Как я не люблю технику мокрым-по-мокрому нужно показывать в лицах. Я физически не способна рисовать раскрепощенно, смело, легко и свободно. Для меня просто пытка видеть, как а листе расползается цветная клякса, а я не могу контролировать процесс этого расползания. Там, где нужно отпустить, я стою наготове с кучей салфеточек, сухих кисточек и банкой чистой воды, готовая ликвидировать катастрофу. А бесконтрольное растекание и смешивание мокрой краски на мокрой бумаге для меня ни что иное, как катастрофа перфекциониста. Но задание есть задание. Иногда полезно выйти за рамки, чтобы набраться опыта и в ужасе захлопнуть эту дверь навсегда : ) Чтобы было проще, я решила расчертить себе поле деятельности. Во-первых, потому что я люблю расчерчивать. Во-вторых, потому что работать на небольшой формате даже в самой пугающей технике значительно проще, чем сразу на огромном ватмане. Я просто решила смешивать все понравившиеся цвета, вливая их в лужу на бумаге. Лужа имела четкие рамки, размер кисти был минимальным, так что результат меня более чем устроил.
Кстати, я попробовала делать разводы солью. Вообще не понравилось, полный бред. Стоит ли говорить, что поваренную соль я раскидывала пинцетом? [смеется] У меня почему-то соль присохла, не дала нужного эффекта вообще - мне категорически не понравился мусор на рисунке.
Ну-с, покажу и расскажу свои упражнялки с акварелью. Больше всего мне понравился процесс отбора 20 цветов для тревел-набора из имеющихся 36. Когда в магазине я выбирала из общей палитры то, что мне нравится, оказалось, что я выбрала только синие оттенки и одну зеленую палеточку [синий период...?]. Дома я устроила глобальное бумагомарательство и все равно из 20 красок не оказалось ни одной конкретно красного цвета. Что-то лиловое, что-то вишневое, что-то откровенно розовое, но не красное. Почему-то я избегаю этого цвета...
Лессировка и смешивание цветов. Очень понравилось. особенно расчерчивать бумагу под будущую заливку. Я обожаю такие монотонные медитативные занятие, когда руки заняты предельно аккуратным и ювелирным делом, а в голове очаровательная легкость и пустота. Во время смешивания очень конкретно поняла, какие цвета мне нравятся больше всего - оливковая (727) и индиго (516). Идеально зеленый и идеально синий в моем понимании.
Цветовые растяжки наглядно продемонстрировали, как я боюсь цвета и постоянно барахтаюсь в разбавленных полутонах. Чтобы такого безобразия не было, пришлось оставить в палитре только те цвета, которые мне пипец ак нравятся и которые я готова использовать везде и всюду. Те цвета, которых я не боюсь и в которых мне комфортно. Собственно, так и выглядит мой нынешний тревел-наборчик. При необходимости из него можно намешать все, что угодно:
А вот здесь я в который раз убедилась, что смело и раскрепощенно мне никогда не рисовать. Я ужасно намучилась в упражнении с заливкой! Мне постоянно казалось, что я использую неоправданно большое количество краски, которая мне бы пригодилась на другие цели. Что большая толстая кисточка пачкает другие палеточки и вообще проще бревном махать, чем белкой №6. Я постоянно бегала менять воду, даже когда работала одним цветом. Очень неприятное занятие. Не говоря уже о наблюдении за "каплей", которая висит на листе в процессе заливки. Бр! Мокрая техника это очень,очень не мое.
Ну и круг Иттена. Про него нечего сказать. Разве что, я в который раз убедилась, что обожаю сине-серые оттенки и отдаю предпочтение оранжевым, вместо красного.
Частенько приходилось слышать, что моя акварель "слишком графичная". Там, где нужно лить воду и рисовать смелыми точными мазками, я уходила в глухую многослойность и вырисовку линий, линий и еще раз линий. Боязнь все испортить модифицировалась в маниакальное желание контролировать в принципе очень текучий и легкий материал. Собственно, это создало своеобразный конфликт в моей голове: вроде и нравится рисовать акварелью, но словно еду на велосипеде с квадратными колесами. Чтобы добиться идеального исполнения, к которому я стремлюсь, нужно научиться контролировать краску, воду и то, как они ведут себя на бумаге. Научиться быть шустрым и достаточно смелым, чтобы делать все одним мазком. И в то же время - научиться не спешить, давая просохнуть всем слоям перед последующими этапами.
На мой взгляд, лучший урок для познания "акварельной самости" - техника мокрым по мокрому или A la Prima. Хотя я нахожу работы, выполненные исключительно таким способом не самыми привлекательными. Смелые авторы так щедро льют краску и воду, что получается откровенная мазня, которой противится перфекционист внутри меня. Вместе с тем это прекрасная практика владения цветом и создания фона.
A la Prima - это живопись по-сырому. Рисунок создается максимально быстро и за один сеанс. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается неповторимыми разводами, переливами и размытиями, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Именно поэтому рисунки, выполненные в такой технике, практически невозможно скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Используя разнообразные цветовые комбинации, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность рисунка, которой так славится акварель.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
❖ Для рисования мокрым по мокрому необходимо хорошенько смочить акварельный лист. Можно сделать это кисточкой, губкой или прямо из пульверизатора, если позволяет формат бумаги. Затем влажной кисточкой набрать необходимое количество краски и смело наносить прямо в воду. В зависимости от влажности, цветовое пятно может пойти мягким градиентом или сочными кляксами.
❖ Просачивание воды в заливку - метод от обратного. В данном случае в уже имеющееся цветовое пятно или полную заливку добавляется небольшой объем воды чистой кистью. Вода медленно проникает в структуру краски, высветляя отдельные участки. Этот эффект можно сравнить с облаками. Самое сложное во вливании воды - угадать момент, когда краска уже схватилась с бумагой и проникла в фактуру, но еще не окончательно высохла.
❖ Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу, когда он смачивается не полностью, а лишь в некоторых конкретных местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности, четкие контуры в сухих местах с «растекшимися» в увлажненных:
Видео с мастер-класса Константина Куземы как раз по этой технике:
Одним из самых тяжелых моментов работы в мокрой технике - это понимание, когда остановиться. Очень сложно получить хорошие детали с первого раза, особенно если вы никогда не рисовали до этого в мокрой технике. Во время работы над предыдущими размывками очень легко увлечься смешиваниемцветов, в результате чего они могут стать мутными, грязными или слишком прозрачными. Именно поэтому я считаю, что подобная техника хорошо подходит для пленеров и быстрых набросков, где важно схватить суть цвета и композиции, а не передать детали. Техника акварели мокрым по мокрому иногда разочаровывает, но всегда захватывает. Даже тренировочные упражнения дают массу необычных ощущений, когда краска расплывается и смешивается на мокрой бумаге.
Я смотрела довольно много видео-уроков и мастер-классов этой технике, но, признаться, они меня совершенно не вдохновили и даже вызвали некоторое отторжение тем безобразием, которое творилось на бумаге. Так что предлагаю посмотреть три видео из тех, что мне понравились: маки акварелью, яблочко и лесной пейзаж.
Несколько примеров "мокрой" техники:
Напоминаю, что у нас есть группа Марафона в контакте, где можно выкладывать свои работы и следить за новыми заданиями. И местечко, посвященное исключительно вдохновению.