2012-03-31 01:52:28
очень широкой общественной дискуссии, которая по многим параметрам схожа с начавшейся в Европе пятью ...
+ развернуть текстсохранённая копия
очень широкой общественной дискуссии, которая по многим параметрам схожа с начавшейся в Европе пятью веками раньше Реформацией, но вряд ли приведет к тем же последствиям.
Яростная критика нравов и богатства духовенства, усиливающиеся претензии общества на самостоятельное понимание веры (в частности, многие защитники Pussy Riot подчеркивают, что молиться можно в любой самой свободной форме), на право каждого толковать Священное Писание и общаться с Богом без посредников – это те черты, которые мы находим и в современной России, и в Европе XVI–XVII веков.
Если современный западный антиклерикализм направлен на ослабление Церкви, но не на ее «обновление», то отечественные критики РПЦ ориентируются как раз на ее обновление (понимаемое, разумеется, очень по-своему).
«Люди стали яростно спорить о вере, о сути учения Христа. Цитировать Новый завет. Толковать букву и дух», – пишет галерист Марат Гельман в тексте с очень характерным названием «Исповедь». «Не было и кощунства, потому что каждый молится теми словами, какие у него есть», – рассуждает Алексей Поликовский в тексте с не менее характерным названием «Молитва неподсудна». «Надеюсь, что через время их (Pussy Riot) причислят к лику святых. Как Василия Блаженного», – надеется Максим Кононенко.
Разумеется, полного сходства быть не может, поскольку в России нет той сквозной религиозности, которая была характерна для средневекового общества. Если в XVI веке реформаторы выходили из самой Церкви или из среды верующих, то сейчас основная масса православных использует свою православность для культурно-этнической идентификации и никак не участвует в церковной жизни. Однако сам запрос на очищение веры в соответствии с представлениями общества о ней один и тот же что в Германии XVI века, что в России XXI.
Следует отметить, что движение за обновление Церкви в России имеет давнюю историю. В 1503 году на очередном церковном соборе иерархи в споре игумена Волоколамского Иосифа и игумена Сорского Нила (названном позже полемикой «иосифлян» и «нестяжателей») приняли сторону консерватора Иосифа, который выступил резко против идеи Нила Сорского об отказе монастырей от землевладения в частности и экономической деятельности в целом.
До революции 1917-го в Церкви и околоцерковных философских кругах (представленных цветом русской религиозной философии) шла дискуссия о месте и роли православия в наступающем XX веке, но вся эта очень содержательная полемика была прервана большевиками, которые обошлись с участниками спора так, как подсказывала классовая целесообразность.
Еще одной попыткой реформы были экуменические идеи отца Александра Меня, популярные среди православной интеллигенции 80-х годов. Однако аналога европейской Реформации, то есть такого процесса, который затронул бы все общество и привел бы к формированию новой духовно-нравственной парадигмы, к оформлению новой этики, в России не было.
Попытки нащупать эту парадигму ведутся и теперь.
Религиозная ситуация в России совершенно не похожа на ту, что сложилась в других исторически христианских странах. Если доминирующей тенденцией современности остается унаследованный из прошлых времен и усилившийся в XX веке антиклерикализм, когда государство и общество последовательно ограничивают влияние Церкви в политической, экономической и культурной областях, то в России параллельно с антиклерикальными настроениями действует и противоположная тенденция, ориентированная на исправление чудовищных перегибов в антирелигиозной политике советской власти. В результате в российском обществе сформировался мощный запрос на духовно-нравственное обновление, начался поиск той силы, которая могла бы удовлетворить этот запрос, а соответственно, более требовательным стало отношение к Церкви, которая традиционно претендует на роль духовно-нравственного наставника нации.
Именно из этого запроса, по мнению многих экспертов, может вырасти русская Реформация.
