... .html от Гугл
(Google Maps) Так ...
В субботу у меня был музейный день, сплошной пир духа, так сказать. После глубокого погружения в сумеречный Берлин начала прошлого века, углубилась еще дальше - до раннего средневековья на выставке "Карты Святой Земли" . Вместо Вергилия поводырем выступал замечательный гид и человек Mitia Frumin - знаток картографии, хронологии, геодезии, тектонических сдвигов,океанских течений и еще бог знает каких загадочных наук. Некоторые карты походили на картинки, некоторые - на контурные карты из школьных уроков географии - но все были восхитительно тонко прорисованы,украшены заставками и виньетками, и переполнены деталями, которые можно рассматривать бесконечно, см. карту Земли онлайн http://rerive.com/google_map_online.html от Гугл Мапс (Google Maps) Так козле одной из них гид уверял, что среди грозных боевых каравелл с пушечками должен затесаться рыбак. Все уткнулись носом в стену, но обнаружила его, как самая веъдливая, я, чем была страшно горда. На ранних картах нет ни масштаба ,ни точных координат и рисовали их монахи какого-то затерянного в глухих баварских лесах монастыря, за стнеы его, естественно,не выходившие. ( ну разве что хворосту собрать). То есть люди рисовали то, чего никогда в глаза не видели, опираясь на рукописи Птолемея и другие древние источники. В точности ли они понимали смысл написанного? Вопрос открытый, как в известной истории с целибатом (coelibatus) и весельем (celebrate). Или как в рассказе Борхеса про Аверроэс , где знаменитый восточный философ выслушивает рассказ путешественника Абуль-Касима о китайском театре и пытается постичь смысл понятий «трагедия» и «комедия», подробно трактуемых в «Поэтике» Аристотеля, однако это ему никак не удается, ибо его кругозор ограничен рамками традиционного ислама, исключающими понятие «театр». Да и современные ученые, рассказывая нам о кварках, квазарах и квантах, оперируют понятиями, которые никто в глаза не видел и в руках не держал.
Переход через Красное море
Все карты из частного собрания Чин
Но вернемся в музейные залы. Глядя на эти красочные картинки, с трудом понимаешь , как люди перемещались из точки А в точку Б. Вот написано - три дня пути. На чем - лошади, своих двоих, белом осле, невидимых крыльях любви?... Ладно,дойти из Назарета до Иерусалима - там хотя бы воды по дороге. Но как преодолевать безжизненные холмы иудейской пустыне, не зная, куда идти: направо,налево, или все равно куда - одинаково голову сложишь... Как плыть по морю, окияну? как Колумб вообще доплыл куда-либо? Ведь он мог бесконечно выписывать зигзаги по необъятной водной глад... Да, звезды,звезды, знаю... Но все равно... Или, что тоже вероятно - у тогдашних был какой-то ключ-дешифратор, который делал все эти картинки очень точным вейзом или джипиэсом, а у нас ,сегодняшних, его нет и потому мы карта молчит, не открывает сокровищ Сезама (сим-сим, а не хумус)...
В общем, у меня вопросов осталось больше чем ответов. но это ведь и есть самое интересное.