Барак Обама, глава оборонного ведомства
Леон Панетта и другие высокопоставленные чиновники накануне вели интенсивные переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу и предостерегли его от односторонних шагов в отношении Ирана. При этом американское руководство апеллировало к тому, что Иран нуждается "во временном люфте" для того, чтобы разработать политико-дипломатические меры, направленные на предотвращение эскалации и начала диалога с "шестеркой" и МАГАТЭ по ядерной программе. Иран действительно заявил о готовности к возобновлению "серьезных переговоров" с "шестеркой" международных посредников - Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия. Если учесть, что Россия и Китай выступают за политико-дипломатические урегулирование иранской ядерной программы, то Тегеран, по-прежнему, сохраняет возможности для дипломатического маневрирования. Более того, побывавший на днях с визитом в Турции спикер парламента Ирана Али Лариджани сообщил, что "наши турецкие друзья предложили, чтобы переговоры прошли в Турции, и мы дали наше согласие", а президент США Барак Обама обсуждал эту проблему в телефонном разговоре с главой турецкого правительства
Тайипом Реджепом Эрдоганом.
Это признаки того, что Ирану удалось привлечь на свою сторону и Турцию. В итоге, давление на Иран со стороны Запада начинает ослабевать. Но остается открытым вопрос, а что это было и почему в "иранский спектакль" оказались вовлеченными многие политики и почти все мировые СМИ? Интрига стала раскручиваться после того, как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что Иран приступил к обогащению урана в укрепленном подземном комплексе "Фордо", расположенном в районе города Кум. "Агентство подтверждает, что Иран начал работы по обогащению урана до 20 процентов", - заявила пресс-секретарь МАГАТЭ Гилл Тюдор. И в то же время она многозначительно добавила, что "все атомные компоненты находятся под наблюдением агентства". Это обычное заявление со стороны МАГАТЭ, с ключевой фразой - "все находится под наблюдением агентства" - не должно было возбудить мировую политику до такого уровня, когда появились комментарии, что "вопрос войны с Ираном уже решен", и что "вот-вот США нанесут удар по его ядерным объектам". В западных СМИ стали появляться любопытные "утечки" информации: американские войска переброшены из Ирака в Иорданию, на границу с Сирией, а израильские ВВС провели с итальянского острова Сардиния учения, включавшие отработку использования F-16 для нанесения ударов по "удаленным" целям. Даже секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев назвал реальной опасность военного удара по Ирану. По его словам, "существует вероятность военной эскалации конфликта, к которой американцев подталкивает Израиль".
Парадокс в том, что Иран не секретил объект "Фордо". В конце прошлого года на нем побывали инспекторы МАГАТЭ. В свою очередь руководитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Ферейдун Аббаси-Давани сообщал, что Иран намерен перенести с обогатительного завода в Натанзе все мощности по производству обогащенного до 20% урана на обогатительное предприятие "Фордо", построенное под землей, чтобы "затруднить его уничтожение для США и их сообщников". По словам атомщика, целью работ является исключительно "увеличение количества топлива, чтобы иметь запас для Тегеранского медицинского реактора". При этом он специально подчеркнул, что "иранские ядерные объекты, включая "Фордо", находятся под полным контролем МАГАТЭ, и видеокамеры МАГАТЭ отслеживают ситуацию на них 24 часа в сутки". Тем не менее, многие мировые СМИ, включая и российские, быстро подхватили эту "сенсацию", и со ссылками на мнения "авторитетных" специалистов стали утверждать, что обогащенный на 20 процентов уран может стать первым шагом Ирана на пути к получению военного урана.
Напомним, что в середине 2011 года в израильских СМИ уже появились сообщения, что иранскую ядерную проблему необходимо "решить, пока не поздно" силовыми средствами. Но тогда США удалось за счет многоходовой политико-дипломатической комбинации с подключением Москвы разрядить ситуацию. На сей раз США, запустив механизм ввода новых ограничений против Ирана, практически осуществляют прежний сценарий. На первый взгляд, вроде бы всё идет к конфронтации. Американцы и ЕС приняли санкции против Центрального банка Ирана, через который осуществляются платежи за продаваемую нефть. До конца января министры иностранных дел стран ЕС обещали обсудить и вопрос о введении эмбарго на покупку иранской нефти. Вслед за этим Иран стал вводить в интригу еще один острый сюжет: пригрозил перекрыть Ормузский пролив, через который перевозится около 20 процентов мировой нефти, добываемой странами Персидского залива. В ответ глава Пентагона Леон Панетта предупредил, что США будут вынуждены принять все необходимые меры для открытия пролива.