По словам философа, главного редактора сайта «Мнения.ру» Кирилла Мартынова, и из-за косности и бюрократизма РПЦ, и из-за мощного общественного запроса реформа Церкви может начаться в любой момент.
«Первый молодой, активный, серьезно настроенный священник, который открыто и искренне бросит вызов РПЦ, может запустить цепную реакцию. Это будет такой церковный Навальный, наверняка – блогер. Главное, что он должен сделать, – это заявить, что вера – это всерьез и что каждый, кто меняет ее на джип и на квартиры, – на самом деле атеист. Будет проект РосПрав, российское православие. И Реформация будет проходить под лозунгами возвращения к настоящему православию, настоящей, серьезной, искренней, горячей вере. Это будет отличать реформаторов от многочисленных сект. За ними пойдет достаточно большая прослойка образованных мирян, уставших от официальных священников, этакая Болотная площадь церковного мира» – пояснил Мартынов в интервью газете ВЗГЛЯД.
Он полагает, что сеть сильно поможет реформе, которая будет через Церковь менять и власть: «Как и в истории с Лютером, власти светская и церковная связаны воедино. Лютер, кстати, был блогером XVI века – давал людям новейший медиапродукт, печатную Библию на немецком. Православие под ударом печати со скрипом устояло, в отличие от католичества в Северной Европе, а вот от интернета может и не оправиться».
Впрочем, в благотворности Реформации для России Мартынов не уверен.
«Вслед за Лютером начались волны религиозного фанатизма, религиозные войны, – напоминает эксперт. – Реформация в этом смысле будет означать дальнейшее сворачивание секулярного общества и гражданских свобод, так что атеистам стоит задуматься над тем, чтобы поддержать РПЦ – организацию монструозную, но все же слишком ленивую, чтобы постоянно и систематически навязывать обществу свою волю. Вспомним, что жизнь рядового протестанта в первые века существования религии была гораздо более регламентирована, гораздо менее свободна, чем жизнь католика, даже термин «пуританин» приобрел соответствующий нарицательный смысл».
Не согласен с Мартыновым публицист Егор Холмогоров, который убежден в том, что на сегодняшний день РПЦ – это лучшее, что может позволить себе нынешняя государственная и религиозная система.
Критики Церкви, по мнению Холмогорова, имеют к ней так мало касательств, что не могут рассчитывать ни на какую общественную поддержку и уж тем более не могут иметь никакого отношения к реформам.
«Они могут сколько угодно «молиться и без Церкви» дальше, только вот они же не молятся. Церковь – это онтология. Объективный факт. Либо она тебе нужна, и ты в этой онтологии, и тебе, по большому счету, наплевать на то, какая у патриарха квартира, либо она тебе не нужна, и тогда ты будешь плевать на святых», – полагает Холмогоров.
Поддерживает эту точку зрения и православный публицист Сергей Худиев, отметивший, что даже комсомольцы двадцатых, учинявшие пародийные крестные ходы, не требовали считать это проявлением истинного христианства.
«Наше образованное общество воспринимает Церковь как некую игрушку вроде детской железной дороги. Сначала научитесь рисовать по-человечески и сделайте так, чтобы спутники через один не падали, а потом уже реформируйте РПЦ – вот единственный ответ, который можно дать на все рассуждения о неизбежности реформ», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД Холмогоров, который полагает, что с РПЦ происходит ровно то же самое, что и с обществом, и любая реформа Церкви не может произойти без социальных изменений: «Что касается зачистки от коррупции и прочего, то Церковь способна к этому в той же степени, что и общество. Очистится общество – очистится и Церковь».
Сама же РПЦ, активно участвующая в дискуссии о роли Церкви, собственно «реформационную» часть этого обсуждения, касающегося, например, благосостояния священников, считает «информационной атакой».
