В разном возрасте у детей возникают самые различные переживания и связаны они с чем угодно. Взаимоотношения с ровесниками или взрослыми, сопереживание происходящего у близких людей или от случайного наблюдения за чем-либо. Учёба и всё происходящее в школе часто являются причиной детского стресса. А вот что будет дальше и насколько сильное влияние стресс окажет на дальнейшую жизнь, зависит от того, как мы, родители, сможем помочь нашим детям. Это, я вам скажу, нелегко. Даже имея мужа-психотерапевта. Вот сейчас мы с Лёней в России, а Максим в Португалии, проблем много, у меня сплошная головная боль от этого, а я должна суметь Лёне оказать поддержку.
Хорошо, когда есть возможность обратиться за помощью!
ДЕТСКИЙ СТРЕСС
"Он быстро устает. У неё нет друзей в школе. Она не знает, чего хочет. Мается от безделья. Он часто болеет." - я часто слышу эти слова от родителей, рассказывающих о проблемах своих детей. Обычно такие состояния у ребенка - результат непереработанного психологического стресса.
Способность ребенка справиться со стрессом зависит от того как свободно он мог найти вашу поддержку в важные для него моменты. Никакой стресс не станет психологической травмой, если ребенок может обратиться к папе или маме, которые не погружены в свои переживания, располагают свободным временем и могут быть внимательны, чтобы выслушать, понять и дать нужный ответ.
В разные периоды жизни ребенку нужны разные формы поддержки. И, если он не получил их в нужное время, развиваются специфические трудности.
1. "Я должен все контролировать, я никому не верю. Мир вокруг не надёжен". Такой человек не получали безусловного внимания и поддержки до 1,5 лет. Роль мамы в этот период особенно важна, именно она может заложить базовое ощущение безопасности для ребенка "МОЙ МИР СТАБИЛЕН".
2. "Не бросай меня. Я все должен сделать правильно. Дисциплина - прежде всего." Родители таких детей (и взрослых) не смогли обеспечить баланс между "можно" и "нельзя". В возрасте до 3х лет ребенок "встает на ноги", учится автономности и нуждается в поддержке и ограничении. Излишняя строгость и попустительство одинаково вредны. Задача родителей дать понять: "СО МНОЙ ВСЕ В ПОРЯДКЕ".
3. "Я во всем виноват. Я ничего не могу." В возрасте от 3 до 6 лет ребенок учится манипулировать окружающим миром. Папа и мама помогают ребенку понимать и управлять сильными чувствами. От родителя противоположного пола ребенок усваивает границы дозволенного "обладания". Это очень важно для дальнейшей половой идентификации. В этот период ребенок может усвоить "Я МОГУ".
Если вы сами были в стрессе (переезд, развод, поиск работы, смена социального статуса), то у вас, скорее всего, было мало времени и сил поддержать ребенка. До 6 лет ребенок формирует образ своего "Я", на который он будет опираться всю свою жизнь.
К сожалению, большая часть семей мигрантов пережила серьёзную нагрузку, связанную с переездом, необходимостью много и тяжело работать. Если семья сохранилась, то нагрузка по обеспечению физического и психического комфорта для ребенка могла распределяться между двумя родителями. Но я вижу много распавшихся семей и в этом случае способность родителя понимать страдания ребенка существенно ниже.
Проблема решается. Я консультировал семьи, взявшие детей из детского дома. В нормальных условиях даже подростки смогли пройти все этапы своего раннего развития и избавиться от большей части негативных переживаний.
Психотерапия помогает возвратить утраченное ощущение стабильности и веру в собственные силы. Мы можем это сделать вместе в процессе семейного консультирования или индивидуальной работы. Вы все получите возможность справляться со стрессом и сможете получать поддержку друг от друга.
Ваш ребенок - отражение вашей жизни.
Психотерапевт Максим Егоров.
Консультации и психотерапия по скайпу.
http://www.egoconsultation.eu