События стали развиваться по нарастающей спирали. Появились суждения о том, что США с помощью войны с Ираном пытаются получить возможность оказывать новое качественное политическое воздействие на Россию, Китай и Индию. Высокие цены на нефть могут затормозить экономический рост тех стран, которые не имеют собственной нефтедобычи, таких, как Турция. Соответственно, высокие цены на нефть нанесут удар по экономическому росту Евросоюза, что может подтолкнуть к новому экономическому кризису. В этой связи на встрече представителей Международного энергетического агентства (МЭА) обсуждался вопрос о выработке экстренных мер на случай "непредвиденных действий", то есть начала войны с Ираном. При этом было заявлено, что в случае прекращения поставок нефти по Ормузскому проливу и "на время сохранения напряженности в регионе", МЭА планирует высвобождать из стратегических запасов до 14 млн. баррелей в день. В свою очередь министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман в эфире израильского радио заявил, что Тегеран пытается диктовать условия не только другим поставщикам нефти в Персидском заливе - Саудовской Аравии и Ираку, но и всему миру. Но при этом министр специально подчеркнул, что Израиль не ищет повода для войны с Ираном. Вот почему внимательные эксперты квалифицировали складывающуюся ситуацию как "войну нервов и игру мускулами", как демонстрацию "дубины" какой-то "третьей стороне", расположенной вне Ближнего Востока. О том, что в регионе осуществляется многоходовая военно-политическая операция можно было судить и по заявлению секретаря Совбеза России Николая Патрушева. По его словам, "угроза возникновения войны в Иране существует, и очень важно, чтобы не была допущена война", и что "мы заинтересованы в диалоге, чтобы нам поясняли, что происходит. Не всегда это получается". При этом секретарь Совбеза уточнил, что "разговоры о том, что иранцы создадут атомную бомбу чуть ли не на следующей неделе, мы слышим уже много лет подряд", и что "наличие военной составляющей в ядерной программе Тегерана до сих пор никем так и не доказано".
Тогда кто же больше всех заинтересован в том, чтобы периодически "оживлять" миф об иранской бомбе? Прежде всего, США, осуществляющие проект по созданию системы ПРО в Европе под предлогом защиты от возможного ядерного нападения с иранской стороны. В то же время это то самое "зеркало", в которое внимательно заглядывается и Иран. Неслучайно, он стал устраивать различные военные учения с пуском баллистических ракет дальнего радиуса действия, укрепляя имидж государства, способного дать отпор США и их союзникам. Так предпринимается попытка обозначить лидерство в регионе.
Теоретически можно допустить, что США могут решиться на свержение режима в Иране. Американская пропаганда заявляет, что в случае начала боевых действий, способность Ирана к сопротивлению будет сломлена в течение первых нескольких часов. Но тогда исчезает аргумент угрозы со стороны этой страны, отпадет необходимость в осуществлении проекта ПРО. Для Вашингтона такая игра "не стоит свеч". К тому же если бы речь в действительности шла об иранском ядерном проекте, то с ним было бы удобнее покончить до мирового финансового кризиса, а не в разгар избирательной компании в США, когда президент Барак Обама пытается окружить себя оливковыми ветвями миротворца.
В нынешней американо-иранской эскалации начинают просматриваться побочные эффекты. Первый: более открыто о своих интересах в регионе заявил Китай. Это - его первое участие в большой игре на Ближнем Востоке. Второй: идет перегруппировка сил в регионе - Греция сближается с Израилем, а Турция с Ираном. Известно, что в последнее время камнем преткновения во взаимоотношениях между Турцией и Ираном являлась Сирия. С одной стороны, президент Обама и глава турецкого правительства Эрдоган выражают поддержку "законным требованиям сирийского народа, требующего демократии". С другой, Анкара налаживает диалог с Тегераном, что без достижения определенных договоренностей по сирийской проблеме было бы невозможно. Даже если режим Асада падет, то обеспечить свои интересы в Сирии Турции без Ирана не удастся. А с уходом американских войск из Ирака, что сопряжено с актуализацией проблемы создания государства курдов, Иран может стать единственным союзником Турции, с помощью которого можно будет решить "курдское уравнение". Поэтому попытка Турции выступить в роли посредника между основными западными державами и Ираном в отношении его ядерной программы, голосование в Совете Безопасности ООН против введения дополнительных санкций против Ирана, можно отнести к событиям знакового уровня. Более того, как считает армянский политолог Ричард Киракосян, определяется тенденция турецкой дипломатии "выстраивать отношения с Новым Средним Востоком - на фоне антиамериканских и антиизраильских настроений", формирования в регионе новых геополитический реалий. В дальнейшем такая ситуация неизбежно приведет к детонированию многих внутрирегиональных процессов, ещё более отчётливо разведя такие страны как Турцию и Иран с арабскими монархиями Персидского залива по разным углам геополитического "ринга". Ранее центр инициативности по свержению руководства в Дамаске находился в арабском мире, в рамках Лиги арабских государств.
Теперь все может измениться с точностью наоборот. Так что так называемое "ядерного досье" Тегерана в будущем может еще не раз пригодиться.