Председатель Синодального информационного отдела патриархии Владимир Легойда уже заявил о том, что РПЦ стала жертвой грязных технологий: «К сожалению, подобные информационные «вбросы» против Церкви всегда усиливаются в моменты, когда общество переживает сложные периоды в своей жизни. Но за всем этим нельзя рассмотреть ничего, кроме нечистоплотных технологий, связанных со стремлением дискредитировать Церковь, не позволить ей выполнять свое прямое служение – духовное окормление верующих».
Святослав Шевченко, священник Благовещенского кафедрального собора Амурской области и постоянный автор газеты ВЗГЛЯД, отметил, что во многом критика Церкви напрямую связана с тем, что РПЦ стала «очень активной – и это кажется непривычным».
Говоря об изменениях, которые могут произойти с Церковью, Шевченко объяснил свое понимание логики происходящих событий: «С одной стороны, я убежден в том, что РПЦ будет консервативной и никаких изменений, скажем, в уставе и языке богослужения (я даже не говорю о догматах и канонах) не произойдет, но вместе с тем все мы являемся гражданами государства и современниками цифрового века, достижения которого нельзя не использовать».
По словам священнослужителя, изменения могут касаться форм и методов, «которыми Церковь доносит до людей Слово Божие». «Нам же в ответ на активность предлагают забраться в гетто. Это противоречит самому принципу христианства, – пояснил Шевченко. – Есть, разумеется, и у служителей Церкви ошибки, есть в Церкви проблемы, но Церковь – плоть от плоти этого мира, поэтому невозможно что-то менять в Церкви и ничего не менять в самом обществе, которому все мы принадлежим».
Источник: Взгляд
Комментарий RP: Развитие ситуации, сложившейся в результате реакции уязвленных "сильных мира сего" на необычную форму протестной акции приводит к тому, что в сферу обсуждаемых обществом тем попадает то, что исторически стремится актуализировать религия. Если не концентрироваться на эксцентрике протестной акции, а обратить внимание на основные аргументы тех, кто пытается представить источником ситуации исключительно выступление Pussy Riot в ХХС, а не реваншистскую активность клерикальной структуры и власти, то многое становится яснее.
Это, например, попытка Холмогорова представить выбор для протеста именно в культового здания РПЦ МП, как "притяжение церкви", хотя она является не чем иным, как передергиванием в расчете на малограмотность. Протест состоялся в ХХС не потому, что это "Православная Церковь", а потому что эта церковь вручает вверенные ей Христом души "кесарю". Именно поэтому форма церкви, состоящей из "квартир", "лицемерия", "беззакония" с площадкой для сбора последователей вместо действительной Церкви, и в самом деле не нужна ни агностикам, ни, тем более, верующим, которые начинают это понимать.
По существу, к тому же приему, в старании выдать административно-клерикальную структуру за "Институт Спасения" прибегает и священник Шевченко, сетуя на то, что церковь кто-то понуждает "забраться в гетто". Указывая на несправедливость такой реакции "на активность" РПЦ МП, священнослужитель, вероятнее всего, не видит, что неприятием отвечают вовсе не на "слово спасения". Это слово не теряет своей привлекательности и в массе других религий, популярность которых в обществе неуклонно растет. Но так же растет и неприязнь к реальной активности упомянутой религиозной организации – политической и идеологической экспансии, а не исповедничества, не церковности.
Впрочем, отстаивание своих позиций защитниками клерикальной структуры, находящейся в кризисе, выглядит явлением естественным. Причем, оно объяснимо вне зависимости от отношения к нему разных сторон не только в политическом, но и в теологическом ключе. Ведь, как и осуществление Божьего замысла, так и противостояние ему, согласно христианской доктрине происходит посредством деятельности людей.
Тело 77-летнего бывшего руководителя Советской внешней разведки генерала Леонида Шебаршина было найдено 30 марта в его квартире по улице на 2-ой Тверской-Ямской. По предварительным данным,он мог совершить самоубийство.
