удивительные, что невозможно и придумать самому талантливому сценаристу или писателю. Достаточно лишь отобрать эпизоды, тщательно восстановить реальность, и эффект превзойдет все ожидания.
Это не теоретические рассуждения. В Европе и США существует традиция съемки исторического и военного кино в стиле «предельной достоверности», помимо кинематографического эффекта такие фильмы играют важную роль в изучении истории подрастающим поколением. Опыт показывает, что созданные в этом жанре кинокартины могут быть успешными и зрелищными в не меньшей степени, чем блокбастеры и костюмированные драмы. Можно вспомнить такие фильмы как «Геттисберг», «Дамбастерс», «Падения черного ястреба», сериалы «Братья по оружию» и «Тихий океан», которые не только достоверно повествуют о реальных исторических событиях, но и оказались успешными в прокате, а также заняли заметное место в истории кино как искусства. Увы, в этом перечне почти нет фильмов, снятых в нашей стране.
Не пора ли им появиться? Ведь наша история не менее интересна и занимательна, наши герои заслуживают не меньшего уважения и отражения в кино. И такие фильмы уж точно не вызовут потока возмущенных писем.
Александр Музафаров
22.06.2012 | 16:22
Специально для Столетия
Комментарии
горб
22.06.2012 17:21
Автор пишет всё-таки о киноляпах,на которые можно было-бы закрыть глаза,но главная проблема современного военного кино в том,что зрителя зомбируют уже несколько лет - навязывают ему мысль о том,что главными врагами русского солдата были вовсе не немцы,а свои же русские только из ведомства Берия.То есть идёт ничем не прикрытое приравнивание Сталина и Гитлера.Молодые уже задают вопросы- а зачем тогда воевали?Если не остановить эту руссофобскую диверсию ,то в будущем на самую ужасную войну в истории будут смотреть столь же легкомысленно ,как и на поход на Россию Наполеона.Мол,конечно плохо,но ничего страшного не произошло.
J Silver
22.06.2012 17:36
Прощайте, Максим и Нонна, в моих глазах вы умерли - нет больше уважения к вам, деньги все-таки пахнут, и теперь от вас "пахнет" очень дурно...