Леонид Владимирович Шебаршин родился 24 марта 1935 года в Москве в рабочей семье. В 1952 году окончил среднюю школу и поступил в Институт востоковедения на индийское отделение, где изучал язык урду. В 1954 году Институт востоковедения был включен в состав Московского государственного института международных отношений, который Шебаршин окончил в 1958 году.
В 1958-1962 годах Леонид Шебаршин находился в служебной командировке в Пакистане в качестве переводчика посла. В 1959 году получил первый дипломатический ранг атташе посольства.
По завершении служебной командировки работал в отделе Юго–Восточной Азии Министерства иностранных дел СССР в должности 3-го секретаря.
В 1962 году Шебаршин был рекомендован для работы в разведке и в том же году поступил в школу Комитета государственной безопасности, которая готовила кадры для внешней разведки.
По завершении обучения он был направлен на работу в центральный аппарат разведки в отдел, занимавшийся Юго-Восточной Азией.
В 1964–1968 годах Леонид Шебаршин вновь находился в служебной командировке в Пакистане по линии внешней разведки. Затем был направлен на учебу на курсы усовершенствования Краснознаменного института Комитета государственной безопасности (КГБ), готовившие руководящие кадры внешней разведки.
В 1970–1971 годах работал в центральном аппарате Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР.
С 1971 года по 1977 год Шебаршин находился в долгосрочной служебной командировке в Индии в качестве заместителя, а затем резидента внешней разведки.
В 1977-1979 годах работал в центральном аппарате разведки.
С 1979 года по 1983 год был резидентом КГБ в Иране.
В 1983-1987 годах Леонид Шебаршин работал заместителем, а затем начальником информационно-аналитического управления ПГУ КГБ СССР.
С 1987 года по 1989 год - заместитель начальника внешней разведки.
С февраля 1989 года по сентябрь 1991 года был начальником Первого главного управления - заместителем председателя КГБ.
В августовские дни 1991 года исполнял обязанности главы КГБ.
В 1991 году Леонид Шебаршин вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта.
В конце 1991 года вместе с группой ветеранов КГБ и МВД основал и возглавил ЗАО "Российская национальная служба экономической безопасности". Вел активную общественную работу.
За образцовое выполнение служебного долга Шебаршин был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, многими медалями, а также нагрудными знаками "Почетный сотрудник госбезопасности" и "За службу в разведке".
Леонид Шебаршин - автор нескольких книг, статей и очерков по истории внешней разведки.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
2012-03-30 14:57:36
сфотографировали украинские журналисты в прошлом году; при этом патриарх сознался, что такие часы у ...
+ развернуть текстсохранённая копия
сфотографировали украинские журналисты в прошлом году; при этом патриарх сознался, что такие часы у него действительно есть. Об этом рассказал тележурналист Владимир Соловьев после встречи с патриархом.
«Я спросил, а что это за история с часами за 30 тыс. долларов? Патриарх был не в том одеянии, в котором стоят службу, а в повседневном, но монашеском. И у патриарха были часы. Он сказал: «Да, я ношу часы. Вот эти часы мне подарил Дмитрий Анатольевич. Это наши русские часы, недорогие часы с гербом – маленькие, аккуратные часы. А когда я увидел ту фотографию, я никак не мог соотнести, потому что когда мы надеваем одеяние для службы, часы невозможно надеть, невозможно носить часы», – процитировал Соловьев слова патриарха на «Вести FM».
«И я смотрел на эту фотографию и вдруг понял: а ведь это коллаж, – приводит Соловьев слова патриарха. – Но после того как появилась эта фотография, я пошел и стал смотреть. Ведь приходят многие и дарят. И стоят зачастую коробки, которые не открываешь и не знаешь, что там. И я увидел, что действительно есть часы Breguet, и поэтому я нигде не дал комментариев, что у патриарха таких часов нет. Потому что да, коробка с такими часами ни разу не надеванными есть, и она лежит. Я с интересом и ужасом стал смотреть, а сколько же стоит ряд подарков, которые мне делали. И когда увидел, подумал: и куда их девать? То есть, конечно, можно их передаривать, но тогда что подумают о патриархе? Как же патриарх живет, если он такие дорогие подарки делает?».
Напомним, с часами Breguet патриарха сфотографировал корреспондент издания VIP.glavred во время приезда предстоятеля РПЦ на Украину в прошлом году.
При этом на одной из фотографий Кирилл в патриаршем одеянии внимательно рассматривает свое запястье, на котором видны часы.
Фото: УНИАН и VIP.glavred.info
Прояснил патриарх и слухи вокруг якобы его судебной тяжбы по поводу квартиры в Доме на Набережной в Москве. Прямую речь патриарха в изложении Соловьева цитирует "Комсомольская правда".
Знаменитый Дом на Набережной.
"Вдруг звонит сестра и говорит, что в этой квартире они больше жить не смогут: невозможно находиться, через десять минут начинаешь задыхаться. Я поднимаюсь наверх и вижу, как вся квартира покрыта не просто пылью, а ощущение, что Хиросима и Нагасаки, ядерная пыль все облепила. В квартире ниже делали ремонт: люди забивают воздуховоды, и всю эту строительную взвесь затягивает вверх. Я не хочу в это встревать. В этой квартире прописана сестра, поэтому все, что надо, - по закону: вызывайте ЖЭК, Санэпидемнадзор, то есть всех, кто должен разобраться. Ни в какие тяжбы сам встревать не буду... Была назначена экспертиза, самой дорогой частью иска оказалась реставраторская работа, которую может сделать единственный институт в России по восстановлению библиотеки. Оценку по решению суда давал институт, никакие церковные структуры не имели к этому отношения.
Ответчик отказался платить, начали действовать судебные эксперты, и далее пошел разговор, что "вот, отдавайте квартиру". Никто не говорит ни о какой отдаче квартир, речь идет о возмещении суммы. Почему нельзя было простить? Такой вариант всегда был, но это тоже было бы некорректно, да и я по максимуму постарался - например, вместо двойной очистки согласился на ординарную.
Все деньги, вырученные по иску, пойдут на благотворительность.
Как досталась эта квартира? Во времена Ельцина, до квартирных приватизационных схем Владимир Иосифович Ресин спросил: "Владыка, а Вы где живете?" - "Ну как где, там же, где и мои предшественники - Серебряный бор, деревянный дом". - "В этой развалюхе, что ли? Ну давайте мы Вам квартиру выдадим".
Ельцин принял постановление о выделении квартиры в Доме на Набережной. Позже приехал Ресин и сказал, что она не приспособлена для проживания, поскольку это не квартира, а пристройка на крыше. Он предложил другую - напротив гостиницы "Советская", но назвал цену, которую тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский, глава глава синодального Отдела внешних церковных связей, не мог себе позволить, потому что это был момент, когда не было денег в Отделе людям платить зарплату.
За все время я не провел в этой квартире даже недели жизни. Но когда переехал в Москву, перевез в ту квартиру раритетную библиотеку отца, который всю свою зарплату тратил на приобретение редких книг. Туда же отправились и две троюродные сестры, одной из которых 65 лет, другой - 55. Мы все воспитывались вместе - такая большая, патриархальная семья, поэтому даже двоюродные и троюродные были как часть семьи. Эти сестры, которые положили свою жизнь на служение и помощь мне, и живут в Доме на Набережной."
Между тем, в Общественной палате РФ убеждены, что против патриарха Московского и всея Руси Кирилла развернута мощная информационная кампания, заказчиками и спонсорами которой являются круги, стоящие на русофобских и антихристианских позициях.
"То, что делается против патриарха, - мракобесие. Другого слова подобрать невозможно. Те, кто развернул эту кампанию, пытаются оскорбить и унизить нашу культуру. Это все очень вредоносно не только для конкретного человека, но и для всего общества. Безусловно, это определенный заказ", - заявил "Интерфаксу" член палаты, председатель центрального совета общероссийского общественного движения "Гражданское общество" Анатолий Кучерена. По его мнению, в появившихся публикациях с критикой позиции патриарха в отношении Pussy Riot и версиях относительно претензий на жилье элитного класса "вполне может прослеживаться русофобская и антихристианская тенденция".
О неком "заказе" в отношении патриарха говорит и проректор Российского экономического университета Сергей Марков.
"Атаки против него носят общеевропейский характер. Заказ на эти нападки, как я полагаю, сделан в России, но активно поддержан извне. Скорее всего, внес свою лепту и Борис Березовский... Это месть патриарху за его косвенную поддержку Путину во время президентской избирательной кампании. Эта информационная атака является частью той антихристианской кампании, которая сейчас разворачивается в Европе", - полагает Марков.
Вашему вниманию представляются 9 советов, которые Коко Шанель давала женщинам в течение своей жизни.
1. «Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь».
И повседневная, и вечерняя одежда от Шанель были удобными, не стесняющими движений. Невысокие каблуки, блузки без рукавов под жакетами, сумки на длинных ручках – все это, чтобы предоставить женщине комфорт. Коко никогда не создавала «моду для моды», комфорт ее клиентов был превыше всего.
2. Брюки делают женщину свободной.
Коко Шанель была первой, кто разработал, а затем, и надел женские брюки. Храбрость Коко были раскритикованы, и это неудивительно, ведь это было время корсетов и длинных юбок. Но прошлj не так много времени, как женщины одна за другой начали одевать брюки. Именно Коко Шанель мы должны благодарить за возможность носить столь удобную вещь. Коко любила носить укороченные брюки в сочетание с дорогими классическими свитерами.
3. Идеальная юбка должна закрывать колени.
Мадмуазель считала женские колени уродливыми, вследствие чего, она решила, что будет правильным скрывать их под одеждой. Шанель разрабатывала юбки для бизнес-леди, они были прямыми и невероятно изящными.
4. Носите маленькие черные платья.
Коко впервые представила маленькое черное платье в 1926, и вскоре это стал самый большой подарок всем женщинам мира. Она хотела создать платье, которое будет для дня и для ночи, будет сексуальным и в тоже время универсальным. Если прежде черный считался цветом траура, то благодаря Шанель он стал символом элегантности. Она предложила леди собственную модель классики, и они приняли это с радостью.
5. Жакеты должны быть мягкими.
В 1925 Шанель разработала свой первый мягкий жакет, который подчеркивал фигуру и не стеснял движений. Шанель предложила женщинам тонкий шелк, высокие проймы и узкие рукава. Все это сделало форму изящной.
6. Чем больше аксессуаров, тем лучше.
Коко любила аксессуары и носила их в большом количестве. Она умела объединять бижутерию с драгоценностями. Невозможно было увидеть Шанель без нитки жемчуга, цепочек из рубинов, изумрудов и полудрагоценных камней, миниатюрной брошки, берета или шляпки, которую она любила носить на бровях.
7. Элегантная обувь может быть двухцветной.
Коко предпочитала черно-белую расцветку, она обожала свои черно-белые туфли. Шанель считала, что такая обувь зрительно уменьшает женскую ступню и делает ее более сексуальной.
8. Сумки с длинной лямкой.
Коко считала их лучшими потому,что благодаря лямке руки остаются свободными. Шанель создала черный стеганый кошелек на цепочке, который отлично дополнял образ бизнес-леди. До сих пор эта модель сумок считается самой модной.
9. Духи важны также как одежда.
«У женщины, которая не пользуется духами, нет будущего» . В 1922 Шанель выпустила аромат, который свел миллионы женщин и мужчин с ума. Коко осталась верной своим принципам и для духов использовала квадратную бутылку, что было характерно для мужского парфюма.